Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 10:24, доклад
На основе изучения ранних рукописей Дж. Локка, лекций о естественном праве, прочитанных в Оксфорде, их автор предстает в неожиданном обличие сторонника режима Реставрации. Он признает неограниченную власть должностных лиц над гражданами, отвергая теорию естественных прав, выступает против терпимости по отношению к религиозным актам, не признает верховенства парламента как воплощения законодательной власти, и права народа на сопротивление правителям.
Джон Локк
Джон. Локк (1632г.-1704г.) - сын небогатого участника парламентской армии, студент, а затем преподаватель Оксфорда, он в годы Реставрации (признания на престол Вильгельма Оранского и утверждения конституционной монархии) проделал путь - от защиты веры к прямому участию в политике.
На основе изучения ранних рукописей Дж. Локка, лекций о естественном праве, прочитанных в Оксфорде, их автор предстает в неожиданном обличие сторонника режима Реставрации. Он признает неограниченную власть должностных лиц над гражданами, отвергая теорию естественных прав, выступает против терпимости по отношению к религиозным актам, не признает верховенства парламента как воплощения законодательной власти, и права народа на сопротивление правителям.
Первое свидетельство изменения взглядов Локка можно заметить в "Очерке о веротерпимости". Этому способствовало сближение с лидером складывающейся партии вигов, графом Шефтсбери.
Основное политическое произведение Локка - "Два трактата о гражданском правлении" -было в значительной мере подготовлено в 1679-1681г. в момент критического обострения отношений между короной и вигами по вопросу о престолонаследии.
Из-за гонений на вигов, Локк и Шетсбери оказываются в Голландии. Там происходит их сближение с Вильгельмом Оранским и готовится "Славная Революция", иначе говоря - аристократический переворот.
Локк вернулся в Англию после воцарения Вильгельма. Виги достигли своих политических целей и остаток дней Локк мог посвятить литературному труду. "Два трактата о гражданском правлении" и главное философское произведение Локка "Опыт о человеческом разуме" стали известными публике в 1690г и воспринялись как обоснование новой политической системы.
Политические трактаты Локка преследуют двойную цель:
Опровержение
традиционной Английской теории о всесилии
королевской власти и обоснование
государственного устройства, отвечающего
природе человека. Критика сосредоточенна
главным образом в первом трактате.
Локк нередко прибегает к
Локка считают родоначальником английского свободомыслия XVIII в. Единственный законный источник политической власти Локк видит в согласии народа, т.е. в общественном договоре, представляющем базу всей политической системы. Локк отличает власть должностного лица над подданными от власти отца над детьми, хозяина над слугами, мужа над женой и господина над рабом, на смешении которых строились концепции сторонников абсолютизма. Политической властью, вытекающей из общественного договора, Локк считает право издавать законы и применять для исполнения этих законов силу сообщества.
.
Государство по Джон Локку
Государство представляет собой, по Локку, совокупность людей, добровольно, как отмечает Локк (" Всякое мирное образование государства имело в своей основе согласие народа") соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т.е. право во имя общественного блага создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу общества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне.
Строя государство добровольно, прислушиваясь только к голосу разума, люди предельно точно отмеряют тот объем полномочий, которые они затем передают государству. О тотальном отказе индивидов от всех естественных прав и свобод в пользу государства у Локка нет и речи.
Цель этого объединения - общее благо.
На закон и законность Локк возлагал очень большие надежды. В установленном людьми общем законе он усматривал первый конституирующий государство признак.
Закон в подлинном смысле - отнюдь не любое предписание, исходящее от гражданского общества в целом или от установленного людьми законодательного органа. Титул закона имеет лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу. Если такой нормы предписание в себе не содержит, оно не может считаться законом. Кроме того, закону должны быть присущи стабильность и долговременность действия.
Ратуя за режим
законности, он настаивал на следующем
положении: кто бы конкретно ни обладал
верховной властью в
Право
Власть не может покушаться на неотчуждаемые права граждан. Первым из них Локк считал :
право собственности - и любое посягательства на него рассматривалось как проявление деспотизма.
Локк предусматривает особый конституционный механизм, мешающий государству выходить за рамки своих полномочий, становясь тем самым деспотическим. Его важнейшие компоненты - принципы разделения власти и законности. Чтобы не допускать концентрации власти у руководства. Локк предлагает не соединять законодательную и исполнительную власть и подчинить законодателей действию ими же созданных законов, осуществляемых исполнительной властью. Это один из важнейших принципов Локка, и он оказал большое влияние на последующую политическую мысль и став одним из главных принципов буржуазной государственности.
Принципы законности заключаются в том что "ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества". Он предполагает также четкую законодательную регламентацию структуры, целей и компетенции всех государственных органов. Силой закона, по Локку, обладает лишь акт законодательного органа, сформированного народом.
Наконец, в качестве чрезвычайной меры контроля Локк называет разрыв народом соглашения с правительством. Он исходит из того, что, вверяя высшую, т.е. законодательную власть какому-то органу народ лишается суверенитета " и поэтому все еще остается у народа верховная власть отстранять или изменять состав законодательного органа, когда народ видит, что законодательная власть действует вопреки оказанному ей доверию". Отсюда право народа на восстание для восстановления попранной правительством свободы. При этом восстание не должно быть актом меньшинства.
Формы государственной власти
В классификации форм государства Локк придерживался трехчленной системы (демократия, олигархия и монархия) не исключая возможность промежуточных форм.
Абсолютная монархия вообще не признавалась им формой гражданского правления.
Локк отлично понимал, что нет таких идеальных государственных форм, которые были бы раз и навсегда застрахованы от опасности вырождения в тиранию. Когда органы власти начинают действовать, игнорируя право и общее согласие, тогда порабощается и уничтожается сам народ.
Суверенитет народа, по Локку, выше, значительнее суверенитета созданного им государства. Если большинство народа решает положить предел наглости нарушивших общественный договор правителей, то вооруженное народное восстание с целью вернуть государство на путь свободы, закона, движения к общему благу будет совершенно правомерным.
Сменяемость форм в соответствии с волей общества признавалась естественной. Локк не высказался вполне определенно, какую форму государства следует считать наилучшей. Он назвал однажды демократию совершенной формой правления, но не возражал и против наследственной монархии при условии ограниченной власти короля, превращая его в символ государства, движимого общей волей общества, объявленной в его законах.
Учение Локка о государстве и праве явилось классическим выражением идеологии раннебуржуазных революций со всеми ее сильными и слабыми сторонами. Оно вобрало в себя многие достижения политико-юридического знания и передовой научной мысли 17 в. В нем эти достижения были не просто собраны, но углублены и переработаны с учетом исторического опыта, который дала революция в Англии. Таким образом, они стали пригодными для того, чтобы ответить на высокие практические и теоретические запросы политико-правовой жизни следующего, 18 столетия - столетия Просвещения и двух крупнейших буржуазных революций нового времени на Западе: французской и американской.