Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 06:50, контрольная работа
Группы интересов — организации, целью которых является объединение граждан для выражения и защиты каких-либо специальных, конкретных интересов. Их основное отличие от партий лежит не только в организационной области. Оно также заключается в способах взаимодействия с государственной властью: группы интересов не ставят перед собой задачу прийти к власти и бороться за ее завоевание. Они пытаются лишь оказывать воздействие на механизм принятия политических решений с целью реализации групповых интересов.
1. Группы интересов………………………………………………………. 3
2. Группы давления………………………………………………………... 8
2.1. Теории заинтересованных групп………………………………………. 8
2.2. Классификация и признаки групп давления………………………….. 12
2.3. Функции групп давления………………………………………………. 17
2.4. Средства воздействия групп давления………………………………… 19
Список литературы……………………………………………………... 21
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
«ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ
(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)
Заочный факультет
Кафедра государственного, муниципального управления и политики
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: политология
тема: группы интересов - группы давления
Выполнил: студент гр. ЭКбз-11
Чита 2014
Содержание
1. |
Группы интересов…………………………………… |
3 |
2. |
Группы давления……………………………………… |
8 |
2.1. |
Теории заинтересованных групп………………………………………. |
8 |
2.2. |
Классификация и признаки групп давления………………………….. |
12 |
2.3. |
Функции групп давления………………………………………… |
17 |
2.4. |
Средства воздействия групп давления………………………………… |
19 |
Список литературы………………………………… |
21 |
1. Группы интересов
Группы интересов —
организации, целью которых является
объединение граждан для
В политической науке и
политической мысли существуют два
основных подхода, по-разному трактующих
роль групп интересов в политической
жизни и дающих разную нормативную
оценку этому институту
Представители первого подхода
считают их существование явлением
отрицательным, оказывающим негативное
влияние на функционирование демократической
политической системы в силу того,
они служат проводниками частного влияния
на принятие политических решений. Все,
что происходит в мире политики,
рассматривается
Аргументы, приводимые сторонниками данного подхода, можно целом свести к следующим.
Во-первых, существование
групп интересов создает
Во-вторых, существование групп интересов способствует неэффективности экономической политики и препятствует проведению aктивной социальной политики: более «сильные» группы интересов добиваются экономических и прочих благ, начинают в дальнейшем препятствовать перераспределению и переменам, а действительно нуждающиеся так и остаются без поддержки.
В-третьих, существование
групп интересов может привести
к утверждению монополии на представительство
групповых интересов или
Представители другого направления
признают объективный характер существования
заинтересованных групп и отмечают
их положительную роль в политическом
процессе. В целом сторонниками данного
подхода выдвигаются три
Во-первых, не все общественные
группы имеют возможность участвовать
в ресурсно-затратных видах
Во-вторых, существование
заинтересованных групп является одним
из элементов обеспечения
В-третьих, группы интересов, так же как и партии, способны выполнять посреднические функции между государством и гражданским обществом, обеспечивая при этом не только реализацию собственных интересов, но и лояльность со стороны отдельных социальных групп. Представители данного направления считают, что чем более демократическим является общество, тем больше в нем существует различных механизмов, способов, организационных форм, облегчающих влияние на процесс государственного управления, тем больше в нем разнообразных групп интересов.
В политической науке и
смежных дисциплинах
Члены общинной группы связаны между собой, прежде всего, принадлежностью к сообществу, а только затем — своими мыслями и стремлениями. Можно сказать, что человек рождается, будучи уже членом группы. Близкими к таким группам можно считать существующие в действительности племенные и некоторые этнические группы. Ассоциативные группы создаются людьми вполне сознательно для реализации достаточно ограниченных интересов. Например, похожей на явления такого типа можно считать организацию, созданную в целях ликвидации атомной электростанции или химического завода. Остальные типы групп интересов располагаются между этими двумя по мере их удаления от традиционных форм и приближения к современным: группы «по обычаю», институциональные группы, группы защиты, группы поддержки.
Группы «по обычаю»
чаще всего встречаются в странах
«третьего мира», где обладание
властным статусом рассматривается, прежде
всего, как средство обеспечения
своих родных и близких доходными
местами и привилегиями. При этом
к группам «по обычаю»
Институциональные группы — группы, чья деятельность базируется на формальных организациях внутри государственного аппарата (органах исполнительной власти, законодательных органах, армии, силовых структурах и т.п.). Их влияние связано с близостью к процессу принятия политических решений. Эти группы интересов (кланы), имеющие влияние внутри каких-либо организаций (партий, армии и т.д.), выполняют посредническую роль между государством и обществом в основном в странах «третьего мира». Однако существование подобного типа групп имеет место и в странах развитой демократии.
Группы защиты и поддержки — наиболее распространенные в странах развитой демократии типы заинтересованных групп. Например, в США около 50% взрослого населения состоит в различных ассоциациях. Группы защиты — это, прежде всего, предпринимательские ассоциации и профсоюзы. Они призваны отстаивать, в первую очередь, материальные интересы своих сторонников. В силу распространения государственного вмешательства в экономическую и социальную сферы эти группы достаточно активно взаимодействуют с государством для решения основных вопросов. Некоторые из них являются постоянными участниками двухстороннего диалога с правящими структурами или трехстороннего диалога групп защиты (предпринимательских и профсоюзных) с участием государства.
Необходимо отметить, что
роль групп защиты в настоящее
время в странах развитой демократии
постепенно эволюционирует, а их влияние
неуклонно снижается. Наблюдается
кризис профсоюзного движения, а трехсторонние
отношения бизнеса, профсоюзов и
государства постепенно утрачивают
свое значение. Эти тенденции обусловлены,
в первую очередь, социальными процессами,
связанными с переходом к
Группы поддержки —
такие группы, которые стремятся
к достижению определенных ограниченных
целей. К ним относятся различные
экологические движения, антивоенные
организации и т.п. Эти группы,
как правило, отличаются аморфной структурой,
отсутствием четкого членства, иногда
им присуще спонтанно
Следует отметить, что разные группы интересов используют различные каналы влияния на принятие политических решений. Можно отметить определенную закономерность: чем «современнее» группа интересов, тем меньше она использует непосредственные каналы и механизмы воздействия на государственные институты, тем больше она стремится воздействовать на общественное мнение.
Следует отметить, что способы
воздействия на власть, так же как
и сами группы интересов, претерпевают
эволюцию с течением времени. В частности,
как отмечают исследователи, многие
заинтересованные группы успешно осваивают
роль активного участника
2. Группы давления
2.1. Теории заинтересованных групп.
Идея рассмотрения политического процесса в контексте взаимоотношения заинтересованных групп, оказывающих давление на правительство с целью принудить его подчиниться их воле, принадлежит американскому политологу А. Бентли (1870-1957). Он является родоначальником теории заинтересованных групп, которую сформулировал в работе «Процесс правления. Изучение общественных давлений» (1908).
Анализ политики как взаимодействия реальных участников политического процесса, введение в политологию понятия «группа давления» было вызвано стремлением преодолеть ограниченность институционального подхода. Согласно последнему, политическая жизнь сводится к деятельности официальных институтов власти, которые принимают решения на основе своих конституционных полномочий. Однако анализ конституционного устройства власти не позволял понять, почему принимаются те или иные решения и кто действительно контролирует власть. Эмпирически наблюдаемая политическая реальность оказывалась намного сложнее и динамичнее, была пронизана противоречивым взаимодействием предпочтений, установок, стереотипов поведения ее участников.
В основе теории А. Бентли и
его подхода к изучению государственного
управления лежит понятие «деятельность
людей». В жизни эта деятельность
обусловлена интересами людей и
направлена на их реализацию. Свои цели
люди достигают не индивидуально, а
через группы, в которые они
объединены на основе общности интересов.
Таким образом, политика предстает
как взаимодействие заинтересованных
групп, преследующих, свои цели. Эти
группы (т. е. олицетворяемые ими общественные
силы) понуждают правительство