Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 14:32, реферат
Первым российским деятелем, который интуитивно почувствовал взаимосвязь темы женского равноправия, привлечение женщины в свет, женской эмансипации и модернизации, был Петр Великий, приказавший женщинам покинуть терема, являться на придворные «ассамблеи», и не абы как, а одевшись и причесавшись по-европейски, да еще, желательно, разбираясь в том, что происходит в жизни двора и мира.
Введение
1. Женщина как политический лидер…………………………………………4
1.1 Характеристика женщин в политике……………………………………4
1.2 Причины низкой политической активности женщин………………..7
1.3 Сопоставление женщин и мужчин в политике………………………..9
2. Политический портрет Хилари Клинтон……………………………….12
Заключение …………………………………………………………………………….17
Список литературы……………
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Уральский
Государственный Университет
Кафедра:
Истории и политологии
Реферат по дисциплине политология на тему:
«Женщины
– политические лидеры»
Проверил преподаватель:
Барковский
А.В.
Выполнил студент, гр. МТг-428:
Рождественская
А.Д.
г. Екатеринбург
2011 г.
Содержание
Введение
Заключение
…………………………………………………………………………….
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Как правило, словосочетание «женщина и политика» вызывает у многих бурную отрицательную реакцию. Однако стоит заметить, что роль женщин в современном обществе постоянно возрастает. Во всех странах мира неуклонно увеличивается их удельный вес в экономике, политике, культуре, общественной жизни.
Первым российским деятелем, который интуитивно почувствовал взаимосвязь темы женского равноправия, привлечение женщины в свет, женской эмансипации и модернизации, был Петр Великий, приказавший женщинам покинуть терема, являться на придворные «ассамблеи», и не абы как, а одевшись и причесавшись по-европейски, да еще, желательно, разбираясь в том, что происходит в жизни двора и мира.
Французский философ-просветитель Ж.А.Кондорсе писал: «Одним из наиболее важных для общего счастья результатов прогресса человеческого разума, мы должны считать полное разрушение предрассудков, создавших неравенство прав между двумя полами, гибельное даже для того, кому оно благоприятствует».
И вот вторая половина XX века явила миру новый феномен политической жизни – своего рода прорыв женщин в высшие эшелоны власти. В ряде стран Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки они взяли власть в свои руки. Процесс притока женщин в политику основательно поколебал сложившийся стереотип: политика – для мужчин, а семья, дети – для женщин. Но этот стереотип еще не сломлен. В целом, доля женщин на уровне принятия решений в большинстве стран остается низкой и далеко не соответствует их доле в населении и рабочей силе.
Какое
же положение занимают российские женщины
в политике в настоящее время? Нужна ли
населению их политическая активность,
или мужчины и без них прекрасно справляются
с политикой?
1. Женщина как политический лидер
1.1
Характеристика женщин
в политике
Существует,
как минимум, две теории относительно
женщин в политике. Согласно одной, в политике
есть особый женский стиль, который характеризуется
большим вниманием к человеку, социальным
вопросам. Считается, что женский стиль
более миролюбивый, поскольку женщины
не склонны решать проблемы силой, развязывать
войны и конфликты. Вторая точка зрения
заключается в том, что стиль в политике
зависит не от пола человека, а от психологических
характеристик политика, поскольку есть
мужчины, которые миролюбивы и внимательны
к личности отдельного человека, и есть
женщины, которые воинственны и невнимательны
к людям.
Отдельные
женщины-политики могут подтверждать
обе теории. Допустим, премьер-министр
Великобритании Маргарет Тэтчер - самая
известная женщина-политик нашего времени
- в политике проводила абсолютно мужскую
линию. Она не то что не защищала социальные
права граждан, но и проводила политику
так называемого "тэтчеризма", масштабного
наступления на права трудящихся. В частности,
вспоминается ее знаменитое закрытие
английских шахт, когда год (1984-1985) продолжалась
забастовка шахтеров. В результате шахтеры
совсем обнищали, но Маргарет Тэтчер это
не волновало, она продолжала проводить
свою политику. Маргарет Тэтчер также
была инициатором войны с Аргентиной за
Фолклендские (Мальвинские) острова в
1982 г., т.е. никакого миролюбия и внимания
к социальным вопросам она не проявляла.
С другой стороны, есть женщины-политики, которые проявляли миролюбие и интерес к социальным вопросам. Например, бывший премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брунтланн, которая сейчас занимает ответственный пост в ООН. Но она принадлежит к социал-демократическому течению в политике, т.е. наверное, мужчина на ее месте проводил бы, примерно, такую, же политику.
Поскольку обе теории можно и подтвердить, и опровергнуть, скорее всего, каждая из них отражает только одну сторону реальности. В каких-то случаях женщины ведут себя в политике особым женским образом, в других случаях они себя так не ведут.
Первый период развития женского движения в России – период становления на ноги – от реформы 1861 года до революции 1905 года. Тогда решались самые насущные вопросы женского труда, образования. Вопрос об их гражданских и политических правах не вставал потому, что этих прав в России не имел никто.
Революция 1905 года совершенно изменила эту ситуацию. Мужская часть населения страны после публикации Манифеста 17 октября 1905 г. получила определенные гражданские и политические права и свободы. Женщины гражданского признания не получили. И сразу же начали требовать, добиваться его.
С этого момента наступает второй период в развитии женского движения в России. Это пора его зрелости, правда, недолгая — с 1906 по 1917 год. Женское движение крепнет, появляется настоящий женский пролетариат. Появляются такие женские организации, как «Русское женское взаимно-благотворительное общество», радикальный «Союз равноправности женщин», «Женская прогрессивная партия», «Российская Лига равноправия женщин». Однако цель у всех его потоков одна — уравнивание женщин в гражданских и политических правах с мужчинами перед лицом закона. Знаменателен 1-й Всероссийский женский съезд.
Взяв в 1917г. власть, большевики провозгласили освобождение женщин и подвели под этот лозунг соответствующую юридическую базу. Был оформлен законодательно комплекс прав, которые женщины многих развитых стран мира получили лишь в середине XX века.
В государственных, партийных и общественных организациях той поры существовал специальный механизм по работе среди женщин: женские советы, работа которых велась под руководством женотделов.
С 1930 г. «женский вопрос» стал считаться решенным, и он исчез из политики партии, ее организационных структур и из научных дискуссий. Забота о «политической роли женщины в обществе» проявлялась в системе квот участия женщин в представительных органах власти. В 1980-1985 гг. доля женщин в Верховном совете РФ составляла 35%; в Верховном Совете СССР – 32,8%; в Верховных советах союзных республик – 36,2%; автономных республик – 40,3%.
Первые выборы без квот в стране в 1989 г. и в 1990 г. разрушили миф о решении «женского вопроса» в СССР и о политической роли женщины в обществе. Женщины полностью проиграли выборы. Это произошло, прежде всего, по причине их низкой политической активности и организованности, но и показало отношение общества к женщине-политику.
В 1990 г. среди народных депутатов России женщин было всего 3%, а среди членов Верховного Совета – 8,9%.
Итоги выборов в Федеральное собрание в декабре 1993 г. несколько улучшили картину: в Федеральном собрании 11,4% депутатов – женщины (в Совете Федерации – 5,6%, в Государственной Думе – 13,6%).
Значительно меньше женщин в правительственных структурах. В аппарате органов управления доля женщин, в общей численности работающих составляла 67%, но в Федеральном правительстве была лишь одна женщина-министр, возглавлявшая Министерство социальной защиты населения, две женщины руководили комитетами при правительстве. На региональном уровне среди руководителей исполнительной власти женщины представлены лишь в 24 регионах из 89. На международной арене только 2 женщины (1,4%) представляют Россию в качестве послов. Чем выше пирамида власти, тем меньше в ней женщин.
Что касается руководства хозяйственной деятельностью, то, составляя среди занятого населения 48,4%, женщины занимают лишь 11% постов руководителей промышленных предприятий, 8% – сельского хозяйства, 10% – связи, 0,7% – строительных организаций.
Таким
образом, представительство женщин в высших
эшелонах власти является низким. Кроме
того, высшие властные структуры являются
как бы элементом декора, мужской уловкой,
уступкой перед «натиском» женской общественности.
Занимаемые ими должности и их численность
не дают реальной возможности влиять на
экономическую и политическую жизнь как
внутри страны, так и за рубежом.
1.2 Причины низкой политической активности женщин
Количество выдвигаемых женщин-кандидатов значительно отличается от количества кандидатов-мужчин. В одномандатных округах в парламенты России и Украины выдвигалось в 10 раз меньше женщин, чем мужчин. Партийные списки также не способствовали увеличению участия женщин. Четыре основные политические партии, выигравшие вторые демократические выборы, имели в своих первоначальных избирательных списках лишь 11% женщин в России и 12% - на Украине. После распределения мест по партийным спискам пропорционально голосам женщины получили 7% мест в России и 9% мест на Украине. Но почему женщины выдвигаются реже как политическими партиями, так и в качестве индивидуальных кандидатов? Чтобы ответить на этот вопрос, нам придется проверить несколько гипотез.
Гипотеза 1. Недостаток у женщин политического, экономического и культурного капитала, аккумулированного в предреформенное время.
Женщины рекрутируются во власть из довольно ограниченного количества источников. При этом женщины рекрутируются во власть из еще более ограниченного количества источников. Половина женщин в Думе 1995 г. являлись профессиональными политиками, работавшими в федеральных или местных органах законодательной власти довольно долгое время. Значительная часть избранных женщин работала в органах исполнительной власти или местных администрациях (13%). Важными источниками рекрутирования женщин в представительные органы власти являются система образования, наука, культура и искусство - 15% депутатов-женщин избрано из этой сферы, а также из журналистики (11%). Финансы, коммуникация, энергетика и т.д. - 7%, милиция, суды - 4%. Ни одна женщина не была избрана в российский парламент из руководителей тяжелой промышленности или общественных организаций
Гипотеза 2. Вторая гипотеза низкого представительства женщин в электоральном процессе состоит в слабости и раздробленности женского движения.
Слабость "Женщин России" состоит в недостатке единства и постоянных спорах в руководстве, внутренней борьбе за власть, отсутствии единых идеологических позиций. 63% опрошенных женщин-активистов согласны с утверждением, что "единство партии важнее, чем возможность свободного обсуждения проблем, которые могут привести к расколу в партии". Но, к сожалению, это стремление к единству не реализуется уже многие годы.
Еще одна проблема движения "Женщины России" - несоответствие выдвигаемых лозунгов и проблем потребностям и интересам собственного электората, что, возможно, является результатом неверного представления и понимания движением своих избирателей.
Гипотеза 3. База для рекрутирования людей в политику ниже среди женщин, чем среди мужчин потому, что женщины политически менее активны и меньше интересуются политикой, чем мужчины.
Последняя гипотеза причин низкого участия женщин в избирательном процессе, которую нам предстоит проверить, состоит в том, что женщины получают меньшую поддержку от истеблишмента (больших предприятий, финансовых кругов, политической элиты и т.д.) и поэтому имеют меньший доступ к ресурсам, чем мужчины.
Можно
заключить, что женщины несколько
менее вовлечены в политику, чем
мужчины. Женщины имеют схожие с мужчинами
установки по отношению к политическому
участию, но в меньшей степени верят в
эффективность своей политической деятельности.
1.3 Сопоставление женщин и мужчин в политике