Жизненность федерации
зависит во многом от взвешенного,
сбалансированного распределения
компетенций между ее субъектами
и центром. Использование федеративной
формы лишь для прикрытия унитарной централизованной
структуры вызывает центробежные тенденции
и в конечном счете может привести к распаду
государства, что и произошло с СССР, Югославией
и Чехословакией.
Конфедерация –
союз юридически и политически
самостоятельных государственных
образований для осуществления
конкретных совместных целей. Государства
– члены конфедерации – сохраняют
государственный суверенитет, самостоятельное
гражданство, независимую систему
органов власти, свое законодательство
и передают в компетенцию союза
лишь решение ограниченного числа
вопросов, чаще всего в области
обороны, внешней политики, транспорта
и связи. Решения по общим для
союзных государств вопросам
не обязательно действуют на
территории каждого входящего
в конфедерацию государства, т.к.
их органы власти обладают
в ряде случаев нуллификацией,
т.е. правом неприменения акта
конфедеративного органа на своей
территории.
Конфедерация –
неустойчивая форма государственности
и обычно либо эволюционизирует
в федерацию, либо распадается. Конфедерации
имели место в США (1776-1787 гг.), Швейцарии
(1291-1848 гг.), Германии (1815-1867 гг.), Сенегамбии
(объединение Сенегала и Гамбии в 1982-1989
гг.). Не исключено, что черты конфедерации
могут сложиться в ходе дальнейшего развития
СНГ.
Помимо названных
трех основных форм государственного
устройства, в истории имели место
и некоторые другие специфические
формы – протектораты, унии, империи.
Империи – государственные образования,
отличительными особенностями которых
являются обширная территориальная
основа, сильная централизованная
власть, асимметричные отношения
господства и подчинения между
центром и периферией, разнородный
этнический и культурный состав
населения. Для империй характерна
захватническая политика, угнетение
и эксплуатация подчиненных и
зависимых народов. Империи существовали
в различные исторические эпохи, – достаточно
назвать Римскую, Британскую или Российскую
империи.
Протекторат –
формальная опека слабого государства
более сильным государством. Как
правило, протекторат ведет к
потере самостоятельности слабого
государства, может сопровождаться
оккупацией его территории или
оккупация предшествует протекторату.
Так Великобритания оккупировала
Египет в 1882 году, а в 1914 году установила
над ним протекторат. Иногда протекторат
является переходной формой к
полному присоединению зависимого
государства.
Уния представляет
собой тесный союз, объединение
нескольких государств. Это объединение
может происходить в форме
персональной унии – объединения
двух монархических государств
под властью одного монарха; при
этом каждое государство сохраняет
свои властно-управленческие структуры.
Реальная уния предусматривает
не только общего главу, но
и объединение важнейших органов
власти и управления, позволяющее
проводить единую внешнюю политику
двух государств. В истории существовали
Кальмарская (1397 г.) и Утрехтская (1579 г.)
унии, уния протестантских князей в Европе
(1608 г.). Известны исторические примеры
личной унии, обусловленной династическими
связями или приглашением на новый престол
короля, императора из другой страны при
сохранении им прежнего государственного
статуса.
Гражданское общество
и правовое государство.
Понятие правового
государства
Концепция правового
государства имеет глубокие исторические
и теоретические корни. Идея господства
права, верховенства закона в
жизни общества высказывалась
еще в древности. Платон подчеркивал:
"Я вижу близкую гибель того государства,
где закон не имеет силы и находится под
чьей-либо властью. Там же, где закон –
владыка над правителями, а они – его рабы,
я рассматриваю спасение государства
и все блага, какие могут даровать государствам
боги" (Платон. Сочинения. – Т. 3. – Ч.
2. – М. – 1972. – С. 188-189).
Теория правового
государства в ее целостном
виде разработана Д. Локком, Ш. Монтескье,
Т. Джефферсоном, И. Кантом и другими представителями
либерализма. Сам термин "правовое государство"
утвердился в XIX веке в трудах немецких
юристов К.Т. Велькера, Р. фон Моля и др.
Существенный вклад в развитие правового
государства внесли русские мыслители
А. Радищев, А. Герцен, Н. Добролюбов; ученые-юристы
Б. Чичерин, С. Котляревский, П. Новгородцев,
Б. Кистяковский. Значительными вехами
на пути к правовому государству стали
Конституция США 1787 г. и Конституция Франции
1789 г., впервые закрепившие некоторые положения
правовой государственности. Решающими
факторами создания правового государства
стали успехи в формировании гражданского
общества и общее социально-экономическое,
культурное развитие общества, его новых
цивилизационных, технических, научных
основ.
Правовое государство
– это государство, ограниченное
в своих действиях правом, защищающим
свободу личности и подчиняющим
власть воле суверенного народа.
Право есть система общепризнанных,
формально определенных, гарантированных
государством норм, т.е. правил поведения
общего характера, выступающих в
качестве регулятора общественных
отношений. Право является средством
организации государственной власти.
Посредством юридических норм
государство осуществляет необходимые
функции, делает свои веления
общеобязательными для всего
населения.
В правовом государстве
функционирует режим конституционного
правления, существует развитая
и непротиворечивая правовая
система с эффективным контролем
политики и власти. Осуществление
внутренней и внешней политики государства,
деятельность его органов, должностных
лиц связаны правовыми нормами и подчинены
им. Концепция правового государства обосновывает
правовое равенство всех граждан, приоритет
прав человека над законами государства,
невмешательство государства в дела гражданского
общества.
Отличительные признаки
правового государства
Теория и практика
правового государства позволяет
выделить следующие его отличительные
признаки:
Суверенитет народа,
конституционно-правовая регламентация
государственного суверенитета. Это
означает, что именно народ является
конечным источником власти; государственный
же суверенитет носит представительный
характер.
Верховенство закона,
выражающего правовые принципы
общества. Законы правового государства
опираются на Конституцию страны
и обладают наивысшей обязательной
силой по сравнению со всеми
иными нормативными актами, издаваемыми
государственными органами. Закон
не может быть отменен, изменен
ни ведомственными актами, ни
правительственными распоряжениями,
ни решениями партии. В этой
связи встает вопрос о качестве
самого закона. В подлинно демократическом
правовом государстве закон должен
соответствовать праву, быть гуманным,
справедливым, прогрессивным, закреплять
неотъемлемые права человека.
Всеобщность права,
связанность правом самого государства
и его органов. Государство, издавшее
закон, не вправе его само же
нарушать. Все органы государства
и должностные лица действуют
строго на основе и во исполнение
законов, в пределах компетенции
и в порядке, установленном правовыми
нормами.
Взаимная ответственность
государства и личности. Не только
гражданин, отдельные организации
и учреждения несут ответственность
перед государством за выполнение
своих обязанностей, но и государство,
его должностные лица ответственны
за свои действия перед гражданами.
Личность соглашается на определенные
ограничения и обязуется подчиняться
общим установлениям государства,
а государство несет ответственность
за соблюдение прав личности,
гарантирует ей достойные условия
жизнедеятельности. В основе правового
государства лежит стремление
оградить человека от государственного
террора, мелочной опеки со стороны
органов власти, гарантировать индивидуальную
свободу.
Разделение властей.
В соответствии с принципом
разделения властей власть не
должна быть сосредоточена в
руках одного лица или одного
органа, а должна быть рассредоточена,
чтобы избежать деспотизма, между
законодательной, исполнительной и
судебной ветвями власти. Принцип
разделения властей требует самостоятельности,
независимости, строгого разграничения
компетенций этих трех властей,
наличия системы сдержек и
противовесов, с помощью которой
каждая ветвь власти могла
бы ограничивать другую. Принцип
разделения властей не исключает,
а предполагает единство и
взаимодействие властей, а также
определенное верховенство законодательной
власти, конституционные решения
которой обязательны для всех.
Принцип разделения
властей действует и в вертикальном
аспекте как сбалансированное
соотношение центральной власти
с региональной, местной властью.
Сосредоточение слишком большой
власти у центра может приводить
к игнорированию местных интересов,
и наоборот, чрезмерная компетенция
местных органов может отрицательно
сказаться на общенациональных
интересах.
Незыблемость свободы
личности, ее прав, чести и достоинства.
Первооснова правового государства
– признание прав и свобод
человека и гражданина, их уважение,
соблюдение и защита со стороны государства.
Правовое государство исходит из того,
что права и свободы человека неотчуждаемы
и принадлежат ему от рождения; права и
свободы предоставлены в равной мере всем
и каждому; осуществление прав и свобод
человека и гражданина не должно нарушать
прав и свобод других лиц; каталог прав
и свобод человека и гражданина должен
соответствовать международным стандартам,
зафиксированным во Всеобщей Декларации
прав человека 1948 г., Пакте об экономических,
социальных и культурных правах и Пакте
о гражданских и политических правах 1966
г.
Наличие эффективных
форм контроля и надзора за
соблюдением прав и свобод
граждан, реализацией законов и
других нормативных актов, гибкого
механизма гарантий свободы народного
волеизъявления. Правовое государство
призвано создать развитую и
действенную систему судебных
органов, арбитража, народного (государственного)
контроля и т.п.
Правовое государство
явилось важным этапом в расширении
свободы индивида и общества.
Однако в своем классическом,
либеральном варианте концепция
правового государства делает
акцент на формальном, правовом
равенстве, не затрагивая проблемы
достижения фактического, социально-экономического
равноправия граждан. Поэтому в
послевоенный период идея правового
государства была дополнена теорией
и практикой социального государства.
Социальное государство
Социальное государство
– это государство, стремящееся
к обеспечению достойных условий
существования своих граждан, удовлетворению
их материальных и духовных
потребностей, социальной защищенности,
соучастия в управлении производством.
Достигается это с помощью
перераспределения национального
дохода в пользу менее обеспеченных
слоев, проведения политики занятости,
охраны труда, развития общедоступного
образования, здравоохранения и др.
Социальное государство
осуществляет свои цели и задачи
в форме правовой государственности
и стремится при этом к расширению
прав граждан, достижению большей
социальной справедливости, сглаживанию
социального неравенства. В наши
дни демократические государства
пытаются найти оптимальную меру
сочетания правового и социального
принципов в своей деятельности.
Советская правовая
доктрина долгое время считала
неприемлемой саму идею правового
государства как буржуазную, а
значит – антимарксистскую, антинаучную,
рассматривая ее с узкоклассовых
позиций и отрицая общедемократическое
содержание. Только в конце 80-х
годов была признана необходимость
формирования правового государства
в нашей стране. Конституция Беларуси
от 15 марта 1994 г. провозглашает: "Республика
Беларусь – унитарное демократическое
социальное правовое государство"
(статья 1). В Конституции зафиксированы
и основные принципы такого
государства: уважение прав и
свобод граждан, разделение властей,
идеологический и политический
плюрализм, признание единственным
источником власти воли народа
и др.
Однако очевидно,
что от конституционного закрепления
идеи правового, социального государства
до ее практической реализации
лежит долгий и трудный путь.
Для этого необходимы как политическая
воля, проведение соответствующих
политических реформ, так и создание
необходимой социально-экономической
базы, развитие культуры и др.
предпосылки.
Гражданское общество
Формирование правового
государства возможно лишь на
основе развитого гражданского
общества. Долгое время в истории
общественно-политической мысли
понятие "государство" и "общество"
не разграничивались. Лишь в эпоху
Просвещения в органической связи с идеей
правового государства формируются представления
о гражданском обществе. Наиболее полное
обоснование проблема разграничения государства
и гражданского общества получила у Гегеля.