Введение
Государство не относится
к вечным феноменам. Существовали и
существуют до сих пор общества,
которые не создали для управления
особые специализированные и публичные
институты, обладающие возможностью использовать
легитимное принуждение. В обществе без государства политические функции
не монополизируются на постоянной основе
привилегированной его частью. Здесь отсутствует
власть центральной группы, опирающейся
на иерархический административный аппарат
и строящей свою деятельность на базе
юридических норм.
Как же происходит переход
от общества без государства к
обществу с государством? Он осуществляется
тогда, когда в результате развития
производительных сил появляется прибавочный
продукт и возникает возможность
регулирования условий жизнедеятельности, использования части общественного
продукта на накопление, что порождает
социальную дифференциацию, стремление
лиц, овладевших этим продуктом, к консолидации
в однородную социальную группу, господствующую
над остальной частью общества. Так появляется
социальная стратификация, т.е. организация
общества, при которой иерархические группы
связаны между собой отношениями господства
и подчинения. Таким образом, любая политическая система есть иерархическое
соединение управляющих и управляемых,
причем обладающие властью составляют
меньшинство, называемое часто "политической
элитой".
Заключение
Понимание государства,
его сущности и закономерности развития
позволяют определить его как
сложное и исторически развивающееся
общественно-политическое явление; подтвердить наличие плюрализма в понимании и
определении государства.
Государство занимает
центральное место в политической
и общественной жизни любой страны.
Любая политическая деятельность,
в конечном счете, так или иначе,
связана с государственной властью.
Можно спорить о том, какие факторы лежали
в основе возникновения государства, чьи
интересы выражают те или иные современные
государственные образования. Но аксиомой
является то, что результатом политической
деятельности людей и их объединений,
является государственная власть. И что
бы ни было зафиксировано в программных
документах различных политических партий
разных времен, ясно одно: им нужна государственная
власть для осуществления своих явных
или тайных целей. Самое существенное
в государстве – не возможность объединения
людей, не территория, а обладание властью.
Поэтому бесперебойного “правильного”
правового механизма образования и осуществления
государственной власти нет.
ТЕМА 5. Государство как политический
институт.
- Понятие государства и его сущность
- Исторические формы государства и политические режимы.
Содержание:
стр.
1.Понятие государства
и его сущность...........................…………………………………………………...2
Общие признаки государства…………………………………………....2
Причины возникновения государства…………………………………..5
Исторические рубежи в развитии государства………………………....6
Конституция…………………….………………………………………...7
2. Исторические
формы государства и политические
режимы............................................................................................................8
Формы правления………………………………………………..……….8
Парламентская
республика………………………………………………9
Президентская
республика………………………………………………10
Полупрезидентская республика…………………………………………11
Политические режимы …………………………………………………..12
Литература…………………..……………………………………………….13
1. Понятие государства и его
сущность
Центральным
институтом политической системы
является государство. В его
деятельности концентрируется основное
содержание политики. Сам термин «государство» обычно употребляется
в двух значениях. В широком смысле государство
понимается как общность людей, представляемая
и организуемая органом высшей власти
и проживающая на определенной территории.
В современной науке государство, в узком смысле,
понимается как организация, система учреждений,
обладающие верховной властью на определенной
территории.
Общие
признаки государства
Государства разных
исторических эпох и народов
мало схожи между собой. И
все же они имеют некоторые
черты, которые в большей или меньшей
степени присущи каждому из них, хотя у
современных государств, подверженных
интеграционным процессам, они порою достаточно
размыты. Общими для государства являются
следующие признаки:
- Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев. Этот признак отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления.
- Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному или религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.
- Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории. В любом современном обществе имеется множество властей: семейная, производственная, партийная и т.д. но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.
- Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти. Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы – армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.
- Право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т.д.
- Обязательность членства в государстве. В отличие, например, от такой политической организации, как партия, пребывание в которой добровольно и не обязательно для населения, государственное гражданство человек получает с момента рождения.
- Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация, кроме разве что тоталитарных партий-государств, не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.
На протяжении истории человечества
отмеченные признаки государства не оставались
неизменными. Они трансформировались
в структуре институтов государственной
власти, их специализации и дифференциации
(см. рис.)
прпр
Определение общих признаков государства
имеет не только научное, но и практическое
политическое значение, особенно для международного
права.
Государство – субъект
международных отношений. Лишь на основе
обладания качествами государства те или иные организации
признаются субъектами международного
права и наделяются соответствующими
правами и обязанностями. В современном
международном праве выделяются три минимальных
признака государства: территория, народ,
объединенный правовым союзом граждан
(гражданством), и суверенная власть, осуществляющая
эффективный контроль хотя бы над большинством
территории и населения.
Причины возникновения
государства
Государство
появляется в результате разложения
родоплеменного строя, постепенного обособления от общества
вождей и их приближенных и сосредоточения
у них управленческих функций, ресурсов
власти и социальных привилегий под воздействием
ряда факторов, важнейшие из которых:
- развитие общественного разделения труда, выделение управленческого труда в целях повышения его эффективности в специальную отрасль и образование для этого специального органа – государства;
- возникновение в ходе развития производства частной собственности, классов и эксплуатации;
- завоевание одних народов другими;
- демографические факторы, изменения в производстве самого человеческого рода. Имеется в виду, прежде всего рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, а так же запрет кровосмешения и упорядочение брачных отношений между родами;
- психологические (рациональные и эмоциональные) факторы. Одни авторы (Гоббс) сильнейшим мотивом, побуждающим человека к созданию государства, считают страх пред агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь и имущество. Другие же (Локк) ставят на первый план разум людей, приведший их к соглашению о создании специального органа – государства, способного лучше обеспечить права людей, чем традиционные формы общежития;
- антропологические факторы. Они означают, что государственная форма организации коренится в самой общественной природе человека, ее развитии.
В научной литературе
отмечаются и некоторые другие факторы,
влияющие на образование государств
и их особенности: географическое положение,
наличие или отсутствие естественных границ, климатические условия,
плодородные земли и т.д.
Исторические
рубежи в развитии государства
Существуя
на протяжении многих тысячелетий,
государство изменяется вместе
с развитием всего общества, частью
которого оно является. В развитии государства можно выделить два глобальных
этапа: традиционный и конституционный.
Традиционные государства
возникли и существовали преимущественно
стихийно, на основе обычаев и норм,
уходящих корнями в глубокую древность.
Они имели институционально неограниченную власть над подданными, отрицали
равноправие всех людей. Не признавали
личность как источник государственной
власти.
Конституционное
государство является объектом
сознательного человеческого формирования,
управления и регулирования. Оно
не стремится охватить своим регулятивным воздействием
все проявления жизнедеятельности человека
– его экономическую, культурную, религиозную
и политическую активность и ограничивается
лишь выполнение функций, делегированных
гражданами и не нарушающих свободу
личности.
В целом,
конституционный этап в развитии
государства, связан с его подчиненностью
обществу и гражданам, с юридической
очерченностью полномочий и сферы
государственного вмешательства,
с правовой регламентацией деятельности
государства и созданием институциональных и иных гарантий прав
человека. Одним словом, он связан с появлением
конституции.
Конституция
Сам термин «конституция»
в науке употребляется в двух
значениях. Первое из них, часто
обозначается термином «реальная
конституция»- это государственный
строй, устойчивая модель государственной
деятельности, определяемая тем или иным
ценностно-нормативным кодексом. Этот
кодекс не обязательно носит форму свода
законов, присущего современным государствам.
Он может иметь характер религиозно-политических
заповедей или неписанных вековых традиций,
которым подчиняются текущие законы государства.
Во втором,
наиболее распространенном значении
термин «конституция» - это свод
законов, юридический или нормативный
акт. Она представляет собой
систему зафиксированных в специальном документе
(или нескольких документах) относительно
стабильных правил (законов), которые определяют
основания, цели и устройство государства,
принципы его организации и функционирования,
способы политического волеобразования
и принятия решений, а также положение
личности в государстве.
Конституция
выступает как бы текстом «общественного
договора», заключаемого между
гражданами и государством и регламентирующего его деятельность.
Она придает государству современного,
конституционного типа необходимую легитимность.
Конституции,
как правило, состоят из двух
важнейших частей. В первой определяются
нормы взаимоотношений граждан
и государства, права личности, утверждается правовое
равенство всех граждан; во второй части
описываются характер государства (республика,
монархия, федерация и т.п.), статус различных
властей, правила взаимоотношения парламента,
президента, правительства и суда, а так
же структура и порядок функционирования
управления.
Первые
конституции были приняты в
1789 г. в США (в 1791г. Билль
о правах) и во Франции (в
1789г. «Декларация прав человека
и гражданина» и в 1791г. конституция),
хотя ряд правовых документов,
фактически носящих характер конституционных
актов, появились еще раньше – в 1215, 1628,
1679, 1689 г.г. в Англии. В современном мире
лишь несколько государств (Великобритания,
Израиль, Саудовская Аравия, Бутан и Оман)
не имеют конституционных сводов законов.
Наличие демократической конституции
– показатель подлинной конституционности
государства лишь в том случае, если она
реально воплощена в государственной
организации и неукоснительно исполняется
органами власти, учреждениями и гражданами.
Завершенность процесса формирования
конституционного государства, закрепления
принципа ограничения его компетенций,
с помощью специальных институтов и законов,
исходящих от народа, характеризует понятие
«правовое государство».
2. Исторические формы государства
и политические режимы
Формы
правления
Строение
государства традиционно характеризуется
через формы правления и формы территориального
(государственного) устройства. Формы правления делятся по способу
организации власти, ее формальному источнику
на монархии и республики. В монархии формальным источником
власти является одно лицо. Глава государства
получает свой пост по наследству, независимо
от избирателей или представительных
органов власти.
Существует
несколько разновидностей монархической
формы правления: абсолютная монархия (Саудовская
Аравия, Катар, Оман) – всевластие главы
государства; конституционная монархия
– государство, в котором полномочия монарха
ограничены конституцией. Конституционная
монархия делится на дуалистическую (Иордания,
Кувейт, Марокко), в которой монарх наделен
преимущественно исполнительной властью
и лишь частично – законодательной, и
парламентскую, здесь монарх хотя и считается
главой государства, но фактически обладает
представительскими функциями и лишь
частично исполнительскими, а иногда имеет
так же право вето на решения парламента,
которым практически на пользуется. Подавляющее
большинство современных демократических
монархий – парламентские монархии. Правительство
формируется в них парламентским большинством
и подотчетно не монарху, а парламенту.