Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 21:10, контрольная работа
Политическая система общества – это система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (организации) людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство.
Введение 3
1. Определение и закономерности развития политической системы общества. 4
2. Закономерности и противоречия политической системы. 6
3. Государство в политической системе общества. 8
4. Тенденции в развитии современного государства 11
Заключение 12
Список используемой литературы
Примечания
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
КАФЕДРА ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК И ТЕХНОЛОГИЙ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ: ПОЛИТОЛОГИЯ
ТЕМА: «ГОСУДАРСТВО КАК ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ»
Выполнил:
Студент, гр. №07315
Кащеева Н.С.
Проверил:
Плясуля Г.И.
НОВОСИБИРСК
2009
Содержание
Введение 3
1. Определение и закономерности развития политической системы общества. 4
2. Закономерности и противоречия политической системы. 6
3. Государство в политической системе общества. 8
4. Тенденции в развитии современного государства 11
Заключение 12
Список используемой литературы
Примечания
Введение
Полиструктурность реального мира, человеческого общества обуславливают многообразие соответствующих критериев, а понимание того, что политические явления в своей совокупности составляют систему, характеризующуюся постоянным движением, предопределяет их комплексное и диалектическое использование.
Политические системы «живут», функционируют во времени и пространстве, так как представляют собой одну из основных форм движения социально-классовой материи. Их можно классифицировать по различным основаниям. В частности, в зависимости от политического режима различают демократические и тоталитарные политические системы. С позиций марксистской теории, имея основание классификации категорию «общественно-экономическая формация», выделяют политические системы рабовладельческого, феодального, буржуазного и социалистического общества. Учет географических, территориальных факторов позволяет говорить о европейских, азиатских, северо-американских и иных региональных системах. Национальные, религиозные, языковые, общие и особенные черты предопределяют характеристики арабских, индуистских, мусульманских и других политических систем. Внутри политической системы конкретного общества в качестве своеобразных политических систем-образований могут выступать и ее структурные элементу: государство, политические партий, общественно-политические объединения.
1. Определение и закономерности развития политической системы общества
Политическая система общества – это система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (организации) людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство.
Компонентами политической системы являются:
- совокупность политических
объединений (государство,
- политические отношения,
складывающиеся между
- политические нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь страны;
- политическое сознание,
отражающее идеологические и
психологические
- политическая деятельность,
охватывающая действия
Закономерности развития политической системы общества – это объективные, устойчивые, повторяющиеся связи, характеризующие существенное единство и динамизм политических явлений на различных этапах бытия. Они, в конечном счете, есть объективные результаты субъективной общественно-исторической деятельности людей, выстраивающиеся сквозь множество случайностей и отклонений в конкретные, устойчивые тенденции.
Политическая система, как и любой сложное явление, состоит из противоположных сторон, находящихся в отношениях противоречия. Разрешение, преодоление таких противоречий и составляет внутренний источник ее саморазвития.
2. Закономерности и противоречия политической системы
Важное значение для процесса развития имеют внутренние противоречия объективного плана, имманентные любой политической системе. Разрешение этих противоречий означает не их ликвидацию путем устранения одной из противоположных сторон, а обретение последними качественно новой формы движения.
Противоречия субъективного плана, вызванные несовпадением идейно-политических, психологических и правовых установок отдельных личностей, организации с господствующей в обществе моралью, законностью и правопорядком, разрешаются или путем уничтожения, искоренения негативных проявлений, или путем достижения консенсуса между заинтересованными сторонами. Появление и разрешение противоречий в политической сфере жизнедеятельности общества – реальный процесс, соотносящийся с временными, пространственными и иными параметрами внешнего порядка.
Среди всех многообразных оснований
классификации политических закономерностей,
наиболее общее значение имеют такие
критерии, как институционность, глубина
и универсальность их исторического
действия, классовая сущность. Они
позволяют различать
Межформационные закономерности присущи двум или нескольким экономическим формациям. Закономерно в условиях ядерной эпохи мирное существование различных типов политических систем.
Закономерности в пределах одной экономической формации отражает сущностные, устойчивые взгляды политической системы одного типа. Для политических систем буржуазных стран в качестве закономерности выступают установление диктатуры пролетариата и руководящей роли пролетарской партии, бюрократизация и сращивание партийного и государственного аппарата, декларация демократии и самоуправления и др.
В политической системе конкретного общества можно выделить общесистемные, характеризующие систему в целом, и внутриорганизационные закономерности, выражающие связи между ее структурными элементами и компонентами. Это неизбежность экономической интеграции всех составных частей системы, обусловленность формирования политических партий социальным расслоением общества, непрерывный рост и бюрократизация государственного аппарата и постоянная борьба за его сокращение и т.д.
Названные закономерности (общеисторические, межформационные, формационные) так или иначе, преломляются в собственных закономерностях конкретной политической системы; закономерности отдельных элементов системы не могут противоречить общесистемным закономерностям, но их взаимодействие не складывается только на основе соотношения части и целого, а выражают сложную диалектику на различных горизонтальных и вертикальных, внутренних и внешних связей.
3. Государство в политической системе общества
В историческом плане
государство можно считать
Государство стало первой, но не последней политической организацией классового общества. Объективно сложившиеся человеческие отношения вызвали к жизни новые политические формы движения социальной материи. История свидетельствует, что наряду с государством и в его рамках, возникаю различные негосударственные объединения, отражающие интересы определенных классов, сословий, групп, наций и принимающие участие в политической жизни общества.
Государство занимает центральное место в политической и общественной жизни любой страны. Все это обусловлено следующими факторами:
1. Государство выступает,
прежде всего, в качестве
В то же время не что иное, как государство, на протяжении всей истории человечества тысячекратно ввергало своих подданных в междоусобные и региональные вооруженные конфликты и войны. В одних случаях, как агрессор, государство было и есть орудием политических группировок, отражающих интересы господствующих слоев, классов общества. В других случаях, как защитник, оно зачастую выражает общенародные интересы.
2. Государство можно
рассматривать как
Вместе с тем между государством и отдельными гражданами существует комплекс противоречий, которые в целом характеризуются как одно из основных внутренних противоречий политической системы общества. Противоречия эти резко обостряются, когда государство проводит ярко выраженную, классовую, национальную, расовую политику по отношению к гражданам, не принадлежащим к политически-господствующим социальным группам.
3. В ряду факторов,
обусловивших появление государ
4. Государство стало
первым результатом
В этой связи государство играет роль надклассового арбитра. В законодательном порядке оно устанавливает правила игры для политических партий и общественных объединений, пытается учитывать в своей политике спектр их многообразных, порою антагонистически противоречивых интересов. Демократическое государство стремится обеспечить не только нормальное мирное политическое общежитие, но и мировую смену государственной власти, если возникает такая историческая необходимость. Государство как форма политического общежития по территории совпадает с политической системой общества. По содержательным и функциональным характеристикам оно выступает элементом политической системы.
5. Государство – важнейший
интегрирующий фактор, связывающий
в единое целое политическую
систему и гражданское
Разумеется, здесь возникает
масса противоречий, которые могут
быть условно сведены к
Для политической системы общества важное консолидирующее значение имеет суверенных характер государственной власти. Только государство имеет право выступать от имени страны, народа и общества. Вхождение политической системы конкретного общества в мирное и политическое сообщество во многом зависит от реализации суверенных качеств государства.
4. Тенденции в развитии современного государства
Правовой и социальный
этапы не завершают развития современного
государства. Некоторые политологи
считают, что современные
В развитии современных государств наблюдается две тенденции. Первая из них – деэтатистская – состоит из активизации гражданского общества, его контроля над государством, расширении влияния на него политических партий и групп интересов, усилении самоуправленческих начал. Вторая тенденция – этатистская – проявляется в повышении роли государства как регулятивного и интеграционного начала. Современное государство активно вмешивается в экономические, социальные, информационные процессы, с помощью налоговой, инвестиционной, кредитной и иной политики стимулирует развитие производства, устраняет диспропорции в хозяйственной сфере.
В общем объеме государственной деятельности заметно сокращается удельный вес функции принуждения. Оно все реже используется для решения крупных общественных проблем, уступая место кооперации различных общественных субъектов. В целом же изменения, происходящие в государстве и обществе не дают ни каких оснований говорить об отмирании государства в обозримом будущем.
Развитие государства сопровождается значительным изменением характера его связей с другими элементами политической системы, и, прежде всего политическими партиями и движениями.
Информация о работе Государство как функциональный компонент политической системы