Государство по Платону

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 17:01, доклад

Краткое описание

Как считал Платон, в образцово устроенном государстве царями должны быть люди, наиболее отличившиеся в философии и в военном деле. В таком государстве не должно быть частной собственности, а «все у всех общее»:
жёны, дети, да и их воспитание тоже. Никто не должен ничего приобретать.

Вложенные файлы: 1 файл

1A.DOC

— 83.00 Кб (Скачать файл)

Чрезмерная  свобода и для отдельного человека и для государства оборачивается не чем иным, как чрезвычайным рабством – так возникает тирания.

 

«Тиранический»  человек.

 

Превращение такого ставленника происходит, когда он начинает делать примерно следующее: говорят, что, кто отведал человеческих внутренностей, мелко нарезанных вместе с мясом жертвенных животных, тому не избежать стать волком.

Он тот, кто  поднимает восстание против обладающих собственностью.

Если он потерпел неудачу, подвергся изгнанию, а потом  вернулся – назло своим врагам, то возвращается он уже как законченный тиран.

Если же те, кто  его изгнали, не будут в состоянии  его свалить снова и предать  казни, очернив в глазах граждан, то они замышляют его тайное убийство.

Общеизвестное требование со стороны тирании: чуть только они достигнут такой власти, они требуют, чтобы народ назначил им телохранителей, чтобы народный заступник был невредим.

Тиран, имея в  руках послушную толпу, станет привлекать своих соплеменников к суду по несправедливым обвинениям и привлекать к смертной казни, а между тем он будет сулить отмену задолженности и передел земли. После этого у такого человека есть два пути: либо он погибнет от руки своих врагов, либо станет тираном. Граждане обычно замышляют убийство, поэтому, достигнув власти, тиран нанимает телохранителей.

В первые дни, вообще в первое время он приветливо улыбается  всем, кто бы ему ни встретился, а  о себе утверждает, что он вовсе  не тиран. Так притворяется он милостивым и кротким, когда же он примирится кое с кем из своих врагов, иных уничтожит, первой задачей его будет постоянно вовлекать граждан в какие- то войны, чтобы народ испытывал нужду в предводителе.

Если он заподозрит кого-нибудь в вольных мыслях и  в отрицании его правления, то таких людей он уничтожит под  предлогом, будто они предались неприятелю. Ради всего этого тирану необходимо постоянно будоражить всех посредством войны.

Чтобы сохранить  за собой власть, тирану придётся их всех уничтожить, так что в конце  концов не останется никого ни из друзей ни из врагов.

Он по неволе враждебен всем этим людям и строит против них козни, пока не очистит от них государство.

Перед ним стоит  выбор: либо обитать вместе с толпой негодяев, притом тех, кто его ненавидит, либо проститься с жизнью.

Он отберёт  у граждан рабов, освободит их и сделает своими копейщиками.

Сподвижники тирана будут им восхищаться; порядочные люди будут ненавидеть и избегать его.

Тиран тратит на войско храмовые средства, если они  имеются в государстве,  пока их изъятием можно будет покрывать  расходы, он уменьшает обложение населения налогами.

Тиран – отцеубийца и плохой кормилец для престарелых; по-видимому, общепринято, что такого свойство тиранической власти. По пословице  «избегая дыма, угодишь в огонь», так и народ из подчинения свободным  людям попадает в услужение к деспотической власти и свою неумеренную свободу меняет на самое тяжёлое и горькое рабство – рабство у рабов.

Платон (427-347до н.э.), ученик Сократа, изложил свои взгляды  на государство, демократию, политические режимы и формы правления в  своем известном произведении “Государство”.

Чтобы понять политические взгляды Платона, неоходимо сделать  краткий экскурс в его философские  воззрения. Мир, с точки зрения Платона, двойствен и состоит из идей (эйдосов) и вещей (прагм). Идеи представляют собой  не мыслительные конструкции, но сверхреальность, или образцы вещей, их отвлеченные сущности. В то время как эйдосы являются истинными, вещи в силу своей материальности неистенны, поскольку, как указывал Платон, сама их материальность извещает их сущность. Лишь идеи истинны, так как не отвечает своей сущности.

 

Социально-политическим вопросам посвящены несколько  произведений Платона: трактат "Государство", диалоги "Законы", "Политик".  Все  они написаны в довольно необычном  жанре - жанре диалога между  Сократом  и менее известными греческими философами, например,  Главконом, Адимантом, Кефалом. В своих произведениях Платон говорит о модели "идеального", лучшего государства. Эта модель не есть описание какого-либо существующего строя, системы, а, напротив,  модель  такого государства, которого нигде и никогда не было, но  которое должно возникнуть, то есть Платон говорит об идее государства, создает проект, утопию. Это не значит, что автор не пробовал повлиять на государственное управление. В то время на Сицилии, в Сиракузах,  было правление  тиранов,  и Платон не раз пытался образумить  развращенного Дионисия, остановить деспотию и кровопролитие на Сицилии, что закончилось весьма  плачевно: афинского философа не раз изгоняли из города, а один раз чуть  было не продали в рабство. Так бесславно закончилась попытка устроить государственное управление на основах разума.

 

Идеальное государство  трактуется Платоном как реализация идей и максимально возможное  воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни – в полисе.

Конструируя идеальное  общество, Платон проводит аналогию между  справедливым человеком и справедливым государством. Так, трем началам (частям) человеческой души – разумному, яростному  и вожделеющему – аналогичны в  государстве три схожих начала –  совещательное, защитное и деловое, а им соответствуют три сословия – правителей, воинов и производителей (ремесленников и земледельцев).

Справедливость  состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось  в чужие дела. Кроме того, справедливость требует соответствующей иерархической соподчиненности этих начал во имя целого: способности рассуждать (т.е. философам, носителям этой способности) подобает господствовать; яростному началу (т.е. воинам) – быть вооруженной защитой, подчиняясь первому началу; оба этих начала управляют началом вожделеющих (ремесленниками, земледельцами и другими производителями), которое «по своей природе жаждет богатства».

Идеальное государство  Платона – справедливое правление  лучших и благородных. Таким образом, лучший тип государственного устройства – если среди правителей выделится кто-нибудь один – монархия, если несколько правителей – аристократия.

 

Идеальному (аристократическому) государственному устройству Платон противопоставляет  четыре других. В трактате "Государство" Платон пишет о том, что главная  причина  порчи обществ и государств (которые когда-то,  во  времена  "золотого  века" имели "совершенный" строй) заключена в "господстве  корыстных «интересов", обуславливающих поступки и поведение людей. В соответствии с этим основным недостатком Платон подразделяет все существующие государства на четыре разновидности в порядке ухудшения государственности, «извращения» совершенного типа, нарастания "корыстных интересов" в их строе.

В утопическом  государстве Платона необходимые для общества виды работ разделены между специальными разрядами граждан, но в целом образуют гармоничное сочетание.

За основу для  распределения граждан государства  по разрядам Платон взял различия между  отдельными группами людей соответственно их нравственным задаткам и свойствам. Однако рассматривал Платон эти различия по аналогии с разделением производительного труда. Именно в разделении труда Платон видит фундамент всего современного ему общественного и государственного строя.

При этом основная мысль Платона состоит в утверждении, что потребности граждан, составляющих общество, разнообразны, но способности каждого лица к удовлетворению этих потребностей ограничены. «Каждый из нас сам для себя бывает недостаточен и имеет нужду во многих». Отсюда прямо выводится необходимость возникновения общежития, или города: «Когда один из нас принимает других, либо для той, либо для иной потребности, когда, имея нужду во многом, мы располагаем к сожитию многих общников и помощников - тогда это сожитие получает у нас название города».

Для Платона  характерно, что значение разделения труда он рассматривает не с точки зрения работника, производящего продукт, а исключительно с точки зрения потребителей, принадлежащих к классу рабовладельцев. «Работник должен приспособляться к делу, а не дело к работнику».

В разделении труда  Платон видит не только основу распадения общества на сословия, но и основной принцип строения государства.

Главная задача трактата Платона о государстве - проблема благой и совершенной жизни общества в целом и его членов.

Наисовершеннейшее благо обладает четырьмя главными доблестями:

Мудрость

Мужество

Сдерживающая  мера

Справедливость

В соответствии со всем сказанным разумное устройство совершенного государства, по Платону, должно основываться прежде всего на потребностях. В городе-государстве («полисе») должны существовать многочисленные, четко дифференцированные отрасли общественного разделения труда. В нем должны быть не только работники, добывающие средства питания для граждан, строители жилищ, изготовители одежды и обуви, но и работники, изготавливающие для всех них орудия и инструменты их специального труда. Кроме них необходимы еще производители всевозможных вспомогательных работ, например, скотоводы, доставляющие средства перевозки людей и грузов, добывающих шерсть и кожу.

Потребность во ввозе необходимых продуктов  и товаров из других стран требует  производства в государстве излишка  товаров для внешней торговли ими, а также увеличения числа рабочих, изготавливающих соответствующие товары.

В свою очередь развитая торговля требует деятельности посредников по купле-продаже, по ввозу и вывозу. Таким образом, к уже рассмотренным разрядам разделения труда присоединяется такой же необходимый для государства разряд торговцев. Этим усложнение разделения труда не ограничивается: возникает потребность в различных разрядах лиц, участвующих в перевозках товаров.

Торговля, обмен  товарами и продуктами необходим  государству не только для внешних  сношений, но и внутри государства. Отсюда Платон выводит необходимость рынка и чеканки монеты как единицы обмена. В свою очередь возникновение рынка порождает разряд специалистов рыночных операций: мелких торговцев и посредников, скупщиков и перепродавцов.

Платон считает  необходимым также специальный  разряд обслуживающих наемных работников, продающих свои услуги за плату.

Указанными  разрядами специализированного  общественного труда исчерпываются  работники, производящие для государства  продукты либо так или иначе способствующие производству и потреблению. Все  эти разряды, вместе взятые, составляют низший класс граждан в иерархии платоновского идеального государства.

Над классом, разделенным  по отраслям специализированного труда  работников, или ремесленников, у  Платона стоят высшие классы - воинов (стражей) и правителей (философов).

Государством  у Платона руководят, как и  в олигархии, немногие. Но в отличие  от олигархии, где правителями отнюдь не бывают ни самые одаренные, ни наилучшим образом подготовленные, в государстве Платона правителями могут стать только лица, способные хорошо управлять государством. Во-первых, в силу природных задатков, во-вторых, вследствие долголетней предварительной подготовки.




Информация о работе Государство по Платону