Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2015 в 23:12, статья
В данной статье рассматривается проблема реализации демократии, в современном российском обществе. Дается сравнение теории, выраженной в нормативно-правовых актах и практического опыта. При рассмотрении данной проблемы затронут политико-правовой аспект законодательства РФ. На основе проведенного исследования выявлено несоответствие признаков демократии в экономической и политической сферах на законодательной основе, а также соответствие некоторых признаков в политических и социальных аспектах. Определена и обоснована необходимость осуществления принципов Конституции РФ, как основного источника демократии, в реалиях.
Афанасьева Валерия
Студентка 1 курса юридического факультета Кубанского государственного университета
тел.: (905)-405-55-07
Хиль И.М.
Научный руководитель, к.ю.н., доцент кафедры истории и теории государства и права Кубанского государственного университета
Демократия-мифы и реальность
Аннотация:
В данной статье рассматривается проблема реализации демократии, в современном российском обществе. Дается сравнение теории, выраженной в нормативно-правовых актах и практического опыта. При рассмотрении данной проблемы затронут политико-правовой аспект законодательства РФ. На основе проведенного исследования выявлено несоответствие признаков демократии в экономической и политической сферах на законодательной основе, а также соответствие некоторых признаков в политических и социальных аспектах. Определена и обоснована необходимость осуществления принципов Конституции РФ, как основного источника демократии, в реалиях.
Ключевые слова: демократия, политико-правовая форма и режим, отсутствие суверенитета в России, ювенальная юстиция, теория и практика, на пути демократии.
Afanasyeva Valeria
Student of 1 course of law department of the Kuban state university ph.: (905)-405-55-07
Gil I.M.
Research supervisor, Cand.Jur.Sci., associate professor of history and theory of the state and right of the Kuban state university.
Democracy myths and reality
Summary:
In this article the problem of realization of democracy, in modern Russian society is considered. Comparison of the theory expressed in normative legal acts and practical experience is given. By consideration of this problem will affect political and legal aspect of the legislation of the Russian Federation. On the basis of the conducted research discrepancy of signs of democracy in economic and political spheres on a legislative basis, and also compliance of some signs in political and social aspects is revealed. Need of implementation of the principles of the Constitution of the Russian Federation, as main source of democracy, in realities is defined and proved.
Keywords: democracy, political and legal form and the mode, lack of the sovereignty in Russia, juvenile justice, the theory and practice, on the way of democracy.
Основные принципы демократии были сформированы известными древнегреческими мыслителями. "Отец истории" Геродот (484-425 гг. до н.э.) был родоначальником понятия «демократия» и выделял два основополагающих принципа афинской демократии: свобода слова и равенство всех граждан перед законом [1].
Истоки демократии зарождались и на Руси, когда властвующая верхушка приходила к согласию, открыто обсуждая возникающие проблемы. Этому способствовала традиционная семейно-общинная структура общества, которая характеризовалась стремлением к достижению согласия между его членами.
Демократия означает форму общественной власти государства, основанной на признании народа источником власти, признании его права участвовать в решении государственных дел в соответствии с предоставленными ему гражданскими правами и свободами. Сущность демократии – в народовластии; права – в мере свободы, социального компромисса, в достижении на нормативной основе демократической организованности общества. Институты демократии возникают и действуют в связи с тем, что они отражают потребности и интересы людей в самоорганизации, самоуправлении [2].
Право - это признак государства. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. Политико-правовой формой выражения демократии в России является Конституция РФ, поскольку в её основе закреплены основные принципы демократии, направленные на защиту прав и свобод человека и гражданина [3].
Но все ли теоретические признаки, ведущие принципы и основы демократии отражены в реальной жизнедеятельности граждан? Этот вопрос является одним из ведущих как в политической так и в правовой сферах. В каждом государстве есть общество, которое признает и провозглашает принципы демократии, считает что они действующие, но также и есть оппозиционный лагерь, он демократию не признает и считает, что в данном обществе теория о демократии не совпадает с реалиями. Практика показала, что теория далеко не всегда идет наряду с практикой.
Согласно действующей Конституции весь массив российского законодательства, регулирующего демократические институты народовластия, должен соответствовать не только конституционным принципам демократического республиканского устройства, но и общепризнанным принципам и нормам международного права. Это следует из части 4 статьи 15 Конституции РФ, где закреплено положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, и если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора [4].
Вопросы, касающиеся экономического суверенитета, провозглашенные в ст.75 п.1,2, Конституции РФ. Практика же показывает отсутствие суверенитета РФ. Российские денежные российские знаки выпускаются на основе Конституции и законов о Центральном Банке РФ. И в соответствии с законом объему выпуску денег пропорционально объему закупленной национальной валюты США. Осуществляется это через механизм золотовалютного резерва, где российского золота всего лишь около 5%, остальное доллары равные золоту. Таким образом процветания РФ происходит через США, и таков закон. ЦБ РФ как-бы отделен от государства. Бывший председатель по экономической политике Евгений Фёдоров состоит в Нью-Йоркской судебной юрисдикции, то есть он может судится с правительством России в Нью-Йорке и об этом прописано в статье 6 о ЦБ РФ [5].
При переходе на демократический политико-правовой режим из нашей страны было много выкачено природных ресурсов. Все начиналось с закона от 30 декабря 1995 г. №225- ФЗ"О Соглашениях о разделе продукции", устанавливающий правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций. На подкрепленной законодательной основе проходила реализация выплаты налогов США. Но с самого первого года вступления в должность Президента РФ В.В. Путин начал борьбу с действующим Соглашением (законом). На это потребовалось немало времени. В 2004 году, при помощи внесения соответствующих поправок в действовавшее на тот момент Соглашение, удалось отменить его практически полностью. Из 262 соглашений отменены были 260 [6]. Благодаря отмене документа, в российский бюджет стали поступать денежные средства от добычи полезных ископаемых (прежде всего, нефти) в полном объёме.
О каких правах и свободах граждан может идти речь? С 1 января 2015года вступил в силу закон «О социальном обслуживании», но фактически этот закон в народе называется ювенальным, поскольку происходит затрагивание частного, личного, семейного. Закон позволяет прийти в любую семью без какого-либо повода или сигнала, проводить там проверки в то время, когда родители ещё ничего не совершили [7]. Это попирает основные демократические права и свободы граждан, такие как неприкосновенность жилища и частной жизни, конституционные принципы презумпции невиновности родителей, необоснованное вмешательство в дела семьи. Закон предоставляет неограниченные возможности для произвола и коррупции чиновников (что является не маловажной проблемой в правовой сфере регулирования данного эффекта). В результате принятого закона, уже в 2015 году за все это ребенка могут отобрать на совершенно законных основаниях по доносу самого ребенка, соседей, учителей. Происходит прежде всего нарушение прав законных представителей ребенка. Здесь закон не учитывает множество обстоятельств.
Дело в том, что и равенство граждан под большим вопросом. Прежде всего реализоваться этому принципу демократии в России сложно т.к. этому мешают сплошные коррупция и панибратство, а также ряд других причин. В других странах этот принцип тоже не может полностью реализоваться. В результате, фактическое равенство в правах, существует только в узком перечне таковых, да и тот может изменяться при условии изменения того самого социального соглашения [8]. Так, в рамках восточных моделей социального соглашения, можно увидеть лишение женщин избирательного права и возникновение права на многоженство. В ряде штатов США, их вариант социального соглашения, допускает ряд случаев для попрания основного естественного права – права на жизнь [9]. Подобные вопросы выносятся на обсуждение между странами, и таким образом демократия начинает иметь уже политико-правовой характер.
Политический суверенитет так же сложно представить наяву, ведь в связи с нынешней политической ситуацией, если мы будем действовать без одобрения США, то соответственно будем считаться недемократическим государством со всеми вытекающими, каковыми и являемся для множества стран мира.
Демократия в российском государстве
проявляется лишь в некоторых аспектах
сфер жизнедеятельности. В России реализован
такой принцип демократии как свобода
мысли и слова, но это свобода не так безгранична,
как кажется. Слово может созидать и разрушать,
звать к социальному прогрессу и призывать
к насилию, обогащать внутренний мир человека
и унижать личное достоинство. Этим объективно
обусловлена необходимость определенных
нравственных и правовых ограничений,
связанных с осуществлением свободы слова
[10]. Так, ст.282 УК устанавливает уголовную
ответственность за возбуждение национальной,
расовой или религиозной вражды, унижение
национального достоинства, а также пропаганду
и совершения преступления публично или
с использованием средств массовой информации.
Российскому государству характерно такое демократическое явление, как политический плюрализм. Многопартийная система способствует вовлечению в политическую жизнь страны широких слоев населения, преодолению отчуждения граждан от власти. Кроме того, такая система позволяет создавать атмосферу здоровой и свободной конкуренции в политической жизни, постоянного контроля общества за деятельностью государственных структур. Приближенность граждан к государственной власти. На сегодняшний день в России официально зарегистрировано 77 политических партий.
Одним из важных признаков демократического государства является разделение властей. Теоретические и практические истоки принципа разделения властей зародились еще в Древней Греции и Древнем Риме. Анализ политических структур и форм правления Платоном, Аристотелем и другими античными мыслителями подготовил почву для обоснования этого принципа в эпоху Просвещения и в современной России. При разделении властей исполнительные, законодательные и судебные институты, будучи независимы друг от друга в рамках своей компетенции, взаимно контролируют друг друга и препятствуют опасной для демократических процессов концентрации власти в одних руках. Одновременно разделение властей предполагает не только разграничение исполнительной, законодательной и судебной власти, но и наличие сильной, действующей в рамках закона, оппозиции.
Законодательным и представительным органом РФ является парламент - Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
Исполнительная власть реализуется через систему исполнительных органов - органы государства, призванные осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность - правительство, президент. Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ. Председателем правительства РФ назначен Д.А. Медведев, Президентом РФ является В.В. Путин.
Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система РФ представляет собой систему судов РФ, учрежденных в соответствии с Конституцией РФ и Законом «О судебной системе РФ» (1996).
Отделение теории от практики выступает в качестве фундаментальной проблемы во всех демократических странах. В частности США, России. Перспектива развития демократии, зависит от степени приближения народа к элите, принимающей решения. Совершенствование граждан, их активное участие в жизни общества и государства является необходимым условием развития демократии. И чем выше уровень политического участия, чем ближе граждане к постоянно возрастающему уровню требований к участникам политического процесса, тем ближе демократия к своему идеалу, к которому можно и нужно стремиться, но которого достичь невозможно [11].
Современный политико-правовой режим в России еще во многом не отвечает общепринятым критериям демократии, важнейшие из которых - репрезентативность власти и ее ответственность перед обществом, наличие действенного общественного контроля за властью. Отдельные аналитики характеризуют эту систему терминами «авторитарная демократия», «режимная система», связывая ее возникновение со слабостью государства и незрелостью гражданского общества [11, 12]. Легитимность политико-правового режима в России зависит от его способности порождать и постоянно поддерживать доверие к себе, общественного согласия с тем, что институты этого режима отвечают подлинным интересам народа, общества, государства. Но несмотря на подобное политика Президента РФ В.В. Путина активно направлена на создание условий для реализации демократии.
Теория, несомненно, должна идти вместе с практикой в решении вопросов совершенствования и государственной политики и правовой системы России.
Список литературы:
1. Утченко С.Л. «Политические учения древнего Рима» 3-1 вв. до н.э. Москва 1977г.
2. Мордовец А.С. Демократия, право,
процедура // Теория государства
и права... С. 339—340 3. http://law-student.ru/18-
4. http://uchebnik-online.com/
5. http://www.youtube.com/watch?
6. http://xn--80aagavh9ao1aj.xn--
7. http://www.dal.by/news/149/01-
8. Даль Р. Демократия и ее критики. М., 2003. С.269-270.
9. http://cont.ws/post/4128
10. Иванец Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Конституционное право России: энциклопедический словарь / Под общей ред. В.И. Червонюка. — М.: Юрид. лит., 2002. — 432 с.
11.http://5ballov.qip.ru/
12. Сидельников О.С. Политико-правовой режим современной России// Россия в период трансформации: актуальные проблемы. Ярославль 2009г. С.101-103.
13. Малько А.В., Саломатин А.Ю. Указ. соч. 18.
14. Лафитский В. Указ. соч. 16.
15. Аристотель. Политик. Книга третья. М., 2002.
16. Малько А.В., Саломатин А.Ю. Указ. соч. 21.
17.http://teen*age.ucoz.ru/
References:
1. Ulchenko S. L. "the Political teachings of ancient Rome" 3-1 centuries B. C., Moscow, 1977.
2. Mordovets A. S. Democracy, law, process // Theory of state and law... P. 339-340.
3. http://law-student.ru/18-