Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 18:12, контрольная работа
Демократия — это одна из основных форм политической самоорганизации общества. Она предполагает признание принципа равенства и свободы всех людей, активное участие народа в политической жизни страны.
Демократический режим обычно присущ странам с рыночной экономикой, в социальной структуре которых значительное место занимает средний класс.
Введение……………………………………………………………………..3- 4 стр.
1. Как вы понимаете положение «народ – источник власти»?................5 стр.
2. Объясните понятия «непосредственная» и «представительная форма» демократии…………………………………………………………….6 - 7 стр.
3. В чем достоинства и недостатки непосредственной и представительной форм демократии?................................................................................. 8 - 9 стр.
Заключение……………………………………………………………………..10 стр.
Список литературы…………………………………………………………….11 стр.
Филиал ГОУВПО
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ»
в г. Ростове-на-Дону
Контрольная работа
По Политологии
по теме:
«Демократия
как ценность и общественный
институт»
Студента 4 курса
Ф-та «Экономики и
предпринимательства»
Соколова
Михаила Юрьевича
г. Ростов-на-Дону
2012 год
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Демократия — это одна из основных форм политической самоорганизации общества. Она предполагает признание принципа равенства и свободы всех людей, активное участие народа в политической жизни страны.
Демократический режим обычно присущ странам с рыночной экономикой, в социальной структуре которых значительное место занимает средний класс.
Демократический режим складывается лишь в государствах, в которых достигнут высокий уровень социально-экономического развития, способный обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам, без чего невозможно достижение общественного согласия, стабильности и прочности базовых демократических принципов.
Демократия характеризуется следующими признаками:
1)
признанием народа источником
власти и носителем
2) формально-юридическим равноправием граждан и их равной возможностью участия в политической жизни страны;
3) наличием фундаментальных прав и свобод человека, их признанием, гарантированностью и защитой со стороны государства;
4) принятием важнейших властных решений по принципу большинства: именно большинство, а не меньшинство выражает через институты демократии свою волю;
5)
правом меньшинства на
6)
политическим плюрализмом, под
которым понимается наличие
7)
системой разделения властей,
при которой различные ветви
государственной власти
8)
гласностью действий
9) выборностью основных органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании;
10)
развитой системой органов
В конституции РФ указывается (ст. 3), что носителем суверенитета и единственном источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия или, иначе говоря, демократическим государством.
В демократическом государстве
единственным источником
Народовластие означает
В условиях народовластия
«Народ РФ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (ст.3 Конституции РФ).
Таким образом, зависимости от формы волеизъявления народа различаются и формы демократии (представительная и непосредственная демократия).
Под формами демократии понимаются исторически сложившиеся способы или средства выявления и выражения воли и интересов различных слоёв общества.
В зависимости от того, каким путем прямым или косвенным выражается эта воля и интересы общества и народа, различают две разновидности форм демократии. Это формы представительной демократии (выборные органы государственной власти, выборные партии и общественные органы), с помощью которых народ осуществляет власть через своих представителей, и формы непосредственной демократии (референдум, плебисцит, собрания, сельские сходы и пр.), с помощью которых основные вопросы государственной и общественной жизни народом решаются непосредственно.
Представительная демократия - осуществления народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения выражающие волю тех, кого они предоставляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории/
Выборное представительство - важнейшее
средство обеспечения
Непосредственная демократия - это форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения.
Конституция Российской Федерации устанавливает: «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы» (ст.3 п.3 Конституции РФ). Данное положение включено в число основ конституционного строя Российской Федерации.
Референдум – это способ принятия гражданами решений по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни путем всенародного голосования.
Референдум проводится на всей территории России на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Каждый участник референдума голосует лично и обладает одним голосом. Контроль за волеизъявлением гражданина не допускается; в ходе референдума никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
В референдуме имеет право участвовать каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день референдума 18 лет. Не имеет права участия гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.
Выборы есть акт вручения народом (в лице избирательного корпуса) своим представителям: - Президенту, депутатам, другим выборным должностным лицам права на осуществление своей власти.
Выборы
единственный способ формирования депутатского
корпуса представительных органов местного
самоуправления, выборы выступают как
часть представительного властвования
жителей и его исходное начало. По своей
сути выборы есть связь представительных
институтов непосредственной демократии.
Непосредственная демократия исходит из того, что в демократическом государстве воля народа и государственной власти должны быть тождественны, что сам народ должен непосредственно участвовать в принятии важнейших политических решений, осуществления власти.
Преимущества непосредственного правления заключаются в том, что оно:
Во-первых, обеспечивает полную легитимизацию власти, преодоление политического отчуждения граждан, что повышает стабильность политической системы и эффективность управления.
Во-вторых, расширяет за счёт участия многих людей интеллектуальный потенциал политических решений, повышает вероятность их оптимизации.
В-третьих, развивает общественную активность населения, способствует свободной самореализации и самоутверждению личности, её развитию в целом.
В-четвертых, обеспечивает эффективный контроль за политическими институтами и должностными лицами, предотвращает злоупотребление властью, отрыв правящей элиты от народа, бюрократизации чиновничества.
Необходимо отметить, что у непосредственного правления есть не только сторонники, но и противники. Они акцентируют внимание на её слабых местах:
- низкая эффективность принимаемых решений вследствие недостаточной компетентности и ответственности должностных лиц, поскольку важнейшие решения принимаются широким кругом никем не контролируемых и не несущих за это ответственности непрофессионалов;
- повышение опасности тоталитаризма вследствие подверженности масс идеологическим влияниям и их склонности к уравнительности, ущемлению свободы за счёт равенства, сложности и дороговизны при практическом осуществлении;
- невозможность привлечь большинство граждан к систематическому участию в управлении без принуждения, нарушения личной свободы, поскольку основная масса населения не желает добровольно заниматься политикой.
Что касается представительного правления, то среди главных его достоинств можно выделить свободный общественный строй и высокую эффективность в выполнении общественных задач, что гарантирует политическую стабильность и порядок, уберегает общество от стремлений широкого круга населения к всеобщей уравниловке. Высокая эффективность представительного правления объясняется рациональностью организации политической системы, чётким разделением труда, более высокой, по сравнению с прямым правлением компетентностью и ответственностью лиц принимающих решения.
Информация о работе Демократия как ценность и общественный институт