Государство как основной институт политической власти
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2014 в 19:16, реферат
Краткое описание
Цель настоящей работы – рассмотреть понятие и признаки государства с точки зрения современных историков и правоведов, а также попытаться объективно обобщить полученный материал. В процессе достижения определенной цели были решены следующие задачи: 1) рассмотреть понятие государства, как особой формы организации, в историческом аспекте (с точки зрения мыслителей древности – Цицерон и ученых современности); 2) найти отличия государства от других образований;
Содержание
Введение 3 1. Характеристика эволюции понятия государства 4 1.1. Суть понятия государство 4 1.2. Признаки государства 6 1.3. Государство как социальное явление 8 2. Характеристика государственной власти 12 2.1 Понятие государственной власти 12 2.2.Классификация методов реализации государственной власти 16 2.3. Общая классификация методов контроля государственной власти 20 Заключение 24 Список используемых источников и литературы 26
Но не считаясь с то, что государство
является формой организации интересов
всех членов общества, она не объединяет
их абсолютно во всех сферах, аспектах
их жизни. Рядом с общественным интересом
существуют интересы особые и индивидуальные,
которые отображаются, обеспечиваются
и предохраняются соответствующими социальными
объединениями или лично индивидом. Государство
не должна самая вмешиваться в сферу этих
интересов, но обязанностью ее есть обеспечивать
их независимость, гарантировать и предохранять
от вмешательства со стороны других субъектов.
Независимость разных социальных организаций
и индивидов, наличие гарантированных
государством сфер их "самостоятельного"
жизни – важный признак цивилизованности
государства и общества.
Также нужно обратить внимание
на то, что государство может быть светским
и теократическим. Большинство государств
мира – светские, т.е. такие, в которых
разграниченные сферы действияцеркви и
государства (церковь отделена от государства).
В теократических государствах власть
принадлежит церковной иерархии (Монголия
до 1921 г., современный Ватикан).
Итак, мы рассмотрели основные
признаки государства, которое дает нам
возможность более глубоко понять суть
самого государства и понятие государства
в гражданском социальном правовом обществе.
1.3. Государство
как социальное явление
Еллинек различал социальное
учение о государстве и учение о государственном
праве. Следуя неокантианской методологии,
он утверждал, что эти учения основаны
на разных методах, и соответственно этому
государство и право имеют разные аспекты
и определения. Государство как социальное
явление представляет собой обладающее
первичной господствующей властью союзное
единство оседлых людей; правовое понятие
того же государства сводится к "корпорации"
(юридическая личность, субъект права).
В разных аспектах (в нормативном и в социальном)
изучается и право.
Различая социальные и юридические
понятия государства и права, Еллинек
соглашался с Лассалем и другими авторами,
отличавшими писаную конституцию от фактической,
создаваемой тем фактическим распределением
социальных сил, которое существует в
каждом государстве независимо от писаных
правоположений. Право, по той же концепции,
является компромиссом между различными
противоречащими друг другу интересами.
К этому Еллинек добавляет, что власть
и право в их социальном аспекте должны
истолковываться психологически, поскольку
все явления общественной жизни имеют
массово-психологический характер. Общество,
по Еллинеку, "означает совокупность
проявляющихся во внешнем мире психологических
связей между людьми".
Действующее право Еллинек
определял в духе юридического позитивизма:
"Право есть совокупность исходящих
от внешнего авторитета, гарантированных
внешними средствами норм взаимного отношения
лиц друг к другу". Говоря о праве в социальном
аспекте, он замечал, что положительность
права в конечном счете основана на средней,
типической убежденности народа в том,
что это есть право действующее. На такой
основе построен весь правопорядок: "Право
существует только в нас самих, оно есть
функция человеческого общения и потому
должно опираться на чисто психологические
элементы".
В социально-психологическом
плане истолковывается и государство,
сводимое к соотношениям воль властвующих
и подвластных: "Власть, которая повелевает,
но которой не подчиняются, теряет свой
характер господствующей власти. Точнее
говоря, вся государственная власть основана
на повиновении подданных". Повиновение,
по Еллинеку, обеспечивается там, где к
фактическим отношениям господства присоединяется
их психологическое признание подвластными
как нормативных отношений ("должно
быть так, как есть"). Именно это нормативное
сознание, придавая власти правовой характер,
делает ее прочной: "Государственная
власть должна – не считая переходных
эпох – опираться на убежденность народа
в ее правомерности, что применимо к всякой
форме государства, не исключая и неограниченной
монархии".
Еллинек, таким образом, высказывал
идею, позже названную социологами и политологами
идеей "легитимации государственной
власти", ее признания подвластными,
укоренения в общественном мнении как
социально-психологической основы государственного
порядка.
Двухаспектное понимание государства
и права было для Еллинека средством преодоления
теоретических затруднений, которые испытывал
примененный к государствоведению юридический
позитивизм. Одно из них – проблема нерушимости
правопорядка, законности действии государственной
власти. Подобно другим либералам, Еллинек
придавал большое значение правам и свободам
как необходимому условию свободной от
государственного вмешательства индивидуальной
деятельности. Поскольку с точки зрения
юридического позитивизма эти права и
свободы определяются объективным правом,
которое создается и применяется государством,
необходимо было доказать "связанность
государства" им же создаваемым правом;
с юридической точки зрения эту связанность
Еллинек объяснял обязательностью законов
для государственных органов: "Деятельность
органов государства и есть сама государственная
деятельность, другой деятельности государства,
кроме осуществляемой через посредство
его органов, вообще не существует".
Однако, коль скоро "воля государственного
органа и есть воля государства", с той
же чисто юридической точки зрения тот
же довод может обернуться противоположностью:
любой, даже и противоречащий закону акт
государственного органа должен считаться
правомерным. Выход из затруднения Еллинек
находит в ссылке на социальное понятие
государства и права, на господствующее
социально-психологическое воззрение:
"Вся наша современная культура основана
на убеждении, что власть государства
имеет границы, что мы – не подчиненные
безгранично всемогущей власти государственные
рабы". Рассуждения Еллинека отражают
более высокий уровень конституционного
развития Германской империи, чем апелляции
Иеринга к разуму правящих кругов.
В том же духе Еллинек пытался
совместить юридическое понятие государства
с понятиями социологии. "Всякий шаг
вперед в области культурного развития
можно назвать прогрессом идеи всечеловеческой
солидарности. Зарождаясь исторически
в самом тесном кругу, солидарные интересы
охватывают все более широкие социальные
группы, усиливаясь не только экстенсивно,
но и интенсивно". Он готов признать,
что в прошлом существовали классовые
господства, основанные на привилегированном
политическом положении части народа;
но коль скоро теперь, рассуждал Еллинек,
нет замкнутых господствующих классов,
государство является представителем
общих интересов своего народа.
Но все же общество состоит
из различных, противоположных друг другу,
борющихся социальных групп, и потому
оно не может иметь единой воли; представительное
учреждение (парламент) должно выражать
единую народную волю. Как снять это противоречие?
Еллинек, подобно сторонникам юридической
школы государствоведения, комментирует
и одобряет институты парламентаризма
(в том числе независимость депутатов
от избирателей), но считает недостаточной
чисто формальную точку зрения, теоретически
разобщающую представителей и представляемых.
"В государстве с представительной
формой правления народ как единый элемент
государства является в то же время активным
членом государства, коллегиальным государственным
органом". Народ, пояснял Еллинек, влияет
на ход государственных дел через избирательное
право; депутат по закону не обязан отчитываться
перед избирателями, но находится под
их фактическим контролем; "парламент,
воля которого совершенно расходится
с народными воззрениями, не может долго
оставаться у власти",
2. Характеристика
государственной власти
2.1 Понятиие государственной
власти
Власть – явление социальное.
Социальная власть присутствует (хотя
и в скрытой форме) везде, где упрочены
объединения людей: в семьи, производственных
коллективах, государстве, т.е. там, где
есть реальные возможности и способность
влиять на поведение людей с помощью каких-нибудь
средств. Динамика развития любой организованной
общности людей является борьбой между
властью и хаосом.
В широчайшем значении власть
– всегда волевые отношения: индивида
к самому себе (власть над собой), между
индивидами, группами, классами в обществе,
между гражданином и государством, между
должностным лицом и подчиненным, между
государствами. Реализуется она в сфере
личной и общественной деятельности –
политической, экономической, правовой.
Основными компонентами власти
является ее субъект, объект, средства
(ресурсы) и процесс, который приводит
в движение все ее элементы (механизм и
средства взаимодействия субъекта и объекта).
Власть – всегда двустороннее
взаимодействие субъекта и объекта. Власть
некогда не являются отношениями лишь
одного человека (или органа), если не иметь
в виду власть человека над собой (но это
уже психологический, а не социальный
феномен). Власть означает отношения зависимости
между людьми: с одной стороны, навязывание
воли кого-то другого, с другого – покорение
ей. Иначе – это отношения между субъектом
и объектом.
Сущностью власти есть волевые
отношения (управление /господство/ –
покорение). Власть припускает верховенство,
монопольное право субъекта принимать
решение ("авторитетные решения"),
обязательные и значащие для объекта,
и способность обеспечивать выполнение
принятых обязательств, т.е. контролировать
объект. Общество объективно нуждается
во власти. Она противостоит анархии, препятствует
разрушительным действиям, опасным для
всего социального организма. Авторитет,
право, насилие – средства, с помощью которых
власть имеет способность и возможность
осуществлять свою волю, определенным
чином влиять на деятельность и поведение
людей.
Для возникновения властных
отношений необходимо, чтобы субъект имел
такие качества:
- волю к власти, т.е. желание
властвовать и готовность брать
на себя связанную с этим
ответственность;
- компетентность, т.е. знание
сущности дела, состояния и расположения
духа подвластных, умение использовать
ресурсы, иметь авторитет.
Готовность к покорению объекта
властвования зависит от ряда факторов:
- от его качеств;
- от выдвинутых требований;
- от ситуации и средств
влияния, которые имеет субъект;
- от восприятия субъекта
объектом в зависимости от
наличия (или отсутствия) у него
авторитета.
В отличие от ранних эксплуататорских
государств, где объект властвования был
бесправным и обязанным беспрекословно
подчиняться субъекту властвования, в
современных демократических государствах
качества объекта политического властвования
определяются прежде всего его политической
и правовой культурой.
Социальная (публичная) власть
– волевые (руководства – покорение) отношения
между людьми по поводу организации их
общей деятельности, осуществление общей
для данного социального коллектива воли
(интереса).
Государственная власть является
особой разновидностью социальной власти.
Если в первоначальном обществе социальная
власть имеет публичный (общественный)
характер, то в классово-организованном
– политический. В государстве мы имеем
дело с политической властью. В анализе
политических систем общества власть
занимает такое же место, как деньги в экономических
системах: она имеет крепкие корни в общественной
и частной жизни граждан.
Какое соотношение политической
и государственной власти?
Есть две точки зрения по этому
вопросу:
- "политическая власть"
и "государственная власть" –
понятия тождественные, поскольку
политическая власть происходит
от государства и осуществляется
за ее прямого или опосредствованного
участия;
- "политическая власть"
и "государственная власть" –
понятие не тождественные, однако
всякая государственная власть есть политической.
Действительно, политическая
власть неразрывно связана с властью государственной,
находит в ней свое продолжение. Государственная
власть – главное, типичное средство осуществления
политической власти.
Отличия политической и государственной
власти тяжело выделить, тем не менее они
есть.
1. Всякая государственная
власть имеет политический характер,
но не всякая политическая
власть является государственной.
Примером может служить двоевластие
в России 1917 г. – власть Временного
правительства и власть Советов.
Владея политической властью, Советы
к тому времени не имели
самостоятельной государственной
власти. Другой пример – политическая
власть в Анголе, Гвинее-Бисау, Мозамбике,
которые перестали быть колониями
Португалии (к провозглашению независимости
в 1974 и 1975.). Такую власть можно
назвать предгосударственной, или архаичной.
Лишь со временем она становится государственной,
приобретает общий характер.
2. Государственная власть
выполняет роль арбитра в отношениях между
разными социальными слоями общества,
смягчает их противоборство, выполняет
"общие дела".
Государство – центральный
институт политической власти. Ядром политики
как сферы деятельности, связанной с отношениями
между классами, нациями и другими социальными
группами, является проблема завоевания,
содержание и использование государственной
власти. Термин "политическая власть"
призван подчеркнуть реальную способность
и возможность класса (социального слоя,
социального группы), который не имеет
власти, вести борьбу за ее завоевание,
проводить свою волю в политику – в пределах
правовых норм и за их помощью.