Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 21:16, контрольная работа
Политическая система существует неразрывно с государством, так как государство является едва ли не самым главным элементом политической системы. Возникновение политической системы практически связано с возникновением государства вообще, так как с его возникновением начинается возникновение различных негосударственных образований. Аристотель упоминает о партиях горы и равнины в рабовладельческой Греции. В жизни феодального общества важную роль играли такие объединения собственников, как общины, гильдии, цеха. «Государство и негосударственные организации господствующих и угнетенных классов в своей совокупности и составляли политическую систему конкретного классового общества». Однако политические организации того времени были далеко не совершенны, но даже и современные системы еще далеки от идеальных, то есть от таких, которые бы удовлетворяли интересы всех слоев населения
Введение
2
I Политическая система общества
3
1 Понятие, структура, типология политической системы.
3
1.1 Понятие политической системы.
3
1.2 Структура политической системы.
4
1.3 Типология политической системы.
5
2 Политическая система современной России: основные
характеристики.
6
II Государство как институт политической системы общества.
9
1 Гражданское общество, правовое государство, социальное
государство
9
2 Единство государственной власти и разделение ее властей.
12
Список использованной литературы
В теории конституционного права — общество, состоящее из настоящих граждан, т.е. людей, обладающих тесно взаимосвязанными правовой и политической культурами, которые опираются на нравственную культуру. Это общество устойчивого порядка, поддерживаемого не только (и не столько) силой государственного принуждения, но и самодеятельными усилиями самих граждан — его членов. Г.о. отличается высокой степенью самоорганизации. Для него не требуется массированных воздействий государственных органов. Государство должно быть под контролем Г.о., оно — "наемный слуга" Г.о., хотя бы потому, что существует на средства, собранные с помощью налогообложения граждан, предприятий и учреждений. Это общество регулирует не только свою политическую, культурную, но и экономическую, социальную жизнь. Далеко не все общества являются гражданскими. Г.о. — показатель достаточно высокого уровня общественного развития. Такими можно назвать общества в цивилизованных странах с развитой демократией. Основная причина затрудненности перехода негражданского общества в разряд гражданских — многолетняя традиция зависимости общества от государства, экономическая и политическая несамостоятельность граждан. Основными элементами Г.о. являются разнообразие и равенство форм собственности, свобода труда и предпринимательства, идеологическое многообразие и свобода информации, незыблемость прав и свобод человека, развитое самоуправление, цивилизованная правовая власть.
Правовое государство
Правовое государство (от нем. Rechstaat) — демократическое государство, организация и деятельность которого основаны на праве и связаны с правом, где созданы условия для наиболее полного обеспечения естественных и неотчуждаемых прав человека.
Идея правового государства
направлена на ограничение власти (силы)
государства правом; на установление
правления законов, а не людей; на
обеспечение безопасности человека
в его взаимодействиях с
Основные признаки правового государства:
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО
Социальное государство — форма государства, важнейшей функцией которого является активное влияние на социальные отношения в интересах широких слоев населения.
Термин «социальное
Социальное государство конструирует тип общества, который позволяет обеспечить более равномерное распределение материальных и духовных благ, выровнять посредством социальных стандартов стартовые возможности граждан, создать для них благоприятную социально-культурную среду обитания. Оно выступает в роли гаранта обеспечения уровня жизни, достойного человека, особенно в таких сферах, как уровень доходов, обеспечение жильем, здравоохранение, доступное образование и культура.
Возможность практического воплощения идеи социального государства зависит от ряда факторов:
Статус
социального государства
Российское государство ставит своей целью стать социально-правовым.
Конституция РФ 1993 г. провозглашает, что «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Из этого общего положения вытекают следующие конституционные обязанности Российского государства:
Такие действия государства возможны в демократической политической системе и при наличии гражданского общества.
В соответствии
со ст. 10 Конституции РФ государственная
власть в Российской Федерации осуществляется
на основе разделения на законодательную,
исполнительную и судебную. Принцип разделения
властей является одной из основных характеристик
правового государства и выступает в качестве
гарантии реализации принципа приоритета
человека, его прав и свобод как высшей
ценности.
Характеристики принципа разделения властей:
1) разделение функций по осуществлению
государственной власти на законодательную,
исполнительную и судебную. В соответствии
с принципом разделения властей в государстве
действуют:
во-первых, законодательная власть, ее
основной функцией является принятие
законов;
во-вторых, исполнительная власть, ее назначение
в исполнении принимаемых законодательной
властью законов;
в-третьих, судебная власть, ее сфера -
осуществление правосудия - деятельности
по рассмотрению и разрешению конкретных
дел с вынесением решений, которые не могут
быть отменены органами законодательной
или исполнительной власти.
Органы каждой из ветвей власти действуют
в рамках установленной Конституцией
РФ компетенции и не вправе осуществлять
функции, присущие органам иной ветви
власти;
2) самостоятельность органов каждой из
ветвей власти означает, что в своей деятельности
они независимы друг от друга, не подчинены
друг другу;
3) система сдержек и противовесов. Этим
термином обозначается система полномочий
трех ветвей власти в сфере взаимоотношений
друг с другом, установленная Конституцией
РФ с целью не допустить нарушений принципа
разделения властей, преимущественного
положения одной ветви власти перед другой.
Такими полномочиями являются, например:
- право Государственной Думы давать согласие
на назначение Председателя Правительства
РФ, выражать недоверие Правительству
РФ;
- право Президента РФ распускать Государственную
Думу;
- право Конституционного Суда признавать
неконституционными законы, принятые
Федеральным Собранием, и др.;
4) единство государственной власти. Разделение
властей не означает, что государственная
власть делится на части. Между государственными
органами распределяются функции по ее
осуществлению.
Согласно ст. 11 Конституции РФ государственную
власть в Российской Федерации осуществляют:
В связи с федеративным строением
России Конституция РФ закрепляет,
что государственную власть в
субъектах Российской Федерации
осуществляют образуемые ими органы
государственной власти. Обычно региональные
органы государственной власти представлены
законодательным (представительным) органом
и исполнительным органом власти,
в некоторых субъектах
Отличительной особенностью разделения
властей в российской системе государственной
власти является его несбалансированность,
нарушенность системы сдержек и противовесов.
Прежде всего это связано с неопределенным
местом Президента РФ в системе разделения
властей. Во-первых, согласно ч. 1 ст. 80 Конституции
РФ Президент РФ является главой государства,
а ч. 2 этой статьи закрепляет, что Президент
РФ обеспечивает согласованное функционирование
и взаимодействие органов государственной
власти. Эти положения свидетельствуют
о том, что Президент РФ занимает положение
как бы «над» всеми тремя ветвями власти,
координируя их деятельность и выступая
в роли «всеобщего противовеса» в системе
разделения властей. Во-вторых, с другой
стороны, Президент РФ фактически является
главой исполнительной власти. Согласно
ч.З ст. 80 Конституции РФ он определяет
основные направления внутренней и внешней
политики государства в соответствии
с Конституцией РФ и федеральными законами
(подзаконный характер деятельности Президента
РФ говорит об исполнительной природе
осуществляемых им функций). Кроме того,
Президент РФ обладает обширными полномочиями
по отношению к Правительству РФ: он вправе
назначать и освобождать от должности
министров, отправлять правительство
в отставку. В-третьих, Президент РФ имеет
право издавать указы, содержащие нормы
права. Статья 90 Конституции РФ требует,
чтобы указы Президента РФ не противоречили
Конституции РФ и федеральным законам.
Однако федеральные законы приняты еще
не по всем вопросам, требующим правового,
регулирования. В этом случае указы Президента
РФ являются единственным источником
правовых норм и фактически выступают
в роли закона.
Список использованной литературы:
Интернет ресурсы;
1 Сравнение характеристик политических систем в различных странах и их отображение в развитии экономических отношений позволяют осуществить классификацию политических режимов на тоталитарные, авторитарные и демократические и их проецирование на экономические отношения, проявляющиеся через соответственно монополию, монополистическую конкуренцию и совершенную конкуренцию. Таким образом, институциональные аспекты политики являются адекватным раскрытием существующих экономических отношений между государством и прочими субъектами экономики.
Информация о работе Государство как институт политической системы общества