Государство как основной институт политической власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2014 в 19:16, реферат

Краткое описание

Цель настоящей работы – рассмотреть понятие и признаки государства с точки зрения современных историков и правоведов, а также попытаться объективно обобщить полученный материал. В процессе достижения определенной цели были решены следующие задачи:
1) рассмотреть понятие государства, как особой формы организации, в историческом аспекте (с точки зрения мыслителей древности – Цицерон и ученых современности);
2) найти отличия государства от других образований;

Содержание

Введение 3
1. Характеристика эволюции понятия государства 4
1.1. Суть понятия государство 4
1.2. Признаки государства 6
1.3. Государство как социальное явление 8
2. Характеристика государственной власти 12
2.1 Понятие государственной власти 12
2.2.Классификация методов реализации государственной власти 16
2.3. Общая классификация методов контроля государственной власти 20
Заключение 24
Список используемых источников и литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

политология реферат Проковой Е..docx

— 43.94 Кб (Скачать файл)

Но не считаясь с то, что государство является формой организации интересов всех членов общества, она не объединяет их абсолютно во всех сферах, аспектах их жизни. Рядом с общественным интересом существуют интересы особые и индивидуальные, которые отображаются, обеспечиваются и предохраняются соответствующими социальными объединениями или лично индивидом. Государство не должна самая вмешиваться в сферу этих интересов, но обязанностью ее есть обеспечивать их независимость, гарантировать и предохранять от вмешательства со стороны других субъектов. Независимость разных социальных организаций и индивидов, наличие гарантированных государством сфер их "самостоятельного" жизни – важный признак цивилизованности государства и общества.

Также нужно обратить внимание на то, что государство может быть светским и теократическим. Большинство государств мира – светские, т.е. такие, в которых разграниченные сферы действияцеркви и государства (церковь отделена от государства). В теократических государствах власть принадлежит церковной иерархии (Монголия до 1921 г., современный Ватикан).

Итак, мы рассмотрели основные признаки государства, которое дает нам возможность более глубоко понять суть самого государства и понятие государства в гражданском социальном правовом обществе.

1.3. Государство  как социальное явление

Еллинек различал социальное учение о государстве и учение о государственном праве. Следуя неокантианской методологии, он утверждал, что эти учения основаны на разных методах, и соответственно этому государство и право имеют разные аспекты и определения. Государство как социальное явление представляет собой обладающее первичной господствующей властью союзное единство оседлых людей; правовое понятие того же государства сводится к "корпорации" (юридическая личность, субъект права). В разных аспектах (в нормативном и в социальном) изучается и право.

Различая социальные и юридические понятия государства и права, Еллинек соглашался с Лассалем и другими авторами, отличавшими писаную конституцию от фактической, создаваемой тем фактическим распределением социальных сил, которое существует в каждом государстве независимо от писаных правоположений. Право, по той же концепции, является компромиссом между различными противоречащими друг другу интересами. К этому Еллинек добавляет, что власть и право в их социальном аспекте должны истолковываться психологически, поскольку все явления общественной жизни имеют массово-психологический характер. Общество, по Еллинеку, "означает совокупность проявляющихся во внешнем мире психологических связей между людьми".

Действующее право Еллинек определял в духе юридического позитивизма: "Право есть совокупность исходящих от внешнего авторитета, гарантированных внешними средствами норм взаимного отношения лиц друг к другу". Говоря о праве в социальном аспекте, он замечал, что положительность права в конечном счете основана на средней, типической убежденности народа в том, что это есть право действующее. На такой основе построен весь правопорядок: "Право существует только в нас самих, оно есть функция человеческого общения и потому должно опираться на чисто психологические элементы".

В социально-психологическом плане истолковывается и государство, сводимое к соотношениям воль властвующих и подвластных: "Власть, которая повелевает, но которой не подчиняются, теряет свой характер господствующей власти. Точнее говоря, вся государственная власть основана на повиновении подданных". Повиновение, по Еллинеку, обеспечивается там, где к фактическим отношениям господства присоединяется их психологическое признание подвластными как нормативных отношений ("должно быть так, как есть"). Именно это нормативное сознание, придавая власти правовой характер, делает ее прочной: "Государственная власть должна – не считая переходных эпох – опираться на убежденность народа в ее правомерности, что применимо к всякой форме государства, не исключая и неограниченной монархии".

Еллинек, таким образом, высказывал идею, позже названную социологами и политологами идеей "легитимации государственной власти", ее признания подвластными, укоренения в общественном мнении как социально-психологической основы государственного порядка.

Двухаспектное понимание государства и права было для Еллинека средством преодоления теоретических затруднений, которые испытывал примененный к государствоведению юридический позитивизм. Одно из них – проблема нерушимости правопорядка, законности действии государственной власти. Подобно другим либералам, Еллинек придавал большое значение правам и свободам как необходимому условию свободной от государственного вмешательства индивидуальной деятельности. Поскольку с точки зрения юридического позитивизма эти права и свободы определяются объективным правом, которое создается и применяется государством, необходимо было доказать "связанность государства" им же создаваемым правом; с юридической точки зрения эту связанность Еллинек объяснял обязательностью законов для государственных органов: "Деятельность органов государства и есть сама государственная деятельность, другой деятельности государства, кроме осуществляемой через посредство его органов, вообще не существует". Однако, коль скоро "воля государственного органа и есть воля государства", с той же чисто юридической точки зрения тот же довод может обернуться противоположностью: любой, даже и противоречащий закону акт государственного органа должен считаться правомерным. Выход из затруднения Еллинек находит в ссылке на социальное понятие государства и права, на господствующее социально-психологическое воззрение: "Вся наша современная культура основана на убеждении, что власть государства имеет границы, что мы – не подчиненные безгранично всемогущей власти государственные рабы". Рассуждения Еллинека отражают более высокий уровень конституционного развития Германской империи, чем апелляции Иеринга к разуму правящих кругов.

В том же духе Еллинек пытался совместить юридическое понятие государства с понятиями социологии. "Всякий шаг вперед в области культурного развития можно назвать прогрессом идеи всечеловеческой солидарности. Зарождаясь исторически в самом тесном кругу, солидарные интересы охватывают все более широкие социальные группы, усиливаясь не только экстенсивно, но и интенсивно". Он готов признать, что в прошлом существовали классовые господства, основанные на привилегированном политическом положении части народа; но коль скоро теперь, рассуждал Еллинек, нет замкнутых господствующих классов, государство является представителем общих интересов своего народа.

Но все же общество состоит из различных, противоположных друг другу, борющихся социальных групп, и потому оно не может иметь единой воли; представительное учреждение (парламент) должно выражать единую народную волю. Как снять это противоречие? Еллинек, подобно сторонникам юридической школы государствоведения, комментирует и одобряет институты парламентаризма (в том числе независимость депутатов от избирателей), но считает недостаточной чисто формальную точку зрения, теоретически разобщающую представителей и представляемых. "В государстве с представительной формой правления народ как единый элемент государства является в то же время активным членом государства, коллегиальным государственным органом". Народ, пояснял Еллинек, влияет на ход государственных дел через избирательное право; депутат по закону не обязан отчитываться перед избирателями, но находится под их фактическим контролем; "парламент, воля которого совершенно расходится с народными воззрениями, не может долго оставаться у власти",

2. Характеристика  государственной власти

2.1 Понятиие государственной власти

Власть – явление социальное. Социальная власть присутствует (хотя и в скрытой форме) везде, где упрочены объединения людей: в семьи, производственных коллективах, государстве, т.е. там, где есть реальные возможности и способность влиять на поведение людей с помощью каких-нибудь средств. Динамика развития любой организованной общности людей является борьбой между властью и хаосом.

В широчайшем значении власть – всегда волевые отношения: индивида к самому себе (власть над собой), между индивидами, группами, классами в обществе, между гражданином и государством, между должностным лицом и подчиненным, между государствами. Реализуется она в сфере личной и общественной деятельности – политической, экономической, правовой.

Основными компонентами власти является ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, который приводит в движение все ее элементы (механизм и средства взаимодействия субъекта и объекта).

Власть – всегда двустороннее взаимодействие субъекта и объекта. Власть некогда не являются отношениями лишь одного человека (или органа), если не иметь в виду власть человека над собой (но это уже психологический, а не социальный феномен). Власть означает отношения зависимости между людьми: с одной стороны, навязывание воли кого-то другого, с другого – покорение ей. Иначе – это отношения между субъектом и объектом.

Сущностью власти есть волевые отношения (управление /господство/ – покорение). Власть припускает верховенство, монопольное право субъекта принимать решение ("авторитетные решения"), обязательные и значащие для объекта, и способность обеспечивать выполнение принятых обязательств, т.е. контролировать объект. Общество объективно нуждается во власти. Она противостоит анархии, препятствует разрушительным действиям, опасным для всего социального организма. Авторитет, право, насилие – средства, с помощью которых власть имеет способность и возможность осуществлять свою волю, определенным чином влиять на деятельность и поведение людей.

Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект имел такие качества:

- волю к власти, т.е. желание  властвовать и готовность брать  на себя связанную с этим  ответственность;

- компетентность, т.е. знание  сущности дела, состояния и расположения  духа подвластных, умение использовать ресурсы, иметь авторитет.

Готовность к покорению объекта властвования зависит от ряда факторов:

- от его качеств;

- от выдвинутых требований;

- от ситуации и средств влияния, которые имеет субъект;

- от восприятия субъекта  объектом в зависимости от  наличия (или отсутствия) у него  авторитета.

В отличие от ранних эксплуататорских государств, где объект властвования был бесправным и обязанным беспрекословно подчиняться субъекту властвования, в современных демократических государствах качества объекта политического властвования определяются прежде всего его политической и правовой культурой.

Социальная (публичная) власть – волевые (руководства – покорение) отношения между людьми по поводу организации их общей деятельности, осуществление общей для данного социального коллектива воли (интереса).

Государственная власть является особой разновидностью социальной власти. Если в первоначальном обществе социальная власть имеет публичный (общественный) характер, то в классово-организованном – политический. В государстве мы имеем дело с политической властью. В анализе политических систем общества власть занимает такое же место, как деньги в экономических системах: она имеет крепкие корни в общественной и частной жизни граждан.

Какое соотношение политической и государственной власти?

Есть две точки зрения по этому вопросу:

- "политическая власть" и "государственная власть" –  понятия тождественные, поскольку  политическая власть происходит  от государства и осуществляется  за ее прямого или опосредствованного  участия;

- "политическая власть" и "государственная власть" –  понятие не тождественные, однако всякая государственная власть есть политической.

Действительно, политическая власть неразрывно связана с властью государственной, находит в ней свое продолжение. Государственная власть – главное, типичное средство осуществления политической власти.

Отличия политической и государственной власти тяжело выделить, тем не менее они есть.

1. Всякая государственная  власть имеет политический характер, но не всякая политическая  власть является государственной. Примером может служить двоевластие  в России 1917 г. – власть Временного  правительства и власть Советов. Владея политической властью, Советы  к тому времени не имели  самостоятельной государственной  власти. Другой пример – политическая  власть в Анголе, Гвинее-Бисау, Мозамбике, которые перестали быть колониями  Португалии (к провозглашению независимости  в 1974 и 1975.). Такую власть можно  назвать предгосударственной, или архаичной. Лишь со временем она становится государственной, приобретает общий характер.

2. Государственная власть  выполняет роль арбитра в отношениях между разными социальными слоями общества, смягчает их противоборство, выполняет "общие дела".

Государство – центральный институт политической власти. Ядром политики как сферы деятельности, связанной с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, является проблема завоевания, содержание и использование государственной власти. Термин "политическая власть" призван подчеркнуть реальную способность и возможность класса (социального слоя, социального группы), который не имеет власти, вести борьбу за ее завоевание, проводить свою волю в политику – в пределах правовых норм и за их помощью.

Информация о работе Государство как основной институт политической власти