Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:45, реферат
видоизменяется в полном соответствии с особенностями движения общества по ступеням истории. В условиях рабовладения, например, не существовало каких-то единообразных форм организации дипломатической деятельности; соответствующие отношения складывались и развивались по преимуществу в отдельных географических районах и в сравнительно ограниченном кругу государств, а международные связи и контакты поддерживались лишь с помощью эпизодических посольств и иных миссий, направлявшихся в другие страны с определенной целью.
Дипломатия.
В условиях феодальной раздробленности получила распространение «частная» дипломатия феодальных суверенов, которые в промежутках между войнами заключали мирные договоры, вступали в военные союзы, устраивали династические браки.
Дипломатия
видоизменяется в полном соответствии
с особенностями движения общества по
ступеням истории. В условиях рабовладения, например, не сущ
Дипломатия появилась
в седой древности. Зачатки ее
имелись уже в родовом
В древнем мире дипломатия выполняла внешнеполитические задачи государств, экономическую основу которых составляло рабовладение.
Рабовладельческий строй не оставался неподвижным. В процессе своего исторического развития он прошел несколько последовательных стадий. Раннее рабовладение, еще не вполне отделившееся от общиннородового строя, лежало в основе государственных образований древнего Востока — египетской деспотии, месопотамских государств, царства хеттов, Ассирии, Персии, древних государств Китая и Индии. В военно-теократических державах древнего Востока, опиравшихся на силу внеэкономического принуждения, внешняя политика диктовалась главным образом завоевательными интересами: захват земель, скота, грабеж соседних стран составляли главную цель. Международные споры разрешались обычно вооруженной силой. Но в то же время государства древнего Востока развивали также и оживленную дипломатическую деятельность. Дипломатические сношения велись от лица царей. Властелины древнего Востока почитались как боги, воплощая м своем лице все государство. Они имели в своем распоряжении особых «царских слуг» — чиновников, писцов, гонцов.
В соответствии с основными задачами завоевательной внешней политики военно-теократических царств Востока их нейтрализованная дипломатия разрешила сравнительно ограниченный круг вопросов. Однако уже тогда появились различные типы договоров, сложился обычай направлять посольства для урегулирования различных проблем международной жизни, возникли военно-политическая разведка. Более развитое рабовладение, связанное с товарно-денежным хозяйством и ростом приморских городов, летало в основе общественно-политического строя античных государств — Греции и Рима. Внешняя политика греческих государств-городов («полисов») определялась интересами борьбы за расширение территории, за приобретение рабов, за рынки. Отсюда вытекали: стремление к гегемонии, к обеспечению внешней безопасности государства, поиски союзников и образование военных группировок, колониальная экспансия. Дипломатия греческих полисов поднималась до идеи защиты национальной независимости. Так было, например, в годы Персидских войн, когда иноземное нашествие грозило самостоятельности Эллады.
В 1278 г. до нашей эры был заключен мир и подписан договор между фараоном XIX династии Рамсесом II и хеттским царем Хаттушилем III. Инициатива мира и дружественного соглашения исходила от хеттского царя. После долгих предварительных переговоров Хаттушиль послал Рамсесу проект договора, начертанный на серебряной доске. В удостоверение подлинности документа на передней стороне доски имелось изображение царя, стоящего рядом с богом ветра и молнии Тешубом. На оборотной стороне изображена царица в сообществе солнечной богини Аринны.
Рамсес принял условия мира, предложенные ему хеттским царем, и в знак согласия отправил Хаттушилю другую серебряную доску с начертанным на ней текстом мирного договора. Оба экземпляра скреплены были государственными печатями и подписями.
В средние века дипломатия
была орудием осуществлений
Для большей части Европы этот период характеризуется низким уровнем производительных сил, господством натурального хозяйства, слабым развитием общественного разделения труда. Цели внешней политики «варварских» государств определялись интересами военно-землевладельческой знати, приобретавшей все большую силу в феодализировавшемся обществе. Основой могущества знати являлась собственность на землю и «неполная собственность» на обрабатывавших эту землю людей. Средствами для приобретения земли, богатства и власти были прежде всего войны, захваты, грабеж, обложение побежденных народов данью.
Завоевание Римской империи, образование варварских государств и постоянная борьба между ними, а также вмешательство в эту борьбу Восточной Римской (Византийской) империи создавали крайне неустойчивую международную обстановку, еще более осложнявшуюся борьбой с кочевниками (гунны, авары, печенеги, половцы), вторгавшимися в Европу со стороны причерноморских степей. Могучая арабская держава захватила в VII в. большую часть византийских владений, а в начале VIII в. — Испанию (королевство вестготов) и стремилась покорить Галлию (королевство франков)..
Эти сложные международные
В условиях раннего средневековья не могли установиться более или менее прочные политические образования, границы непрерывно менялись, государства быстро создавались и распадались. Даже наиболее крупные и сильные объединения раннего средневековья, как империя Карла Великого в Западной и древнерусское государство в Восточной Европе, не имели прочной экономической базы и представляли временные и непрочные военно-административные объединения.
Дипломатия периода
Деятельность дипломатии этого периода была направлена главным образом на урегулирование споров и столкновений, которые возникали между государями-вотчинниками из-за грабежа соседних владений или захвата чужих подданных ради увеличения числа плательщиков феодальной ренты. Порой, однако, эта дипломатия разрешала и более крупные вопросы, возникавшие между государями-вотчинниками перед лицом какого-либо общего врага = мусульман для Западной Европы, половцев и татар для феодальной Руси. Характерный образец такой дипломатии представляют отношения между русскими князьями в период феодальной раздробленности.
Первые попытки политического сплочения раздробленной феодальной Европы относятся ко времени, когда условия для этого еще далеко но созрели: этим объясняются нереальность тех целой, которые преследовались, и их конечная неудача. Одной из таких попыток является создание «Священной Римской империи германской нации», основанное на захвате германскими феодалами экономически передовой страны тогдашней Европы — Италии — с целью использования ее как материальной и стратегической базы для установления господства над Западной Европой, а в дальнейшем над Византией и мусульманским миром.
Почти одновременно с этим делается попытка установления не только церковного, но и политического господства пап над всеми странами католического Запада с целью распространения папской теократии на «весь мир». На этой почве разгорелась долгая борьба между императорами и папами, в которую был втянут ряд стран Европы. Борьба велась как силой оружия, так и дипломатическим путем. В. отличие от империи, вечно страдавшей от внутренних несогласий, возглавлявшаяся папами католическая церковь представляла наиболее организованную силу в раздробленной Европе. Папство являлось не только религиозной, но и государственной силой. Опираясь на собственную территорию, располагая огромными материальными средствами и широкой сетью агентов, папство противопоставляло единство церкви и свой международный авторитет розни и борьбе, которые кипели в феодальной Европе. Разжигая существовавшие противоречия, чтобы использовать их в интересах своего владычества, папство развивало активнейшую дипломатическую деятельность. В ней применялись все доступные папскому престолу средства, начиная от испытанных методов политики великодержавного Рима, вплоть до отлучений от церкви, интердиктов, подкупа, шпионажа и тайных убийств.
В феодальном обществе сравнительно редкие, по сути дела чрезвычайные посольства составлялись, как правило, из представителей наиболее образованного духовенства. Самой развитой дипломатией того времени являлась дипломатия римских пап, а важнейшими дипломатическими форумами были церковные соборы, на которых нередко в присутствии светских государей обсуждались политические вопросы. И на Руси в этот период дипломатическая деятельность носила своеобразный характер, включая в себя, наряду с договорами о союзе, торговле, поселении и т.п., съезды удельных князей, посредничество при разрешении споров между ними и др.
При переходе от феодализма к капитализму, с образованием на европейском континенте крупных централизованных абсолютистских государств начинают возникать постоянная армия и достаточно разветвленная дипломатическая служба, становящаяся важной сферой государственной деятельности. Повсеместно создаваемые специальные ведомства иностранных дел возглавляются обычно первыми министрами, а иногда фактически и самими монархами. Руководство внешней политикой абсолютистских государств сосредоточилось в руках королей и их ближайшего окружения — придворного высшего чиновничества. Династические интересы монархов, их стремление к сохранению и приумножению своего могущества и богатства, захват чужих земель и защита своих собственных от аналогичных посягательств соперников, поиски подходов к господству на мировых торговых путях начинают определять цели дипломатии того времени, а обман, подкуп, интриги и даже убийства все прочнее входят в арсенал ее методов и средств.
Не случайно именно на этот период приходятся такие "классические" характеристики дипломатии, как "искусство скрывать словами действительность" (Н.Макиавелли); нацеленность на то, "чтобы не быть обманутым и обманывать других" (Ж.Лабрюйер); "посол есть честный муж, посылаемый за границу, чтобы лгать в интересах своего государства" и т.п. К дипломатии абсолютизмаотносятся и такие нарождающиеся в этот период методы, как создание коалиций, заключение пактов о нейтралитете, иных договоров и даже попытки ведения в иностранных государствах политической пропаганды (в частности, небезызвестный кардинал Ришелье придавал значение составлению политических памфлетов и распространению их за границей), нацеленной на разжигание в них религиозных и иных раздоров и смут.
Выход на арену общественной жизни "третьего сословия", продвижение популярных в широких слоях населения лозунгов свободы, равенства и братства привносят немалую специфику и в дипломатию, вынуждают потесниться на дипломатической службе представителей родовой знати, аристократии в пользу завоевывающих все более прочные позиции торгово-промышленных и финансовых кругов. Дипломатия эпохи капитализма имела двойственную функцию: с одной стороны, она способствовала преодолению феодальной раздробленности и консолидации национальных буржуазных государств, а с другой — все активнее включалась в решение задач завоевания рынков, торговых путей, в целом раздела и передела мира, сфер влияния. Дипломатия при этом была вынуждена все в большей степени учитывать экономические и иные интересы влиятельных про-мышленно-финансовых групп, искать опору в активизирующихся парламентах, органах печати, политических партиях, оказывающих заметное влияние на формирование общественного мнения. Первостепенное значение начинает придаваться поискам форм реального воздействия на политические настроения в собственных странах, внешнюю политику иностранных государств. С учетом упомянутых обстоятельств все большее внимание уделяется специальным средствам и способам, призванным придать дипломатической деятельности видимость открытости, широкой гласности, вхождения в дипломатию, как утверждал с изрядной долей лицемерия "Дипломатический словарь" Парижской дипломатической академии, "совершенно нового духа, морального принципа".
Первые элементы дипломатической
модели зарождаются в Италии в 14в.
большое внимание уделяется ритуалу.
Появляются первые теоретические работы.
В 16в. идея равновесия становится общеевропейской,
это было связано с усилением Испании.
Европа разделилась на католиков и протестантов.
Испания претендовала на гегемонию в Европе,
ей противостояли протестантские страны.
Один из лидеров французских гугенотов
высказал идею о балансе сил и предсказал
появление анти-Испанского союза. Союз
требовал дипломатического представительства.
Практика дипломатических миссий становится
необходимой. Термины «равновесие сил»
и «система сдержек и противовесов» становятся
распространенными.
К середине 17в. равновесие становится
целью дипломатии, иногда самоцелью. Наиболее
четко она реализовывалась британской
дипломатией.
Утверждается концепция государственного
суверенитета и равенства государств.
Утверждается примат светской власти.
Требовалось постоянное дип наблюдение.
Появляется итальянская модель дипломатии.
Черты: 1) создание государственной внешнеполитической
канцелярии. 2) формирование класса чиновников,
которые профессионально занимаются внешнеполитической
деятельностью и оплачиваются из казны.
3) распространяется система взаимных
дипломатических представительств. 4)
появляются дип корреспонденция и дипломатических
архивы особого типа.
Из дипломатических государств первой
по этому пути пошла Франция. Представители
ее появляются еще в 16в. Ришелье во главу
угла ставил государственные интересы.
Он считал, что отношения должны строиться
на доверительной основе и честном подходе
к партнеру.
Во 2 пол. 17вю французское внешнеполитическое
ведомство освобождается от ведения внутриполитических
дел. Был создан политический департамент,
который собирал и анализировал информацию.
Возникает делопроизводство, дипломатический
архив, формируется шифровальный департамент,
финансовый департамент.
Во Франции появляется консульская служба.
В 1673г. был разработан торговый кодекс,
в котором прописывались права консулов.
В 1712 во Франции была открыта дип академия.
К началу буржуазной революции Франция
имела за рубежом большой персонал – 35
тыс. постоянных представительств разного
уровня. Они были снабжены штабом. Латынь
вытесняется французским языком из дипломатии.
Вестфальский конгресс закрепил институт
постоянных представительств, иммунитеты
и привилегии дипломатических агентов.
Хотя дипломатия в индустриально развитых странах вынуждена была учитывать выход на международную арену стран с противоположным общественным строем и молодых независимых государств Азии и Африки, в целом, возрастание роли народных масс в политике, расширение международного сотрудничества и соответственно приспосабливаться к этим переменам, вряд ли можно утверждать, что изменилась ее коренная сущность, утратился характер закрытости, келейности. "Тайна" дипломатических сношений, — не без оснований отмечал В.И.Ленин, — соблюдается свято в самых свободных капиталистических странах, в наиболее демократических республиках" (соч., т. 25, с. 67). Показательно, что именно в процессе перехода к постиндустриальным обществам все заметнее влияние на дипломатию ведущих монополистических объединений, группировок, крупнейших корпораций. В США, например, происходит подчас прямое сращивание представителей ведущих финансово-промышленных групп Рокфеллера, Моргана, Диллона и ряда других с дипслужбой страны.