Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 17:39, курсовая работа
В политической литературе, да и в публицистике, а также средствах массовой информации редко можно встретить какой-либо другой термин, который использовался бы столь часто, как термин «демократия». Что же такое демократия? Как она развивалась? Каковы её принципы? Какие существуют модели и теории демократии?
Проблема демократии, её роли в общественно-политической жизни занимает одно из центральных мест в политологии. Понятие «демократии» затрагивали как в Древнем мире, так и в современном обществе. Про неё писали Геродот, Платон, Аристотель, Руссо, Дж. Локк, и другие известные ученые. Эта проблема волнует сейчас многих ученых, и в дальнейшем она будет занимать одно из главных мест в политологии.
ВВЕДЕНИЕ
В XX в. слово «демократия» стало одним из самым популярных. Сегодня нет ни одного влиятельного политического движения, которое не претендовало бы на осуществление демократии, не использовало этот термин в своих целях.
В политической литературе, да и в публицистике, а также средствах массовой информации редко можно встретить какой-либо другой термин, который использовался бы столь часто, как термин «демократия». Что же такое демократия? Как она развивалась? Каковы её принципы? Какие существуют модели и теории демократии?
Проблема демократии, её роли в общественно-политической жизни занимает одно из центральных мест в политологии. Понятие «демократии» затрагивали как в Древнем мире, так и в современном обществе. Про неё писали Геродот, Платон, Аристотель, Руссо, Дж. Локк, и другие известные ученые. Эта проблема волнует сейчас многих ученых, и в дальнейшем она будет занимать одно из главных мест в политологии.
1 Понятие и признаки демократии
1.1 Понятие демократии
Слово «демократия» употребляется в разном значении:
общественных организаций.
Когда говорят о государстве, что оно - демократическое, то имеют в виду наличие всех этих значений. Демократия как форма государства возможна в странах с демократическим режимом, а, следовательно, с демократическим принципом организации и деятельности всех субъектов политической системы общества (органы государства, государственные организации, общественные объединения, трудовые коллективы), которые одновременно являются и субъектами демократии. Разумеется, субъектами демократии являются, прежде всего, гражданин и народ.
Демократия нигде и никогда не существовала без государства.
Реально демократия представляет собой форму (разновидность) государства, характеризующегося, по меньшей мере, следующими признаками:
– признание народа высшим источником власти;
– выборностью основных органов государства;
– равноправием граждан и, прежде всего, равенством их избирательных прав;
– подчинением меньшинства большинству при принятии решений.
Любые демократические государства строятся на базе этих общих признаков, но степень развития демократии может быть различной. Демократизация общества – это долговременный постоянный процесс, нуждающийся не только во внутригосударственных, но и в международных гарантиях.
Современные демократические государства (а быть демократическим государством престижно) дополняются рядом других признаков и принципов, например:
– соблюдение прав человека, их приоритет над правами государства;
– конституционное ограничение власти большинства над меньшинством;
– уважение прав меньшинства на собственное мнение и его свободное выражение;
– верховенство закона;
– разделение властей и т.д.
Исходя из современного наполнения демократии качественным дополнительным содержанием, можно дать определение демократии как образца, идеала, к которому стремятся цивилизованные государства.
Демократия – политическая организация власти народа, при которой обеспечивается:
– равное участие всех и каждого в управлении государственными и
общественными делами;
– выборность основных органов государства и законность в
функционировании всех субъектов политической системы общества;
– обеспечение прав и свобод человека и меньшинства в
соответствии с международными стандартами.
1.2 Признаки демократии
1. Демократия имеет государственный характер:
а) выражается в делегировании народом своих полномочий государственным органам. Народ участвует в управлении делами в обществе и государстве как непосредственно (самоуправление), так и через представительные органы. Он не может осуществлять сам принадлежащую ему власть и делегирует государственным органам часть своих полномочий;
б) обеспечивается выборностью органов государства, т.е. демократической процедурой организации органов государства в результате конкурентных, свободных и честных выборов;
в) проявляется в способности государственной власти оказывать воздействие на поведение и деятельность людей, подчинять их себе с целью управления общественными делами.
2. Демократия имеет политический характер:
а) предусматривает политическое многообразие. Демократия, как, впрочем, и рыночная экономика, невозможна без существования конкуренции, т.е. без оппозиции и плюралистической политической системы. Это находит проявление в том, что демократия выступает принципом деятельности политических партий в борьбе за обладание государственной властью. При демократии учитывается многообразие политических мнений - партийных и других, идеологических подходов к решению общественных и государственных задач. Демократия исключает государственную цензуру и идеологический диктат.
Законодательства развитых западных государств закрепляют ряд принципов, которыми должен гарантироваться политический плюрализм:
– общее право голоса;
– равенство при выборах;
– тайное голосование;
– прямые выборы и т.п.
б) основывается на политическом равноправии граждан на участие в управлении делами общества и государства и, прежде всего, равенстве избирательных прав.
Такое равенство дает возможность выбора между различными политическими вариантами, т.е. политическими возможностями развития.
3. Демократия предусматривает провозглашение, гарантирование и фактическое воплощение прав граждан – экономических, политических, гражданских, социальных, культурных, а равно – и их обязанностей в соответствии с международными стандартами, закрепленными в Хартии прав человека.
4. Демократия предусматривает законность в качестве режима общественно-политической жизни. Режим общественно-политической жизни выражается в требованиях ко всему обществу – ко всем субъектам политической системы (они же – и субъекты демократии) и, прежде всего, к государственным органам – учреждаться и функционировать на основе строгого и неуклонного исполнения правовых норм. Каждый орган государства, каждое должностное лицо должны иметь столько полномочий, сколько необходимо, чтобы создать условия для реализации прав человека, их охраны и защиты.
5. Демократия предполагает взаимную ответственность государства и гражданина, которая выражается в требовании воздерживаться от совершения действий, нарушающих их обоюдные права и обязанности. Арбитром в возможных конфликтах между государством и гражданином является независимый и демократический суд.
В зависимости от форм участия народа в осуществлении власти выделяют прямую и представительную демократию, как представлено на рисунке 1.
Рисунок 1 – Формы демократии
Прямая демократия. В прямой демократии между волей народа и её воплощением в решения нет опосредующих звеньев – народ сам участвует в обсуждении и принятии решений. В подобной форме демократия была реализована в Афинском полисе. Известно, что Народное собрание обычно собиралось каждые девять дней для принятия важнейших решений. Подобный вариант самоуправления используется и сегодня в организациях и небольших территориальных сообществах (городах, общинах) в форме собраний, в ходе которых граждане обсуждают проблемы управления, финансирования общественных проектов, социальных программ.
Распространенность
подобной практики ограничивается территориальным
фактором и зависит от того, насколько децентрализован
процесс принятия решений. Другой формой
прямой демократии является сам процесс
выборов, в ходе которых осуществляется
волеизъявление народа в отношении своих
представителей в органы государственной
власти.
Законодательство многих стран предусматривает
и непосредственные формы участия граждан
в законотворчестве – референдумы
и инициативные движения.
Референдум – народное решение, представляет собой прямое голосование народа по важнейшим государственным вопросам.
Различают два вида референдумов. Одни из них представляют собой своеобразный опрос мнения, по результатам которого законы не принимаются, но власть должна учитывать его результаты. Результаты референдумов другого рода имеют значение закона. С их помощью утверждаются конституции или поправки к ней, проекты законов. Так, в декабре 1993 г. посредством референдума был одобрен проект новой Конституции России, что обеспечило её легитимность [1]. Мировой опыт показывает, что вопросы, выносимые на референдум, могут быть самыми разнообразными:
- замена монархии республикой,
- о независимости какой-либо территории,
- разрешение разводов и абортов.
Инициатива – это процедура, посредством которой граждане предлагают обсудить какой-либо вопрос непосредственно на референдуме либо законодательными органами.
Инициатива
реализуется через сбор определенного
количества подписей граждан в поддержку проведения референдума.
К другим формам демократического участия, позволяющим гражданам влиять на власть, можно отнести: демонстрации, митинги, шествия, обращения во властные структуры всех уровней и в СМИ.
Представительная демократия. В представительной (репрезентативной) демократии воля народа выражается не прямо, а через институт посредников, поэтому её еще называют делегируемой демократией. Депутаты, политические лидеры, получив "мандат доверия" от народа через процедуру голосования, должны воплотить эту волю в принимаемых законах и решениях. Между народными представителями и теми, кого они представляют, устанавливаются отношения, основанные на полномочиях и ответственности власти перед народом.
Представительная демократия в широком смысле включает все выборные государственные институты, как законодательные, так и исполнительные; при узком толковании термина – выборные органы парламентского типа на общенациональном и на региональном уровне, которые и носят название представительных.
а) Ученые спорят о плюсах и минусах каждой формы демократии. Оппоненты прямой демократии приводят аргумент её неэффективности, указывая:
неуравновешенность народа;
стороны профессиональных политиков, что позволяет победить на выборах не мудрым лидерам, а демагогам;
Кроме того, проведение
референдумов сложно и дорого стоит.
Важнейшей проблемой является низкий
уровень гражданской
б) Сторонники прямой демократии, наоборот, указывают на её истинность, на то, что она способствует расширению политического кругозора граждан, и критикуют представительную демократию за возможность появления ряда негативных моментов:
Однако у представительной
демократии есть свои значительные плюсы.
Некомпетентность рядового избирателя
заменяется профессионализмом депутатов,
которые имеют возможность подготовительной
работы и могут привлекать экспертов для
оценок этих решений. Наконец, если при
прямой демократии решения принимаются
простым большинством, при обсуждении
того же вопроса в парламенте появляется
возможность достичь баланса интересов.
Развитие современных компьютерных технологий
приносит новые моменты в развитие современной
демократии. Сторонники прямой демократии
связывают решение проблемы абсентеизма с развитием "компьютерной
демократии" или "телематической
демократии". Под телематикой понимают
соединение в единую сеть компьютера,
телевизора и телефона. Речь идет о возможности
для гражданина кнопочного или телефонного
голосования по различным вопросам, включая
выборы депутатов из дома.