Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 21:25, реферат
Цель данной работы – рассмотреть структуру и динамику конфликта.
Задачи данной работы:
- рассмотреть объективные элементы конфликта;
- исследовать психологические компоненты конфликта;
- изучить основные периоды и этапы в развитии конфликта;
- проанализировать эскалацию конфликта;
- рассмотреть динамику различных видов конфликтов.
Введение
1. Структура конфликта
1.1 Объективные элементы конфликта
1.2 Психологические компоненты конфликта
2. Динамика конфликтов
2.1 Основные периоды и этапы в развитии конфликта
2.2 Эскалация конфликта
2.3 Динамика различных видов конфликтов
Заключение
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: « Динамика межличностных конфликтов».
Кафедра управления персоналом и экономики труда
Проверила:
к.э.н., доцент
Славгородская
О.Ю.
Харьков 2013 г.
Содержание
Введение
1. Структура конфликта
1.1 Объективные элементы конфликта
1.2 Психологические компоненты конфликта
2. Динамика конфликтов
2.1 Основные периоды и этапы в развитии конфликта
2.2 Эскалация конфликта
2.3 Динамика различных видов конфликтов
Заключение
Список литературы
Введение:
Как любое социальное явление конфликт
может быть рассмотрен как процесс,
протекающий во времени. Конфликт имеет
определенные периоды и этапы, в
ходе которых он возникает, развивается
и завершается. Динамика конфликта
представляет собой ход развития,
изменения конфликта под
Среди понятий, которыми характеризуется структура конфликта, выделяют такие, как конфликтная ситуация, ее образы, объект, а иногда и предмет конфликта, участники, условия протекания, действия сторон, приемы и способы противодействия. Какой смысл вкладывается в эти понятия? Чем они отличаются друг от друга? Ответы на эти и другие вопросы конфликта рассмотрены в данной работе.
Цель данной работы – рассмотреть структуру и динамику конфликта.
Задачи данной работы:
- рассмотреть объективные
- исследовать психологические компоненты конфликта;
- изучить основные периоды и этапы в развитии конфликта;
- проанализировать эскалацию
- рассмотреть динамику
1. Структура конфликта
1.1 Объективные элементы конфликта
Конфликт как многомерное
Применительно к конфликту такие
подходы неприемлемы, так как
наряду с тем, что он является системой,
конфликт представляет собой и процесс.
Поэтому структура конфликта
понимается как совокупность устойчивых
связей конфликта, обеспечивающих его
целостность, тождественность самому
себе, отличие от других явлений
социальной жизни, без которых он
не может существовать как динамически
взаимосвязанная целостная
Кроме понятия «конфликт» часто используется и «конфликтная ситуация» — частное понятие по отношению к конфликту[1].
Конфликтная ситуация представляет собой
фрагмент конфликта, цельный эпизод
его развития, своеобразный «фотографический
снимок» конфликта на определенный
момент времени. Поэтому структура
конфликта может
Рисунок 1. Структура конфликта
Каждая конфликтная ситуация имеет объективное содержание и субъективное значение. Рассмотрим их более подробно. Начнем с объективного содержания конфликтной ситуации.
В любом социальном конфликте, будь
то межличностный или
Основные участники конфликта. Их часто называют сторонами или противоборствующими силами. Это те субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. Некоторые авторы вводят такое понятие, как «оппонент», что в переводе с латинского означает возражающий, противник в споре.
Противоборствующие стороны —
ключевое звено любого конфликта. Когда
одна из сторон уходит из конфликта, то
он прекращается. Если в межличностном
конфликте один из участников заменяется
новым, то и конфликт изменяется, начинается
новый конфликт. Это происходит потому,
что интересы и цели сторон в межличностном
конфликте индивидуализированы[
В межгрупповом или межгосударственном
конфликте уход или появление
нового участника не влияют на конфликт.
В таком конфликте
Часто в конфликте можно выделить
сторону, которая первой начала конфликтные
действия. Ее называют инициатором
конфликта. В литературе можно встретить
такой термин, как «зачинщик». По-видимому,
это не очень удачное понятие,
так как априори несет
1.2 Психологические компоненты конфликта
Важными психологическими составляющими конфликтной ситуации являются устремления сторон, стратегии и тактики их поведения, а также их восприятие конфликтной ситуации, т. е. те информационные модели конфликта, которые имеются у каждой из сторон и в соответствии с которыми оппоненты организуют свое поведение в конфликте.
При объяснении активности и направленности действий оппонентов в конфликте речь идет о мотивах, целях, интересах, ценностях, потребностях отдельных лиц, социальных групп, государств или их сообществ.
Мотивы в конфликте — это
побуждения к вступлению в конфликт,
связанные с удовлетворением
потребностей оппонента, совокупность
внешних и внутренних условий, вызывающих
конфликтную активность субъекта. В
конфликте часто сложно, выявить
истинные мотивы оппонентов, так как
они в большинстве случаев
скрывают их, предъявляя в позициях
и декларируемых целях
Базисным побудителем
Потребности в безопасности, признании,
идентичности, социальной принадлежности
и т.п. присущи как отдельному
индивиду, так и социальным группам,
целым обществам и
Рис. 2. Система устремлений оппонентов в конфликте
Анализ причин поведения сторон в конфликтах показывает, что они сводятся к стремлению удовлетворить свои интересы. Интересы оппонента представляют собой осознанные потребности, которые обеспечивают его направленность на объект конфликта и способствуют реализации его конфликтного поведения.
Близки к интересам оппонентов и ценности, которые они могут отстаивать в конфликте. Это могут быть общечеловеческие ценности (например, истинность суждения, идеи, справедливость решения), ценности, выраженные в каком-то конкретном произведении культуры, а также личностные ценности (чувство собственного достоинства, честь, самооценка и т.п.).
Созданная с целью улучшения
управления делами на производстве и
в бизнесе «решетка менеджмента»
была удачно интерпретирована для различения
стратегий поведения в
Рис. 3. Типология поведения оппонентов в конфликте
Соперничество (конкуренция) заключается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения. Сотрудничество (проблемно-решающая стратегия) позволяет осуществить поиск такого решения, которое удовлетворяло бы обе стороны. Компромисс предполагает взаимные уступки в чем-то важном и принципиальном для каждой из сторон. Применение стратегии приспособление (уступка) основывается на понижении своих стремлений и принятии позиции оппонента. При избегании (бездействии) участник находится в ситуации конфликта, но без всяких активных действий по его разрешению.
Как правило, в конфликте используются комбинации стратегий, порой доминирует одна из них. Например, в значительной части конфликтов по вертикали в зависимости от изменения обстановки оппоненты меняют стратегию поведения, причем подчиненные идут на это в полтора раза чаще, чем руководители — 71% и 46% соответственно. Порой конфликт начинается с кооперативного поведения, однако при его неудаче вход пускается соперничество, которое может также оказаться неэффективным. Тогда вновь происходит обращение к сотрудничеству, что приводит к успешному разрешению конфликта.
Соперничество — наиболее часто применяемая стратегия: оппоненты пытаются реализовать данный способ достижения своей цели в более чем 90% конфликтов. Это и понятно. Собственно конфликт и заключается в противоборстве, подавлении оппонента. Поэтому личность или группа идут на конфликт, так как другими способами договориться с оппонентом не удается.
По этой причине тактические
приемы соперничества более
2. Динамика конфликтов
2.1 Основные периоды и этапы в развитии конфликта
Прежде чем рассмотреть
Может быть зафиксировано в виде
первых актов противодействия сторон.
Для признания конфликта
• первый участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику (под действиями понимается как физические движения, так и передача информации);
• второй участник (оппонент) осознает, что указанные действия направлены против его интересов;
• в связи с этим оппонент предпринимает ответные действия против первого участника.
Если одна из взаимодействующих
сторон предпринимает агрессивные
действия, а вторая занимает пассивную
позицию, то конфликта нет. Конфликт
отсутствует также, когда одна из
сторон замышляет конфликтное
Может иметь различные формы и исходы. Однако в любом случае речь идет о прекращении действий, направленных друг против друга. В динамике конфликта можно выделить следующие периоды и этапы[4].
Возникновение объективной проблемной ситуации. Если не считать случаев, когда возникает ложный конфликт, то обычно конфликт порождается объективной проблемной ситуацией. Сущность такой ситуации состоит в возникновении противоречия между субъектами (их целями, мотивами, действиями, стремлениями и т.п.). Так как противоречие еще не осознано и нет конфликтных действий, то эту ситуацию называют проблемной. Она является результатом действия преимущественно объективных причин. Ежедневно возникая на производстве, в бизнесе, в быту, семье и других сферах жизни, многие проблемные ситуации существуют длительное время, не проявляя себя[5].
Осознание объективной проблемной ситуации. Восприятие реальности как проблемной, понимание необходимости предпринять какие-то действия для разрешения противоречия составляют смысл данного этапа. Наличие препятствия для реализации интересов способствует тому, что проблемная ситуация воспринимается субъективно, с искажениями. Субъективность восприятия порождается не только природой психики, но и социальными различиями участников коммуникации. Сюда относят ценности, социальные установки, идеалы и интересы. Индивидуальность осознания порождается также различиями в знаниях, потребностях, других особенностях участников взаимодействия. Чем сложнее ситуация и чем быстрее она развивается, тем больше вероятность ее искажения оппонентами[6].
Попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами. Осознание ситуации противоречивой не всегда автоматически влечет конфликтное противодействие сторон. Часто они или одна из них пытаются решить проблему неконфликтными способами (убеждением, разъяснением, просьбами, информированием противостоящей стороны). Иногда участник взаимодействия уступает, не желая перерастания проблемной ситуации в конфликт. В любом случае на данном этапе стороны аргументируют свои интересы и фиксируют позиции.