Демократия как ценность и общественный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 18:12, контрольная работа

Краткое описание

Демократия — это одна из основных форм политической самоорганизации общества. Она предполагает признание принципа равенства и свободы всех людей, активное участие народа в политической жизни страны.
Демократический режим обычно присущ странам с рыночной экономикой, в социальной структуре которых значительное место занимает средний класс.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3- 4 стр.
1. Как вы понимаете положение «народ – источник власти»?................5 стр.
2. Объясните понятия «непосредственная» и «представительная форма» демократии…………………………………………………………….6 - 7 стр.
3. В чем достоинства и недостатки непосредственной и представительной форм демократии?................................................................................. 8 - 9 стр.
Заключение……………………………………………………………………..10 стр.
Список литературы…………………………………………………………….11 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.doc

— 59.50 Кб (Скачать файл)

Филиал  ГОУВПО

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ТЕХНОЛОГИЙ  И УПРАВЛЕНИЯ»

в г. Ростове-на-Дону 
 
 
 

Контрольная работа

По  Политологии

по теме:

«Демократия как ценность и общественный институт» 
 
 

                  Студента 4 курса 

                  Ф-та «Экономики и 

                  предпринимательства»

                  Соколова  Михаила Юрьевича 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

г. Ростов-на-Дону

2012 год  

Содержание. 

Введение……………………………………………………………………..3- 4 стр.

  1. Как вы понимаете положение «народ – источник власти»?................5 стр.
  2. Объясните понятия «непосредственная» и «представительная форма» демократии…………………………………………………………….6 - 7 стр.
  3. В чем достоинства и недостатки непосредственной и представительной форм демократии?................................................................................. 8 - 9 стр.

Заключение……………………………………………………………………..10 стр.

Список литературы…………………………………………………………….11 стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Демократия  — это одна из основных форм политической самоорганизации общества. Она предполагает признание принципа равенства и свободы всех людей, активное участие народа в политической жизни страны.

     Демократический режим обычно присущ странам с  рыночной экономикой, в социальной структуре которых значительное место занимает средний класс.

     Демократический режим складывается лишь в государствах, в которых достигнут высокий уровень социально-экономического развития, способный обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам, без чего невозможно достижение общественного согласия, стабильности и прочности базовых демократических принципов.

     Демократия  характеризуется следующими признаками:

     1) признанием народа источником  власти и носителем суверенитета. Именно народу принадлежит учредительная,  конституционная власть в государстве,  он выбирает своих представителей  и может периодически сменять  их;

     2) формально-юридическим равноправием граждан и их равной возможностью участия в политической жизни страны;

     3) наличием фундаментальных прав  и свобод человека, их признанием, гарантированностью и защитой  со стороны государства; 

     4) принятием важнейших властных  решений по принципу большинства: именно большинство, а не меньшинство выражает через институты демократии свою волю;

     5) правом меньшинства на оппозицию  при подчинении решениям большинства; 

     6) политическим плюрализмом, под  которым понимается наличие различных  автономных социально-политических партий, движений, групп, находящихся в состоянии свободной конкуренции;

     7) системой разделения властей,  при которой различные ветви  государственной власти достаточно  независимы и уравновешивают  друг друга, препятствуя установлению диктатуры;

     8) гласностью действий государственных  органов и должностных лиц,  возможностью беспрепятственного  контроля за ними со стороны  общества. Этому способствуют: открытые  для прессы заседания коллегиальных  государственных органов, публикация  их стенографических отчетов, представление чиновниками деклараций о своих доходах, существование свободных от цензуры и независимых от власти неправительственных средств массовой информации;

     9) выборностью основных органов  власти на основе всеобщего,  прямого, равного избирательного права при тайном голосовании;

     10) развитой системой органов местного  самоуправления, наиболее приближенных  к народу и компетентных в  решении местных проблем.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Как вы понимаете положение  «народ – источник власти»?

     В конституции РФ указывается (ст. 3), что носителем суверенитета и единственном источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия или, иначе говоря, демократическим государством.

       В демократическом государстве  единственным источником власти  и ее носителем является народ.  Признанием народа в качестве  верховного носителя всей власти  является выражением народного  суверенитета. Народный суверенитет  означает, что народ, ни с кем  не деля свою власть, осуществляет её самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет только одного субъекта - народ.

       Народовластие означает принадлежность всей власти народу, а так же свободное осуществление этой власти в полном соответствии сего суверенной волей и коренными интересами.

       В условиях народовластия осуществление  власти контролируется народом,  то есть гражданами государства,  так как она выступает в форме самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граждане. Народовластие как форма государства и способ правления превращается таким образом в организационный принцип обладание властью и ее осуществление, определяющий, что решение любых государственных задач или реализаций властных полномочий нуждаются в легитимации, исходящей от народа или восходящей к нему.  
 
 
 

  1. Объясните понятия «непосредственная» и «представительная  форма» демократии.

     «Народ РФ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (ст.3 Конституции РФ).

     Таким образом, зависимости от формы волеизъявления народа различаются и формы демократии (представительная и непосредственная демократия).

       Под формами демократии понимаются исторически сложившиеся способы или средства выявления и выражения воли и интересов различных слоёв общества.

       В зависимости от того, каким  путем прямым или косвенным  выражается эта воля и интересы общества и народа, различают две разновидности форм демократии. Это формы представительной демократии (выборные органы государственной власти, выборные партии и общественные органы), с помощью которых народ осуществляет власть через своих представителей, и формы непосредственной демократии (референдум, плебисцит, собрания, сельские сходы и пр.), с помощью которых основные вопросы государственной и общественной жизни народом решаются непосредственно.

       Представительная демократия - осуществления народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения выражающие волю тех, кого они предоставляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории/

       Выборное представительство - важнейшее  средство обеспечения подлинного  народовластия. Носителями представительной власти являются общенациональный парламент, а также другие законодательные органы в центре и на местах, а также выборные представители исполнительной и судебной властей. Они выражают интересы различных классов, социальных слоёв, политических группировок и профессиональных групп, составляющих гражданское общество.

       Непосредственная демократия - это форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения.

     Конституция Российской Федерации устанавливает: «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и  свободные выборы» (ст.3 п.3 Конституции РФ). Данное положение включено в число основ конституционного строя Российской Федерации.

     Референдум – это способ принятия гражданами решений по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни путем всенародного голосования.

     Референдум  проводится на всей территории России на основе всеобщего равного и  прямого волеизъявления при тайном голосовании. Каждый участник референдума голосует лично и обладает одним голосом. Контроль за волеизъявлением гражданина не допускается; в ходе референдума никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

     В референдуме имеет право участвовать каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день референдума 18 лет. Не имеет права участия гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

     Выборы  есть акт вручения народом (в лице избирательного корпуса) своим представителям: - Президенту, депутатам, другим выборным должностным лицам   права на осуществление своей власти.

     Выборы единственный способ формирования депутатского корпуса представительных органов местного   самоуправления, выборы выступают как часть представительного властвования жителей и его исходное начало. По своей сути выборы есть связь представительных институтов непосредственной демократии.  
 
 

  1. В чем достоинства  и недостатки непосредственной и представительной форм демократии?

     Непосредственная  демократия исходит из того, что в демократическом государстве воля народа  и государственной власти должны быть тождественны, что сам народ должен непосредственно участвовать в принятии важнейших политических решений, осуществления власти.

     Преимущества непосредственного правления заключаются в том, что оно:

     Во-первых, обеспечивает полную легитимизацию власти, преодоление политического отчуждения граждан, что повышает стабильность политической системы и эффективность управления.

     Во-вторых, расширяет за счёт участия многих людей интеллектуальный потенциал политических решений, повышает вероятность их оптимизации.

     В-третьих, развивает общественную активность населения, способствует свободной самореализации и самоутверждению личности, её развитию в целом.

     В-четвертых, обеспечивает эффективный контроль за политическими институтами и должностными лицами, предотвращает злоупотребление властью, отрыв правящей элиты от народа, бюрократизации чиновничества.

     Необходимо отметить, что  у непосредственного правления есть не только сторонники, но и противники. Они акцентируют внимание на её слабых местах:

     - низкая эффективность принимаемых решений вследствие недостаточной компетентности и ответственности должностных лиц, поскольку важнейшие решения принимаются  широким  кругом никем не контролируемых и не несущих за это ответственности непрофессионалов;

     - повышение опасности тоталитаризма вследствие подверженности масс идеологическим влияниям и их склонности к уравнительности, ущемлению свободы за счёт равенства, сложности и дороговизны при практическом осуществлении;

     - невозможность привлечь большинство граждан к систематическому участию в управлении без принуждения, нарушения личной свободы, поскольку основная масса населения не желает добровольно заниматься политикой.

       Что касается представительного правления, то  среди главных его достоинств можно выделить свободный общественный строй  и высокую эффективность в выполнении общественных задач, что гарантирует политическую стабильность и порядок, уберегает общество от стремлений широкого круга населения к всеобщей уравниловке. Высокая эффективность представительного правления объясняется рациональностью организации политической системы, чётким разделением труда, более высокой, по сравнению с прямым правлением компетентностью и ответственностью лиц принимающих решения.

Информация о работе Демократия как ценность и общественный институт