Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 22:04, реферат
В наше время, для общего и тем более для юридического образования необходимо ориентироваться в политике и праве. Для каждого человека важно знать что твориться вокруг него, в какой стране и по каким законам он живет. В своей работе я предлагаю вам познакомиться с политическими идеями французского философа, правоведа и политического деятеля Жана Бодена и государственно-правовыми идеями русского государственного деятеля , а так же политического мыслителя Михаила Сперанского. Немного узнать о их жизни. Главная цель этой работы – научиться анализировать и сравнивать деятельность исторически значимых личностей живших в разное время и на разных территориях.
Введение
Глава 1. Жан Боден
Биография
1.2.Политические идеи
Глава 2. Михаил Сперанский
2.1.Биография
2.2.Государственно правовые идеи
Глава 3. Сравнение
3.1.Сравнительный анализ политических и правовых идей Сперанского и Бодена.
Заключение
Список литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ У
имени И.М.ГУБКИНА
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра истории политичееских и правовых учений.
РЕФЕРАТ
на тему:
«ЖАН-БОДЕН. МИХАИЛ СПЕРАНСКИЙ»
Студент: Ухов Михаил Владимирович
Группа: ЗЮ 10-3
Руководитель:
профессор
Рожнов Сергей Николаевич
Москва,2013
Содержание
Введение
Глава 1. Жан Боден
1.2.Политические идеи
Глава 2. Михаил Сперанский
2.1.Биография
2.2.Государственно правовые идеи
Глава 3. Сравнение
3.1.Сравнительный анализ политических и правовых идей Сперанского и Бодена.
Заключение
Список литературы
Введение
В наше время, для общего и тем более для юридического образования необходимо ориентироваться в политике и праве. Для каждого человека важно знать что твориться вокруг него, в какой стране и по каким законам он живет. В своей работе я предлагаю вам познакомиться с политическими идеями французского философа, правоведа и политического деятеля Жана Бодена и государственно-правовыми идеями русского государственного деятеля , а так же политического мыслителя Михаила Сперанского. Немного узнать о их жизни. Главная цель этой работы – научиться анализировать и сравнивать деятельность исторически значимых личностей живших в разное время и на разных территориях.
Глава 1. Жан Боден.
Жан Боден родился в семье мастера портновского цеха г. Анже. В раннем возрасте его отдали в местный орден Кармелитов для получения образования. Затем он занимается изучением гражданского права в Академии Тулузы — одного из крупнейших университетских центров во Франции XVI века. После окончания Академии философ некоторое время преподает в ней.
Так и не получив профессорского звания, в 1561 году Боден едет в Париж, чтобы заниматься там адвокатской практикой. Вскоре после своего прибытия в Париж, он сближается с кружком, который позже стал ядром группы, стоящей в оппозиции к обеим главным партиям гражданской войны. Эта группа, известная под названием «Политики», отстаивала веротерпимость и сильную королевскую власть.
Известность приходит к мыслителю в 1566 году, после публикации «Methodus ad facilem historiarum cognitionem». В «Методе» философ не только излагает свои размышления над историей развития человечества, но также формулирует первый вариант своего учения о государстве и государственной власти, развитый затем, через десять лет, в «Шести книгах о государстве». По его мнению, государство являет собой вершину экономического, социального и культурного исторического развития цивилизации.
Как и большинство сторонников партии «политиков» Жан Боден был близок двору наследника французского престола герцога Франсуа Анжуйского, но после его смерти стал склоняться к поддержке Католической Лиги.
В мае 1587 года к Бодену по наследству от тестя переходит пост генерального прокурора Лана. А еще через некоторое время сын портного становится мэром Лаона, причем на этом посту он продержался два срока подряд, хотя ничем особенным не отличился. На посту прокурора он старался никогда не идти против своей совести и, например, отстоял жизнь человека, которого хотели казнить по политическим соображениям. Но зато по его собственным признаниям принимал участие в процессах над 200 женщин по обвинению в колдовстве, многие из которых закончили жизнь на костре. По мнению Бодена, судья, препятствующий расследованию дел о колдовстве, сам заслуживал костра.
Умер в Лане в 1596 году от чумы.
Жан Боден в своих сочинениях всегда признавал за человеком право выбирать для себя религию и Бога. В результате, он чуть было не стал жертвой Варфоломеевской ночи 1572 года.
Веротерпимость философа проявлялись также и в его усилиях по примирению враждовавших между собой религиозных группировок на Генеральных Штатах в Блуа, где он выступал в качестве депутата от третьего сословия провинции Вермандуа. Эти идеи мы обнаруживаем и в главном политико-философском произведении Бодена — «Les six livres de la Republique», вышедшем в свет в 1576 году, которое впоследствии он сам перевел на латынь под названием «De Republica libri six».
По Бодену, государство есть осуществляемое верховной властью по праву управление множеством домохозяйств и их общим достоянием.
Суверенная власть государства — это всегда постоянная власть, которая отличается от временной власти; это всегда абсолютная власть, — власть, не ограниченная никакими условиями, носитель же этой власти может ее передать другому лицу как собственник; это власть единая, то есть неделимая — она не может принадлежать одновременно монарху, аристократии и народу, ее нельзя разделить на трети.
Боден — противник теории смешанной формы государства, которой в разное время придерживались Полибий, Цицерон, Мор, Макиавелли.
Он выделяет три формы государства: демократия, аристократия и монархия.
Демократию Боден оценивает отрицательно, ибо «народ — это зверь многоголовый и лишенный рассудка, он с трудом делает что-либо хорошее. Доверять ему решение политических дел — это все равно, что спрашивать совета у безумного». Недостаток аристократии — неустойчивость, которая обусловлена коллегиальным способом принятия решений. Общим недостатком демократии и аристократии является то, что «в демократическом или аристократическом государстве голоса подсчитываются, но не взвешиваются на весах добродетели».
Лучшая форма государства для преодоления политического и религиозного кризиса является монархия, поскольку она прямо отвечает природе суверенной власти, ее единству и неделимости. Боден — сторонник наследственной, а не выборной монархии, потому что выборная монархия предполагает междуцарствие, а государство в это время «подобно кораблю без капитана, мечется по волнам мятежей, и часто тонет».
Для абсолютной власти должны быть три ограничения: суверен в своей деятельности связан законами Бога, законами естественными и законами человеческими, общими для всех народов. Типы законов: законы, установленные Богом; законы, установленные природой; законы, установленные суверенной властью; законы, установленные народами; законы, установленные общим соглашением, в котором берет начало суверенная власть.
Боден выступал против общепринятой идеи Аристотеля о том, что целью государства является достижение счастья людей. По его мнению, цель государства — обеспечение внутреннего мира, справедливости и социальной гармонии, защита от внешних врагов. Причину социальных конфликтов Боден вслед за Макиавелли видел в неравномерном распределении богатств, в борьбе партий и в религиозной нетерпимости. Поэтому он требовал установления свободы вероисповедания и проведения экономических реформ с целью укрепления частной собственности граждан — опоры государства.
«Демономания колдунов»
В творчестве Бодена нашлось место всему, что волновало Францию XVI в., и он осмелился заглянуть в духовный мир своих современников, написав об этом два смелых произведения. Первое — «Демономания колдунов» — отразило духовную атмосферу эпохи, когда человек жил в фантасмагории демонов и страхов. В этом трактате Боден раскрыл одну из главных черт, присущих переходной эпохе: слом старого мира и построение нового обостряет борьбу разных сил в обществе и внутри человека. Поэтому в такие периоды, считал он, человек должен быть особенно осторожен и внимателен к себе и окружающим, чтобы не попасть в ловушку искушения или прегрешения.
Последнее творение Бодена — «Гептапломерес» — самое смелое произведение мыслителя, призванное обосновать разумность веротерпимости. С этой целью Боден предпринял критику христианства и сравнил его с другими религиями. Отсюда и семь участников — представителей разных конфессий. В ходе спора Боден подвергает критике христианские догматы о божественной природе Христа, о непорочном зачатии, о Троице, показывая невозможность доказать истинность религии с помощью разума. Такая критика христианства нужна Бодену для того, чтобы предостеречь людей от споров по поводу веры, ибо им уготован один итог — безверие, которое хуже всего. Путь, предложенный Боденом, — гуманистическое свободомыслие, верность «всеобщей религии», терпимость.
Боден критически оценивал институт рабства, выступая за его постепенную отмену.
Глава 2. Михаил Сперанский.
2.1. Биография.
Сперанский Михаил Михайлович - (1772–1839), русский государственный деятель и политический мыслитель. Родился 1 (12) января 1772 в селе Черкутино Владимирской губернии, в семье священника.
Окончил Петербургскую духовную
академию. С 1797 – на службе в государственных
учреждениях: директор департамента Министерства
внутренних дел (1803–1807); статс-секретарь
Александра I (с 1807); государственный
секретарь (с 1810); с 1819 – генерал-губернатор
Сибири; с 1838 – председатель департамента
законов Государственного совета. С
1826 под руководством Сперанского
проводилась кодификация
В своей деятельности Сперанский
ориентировался на идеи европейского
Просвещения. Сохранение и упрочнение
монархической
Сперанский считал, что
эти политические меры будут способствовать
возникновению в России «правильной
монархии», исключающей любую форму
деспотизма. «Истинная монархия –
это не что иное, как представительная
форма правления, а не самодержавие».
Высшие слои русского общества восприняли
проекты Сперанского как
Умер Сперанский в Петербурге 11 (23) ноября 1839.
2.2. Государственно - правовые идеи М. Сперанского
Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839 гг.). Провел инкорпорацию (45 томов), а затем и кодификацию (15 томов) законодательства Российской империи. Автор большого количества различных записок: «Введение к уложению государственных законов», «Проект уложения государственных законов Российской империи», «О постепенности усовершенствования Российского государства» и др.
В методологии Сперанский опирался на идею теопромысла (Бог как верховный законодатель Вселенной). В основе образования государства, по его мнению, лежит договор между народом и правительством. Цель государства - обеспечение безопасности личности, собственности и чести каждого. Различает внутренний (расположение государственных сил) и внешний (постановления, грамоты, учреждения, уставы об устройстве государства) образ правления. Выделяет в истории России 3 ступени: удельщина (средние века); абсолютная монархия (новое время) и промышленное состояние (настоящее время), которое требует конституционного ограничения верховной власти и предоставления политических и гражданских прав всем подданным.
Он подготовил ряд конституционных проектов, где предложил «правление доселе самодержавное учредить на непременном законе». Законность связывалась, прежде всего, с разделением властей. В государстве должно быть 4 власти. Законодательная власть вручается Государственной думе; власть исполнительная - министрам и правительству; судебная - Сенату и судебной системе; державная власть заключена в особе императора (соединяет 3 ветви власти и осуществляет общее руководство ими).
По
форме государственного устройства
Российская империя - унитарное государство,
разделенное на области и губернии,
делящиеся на округа и волости. Каждая
административно-
Законодательная
власть вручается двухпалатной Думе,
избираемой посредством многоступенчатых
выборов, которая обсуждает и
принимает законы, для чего собирается
сессионно. Сперанский предложил название
высшего представительного
Сперанский предложил произвести правовое оформление сословий. Дворянство наделялось всеми политическими (участие в управлении государством) и гражданскими правами. Среднему сословию (владельцам любых форм недвижимости) он предоставлял все гражданские права, а политические - в зависимости от размера собственности. Рабочий народ он наделял только гражданскими правами. Между сословиями не должно существовать непреодолимых границ (доступ в дворянство ограничивался первородными детьми).