Гражданское общество: понятие, структура и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 09:27, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является проанализировать понятие «гражданское общество». В связи с чем возникают следующие задачи:
– проанализировать содержание понятия «гражданское общество» в современной политологии;
– выявить структуру и функции гражданского общества;
– проанализировать содержание данного понятия в трудах ученых-политологов

Содержание

Введение………………………………………………………………………………....3
1. Содержание понятия «гражданское общество»……………………………………4
2. Структура гражданского общества………………………………………………....7
3. Функции гражданского общества…………………………………………………14
4. Взаимодействие государства и общества…………………………………………16
5. Проблема гражданского общества в истории
социально-политической мысли…………………………………………18
Заключение…………………………………………………………………………….24
Список литературы……………………………………………………………………25

Вложенные файлы: 1 файл

политолоия.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

Проблема соотношения  гражданского общества и государства  достаточно широко рассматривалась  К. Марксом в работах, относящихся к 40-м и более поздним годам XIX в. Маркс пришел к четкому осознанию того, что в исследовании государства необходимо принадлежит решающая роль, порождает государство, являющееся результатом исторического развития семьи и гражданского общества, продуктом, их функционирования. Государство представляет собой политическое установление, форму, организующую гражданское общество, общество частных материальных интересов, форму, которая внешне обнимая его целиком, на самом деле служит интересам собственников, господствующих классов. Государство вообще не может существовать без таких предпосылок, как семья и гражданское общество. Сфера деятельности гражданского общества, по Марксу, – не только экономика, но и культура, идеология и рожденные ими общественные движения.

Исследованию надстроечных явлений гражданского общества уделял большое внимание А. Грамши. Анализируя механизм господства буржуазии в первой половине XX в., он выделил три его составные части, три «общества», следуя его терминологии: экономическое (экономическая основа господства буржуазии – ее владение средствами производства и распределения), политическое и гражданское8.

Совокупность тех частей надстройки, которые осуществляют функцию  принуждения и прямого господства (военного, полицейского, правового), составляет «политическое общество». Однако в чистом виде, полагал Грамши, такое общество, соответствующее системе «охраны общественного порядка и соблюдения законов», не существует. Оно переплетается с той частью надстройки, которая у него выступает под понятием «гражданское общество». Это совокупность всех тех рычагов и органов в государстве, позволяющая буржуазии осуществлять идейное и нравственное руководство подчиненными классами, т.е. идеологическая надстройка общества9.

Из приведенных выше воззрений на гражданское общество можно выделить ряд его основополагающих характерных черт. Во-первых, развитие гражданского общества связывалось с преодолением жестких рамок сословно-феодального строя, с появлением капиталистических производственных отношений: Во-вторых, гражданское общество возникает в определенный период общественного развития и связано с исторически преходящими формами государства, является силой, постоянно находящейся с государством в противоречивом, диалектическом единстве. В-третьих, в рамках гражданского общества неизбежно возрастает значение личности человека, который превращается из подданного в гражданина. В-четвертых, более сложной и близкой нам по времени является грамшианская трактовка гражданского общества. Правящий буржуазный класс, по его мнению, осуществляет свою гегемонию не только через механизмы власти (политической и экономической), но и через структуры общественного сознания, позволяющие включить гражданское общество в качестве дополнительного рычага давления на индивида. Буржуазные ценности, по Грамши, пропитывают не только институты власти, но и производство, культуру, быт – все «поры» гражданского общества. Перед нами более сложный вариант классической схемы соотношения гражданского общества и государства, связанный с изменением реальных границ между ними в первой половине XX в.

В 80-е годы появилась  новая трактовка понятия «гражданское общество», связанное с именами  таких европейских политических мыслителей, как В. Говел, Дж. Кин и др. Эти авторы ввели понятие «социалистическое гражданское общество». Например, английский политолог Дж. Кин предлагает более широкое представление о гражданском обществе, которое не сводится только к проблеме взаимоотношения между ведущими классами в рамках одной формации. Он выходит на еще более общие, общецивилизационные проблемы. В их числе проблема демократизации общества, соотношения свободы и подчинения индивида обществу, становления нового типа свободы – контролируемой и упорядоченной на основе политического разума. А. Арато, А. Уэйр и их единомышленники сегодня исходят из того, что гражданское общество – структура чрезвычайно сложная, фундамент демократической общественной организации10.

В отечественной литературе можно встретить несколько подходов к определению гражданского общества. В научной литературе есть мнение, согласно которому прямо или косвенно гражданское общество отождествляется с правовым государством. Сторонники такого подхода полагают, что правовое государство выходит из гражданского общества.

Чем объясняется тот  факт, что понятие гражданского общества в наши дни возвращается на страницы достаточно широкой печати? Французский политолог Доминик Кола пишет, что, начиная с 70-х гг. нашего столетия, ни один термин не пользовался большей популярностью, чем «гражданское общество»: перекочевывая из научных публикаций к газетным страницам, он и теперь остается предметом нескончаемых дискуссий». И автор, судя по российской прессе, безусловно, прав.

В отличие от марксистских текстов, в настоящее время данная проблема рассматривается в контексте обеспечения дальнейшего развития активности индивидов в обществе, возможностей расширения и углубления его демократизации и вместе с тем ограничения функций государства и усиления контроля за его деятельностью со стороны общества.

В современной литературе понятие «гражданское общество» трактуется неоднозначно. И все же чаще всего его содержание включает всю совокупность неполитических отношений в обществе, т.е. экономических, социальных, в том числе национальных, духовно-нравственных, религиозных и т.д., составляющих жизненную основу политической системы, государства.

В весьма суженном объеме определяет рассматриваемое понятие  А. Мигранян: «Гражданское общество – это сфера спонтанного самопроявления свободных индивидов и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций граждан, которая ограждена необходимыми законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности этих граждан со стороны органов государственной власти»11.

Несмотря на очевидное  значение отмеченного аспекта, определение гражданского общества нельзя сводить только к нему. А такое имеет место в публицистических выступлениях, когда утверждается, что будто бы в СССР не было гражданского общества, а существовало только тоталитарное государство. Гражданское общество – объективная реальность. «Это совокупность «естественных форм общественной жизнедеятельности индивидов – призванных обеспечивать удовлетворение их потребностей и интересов». Его не может ни поглотить, ни ликвидировать какой-либо политический режим. Другой вопрос, каков уровень развития данного гражданского общества, какие общественные связи и отношения на том или ином этапе составляют его содержание, насколько реализована или не реализована способность членов общества к творческому труду, самоуправлению, каково отношение между публичной властью и индивидуальной свободой и т.д. Государственная власть может деформировать гражданское общество, сковать процесс функционирования его элементов, свести к минимуму автономию и самостоятельность индивидов и социальных групп. Но не в ее силах ликвидировать материальную и духовную жизнь людей, насильственно упразднить социальные группы, основополагающие формы организации человеческой жизни, духовной культуры, наконец, присущую социальным объектам активность. Утверждать противоположное – значит соглашаться с идеалистической догмой о всесилии политики, государства.

 

 

 

Заключение

 

Гражданское общество во многих отношениях есть самая загадочная категория политологии.

Гражданское общество –  это формирующаяся и развивающаяся  в демократических государствах человеческая общность, представленная 1) сетью добровольно образовавшихся негосударственных структур (объединения, организации, ассоциации, союзы, центры, клубы, фонды и т.д.) во всех сферах жизнедеятельности общества и 2) совокупностью негосударственных отношений – экономических, политических, социальных, духовных, религиозных и других.

Гражданское общество есть та среда, в которой современный  человек законным путем удовлетворяет  свои потребности, развивает свою индивидуальность, приходит к сознанию ценности групповых акций и общественной солидарности.

Часто гражданское общество отождествляется со сферой частных  интересов, потребностей. Человеку по своей природе присуще стремление жить в сообществе людей, но в тоже самое время ему присуща и склонность делать всё по-своему. Само собой разумеется, что в реализации своей склонности он встречает противодействие со стороны других индивидов, которые тоже стремятся делать всё по-своему. Но для того, чтобы не разрушить жизненные основы общества и создала человеческая цивилизация гражданское общество и государство с их важнейшими институтами, определив их целью достижения гармонии между различными интересами, которая, как показывает исторический опыт, всё время оставалась недостижимым идеалом, мечтой, однако часто воплощающейся в конкретно-исторический компромисс, спасающий общества от взаимного истребления.

 

 

Список используемых источников

 

1. Городецкая И. Консьюмеристское движение на Западе  МЭ и МО. 1993. N5.

2. Медушевский А.Н. Общество и государство в русском историческом процессе  Вестник. Серия 12. – 1993. N1.

3. Политологический словарь. М., 1994. Ч. I и II.

4. Туров И.С. Общество как социальная система  Социально-политический

журнал. 1994. N12.

5. Зеркин Д. Основы политологии. – Ростов на/Д, 1997.

6. Кочетков А.П. Гражданское общество: проблемы исследования и перспективы развития Вестн. Москва. ун-та. Сер. 12, Полит. науки. – 1998. – №4. – С. 85–97.

7. Соловьев А.И. Три облика государства – три стратегии гражданского общества  Полис. – 1996. – №6. – С. 29–38.

8. Соловьев А.И. Три облика государства – три стратегии гражданского общества Полис. – 1996.– №6. – С. 29.

9. Мигранян А.М. Гражданское общество  50/50. Опыт словаря нового мышленья М., 1989. – С. 446.

10. Мухаев Р.Т. Политология учебник для вузов. - М., 2000. - С. 175–194.

1 Мигранян А.М. Гражданское общество // 50/50. Опыт словаря нового мышления.- М., 1989.

2 Мигранян А.М. Гражданское общество // 50/50. Опыт словаря нового мышления.- М., 1989.

 

 

 

 

9


Информация о работе Гражданское общество: понятие, структура и функции