Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 14:35, контрольная работа
Одним из самых широких понятий в политической науке, дающих системное описание политических явлений и процессов в их тесной взаимосвязи и взаимодействии с окружающей средой, является политической системой. Политическая система представляет собой очень сложную систему, которая состоит из ряда подсистем: институциональная, нормативная, коммуникативная, функциональная. Функциональная сторона политической системы охватывается понятием «политический режим». Под этим понятием понимается способ правления или технология властвования, которые в разных политических системах существенно отличаются друг от друга.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие, сущность и основные признаки политической демократии……………………………………………………………………….4
2. Демократизация как главная тенденция современного политического развития. Условия эффективности демократии……………………………………………………………………..6
3. Сравнительный анализ трех исторических форм политической демократии Нового времени: либеральной, коллективистской и плюралистической…………………………………………………………….9
3.1. Либеральная демократия……………………………………………….9
3.2. Коллективистская демократия…………………………………………10
3.3. Плюралистическая демократия………………………………………..12
Заключение……………………………………………………………………..14
Список использованной литературы…………………………………….…15
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие, сущность и основные
признаки политической
2. Демократизация как главная
тенденция современного
3. Сравнительный анализ трех
исторических форм
3.1. Либеральная демократия……………………………………………….9
3.2. Коллективистская демократия…………………………………………10
3.3. Плюралистическая демократия………………………………………..12
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….…15
Введение
Одним из самых широких понятий в политической науке, дающих системное описание политических явлений и процессов в их тесной взаимосвязи и взаимодействии с окружающей средой, является политической системой. Политическая система представляет собой очень сложную систему, которая состоит из ряда подсистем: институциональная, нормативная, коммуникативная, функциональная. Функциональная сторона политической системы охватывается понятием «политический режим». Под этим понятием понимается способ правления или технология властвования, которые в разных политических системах существенно отличаются друг от друга.
Самым сложным и многозначным по формам реализации типом политического режима является демократия. Уже семь столетий не смолкают споры о значении термина «демократия». Возникнув в античности и обозначая «власть народа», термин «демократия» стал самым распространенным в политической науке. Однако массовое использование термина не оставило за ним определенного однозначного содержания. До сих пор наука «политология» не может сформулировать четкое определение демократии.
Историческое развитие демократии
длительно, многообразно и противоречиво.
Оно не завершилось и поныне. В
настоящее время демократию рассматривают
как форму устройства любой организации,
как идеал общественного
Целью данной контрольной работы является рассмотрение одного из самых сложных политических режимов – демократии, анализ его исторических и организационных форм, а также ознакомление с основными тенденциями эволюции современной демократии.
1. Понятие, сущность и
основные признаки
Демократия прошла длительный путь развития. Она присутствовала практически па протяжении всей истории человечества после появления политической жизни. На протяжении всей истории обнаруживалась борьба между так называемой элитарной демократией, основанной на привилегиях и кооптации, и массовой демократией, базирующейся на равноправии и выборах снизу. В научной, учебной литературе охарактеризованы прямая первобытно - общинная демократия, военная племенная пред государственных этапов развития общества, различные виды демократии Древнего мира, эпохи Возрождения, Нового времени и т. д.
Понятие «демократия» в современном политическом языке – одно из наиболее распространенных. Его употребление выходит далеко за пределы первоначального смысла (demos - народ, cratos - власть). Это понятие впервые встречается в трудах Геродота. Тогда демократию рассматривали как особую форму государственной власти, при которой власть принадлежит всем гражданам, которые пользуются равными правами по управлению государством. С тех пор содержание этого термина существенно расширилось, и в современных условиях оно имеет различные значения.
На сегодняшний день в политической науке существует несколько основных подходов к определению сущности демократии:
1) Первый подход - этимологический,
т.е. рассматривающий
2) Второй подход - нормативный - состоит в понимании демократии как определенного идеала общественного устройства, основанного на принципах свободы, равенства и братства, выдвинутых Великой Французской революцией.
3) Третий подход - социально-политический
- трактует демократию как
Слабость этого подхода в
том, что остается неясной связь
массового устремления к
4) Четвертый подход – «
5) Пятый подход - негативный - рассматривает
демократию буквально как
Слабость этого подхода - в его
очевидной односторонности, поскольку
ни в одном социальном явлении, тем
более таком сложном и
6) Шестой подход – эмпирический
- призывает отойти от
Слабость такого понимания демократии
проявляется в том, что, несмотря
на отвлеченный характер идеальных
моделей демократии, определенный идеал
все-таки нужен для того, чтобы
на него можно было ориентироваться
в реальной политической жизни и
усовершенствовать
Полезность этого подхода в том, что он выделяет некоторые наиболее общие признаки демократии как реального явления.
Обеспечение равного права всех граждан на участие в управлении делами общества и государства;
Систематическую выборность основных органов власти;
Наличие механизмов, обеспечивающих относительное преимущество большинства и уважение прав меньшинства;
Абсолютный приоритет правовых методов отправления и смены власти (конституционализм);
Профессиональный характер правления элит;
Контроль общественности за принятием важнейших политических решений; В основном такие формы участия используются тогда, когда от граждан не требуется какой-либо специальной подготовки. Плебисцитарная демократия также предполагает открытое волеизъявление населения, но связана только с определенной фазой подготовки решений, например, одобрением или отрицанием вынесенного руководителями государства или группой граждан проекта закона или какого-то конкретного решения. Представительная демократия является более сложной формой политического участия граждан. Она предполагает опосредованное включение граждан в процесс принятия решений через их представителей, выбираемых ими в законодательные или исполнительные органы власти, либо различные посреднические структуры (партии, профсоюзы, движения). Эти механизмы в основном и составляют структуру демократического правления. Однако главная проблема представительной демократии связана с созданием условий, при которых выбор тех или иных лиц соответствовал бы настроениям и интересам населения. Демократия имеет превосходства и недостатки, сильные и слабые стороны. Своими широчайшими возможностями и перспективами демократия как будто бы вызвала ожидания, которые она не в силах удовлетворить. Демократия – это «распутье», так как она представляет собой систему свободы, для которой нет ничего абсолютного. Демократия - пустое пространство, в котором могут развиваться самые разнообразные политические стремления.
2. Демократизация как
главная тенденция
Бум демократических
«Для становления демократии необходимо соблюдение следующих важных условий:
высокий уровень социально-
многообразие форм собственности, обязательное признание и гарантированность права частной собственности, так как только в этом случае возможно реальное обеспечение всех прав и свобод человека, его, пусть даже и относительная, независимость от государства;
высокая степень развития общей и политической культуры общества, значительная социальная и политическая активность индивидов и их добровольных объединений». Как показывает опыт развитых стран, у демократии существуют серьезные проблемы, разрешение которых является необходимым условием ее эффективного функционирования.
Американский политолог С. Хантингтон считал, что «препятствия для демократизации стран можно подразделить на три широкие категории: политические, культурные и экономические. В качестве одного из потенциально значимых политических препятствий выделяют недостаток опыта демократического правления, что проявляется в отсутствии приверженности демократическим ценностям политических лидеров. В числе главных экономических препятствий демократического развития американский политолог называет бедность, поэтому будущее демократии он связывает с развитой экономикой. Демократия предполагает наличие власти открытой и подконтрольной. Особенно это важно в век высоких технологий, когда у власти многократно возрастают возможности получения максимально полной информации о гражданах. «Особенностью России является приоритет государства над частными институтами, сформировавшимися в обществе. В результате большая часть населения все еще ожидает от государства готовых решений их проблем вместо того, чтобы взять на себя инициативу и попытаться помочь самим себе, что уменьшило бы их зависимость от государственного аппарата, невосприимчивого к изменениям, которые необходимо провести в социально-экономической сфере. Демократию в России можно отнести к разряду «бедных демократий», которые являются слабыми демократиями.
3. Сравнительный анализ
трех исторических форм
3.1. Либеральная демократия
Существующие в наши дни демократические системы ведут свое начало от форм правления, возникших в конце XVIII-XIX в. под прямым и разносторонним влиянием либерализма. Заслуги либерализма в развитии политической и демократической мысли чрезвычайно велики. Это идейное и политическое течение выступило под знаменем свободы личности, ограждения ее от государственной тирании.
Общие достоинства и недостатки либеральной демократии.
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1)
Отождествление народа как 2) Индивидуалистичность, признание личности первичным и главным источником власти, приоритет прав индивида над законами государства. 3) Узкополитический, формальный характер демократии, вытекающий из узкого, негативного понимания свободы как отсутствия принуждения, ограничений. 4) Парламентаризм, преобладание
представительных форм 5) Ограничение компетенции
и сферы деятельности 6) Разделение властей,
создание сдержек и 7) Ограничение власти
большинства над меньшинством, обеспечение
индивидуальной и групповой |
1)
Социально-классовая 2) Формальность и, как
следствие, декларативность 3) Ограниченность сферы
демократии и политического 4) Принижение роли государства
в управлении обществом и 5) Чрезмерный ценностный
индивидуализм, игнорирование |