Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 18:29, курсовая работа
1. Виды политических режимов. Сущность и исторические типы демократии.
2. Тоталитаризм - феномен XX века. Идейные истоки и социальные предпосылки.
3. Характерные черты тоталитарных режимов. Особенности авторитарных политических систем. Авторитаризм и демократия.
Иногда невозможно устранить
олигархию, не прибегая к насилию. Порой
все сводится к выбору между бесплодным консерватизмом и насилием.
Обращение к насилию не преступно само
по себе. Если бы правительства на Западе
заявили о непримиримой враждебности
к насилию, они заявили бы о неприятии
собственных предков. В Англии и во Франции
отрубали головы королям. Англичане часто
задумываются, правы ли они тогда были.
Французы Спорят об этом меньше. В обоих
случаях революция свергла традиционную
власть. У истоков конституционно-
Можно сделать вывод, что каждый режим несовершенен по-своему. Это вызовет многочисленные возражения, которые мне хотелось бы обсудить.
Вот два основных.
1. Соответствует ли государство партий назначению современного общества? Уместно ли во Франции 1958 года, наблюдая за пошлостями и гнусностями режимов партий (как их описывают изо дня в день), утверждать, что режимы эти соответствуют сути общества?
2. Не стремится ли
государство с единовластной
партией, государство,
Начнем с первого возражения. Не является ли государство партий столь же несовершенным, что и государство с партией, монополизировавшей власть?
Я думаю здесь об исследовании
политических партий, проведенном Симоной Вейль. Она советовала
запретить все партии, чтобы вернуть демократии
ее чистоту. Жан-Жак Руссо безоговорочно
осуждал фракции, частичные и односторонние
объединения граждан в рамках Республики.
По его мнению, подлинной демократии не
свойственно соперничество убежденно
оппозиционных группировок. А я изобразил
множественность партий как одну из основ
конституционно-
Во-первых, следует наладить соперничество. Я уже говорил о конкуренции и о монополии. Используя параллель с экономикой, я предлагал допустить, что современным экономическим обществам свойственна конкуренция в большинстве областей. Во-вторых, важнейшую роль играет потенциальное участие всех граждан в политической жизни. Современные выборы, возможно, всего лишь карикатура на идею участия граждан в делах государства, но в любом случае они остаются символом того, что может воплотиться в жизнь.
Возможна ли философская
концепция свободы, которая оправдала
бы выбор в пользу определенного режима
— в частности, режима с единовластной
партией? Не думаю. Философы охотно объясняют,
что высшая свобода сливается с разумом.
Став разумным, человек поднимается над
конкретикой и достигает некоей всеобщности.
Но, как сказали Кант и Огюст Конт, такое
воспитание разума непременно проходит
через подчинение труду и закону, и оно
обязательно везде и всегда. Лично мне
не кажется, что в индустриальных обществах
есть режим, который и в самом деле создает
нового человека. Будучи обществами наслаждения,
индустриальные общества не могут не пробуждать
у граждан индивидуальных интересов и,
как сказали бы моралисты прошлого, эгоизма.
Ограничению доходов членов коммунистической
партии был быстро положен конец. Ленин
вначале ввел правило, согласно которому
аристократ режима — член коммунистической
партии — не имел права получать заработную
плату выше рабочего. Но иерархия заработной
платы была восстановлена, поскольку неравенство
в вознаграждении за труд было сочтено
технически необходимым для функционирования
промышленной экономики. Можно ли предположить,
что режим с единовластной партией создает
нового человека благодаря своей идеологии?
Мне кажется, подобные режимы окажутся
не в состоянии пропагандировать материалистическую
веру так, чтобы устранить религии. Будет
ли этот гипотетический «новый человек»
(не имеющий права уподобиться в эгоизме
своему ближнему из буржуазных стран)
новым в силу того, что принимает государственное
учение? Такое принятие — постоянное и
всестороннее — в конечном счете невозможно.
Привлекательность учения, вызываемый
им энтузиазм объясняются надеждами активистов.
А если учение стало оправданием государственной
практики, то несовпадение грандиозных
ожиданий и действительности хоть и не
принуждает к отказу от учения (можно полагать,
что среди всех возможных режимов данный
является наилучшим), но подтачивает веру
в него. Человек, порожденный коммунистическим
режимом,— не цельное существо, слившееся
с определенным верованием и определенным
обществом, а двойственная натура, он приемлет
общие принципы с большей или меньшей
убежденностью, зная, что можно, а что нельзя
говорить с учетом реального положения
дел. Это человек человечный, принадлежащий
к индустриальным обществам, оснащенный
учением, по отношению к которому он испытывает
то скептицизм, то фанатизм. Вот почему
я не думаю, что противопоставление друг
другу двух типов режима означает противопоставление
двух идей, коренным образом отличных.
Нет оснований предполагать, что современный
мир раздирается двумя идеологиями, обреченными
на постоянную борьбу. Можно попытаться
установить различие между очевидными
недостатками конституционно-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данной контрольно-курсовой работы являлось сравнение двух противоположных политических режимов: демократии и диктатуры. В результате сравнительного анализа можно сделать вывод, что диктаторский режим очень полезен в переходные моменты в политической жизни общества, когда отсутствуют необходимые механизмы саморегулирования. Этот режим, как правило, временный и переходный: реальный путь их эволюции - преобразование в полноценную демократию.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Арон Р. Демократия и тоталитаризм / Пер. с фр. Г.И. Семенова. - М.: Текст, 1993.
2. Бердяев Н.А. Судьба России. М, 1990.
3. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. Социология: Энциклопедия. — Мн.: Книжный Дом, 2003. — 1312 с.
4. Карл Т.Л., Шмиттер Ф. Что есть демократия? Русский журнал, 1998.
5. В.И. Ленин. Полн. собр. соч, т. 33. М. 1967.
6. Платон. Соч. в 3 т., т. I, III. М. 1971.
7. Под ред. Пугачева В.Л.. Основы политологии. М, 1992.
9. Хайек Ф.А. Дорога к рабству. Новый мир, 1991, № 7-8.
10. Фукидид. История, т. 1, книга II. М. 1915.
2 Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. А. Я. Сухарева. — М.: ИНФРА-М, 2007. — VI, 858 с.
3 Социология: Энциклопедия. Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003. — 1312 с.
4 Платон. Соч. в 3 т. М. 1971, т. I, III
5 Ф.А.Хайек. Дорога к рабству. Новый мир, 1991 ¹ 7-8. К.Ясперс. Цель - свобода. Новое время, 1990, № 6
6 Арон Р. Демократия и тоталитаризм.
Информация о работе Диктатура и демократия как формы власти: сравнительный анализ