Государство как институт политической системы общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 21:16, контрольная работа

Краткое описание

Политическая система существует неразрывно с государством, так как государство является едва ли не самым главным элементом политической системы. Возникновение политической системы практически связано с возникновением государства вообще, так как с его возникновением начинается возникновение различных негосударственных образований. Аристотель упоминает о партиях горы и равнины в рабовладельческой Греции. В жизни феодального общества важную роль играли такие объединения собственников, как общины, гильдии, цеха. «Государство и негосударственные организации господствующих и угнетенных классов в своей совокупности и составляли политическую систему конкретного классового общества». Однако политические организации того времени были далеко не совершенны, но даже и современные системы еще далеки от идеальных, то есть от таких, которые бы удовлетворяли интересы всех слоев населения

Содержание

Введение

2
I Политическая система общества

3
1 Понятие, структура, типология политической системы.

3
1.1 Понятие политической системы.

3
1.2 Структура политической системы.

4
1.3 Типология политической системы.

5
2 Политическая система современной России: основные

характеристики.

6
II Государство как институт политической системы общества.

9
1 Гражданское общество, правовое государство, социальное

государство

9
2 Единство государственной власти и разделение ее властей.

12
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 116.77 Кб (Скачать файл)

 

В теории конституционного права — общество, состоящее из настоящих граждан, т.е. людей, обладающих тесно взаимосвязанными правовой и политической культурами, которые опираются на нравственную культуру. Это общество устойчивого  порядка, поддерживаемого не только (и не столько) силой государственного принуждения, но и самодеятельными  усилиями самих граждан — его  членов. Г.о. отличается высокой степенью самоорганизации. Для него не требуется массированных воздействий государственных органов. Государство должно быть под контролем Г.о., оно — "наемный слуга" Г.о., хотя бы потому, что существует на средства, собранные с помощью налогообложения граждан, предприятий и учреждений. Это общество регулирует не только свою политическую, культурную, но и экономическую, социальную жизнь. Далеко не все общества являются гражданскими. Г.о. — показатель достаточно высокого уровня общественного развития. Такими можно назвать общества в цивилизованных странах с развитой демократией. Основная причина затрудненности перехода негражданского общества в разряд гражданских — многолетняя традиция зависимости общества от государства, экономическая и политическая несамостоятельность граждан. Основными элементами Г.о. являются разнообразие и равенство форм собственности, свобода труда и предпринимательства, идеологическое многообразие и свобода информации, незыблемость прав и свобод человека, развитое самоуправление, цивилизованная правовая власть.

Правовое  государство

Правовое государство (от нем. Rechstaat) — демократическое государство, организация и деятельность которого основаны на праве и связаны с правом, где созданы условия для наиболее полного обеспечения естественных и неотчуждаемых прав человека.


 

Идея правового государства  направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством

Основные признаки правового  государства:

  1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к "ужасающему деспотизму" (Ш. Монтескье).
  2. Наличие Конституционного Суда - гаранта стабильности конституционного строя - органа, обеспечивающего конституционную законность и верховенство Конституции, соответствие ей законов и иных актов законодательной и исполнительной власти.
  3. Верховенство закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон.Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону. В случае же противоречия приоритет принадлежит закону.Сами законы, которые могут быть использованы в качестве формы легализации произвола (прямой противоположности права), должны соответствовать праву, принципам конституционного строя. Юрисдикцией Конституционного Суда действие неправового закона подлежит приостановлению, и он направляется в Парламент для пересмотра.
  4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений. Государство, издавшее закон, не может само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям произвола, своеволия, вседозволенности со стороны бюрократии всех уровней.
  5. Взаимная ответственность государства и личности: личность ответственна перед государством, но и государство не свободно от ответственности перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права.
  6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности, что обеспечивается наличием соответствующего правового механизма их реализации, возможностью их защиты наиболее эффективным способом - в судебном порядке.
  7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов, иных нормативно-правовых актов, следствием чего является доверие людей государственным структурам, обращение для разрешения сугубо юридических споров к ним, а не, например, в газеты, на радио и телевидение.
  8. Правовая культура граждан - знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное отношение к праву, противостоящее "правовому нигилизму" (вера в право силы и неверие в силу права).

СОЦИАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВО

 

Социальное государство — форма государства, важнейшей функцией которого является активное влияние на социальные отношения в интересах широких слоев населения.


 

Термин «социальное государство» введен в научный оборот в XIX в. Впервые  социальный характер государства был  провозглашен в Конституции ФРГ 1949 г. Концепция социального государства  окончательно сформировалась во второй половине XX в.

Социальное  государство конструирует тип общества, который позволяет обеспечить более равномерное распределение материальных и духовных благ, выровнять посредством социальных стандартов стартовые возможности граждан, создать для них благоприятную социально-культурную среду обитания. Оно выступает в роли гаранта обеспечения уровня жизни, достойного человека, особенно в таких сферах, как уровень доходов, обеспечение жильем, здравоохранение, доступное образование и культура.

Возможность практического воплощения идеи социального государства зависит от ряда факторов:

  • высокого уровня экономического развития страны;
  • наличия правового государства;
  • соответствующего уровня политической культуры граждан.

Статус  социального государства официально закреплен в конституциях Германии, Испании, Франции, России и др.

Российское  государство ставит своей целью  стать социально-правовым.

Конституция РФ 1993 г. провозглашает, что «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

 

Из  этого общего положения вытекают следующие конституционные обязанности Российского государства:

  • обеспечение социальной справедливости, равных стартовых возможностей для всех граждан;
  • установление минимального размера оплаты труда;
  • поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов, пожилых граждан и др.;
  • развитие системы социальных служб;
  • установление государственных пенсий, пособий, иных гарантий социальной защиты;
  • недопущение резкою имущественною расслоения;
  • осуществление перспективной демографической политики.

Такие действия государства возможны в  демократической политической системе  и при наличии гражданского общества.

  1. Единство государственной власти и разделение ее властей.

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная  власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Принцип разделения властей является одной из основных характеристик правового государства и выступает в качестве гарантии реализации принципа приоритета человека, его прав и свобод как высшей ценности. 
Характеристики принципа разделения властей: 
1) разделение функций по осуществлению государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с принципом разделения властей в государстве действуют: 
во-первых, законодательная власть, ее основной функцией является принятие законов; 
во-вторых, исполнительная власть, ее назначение в исполнении принимаемых законодательной властью законов; 
в-третьих, судебная власть, ее сфера - осуществление правосудия - деятельности по рассмотрению и разрешению конкретных дел с вынесением решений, которые не могут быть отменены органами законодательной или исполнительной власти. 
Органы каждой из ветвей власти действуют в рамках установленной Конституцией РФ компетенции и не вправе осуществлять функции, присущие органам иной ветви власти; 
2) самостоятельность органов каждой из ветвей власти означает, что в своей деятельности они независимы друг от друга, не подчинены друг другу; 
3) система сдержек и противовесов. Этим термином обозначается система полномочий трех ветвей власти в сфере взаимоотношений друг с другом, установленная Конституцией РФ с целью не допустить нарушений принципа разделения властей, преимущественного положения одной ветви власти перед другой. Такими полномочиями являются, например: 
- право Государственной Думы давать согласие на назначение Председателя Правительства РФ, выражать недоверие Правительству РФ; 
- право Президента РФ распускать Государственную Думу; 
- право Конституционного Суда признавать неконституционными законы, принятые Федеральным Собранием, и др.; 
4) единство государственной власти. Разделение властей не означает, что государственная власть делится на части. Между государственными органами распределяются функции по ее осуществлению. 
Согласно ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют:

  1. Президент РФ;
  2. Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);
  3. Правительство РФ;
  4. суды Российской Федерации. 

В связи с федеративным строением  России Конституция РФ закрепляет, что государственную власть в  субъектах Российской Федерации  осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Обычно региональные органы государственной власти представлены законодательным (представительным) органом  и исполнительным органом власти, в некоторых субъектах образуются конституционные (уставные) суды. Система  судов общей юрисдикции и арбитражных  судов является единой и федеральной, поэтому субъекты Федерации не вправе создавать по своему усмотрению судебные органы данных видов. 
Отличительной особенностью разделения властей в российской системе государственной власти является его несбалансированность, нарушенность системы сдержек и противовесов. Прежде всего это связано с неопределенным местом Президента РФ в системе разделения властей. Во-первых, согласно ч. 1 ст. 80 Конституции РФ Президент РФ является главой государства, а ч. 2 этой статьи закрепляет, что Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Эти положения свидетельствуют о том, что Президент РФ занимает положение как бы «над» всеми тремя ветвями власти, координируя их деятельность и выступая в роли «всеобщего противовеса» в системе разделения властей. Во-вторых, с другой стороны, Президент РФ фактически является главой исполнительной власти. Согласно ч.З ст. 80 Конституции РФ он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (подзаконный характер деятельности Президента РФ говорит об исполнительной природе осуществляемых им функций). Кроме того, Президент РФ обладает обширными полномочиями по отношению к Правительству РФ: он вправе назначать и освобождать от должности министров, отправлять правительство в отставку. В-третьих, Президент РФ имеет право издавать указы, содержащие нормы права. Статья 90 Конституции РФ требует, чтобы указы Президента РФ не противоречили Конституции РФ и федеральным законам. Однако федеральные законы приняты еще не по всем вопросам, требующим правового, регулирования. В этом случае указы Президента РФ являются единственным источником правовых норм и фактически выступают в роли закона.

 

 

Список  использованной литературы:

 

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Белов Г.А. Политическая система // Кентавр. 1995. № 2.
  3. Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М., 2001.
  4. Политология: Хрестоматия / Сост. М.А. Василик, М.С. Вершинин. М., 2001.
  5. Аристотель. Политика; Москва 2012
  6. Гаджиев К.С. Политологическая наука. М., 1995.
  7. Дегтярев А.А. Основы политической теории. М.,1998.
  8. Гражданское общество. Мировой опыт и проблемы России. М., 1998.
  9. М.В. Баглай, Конституционное право Российской Федерации. - М.: 2007,
  10. Баиева Н.А. Социальное государство и его основные критерии. – Сборник трудов Сев. Кав. ГТУ, 2004.

 

Интернет ресурсы;

  1. http://www.kreml.ru/ru/
  2. http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/14116
  3. http://socrus.ru/ Первый социальный портал России/ Россия - социальное государство.
  4. http://www.lihachev.ru/chten/1997izbrannoe/5567/5576/ 

1 Сравнение характеристик политических систем в различных странах и их отображение в развитии экономических отношений позволяют осуществить классификацию  политических режимов на тоталитарные,  авторитарные и демократические и их проецирование на экономические отношения, проявляющиеся через соответственно монополию,  монополистическую  конкуренцию  и  совершенную конкуренцию. Таким образом, институциональные аспекты политики являются адекватным раскрытием существующих экономических отношений между государством и прочими субъектами экономики.

 


Информация о работе Государство как институт политической системы общества