Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 19:59, контрольная работа
Цель данной работы заключается в рассмотрение демократического политического режима.
Рассматриваются следующие задачи:
• Раскрыть понятие и сущность политической демократии;
• Раскрыть основные признаки политической демократии;
• Дать сравнительный анализ трем историческим формам политической демократии.
Введение
1. Понятие, сущность и основные признаки политической демократии
2. Демократизация как главная тенденция современного политического развития. Условия эффективной демократии
3. Дайте сравнительный анализ трех исторических форм политической демократии Нового времени: либеральной, коллективистской и плюралистической. Охарактеризуйте их сильные и слабые стороны
Заключение
Список использованной литературы
Введение
1. Понятие, сущность и основные признаки политической демократии
2. Демократизация
как главная тенденция
3. Дайте
сравнительный анализ трех
исторических форм
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Понятие «демократия» в современном
политическом языке – одно из наиболее
распространенных. Его употребление
выходит далеко за пределы первоначального
смысла (demos – народ, kratos –
власть). Это понятие впервые
В настоящее
время демократию рассматривают
как форму устройства любой организации,
как идеал общественного
Историческая практика развития государственности дает разные примеры демократических режимов, однако, суть любого демократического режима в народовластии.
Как важнейшее достоинство демократического политического режима в литературе отмечается то, что он обеспечивает систематическую смену правителей мирным, ненасильственным путем.
Данная тема сейчас достаточно актуальна. Проблема демократии и ее роли в общественно-политической жизни занимает одно из центральных мест в политологии. Понятие “демократии” затрагивали как в Древнем мире, так и в современном обществе. Про нее писали Геродот, Платон, Аристотель, Руссо, Дж. Локк, Т. Гоббс и другие известные ученые. Эта проблема волнует и сейчас многих ученых, и в дальнейшем она будет занимать одно из главных мест в политологии.
Цель данной работы заключается в рассмотрение демократического политического режима.
Рассматриваются следующие задачи:
· Раскрыть понятие и сущность политической демократии;
· Раскрыть основные признаки политической демократии;
· Дать сравнительный анализ трем историческим формам политической демократии.
1. Понятие, сущность
и основные признаки
Термин демократия происходит от греческого слова dеmokratia, состоящего в свою очередь из двух слов: demos — народ и kratos — власть, правление. Следовательно, демократия в буквальном смысле означает «народовластие». [1, с. 115]
Под демократией понимается государственное устройство, при котором осуществляется правление народа, признаются принципы свободы и равенства граждан. [2, с. 119]
Политическая демократия - есть система управления, при которой власти отвечают перед гражданами за свои действия в общественной сфере, а граждане реализуют свои интересы через конкуренцию и взаимодействие своих выборных представителей. [3.]
Конституирующие черты демократии таковы:
1. Официальный источник власти
– народ, ему принадлежит
2. Периодическая выборность
3. Равенство прав граждан в управлении государством (свобода партий, мнений, информации, участие в конкурентной борьбе).
4. Принятие решений по
5. Наличие реальной оппозиции,
способной предложить
6. Принцип разделения властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.
7. Двухпартийная или многопартийная система.
8. Плюрализм, то есть
Самой же первой исторической формой демократии, по мнению антропологов и этнографов, была родовая. По их наблюдениям, в рамках родового первобытнообщинного строя все взрослые мужчины и женщины обладали правом голоса.
Следующей исторической
формой демократии была т.н. рабовладельческая
афинская. Начало ей положили знаменитые
реформы архонта (верховного правителя)
Солона, которые он осуществил в
VI в. до н э.. перераспределив земельные
владения от аристократии в пользу
широких слоев свободных
Следующая историческая
форма демократии - демократия классического
либерализма, которая утвердилась
в Новое время в результате
религиозной Реформации, свержения
абсолютистско-монархических
Исходной формой демократии была прямая
демократия в небольших городах-
Впоследствии, с усложнением решаемых
государством задач, прямая демократия
была практически повсеместно
В настоящее время
Непосредственная демократия (прямая
демократия) — форма политической
организации общества, при которой
основные решения принимаются
Наиболее распространенными
референдум;
законодательная инициатива граждан (народная законодательная инициатива)
встречное.
При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решений путем консенсуса или большинством голосов. Так, в Древних Афинах – самом первом в мире демократическом государстве – прямая демократия осуществлялась с помощью собраний, в которых участвовало 5–6 тыс. чел.
Важным каналом участия
Третьей, наиболее распространенной в современном обществе формой политического участия является представительная демократия. Ее суть в том, что граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы при принятии политических решений, принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ. Процедуры выборов могут быть самыми разнообразными, но каковы бы они, ни были, выборные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени народа и подотчетны народу во всех своих действиях.
Ученые спорят о плюсах
и минусах каждой формы
- отрыв депутатов от народа;
- возможность коррупции;
- приоритетное влияние на
- отстраненность рядовых
- возрастание влияния
- на ослабление
Однако у представительной демократии есть свои значительные плюсы. Некомпетентность обывателя заменяется профессионализмом депутатов, которые имеют возможность подготовительной работы с решениями, могут использовать экспертов для оценок этих решений. Наконец, если при прямой демократии решения принимаются простым большинством, то при обсуждении того же вопроса в парламенте появляется возможность достичь баланса интересов. [7, с. 28-29]
Народ, будучи сложной общностью людей, имеет определенную структуру, состоит из конкретных личностей. В зависимости от того, рассматривается ли он как совокупность самостоятельных, свободных индивидов, как взаимодействие различных групп, преследующих в политике свои собственные, специфические интересы, или же, как единое, гомогенное целое, субъект, у которого доминируют общие интересы и воля, концепции и реальные модели демократии делятся соответственно на индивидуалистические, плюралистические (групповые) и коллективистские.
В первом случае
непосредственным источником власти считается
личность, во втором — группа, в третьем
— весь народ (нация, класс). Расхождения
в понимании народовластия
2.Демократизация
как главная тенденция
Модель волнового распространения
демократии в современном мире наиболее
полно она очерчена, как известно, Сэмюэлем
Хантингтоном в книге «Третья волна»,
опубликованной в 1991 году
В истории Нового времени, по Хантингтону,
имели место три волны демократизации.
Первая, или, как он ее называет, «длинная волна»,охватывает
период с 1828 по 1926 год. Вторая, или «короткая волна» -
с 1943 по 1962 год. Третья волна, считает американский
исследователь, началась «после падения португальской
диктатуры в 1974 году», когда «демократические
режимы пришли на смену авторитарным почти
в тридцати странах Европы, Азии и Латинской
Америки. В некоторых странах произошла
значительная либерализация авторитарных
режимов. В других движения, выступающие
за демократию, обрели силу и реальность»
Примечательно, что «за каждой из первых
двух волн демократизации следовал откат,
во время которого некоторые. Однако даже
при самом мощном откате полного возвращения
мира на исходные позиции не происходило,
так что в итоге наступление и отступление
развивались (что и отмечается рядом исследователей)
по формуле «два шага вперед – шаг назад».
[9, с. 26-32]
Экономические условия —
это создание в обществе достаточно развитой
рыночной экономики, которая предполагает:
• товарный способ производства, основанный
на индустриальных и постиндустриальных
технологиях;
• стабильные, прозрачные законы и правовые
акты, регулирующие рыночные отношения
в стране;
• равные для всех условия предпринимательской
и финансовой деятельности;
• свободную конкуренцию различных форм
собственности и недопущение создания
монополий;
• защиту государством участников рынка
от недобросовестной конкуренции и произвола
чиновников;
• защиту отечественного рынка от внешней
«интервенции».
Политические условия —
это создание правового демократического
государства, которое предполагает:
• наличие развитого гражданского общества;
• правовое равенство всех граждан и гарантированность
законных прав и свобод;
• всеобщность прав и их распространение
на всех граждан, все организации и институты;
• взаимную ответственность государства
и личности, равенство сторон перед законом;
• суверенитет народа, признание того,
что народ является основным источником
власти, а государственная власть носит
представительный характер;
• реальное разделение властей на законодательную,
исполнительную и судебную.
Все названные выше условия демократизации
общества тесно взаимосвязаны и существуют
как единая система отношений. Попытки
сделать страну демократической и развитой
в сжатые сроки, как правило, терпят неудачу.
Наглядным примером такой попытки демократизации
является Россия 90-х гг. XX в. Итоги этой
демократизации весьма трагичны [10, с.
133-134]
Современное общество возникает в ХVIII –
ХХ веках. В нем индивид автономен, превалирует
рациональная организация, высокий уровень
развития науки и техники, высокая социальная
мобильность населения. Первичная модернизация произошла
в З.Европе и США, начавшись с религиозной
реформации и Просвещения, установилась
новая политическая система (парламентаризм,
принцип разделения властей на три ветви,
складывание партийных систем). В странах вторичной модернизации (Россия,
Латинская Америка) эта естественная логика
развития событий нарушена. В современной
России царит коррупция, слабая легитимность
власти, низкая эффективность государственного
управления, нет настоящей рыночной экономики
и только складывается гражданское общество.
Но существуют уже многопартийность, парламентаризм,
президентство, Конституционный суд, альтернативные
выборы. То есть модернизация идет, но
идет «вдогонку». [11, с. 117-118]
Подтверждение действительной эффективности
основных демократических институтов
является наиболее трудной проблемой,
как в теоретическом, так и в практическом
плане. Это относится, прежде всего, к России
с ее малым опытом функционирования институтов
демократии, но, разумеется, не только
к ней: не менее остро эта проблема стоит
в странах Латинской Америки, Южной и Юго-Восточной
Азии, Ближнего Востока, включая такие
крупные государства, как Китай, Пакистан,
Индонезия, Иран.
3.Сравнительный анализ трех