Демократия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 07:50, дипломная работа

Краткое описание

В данной работе автор постарается ответить на следующие вопросы: Что же следует понимать под термином «демократия»? Каковы её разновидности и их особенности? Каковы их характерные черты? И что же наконец представляет собой современная демократия? И, конечно же, попробовать рассмотреть проблему демократии в России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..2
Сущность демократии…………………………………...………………………..3
Демократические режимы………………………………………………………...5
Характерные черты…………………………………………………….………….8
Современная демократия………………………..………………………..…..…..9
Демократия в России………………………………………..……………………13
Заключение.…………………………………………………………...…………...18
Литература…………………………………………………………………………..19

Вложенные файлы: 1 файл

демократия(курсач).docx

— 63.51 Кб (Скачать файл)

Российский Национальный Исследовательский Медицинский  Университет имени Н. И. Пирогова

 

 

 

Кафедра истории, правоведения и политологии.

Курсовая работа на тему: Демократия.

 

 

 

 

 

Курсовую работу выполнила: студентка группы 1201

психолого-социального факультета

Ухова Наталья Ильинична

Преподаватель: Густырь Наталья Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

Содержание.

Введение……………………………………………………………………….…..2

Сущность демократии…………………………………...………………………..3

Демократические режимы………………………………………………………...5

Характерные черты…………………………………………………….………….8

Современная демократия………………………..………………………..…..…..9

Демократия в России………………………………………..……………………13

Заключение.…………………………………………………………...…………...18

Литература…………………………………………………………………………..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В XX веке слово «демократия» стало, пожалуй, самым популярным у  народов и политиков всего  мира. В данной работе я постараюсь ответить на следующие вопросы:  Что же следует понимать под термином «демократия»?  Каковы её разновидности  и их особенности? Каковы их характерные черты? И что же наконец представляет собой современная демократия? И, конечно же, попробовать рассмотреть проблему демократии в России.

Термин демократия происходит от греческого слова dеmokratia, состоящего в свою очередь из двух слов: demos — народ и kratos — власть, правление. Следовательно,  демократия в буквальном смысле означает «народовластие». Более развернутое определение демократии, ставшее классическим, было дано американским президентом А. Линкольном (1863 г.): правление народа, избранное народом и для народа. В самом общем плане ее можно определить как режим, в котором народ имеет возможность реализовать свою волю непосредственно либо через своих представителей, а власть несет ответственность перед гражданами за свои действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность демократии конкретизируется в определенной совокупности ценностей, институтов и процедур. Рассмотрим основные из них.

      1.1. Суверенитет народа. Признание этого принципа означает, что народ является источником власти, именно он выбирает своих представителей власти и периодически их сменяет. Признание этого принципа означает, что конституция, форма правления могут быть изменены при всеобщем согласии народа и по установленным, закрепленным в законе процедурам.

      1.2. Периодическая выборность основных органов власти позволяет обеспечить четкий легитимный механизм преемственности власти. Государственная власть рождается из честных выборов, а не посредством военных переворотов и заговоров. Власть выбирается на определенный и ограниченный срок.

     1.3. Всеобщее, равное избирательное право и тайное голосование. Демократические выборы предполагают реальную соревновательность различных кандидатов, альтернативность выбора. Реализация принципа "один гражданин - один голос" раскрывает смысл политического равенства.

      1.4. Гарантия основных прав человека. Права человека характеризуют принципы отношений между государством и гражданами и определяются как свободы. Свобода - это защищенность личности от произвола других людей и власти, защита от нищеты и голода. В преамбуле Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН в 1948 г., описаны четыре свободы: свобода слова, свобода убеждений, свобода от страха и свобода от нужды. Эти, а также другие свободы ассоциируются с несколькими категориями прав.

      1.5. Гражданские права. Этими правами люди пользуются как частные лица, и они защищают граждан от произвола власти. К ним можно отнести равенство всех граждан перед законом, право на частную жизнь, право не подвергаться пыткам, наказанию без суда, свободу вероисповедания и др.

      1.6. Политические права дают гражданину возможность участвовать в процессе управления и влиять на принятие решений законодательными и исполнительными органами: право избирать и быть избранным, свобода выражения политических суждений, свобода голосования, право на демонстрации, право на создание политических и общественных организаций, право подавать петиции властям.

      1.7. Социальные и экономические права. Реализация этих прав - необходимое условие обеспечения политического равенства. Связано это с тем, что провозглашение политического равенства не устраняет сложившейся практики, когда отдельные граждане в силу своего общественного статуса и благосостояния располагают большими возможностями влиять на власть, используя для этого СМИ, непосредственные контакты с правительственными чиновниками, дружеские связи. Реализация социально-экономических прав призвана сгладить имеющееся социальное неравенство и повысить тем самым активность рядовых граждан в политической жизни. Наконец, эти права закрепляют условия жизни, которые выступают своеобразным иммунитетом против страха нужды, например страха перед безработицей, нищетой. Они включают в себя право на достойный жизненный уровень, гарантии социальной защиты, право на образование и участие в культурной жизни, доступ к здравоохранению. Содержание экономических прав зафиксировано в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). Они включают в себя право каждого человека зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает, и право на справедливые и благоприятные условия жизни. Реализация этих прав требует подкрепления гарантиями против дискриминации в приеме на работу, в оплате труда по признакам пола, религии, расы или языка. Обеспечение социальных и экономических прав предполагает активность государства в разработке и осуществлении социальных программ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Разновидности демократических режимов.

 Различают следующие  основные разновидности демократических  режимов. 

2.1. В либеральной демократии права личности приоритетнее  прав государства. Сфера деятельности государства здесь сводиться, главным образом, к охране общественного порядка, обеспечению безопасности и юридической защите прав граждан. Важное значение при такой форме демократии придается разделению властей, совершенствованию механизмов их грамотного взаимодействия. К сожалению,  либеральные демократии в действительности весьма редкое явление. К такой форме демократии достаточно близки, например, Соединенные Штаты Америки. Однако и здесь попытки ее осуществления постоянно сталкиваются с необходимостью преодоления противоречий между индивидуальными, групповыми и общими интересами. Современное государство призвано  регулировать различные процессы и гармонизировать интересы различных социальных групп.  Для либеральных демократий характерно наличие следующих институтов:

  • Выборные государственные должности. Современные демократии являются представительными: согласно основным законам, непосредственный контроль над принятием нормативных актов и политических решений осуществляют избранные гражданами лица.
  • Свободные, честные и регулярно проводимые выборы, в которых имеет право участвовать каждый гражданин (как избиратель и как кандидат), в сочетании с непрерывной открытой политической конкуренцией между гражданами и их объединениями.
  • Отзывчивость правительства. Проводимая политика зависит от результатов выборов и от предпочтений избирателей.
  • Свобода самовыражения. Граждане обладают правом безнаказанно выражать свои мысли, в том числе, критиковать власть, политическую систему, общественно-экономический порядок и преобладающую идеологию.
  • Доступ к альтернативным и независимым источникам информации. Граждане вправе искать и получать информацию от других граждан, из книг, СМИ и т. п. Альтернативные источники информации должны существовать, быть доступны и не подконтрольны какой-либо одной политической группе.
  • Автономия общественных организаций. Граждане вправе учреждать относительно независимые сообщества или организации, в том числе, политические партии.
  • Всеобщий охват гражданства. Каждый постоянно проживающий в стране и подчиняющийся её законам взрослый житель должен обладать всеми правами гражданина.

 

2.2. Плюралистические демократии, которые характерны для большинства западноевропейских стран, заключаются в том, что главными субъектами политики являются не индивиды и не народ, а различные группы людей. При этом считается, что только с помощью группы личность получает возможность политического выражения и защиты своих интересов. И именно в группе, а также в процессе межгрупповых отношений формируются интересы и мотивы политической деятельности индивида. Народ же рассматривается как сложное, внутренне противоречивое образование, и он поэтому не может выступать главным субъектом политики. В плюралистических демократиях основное внимание уделяется созданию такого механизма политического взаимодействия, который обеспечивал бы возможность всем гражданам открыто выражать и отстаивать свои интересы. Доминирующая роль в этом механизме отводится независимым группам политического влияния. Здесь действует множество группировок - партий, общественных объединений и движений, - стремящихся участвовать в реализации власти или оказывать влияние на деятельность правящей группы. Важное значение придается также обеспечению баланса интересов различных социальных групп.

2.3. Коллективистскую демократию нередко называют идентитарной.  Это название отражает тот факт, что она исходит из целостности народа (нации, класса), наличия у него единой воли еще до акта ее публичного выражения и идентичности этой воли и действий представителей власти. Коллективистские демократии признают приоритет народа в выражении общей воли и осуществлении власти. Попытки же его практического осуществления, сделанные прежде всего в странах государственного социализма, не увенчались успехом. И все же они значительно обогатили теорию и практику демократии (хотя в большей степени негативным опытом), оказали значительное влияние на современные политические системы Запада.

2.4. Прямые демократии исходят из того, что сам народ должен принимать важнейшие политические решения, а представительные органы власти следует свести к минимуму и сделать полностью подконтрольными гражданам. При тенденции развития в стране прямой демократии, как это имеет место, например, в Швейцарии, постоянно расширяется круг вопросов, решаемых непосредственно гражданами. Это и принятие важнейших законодательных актов, и выбор политических решений стратегического характера, и принятие решений местного значения. Нетрудно видеть, что плебисцитарная демократия позволяет развивать политическую активность граждан, обеспечивать прочную легитимность власти, осуществлять эффективный контроль за деятельностью институтов государства и должностных лиц.

2.5. Представительные демократии напротив, исходят из того, что воля народа может выражаться не только непосредственно им самим во время голосований, но и его представителями в органах власти.

 При таком подходе  демократия понимается как компетентное  и ответственное перед народом  представительное управление. Участие  граждан в принятии политических  решений при этом в целом  не отвергается, но оно ограничивается  весьма узким кругом вопросов. Отношения между народом и  его представителями строятся  на основе доверия и контроля  в форме периодически проводимых  выборов, Конституционного ограничения  компетенций органов власти и  должностных лиц при их полной  независимости в пределах закона.

2.6.Представительные, или репрезентативные  демократии исходят из того, что воля народа может выражаться не только непосредственно им самим во время голосований, но и его представителями в органах власти.

При таком подходе  демократия понимается как компетентное и ответственное перед народом представительное управление. Участие граждан в принятии политических решений при этом в целом не отвергается, но оно ограничивается весьма узким кругом вопросов.  Достаточно точное определение сути представительной демократии дал немецкий политолог Р. Дарендорф.  “Демократия, – считает он, – не “правление народа”, такого на свете просто не бывает.  Демократия – это правительство, избираемое народом, а если необходимо – то народом и смещаемое; кроме того,  демократия – это правительство со своим собственным курсом”. При рассматриваемой форме демократии отношения между народом и  его представителями строятся на основе доверия и контроля в форме периодически проводимых выборов, Конституционного ограничения компетенций органов власти и должностных лиц при  их  полной независимости в пределах закона. 

 

 

 

 

 

3.Характерные черты демократического режима:

1) Суверенитет народа: именно  народ выбирает своих представителей  власти и может периодически  сменять их. Выборы должны быть  честными, соревновательными, регулярно  проводимыми. 

2) Периодическая выборность  основных органов государства.  Правительство рождается из выборов  и на определенный, ограниченный  срок. Для развития демократии  недостаточно регулярно проводить  выборы, необходимо, чтобы она опиралась  на выборное правительство. 

3) Демократия защищает  права отдельных личностей и  меньшинства. Мнение большинства,  выраженное демократическим путем  на выборах, это лишь необходимое  условие демократии, однако, отнюдь  не недостаточное. Лишь сочетание  правления большинства и защита  прав меньшинства составляют  один из основных принципов  демократического государства. Если  же в отношении меньшинства  применяются дискриминационные  меры, режим становится недемократическим,  независимо от частоты и честности  выборов и смены законно избранного  правительства. 

Информация о работе Демократия