Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 00:03, реферат
Философские и естественнонаучные исследования, литература и публицистика, изобразительное искусство и религиозные трактаты извечно обращались к проблеме женщины, ее общественного и семейного положения, равенства мужчин и женщин. В этом смысле конец XVIII в. был самым плодотворным, он заложил фундамент процесса осознания обществом женского вопроса. Французский философ-просветитель Ж.А.Кондорсе писал: “Одним из наиболее важных для общего счастья результатов прогресса человеческого разума, мы должны считать полное разрушение предрассудков, создавших неравенство прав между двумя полами, гибельное даже для того кому оно благоприятствует” .
В 70-е и 80-е гг. были приняты законы о равенстве прав женщин и мужчин во Франции (1993 г.), ФРГ (1980 г.), Англии (1975 г.), Австрии (1979 г.), Дании (1978 г.), Норвегии (1978 г.), Швеции (1978 г.) и т.д. Эти законы включают нормы, регламентирующие равенство возможностей при найме и увольнении, вознаграждении труда, профессиональной подготовке, продвижении по службе, распределении семейных обязанностей между супругами и т.д.
Характерно, что реформирование или создание вновь правовой основы улучшения положения женщин, институирование социальной феминологии имеет принципиально важное значение и неразрывно связано с созданием и разработкой технологий функционирования национальных механизмов, действием организационных структур, направленных на решение женского вопроса. В 90 странах мира существуют национальные механизмы на государственном уровне, в пяти странах их возглавляют премьер-министры. Проведенный анализ деятельности таких государственных органов позволяет сделать вывод о том, что в разных странах существуют разные подходы и типы организационных структур – министерства, комитеты по делам женщин. Но одна общая тенденция, бесспорно, при этом прослеживается: политика, направленная на принятие системы мер по обеспечению их равноправия, разрабатывается, и ее претворение в жизнь контролируется на государственном, а не только на общественном уровне. Показательно, что организационные структуры функционируют как в крупных, так и в небольших государствах. Процесс их формирования продолжается.
Как правило, к компетенции этих структур относятся следующие направления: реализация принципа равенства полов в рамках разрабатываемых программ; реагирование на конкретные случаи дискриминации; информационная деятельность по защите политических, экономических и социальных прав женщин; организация и инициирование соответствующих научных исследований; изучение опыта других стран.
Для Запада в 70-80-е годы характерен процесс концептуального осмысления социальной реальности, неудовлетворенность подходами к решению женского вопроса, положению женщин в обществе. В этих странах предпринимают попытки к переходу от осмысления к конкретным, скоординированным, долгосрочным, этапно обозначенным мерам по превращению принципа равенства полов в реальность жизни.
На основе принципов
правового регулирования в
Симптоматично, что в странах многопартийной системы массовая работа среди женщин выдвигается в качестве особой задачи. Привлечение их на сторону партии означает для нее или победу, или поражение.
Исследование программных документов социалистов, социал-демократов в отношении женщин, механизмов их вовлечения в орбиту политической деятельности, в управленческие структуры своих стран свидетельствует о том, что партии в этот период гибко меняют свою тактику.
В новых условиях многие
политические партии пересмотрели систему
своих отношений с женской
частью населения, от которой наполовину,
а при определенных демографиче
Во французской
Среди всех парламентов мира мужчины составляют 89%, женщины – 11%. Однако представительство женщин в парламентах различных стран вариабельно. Это определяется экономикой, уровнем развития, культурой, религией и политической системой. Так, в таких странах, как США, Бразилия, Великобритания, Франция, Тунис, Кения, Индия, Япония, Таиланд и Австралия, женщины составляют до 10% парламентариев. Следующая большая группа стран – это страны, где представительство женщин в парламентах составляет от 10 до 20%. В их числе Канада, Испания, Италия, Польша, Ангола, Ирак и Новая Зеландия. В группе, состоящей из 5 стран, женщины в парламенте составляют от 20 до 30%. Это Китай, Исландия, Нидерланды, Австрия и Германия. Наконец, к последней группе, где 30-40% женщин в парламенте, относятся Швеция, Финляндия, Норвегия, Дания, Куба и Гвинея.
Норвежская рабочая партия и Социал-демократическая партии Дании используют квотную систему, в соответствии с которой 40% всех кандидатов партии на выборах должны быть женщины. По инициативе правительства Норвежской партии стортинг (парламент) в конце 80-х годов утвердил закон, который вменяет обязанность иметь в своем составе не менее 40% женщин. Среди 18 министерских постов восемь занимают женщины. В стране существует социальная “программа равноправия”, в аппарате правительства – уполномоченный по соблюдению закона и реализации программы.
Важным элементом вовлечения женщин в политическую деятельность, наряду с системой организационных мер, является социальная политика, направленная на облегчение условий быта, воспитания детей, способствующая реальному женскому равноправию. Заботу о фактическом равенстве обоих полов последовательно проводят социал-демократы скандинавских стран. В Швеции, к примеру, создана развитая система общественной помощи семье, позволяющая поровну разделить семейные обязанности между обоими родителями.
Характерно, что и партии,
и правительства
Как показывает анализ государственной политики стран ЕС, сегодня наиболее значительные изменения в подходах к решению проблем женщин, повышения их роли в делах общества связаны с процессами коллективного социального планирования для того, чтобы: а) защитить общественные инициативы от деструктивного влияния бюрократии Совету Министров ЕС рекомендовано: обеспечить условия для справедливого распределения между женщинами и мужчинами руководящих постов во всех структурах ЕС, в частности в Европейском парламенте, Секретариате ЕС; б) гарантировать эффективность реализации программ действий ЕС на национальном и местном уровне через локальные институты, которые могли бы обеспечить участие на равной основе женщин и мужчин в процессе социальной трансформации. От правительств-членов ЕС ожидают в этой области конструктивного сотрудничества; в) обеспечить такие условия, чтобы политические решения и изменения были согласованы с интересами всех граждан, без какой-либо дискриминации по мотивам пола.
Конференция призвала политические партии, государственные и общественные организации, профсоюзы и другие заинтересованные группы разработать меры позитивного характера, содействующие выдвижению, назначению и избранию большого числа женщин на руководящие посты, повышению их роли в принятии решений на всех уровнях.
Анализ деятельности ведущих политических партий развитых стран дает основание выявить наметившуюся в последние два десятилетия общую для многих из них тенденцию – повышенное внимание к ангажированию женщин в политику. Оно проявляется не только на декларативном уровне, но и подкрепляется созданием специального механизма продвижения женщин в структуры принятия решений. Таким результативным инструментом для этих партий и государств является система квотирования, применяемая как временная специальная мера. Можно сделать и следующий вывод: существовавшая в СССР система квот выдвижения женщин получила за рубежом признание и нормативный статус, как национальный, так и международный. Статья 4 (часть первая) Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин гласит: “принятие государствами-участниками временных специальных мер, направленных на ускорение установления фактического равенства между мужчинами и женщинами, не считается, как это определяется настоящей Конвенцией, дискриминационным, однако оно ни в коей мере не должно влечь за собой сохранение неравноправных или дифференцированных стандартов; эти меры должны быть отменены, когда будут достигнуты цели равенства возможностей и равноправного отношения”.
Расширение участия женщин в политических процессах развитых стран – существенная примета времени. Квотирование мест для женщин в партии и парламенте на Западе не относят к разряду ущемления демократии. Недемократичным принято считать то общество, где женщины отстранены от участия в принятии решений.
К ранее изложенному следует добавить еще ряд факторов, которые, с нашей точки зрения, могли бы демпфировать, а в дальнейшем переломить негативную тенденцию “вытеснения” женщин из властных структур: критическое осмысление собственного исторического и зарубежного опыта в этом направлении; развитие и консолидация женского движения как социальной базы, выразителя интересов женщин; осознание политическими партиями необходимости определенной стратегии и тактики в продвижении женщин. В будущем, когда пройдет политический шок у населения, на выборах победит та партия, которая наиболее точно, социально привлекательнее сформулирует свою политику, за которую электорат – женщины в нем преобладают – отдаст свои голоса.
Важным инструментом привлечения внимания мировой общественности к положению женщин было проведение Организацией Объединенных Наций четырех всемирных конференций.
Список использованной
1. Кондорсе Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М., 1936. С.246.
2. Кон И.С. Введение в сексологию. М., 1988. С.89.
3. Шинелева Л.Т. Путь в XXI век. Четвертая Всемирная конференция по положению женщин. (Пекин, 1995 г.). М., 1995.
4. См.: Положение женщин в