Женщины – политические лидеры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 14:32, реферат

Краткое описание

Первым российским деятелем, который интуитивно почувствовал взаимосвязь темы женского равноправия, привлечение женщины в свет, женской эмансипации и модернизации, был Петр Великий, приказавший женщинам покинуть терема, являться на придворные «ассамблеи», и не абы как, а одевшись и причесавшись по-европейски, да еще, желательно, разбираясь в том, что происходит в жизни двора и мира.

Содержание

Введение
1. Женщина как политический лидер…………………………………………4
1.1 Характеристика женщин в политике……………………………………4
1.2 Причины низкой политической активности женщин………………..7
1.3 Сопоставление женщин и мужчин в политике………………………..9
2. Политический портрет Хилари Клинтон……………………………….12
Заключение …………………………………………………………………………….17
Список литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по политологии.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Уральский Государственный Университет Путей  Сообщения 
 
 
 
 
 

Кафедра: Истории и политологии 
 
 
 

Реферат по дисциплине политология на тему:

«Женщины  – политические лидеры» 
 
 
 

Проверил  преподаватель:

Барковский А.В. 
 
 

Выполнил  студент, гр. МТг-428:

Рождественская  А.Д. 
 

г. Екатеринбург

2011 г.

Содержание

Введение

  1. Женщина как политический лидер…………………………………………4
    1. Характеристика женщин в политике……………………………………4
    2. Причины низкой политической активности женщин………………..7
    3. Сопоставление женщин и мужчин в политике………………………..9
  2. Политический портрет Хилари Клинтон……………………………….12

Заключение  …………………………………………………………………………….17

Список  литературы………………………………………………………………….18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Как правило, словосочетание «женщина и политика» вызывает у многих бурную отрицательную реакцию. Однако стоит заметить, что роль женщин в современном обществе постоянно возрастает. Во всех странах мира неуклонно увеличивается их удельный вес в экономике, политике, культуре, общественной жизни.

    Первым российским деятелем, который интуитивно почувствовал взаимосвязь темы женского равноправия, привлечение женщины в свет, женской эмансипации и модернизации, был Петр Великий, приказавший женщинам покинуть терема, являться на придворные «ассамблеи», и не абы как, а одевшись и причесавшись по-европейски, да еще, желательно, разбираясь в том, что происходит в жизни двора и мира.

    Французский философ-просветитель Ж.А.Кондорсе писал: «Одним из наиболее важных для общего счастья результатов прогресса человеческого разума, мы должны считать полное разрушение предрассудков, создавших неравенство прав между двумя полами, гибельное даже для того, кому оно благоприятствует».

    И вот вторая половина XX века явила миру новый феномен политической жизни – своего рода прорыв женщин в высшие эшелоны власти. В ряде стран Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки они взяли власть в свои руки. Процесс притока женщин в политику основательно поколебал сложившийся стереотип: политика – для мужчин, а семья, дети – для женщин. Но этот стереотип еще не сломлен. В целом, доля женщин на уровне принятия решений в большинстве стран остается низкой и далеко не соответствует их доле в населении и рабочей силе.

    Какое же положение занимают российские женщины в политике в настоящее время? Нужна ли населению их политическая активность, или мужчины и без них прекрасно справляются с политикой? 
 

    1. Женщина как политический лидер

1.1 Характеристика женщин  в политике 

    Существует, как минимум, две теории относительно женщин в политике. Согласно одной, в политике есть особый женский стиль, который характеризуется большим вниманием к человеку, социальным вопросам. Считается, что женский стиль более миролюбивый, поскольку женщины не склонны решать проблемы силой, развязывать войны и конфликты. Вторая точка зрения заключается в том, что стиль в политике зависит не от пола человека, а от психологических характеристик политика, поскольку есть мужчины, которые миролюбивы и внимательны к личности отдельного человека, и есть женщины, которые воинственны и невнимательны к людям. 
         Отдельные женщины-политики могут подтверждать обе теории. Допустим, премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер - самая известная женщина-политик нашего времени - в политике проводила абсолютно мужскую линию. Она не то что не защищала социальные права граждан, но и проводила политику так называемого "тэтчеризма", масштабного наступления на права трудящихся. В частности, вспоминается ее знаменитое закрытие английских шахт, когда год (1984-1985) продолжалась забастовка шахтеров. В результате шахтеры совсем обнищали, но Маргарет Тэтчер это не волновало, она продолжала проводить свою политику. Маргарет Тэтчер также была инициатором войны с Аргентиной за Фолклендские (Мальвинские) острова в 1982 г., т.е. никакого миролюбия и внимания к социальным вопросам она не проявляла.

    С другой стороны, есть женщины-политики, которые проявляли миролюбие  и интерес к социальным вопросам. Например, бывший премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брунтланн, которая сейчас занимает ответственный пост в ООН. Но она принадлежит к социал-демократическому течению в политике, т.е. наверное, мужчина на ее месте проводил бы, примерно, такую, же политику.

    Поскольку обе теории можно и подтвердить, и опровергнуть, скорее всего, каждая из них отражает только одну сторону реальности. В каких-то случаях женщины ведут себя в политике особым женским образом, в других случаях они себя так не ведут.

     Первый период развития женского движения в России – период становления на ноги – от реформы 1861 года до революции 1905 года. Тогда решались самые насущные вопросы женского труда, образования. Вопрос об их гражданских и политических правах не вставал потому, что этих прав в России не имел никто.

     Революция 1905 года совершенно изменила эту ситуацию. Мужская часть населения страны после публикации Манифеста 17 октября 1905 г. получила определенные гражданские и политические права и свободы. Женщины гражданского признания не получили. И сразу же начали требовать, добиваться его.

     С этого момента наступает второй период в развитии женского движения в России. Это пора его зрелости, правда, недолгая — с 1906 по 1917 год. Женское движение крепнет, появляется настоящий женский пролетариат. Появляются такие женские организации, как «Русское женское взаимно-благотворительное общество», радикальный «Союз равноправности женщин», «Женская прогрессивная партия», «Российская Лига равноправия женщин». Однако цель у всех его потоков одна — уравнивание женщин в гражданских и политических правах с мужчинами перед лицом закона. Знаменателен 1-й Всероссийский женский съезд.

     Взяв  в 1917г. власть, большевики провозгласили  освобождение женщин и подвели под  этот лозунг соответствующую юридическую  базу. Был оформлен законодательно комплекс прав, которые женщины многих развитых стран мира получили лишь в середине XX века.

     В государственных, партийных и общественных организациях той поры существовал  специальный механизм по работе среди  женщин: женские советы, работа которых  велась под руководством женотделов.

     С 1930 г. «женский вопрос» стал считаться решенным, и он исчез из политики партии, ее организационных структур и из научных дискуссий. Забота о «политической роли женщины в обществе» проявлялась в системе квот участия женщин в представительных органах власти. В 1980-1985 гг. доля женщин в Верховном совете РФ составляла 35%; в Верховном Совете СССР – 32,8%; в Верховных советах союзных республик – 36,2%; автономных республик – 40,3%.

     Первые  выборы без квот в стране в 1989 г. и  в 1990 г. разрушили миф о решении  «женского вопроса» в СССР и о политической роли женщины в обществе. Женщины полностью проиграли выборы. Это произошло, прежде всего, по причине их низкой политической активности и организованности, но и показало отношение общества к женщине-политику.

     В 1990 г. среди народных депутатов России женщин было всего 3%, а среди членов Верховного Совета – 8,9%.

     Итоги выборов в Федеральное собрание в декабре 1993 г. несколько улучшили картину: в Федеральном собрании 11,4% депутатов – женщины (в Совете Федерации – 5,6%, в Государственной Думе – 13,6%).

     Значительно меньше женщин в правительственных структурах. В аппарате органов управления доля женщин, в общей численности работающих составляла 67%, но в Федеральном правительстве была лишь одна женщина-министр, возглавлявшая Министерство социальной защиты населения, две женщины руководили комитетами при правительстве. На региональном уровне среди руководителей исполнительной власти женщины представлены лишь в 24 регионах из 89. На международной арене только 2 женщины (1,4%) представляют Россию в качестве послов. Чем выше пирамида власти, тем меньше в ней женщин.

     Что касается руководства хозяйственной  деятельностью, то, составляя среди  занятого населения 48,4%, женщины занимают лишь 11% постов руководителей промышленных предприятий, 8% – сельского хозяйства, 10% – связи, 0,7% – строительных организаций.

     Таким образом, представительство женщин в высших эшелонах власти является низким. Кроме того, высшие властные структуры являются как бы элементом декора, мужской уловкой, уступкой перед «натиском» женской общественности. Занимаемые ими должности и их численность не дают реальной возможности влиять на экономическую и политическую жизнь как внутри страны, так и за рубежом.  
 

     1.2 Причины низкой  политической активности  женщин

    Количество  выдвигаемых женщин-кандидатов значительно отличается от количества кандидатов-мужчин. В одномандатных округах в парламенты России и Украины выдвигалось в 10 раз меньше женщин, чем мужчин. Партийные списки также не способствовали увеличению участия женщин. Четыре основные политические партии, выигравшие вторые демократические выборы, имели в своих первоначальных избирательных списках лишь 11% женщин в России и 12% - на Украине. После распределения мест по партийным спискам пропорционально голосам женщины получили 7% мест в России и 9% мест на Украине. Но почему женщины выдвигаются реже как политическими партиями, так и в качестве индивидуальных кандидатов? Чтобы ответить на этот вопрос, нам придется проверить несколько гипотез.

    Гипотеза 1. Недостаток у женщин политического, экономического и культурного капитала, аккумулированного в предреформенное время.

    Женщины рекрутируются во власть из довольно ограниченного количества источников. При этом женщины рекрутируются  во власть из еще более ограниченного  количества источников. Половина женщин в Думе 1995 г. являлись профессиональными политиками, работавшими в федеральных или местных органах законодательной власти довольно долгое время. Значительная часть избранных женщин работала в органах исполнительной власти или местных администрациях (13%). Важными источниками рекрутирования женщин в представительные органы власти являются система образования, наука, культура и искусство - 15% депутатов-женщин избрано из этой сферы, а также из журналистики (11%). Финансы, коммуникация, энергетика и т.д. - 7%, милиция, суды - 4%. Ни одна женщина не была избрана в российский парламент из руководителей тяжелой промышленности или общественных организаций

    Гипотеза 2. Вторая гипотеза низкого представительства женщин в электоральном процессе состоит в слабости и раздробленности женского движения.

Слабость "Женщин России" состоит в недостатке единства и постоянных спорах в руководстве, внутренней борьбе за власть, отсутствии единых идеологических позиций. 63% опрошенных женщин-активистов согласны с утверждением, что "единство партии важнее, чем возможность свободного обсуждения проблем, которые могут привести к расколу в партии". Но, к сожалению, это стремление к единству не реализуется уже многие годы.

Еще одна проблема движения "Женщины России" - несоответствие выдвигаемых лозунгов и проблем потребностям и интересам собственного электората, что, возможно, является результатом неверного представления и понимания движением своих избирателей.

    Гипотеза 3. База для рекрутирования людей в политику ниже среди женщин, чем среди мужчин потому, что женщины политически менее активны и меньше интересуются политикой, чем мужчины.

    Последняя гипотеза причин низкого участия женщин в избирательном процессе, которую нам предстоит проверить, состоит в том, что женщины получают меньшую поддержку от истеблишмента (больших предприятий, финансовых кругов, политической элиты и т.д.) и поэтому имеют меньший доступ к ресурсам, чем мужчины.

    Можно заключить, что женщины несколько  менее вовлечены в политику, чем  мужчины. Женщины имеют схожие с мужчинами установки по отношению к политическому участию, но в меньшей степени верят в эффективность своей политической деятельности.  
 

1.3 Сопоставление женщин  и мужчин в политике

Информация о работе Женщины – политические лидеры