Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 17:46, курсовая работа
К баронессе можно относиться по-разному, но нельзя не признать, что под ее жестким руководством Великобритания добилась значительных успехов на мировой арене: она во многом определяла ход международных событий в 80-х годах, прежде всего в области взаимоотношений Восток - Запад.
Цель исследования: изучить жизненный путь и политическую карьеру М. Тэтчер.
Предметом исследования являются работы исследователей о Маргарет Тэтчер.
Объект исследования – жизненный путь и внешняя политика Маргарет Тэтчер.
В русской, российской традиции человека, самозабвенно служащего интересам отчизны и общества, называют интеллигентом. Это понятие подразумевает не обязательно происхождение и род занятий, а по большей части — готовность ставить общественные интересы выше личных, некую жертвенность поступков. Интеллигенция — не каста, не замкнутая группа людей, а, скорее, некая специфическая нравственная прослойка общества, своего рода его этико-интеллектуальный индикатор.
На Западе понятие «интеллигенция» не имеет широкого распространения, его заменяет слово «интеллектуал». Интеллектуала характеризуют в основном ментально-волевые качества.
Это человек, способный быстро и легко приобретать новые знания и умения, преодолевать неожиданные препятствия, находить выход из нестандартной ситуации, умеющий адаптироваться в сложной, меняющейся, незнакомой среде9. Вместе с тем «интеллигент» и «интеллектуал» — не взаимоисключающие понятия.
Так, в философском словаре можно обнаружить следующее определение понятия «интеллигенция»: «свойственная человеку духовная, разумная способность, в узком смысле — способность быстро находить выход, решение в необычных обстоятельствах»10. Таким образом, можно говорить о том, что «интеллигент» и «интеллектуал» — родственные понятия, с тем лишь акцентом, что в понятие «интеллигенция» обычно привносится моральный смысл, а ее представители считаются воплощением высокой нравственности и демократизма11.
В современный научный контекст, нацеленный на прагматизм, введено еще одно понятие — «профессионал». В целом, понятие «профессия» используют для обозначения любого занятия, которое требует высокой степени развития умений и обширной специализированной подготовки с целью выполнения определенной социальной функции. Профессии обычно имеют собственные корпоративные нормы этики и поведения в рамках практики. Вследствие высокого уровня специализации и монополии знаний и умений они чаще всего недоступны для контроля или вмешательства в их дела со стороны внешних групп12. Только человек, обладающий всеми отмеченными качествами, справляющийся со своими обязанностями, соблюдающий профессиональный этикет и придерживающийся сложившейся модели поведения, может именоваться профессионалом.
C точки зрения функционализма, между профессионалом и интеллигентом стоит знак равенства. По мнению М. Вебера, профессионалы становятся главными акторами прагматичного мира13, т. е. профессионал всегда действует рационально. При этом, как утверждает Т. Парсонс, профессионал обладает не только специальностью (как некой суммой знаний), но является призванным к определенному служению14, которое характеризуется не извлечением сиюминутной выгоды, а выполнением своего долга, соблюдением профессиональной этики.
Российский исследователь В. Лукша выделяет следующие черты «профессии», отличающие ее от «не-профессии»:
1) формально-техническая подготовка,
2) прагматическое применение,
3) институциональные
механизмы, которые гарантируют,
что данные компетенции и умени
Во-первых, профессионал — не бюрократ. Во-вторых, профессионал — личность (лидер), которая находит самовыражение в ежедневной деятельности. В-третьих, профессионал самореализуется только в случае, если его компетенции работают на благо всей социальной сферы. Таким образом, профессионал — человек, в основу компетенций которого заложено длительное, специализированное, основанное на символах и субкультуре обучение. При этом социальные ценности общества определяют направление его деятельности, как следствие, определяя в качестве мотивации — служение общественности, при соблюдении общепринятых норм политической культуры данного социума. Понятие «профессионал» шире, чем «интеллектуал», и близко к российскому пониманию интеллигента. Попробуем взглянуть на М. Тэтчер как женщину-политика с позиций ее профессии и профессионализма.
Размышления о Маргарет Тэтчер как о политическом феномене XX века следует начать с понимания той социальной среды, в которой она родилась и выросла. Здесь скрыт ключ к адекватной оценке ее действий и поступков. С позиций когнитивной психологии социальный консенсус и роль ценностей в познании — являются определяющими в жизни людей, объясняют их поведение и принятые ими решения16. Поскольку политик такого высокого ранга, как Маргарет Тэтчер, на протяжении более десяти лет принимала решения, определившие развитие не только Британии, но и Европы, а в ряде случаев — и мира, то понимание мотивов ее поведения является чрезвычайно важным для осмысления проводимой ею политики. Здесь важно, что на принятие того или иного решения оказывают влияние как эмоциональные, так и когнитивные факторы, т. е. информация, получаемая политиком, усваивается и упорядочивается с поправкой на собственные представления о внешнем мире17.
Насколько были правы оппоненты Железной леди, бросая ей в лицо в порыве гнева обвинения в том, что она занимается «бакалейной экономикой»? И почему столь критически звучало прозвище «лавочница»? Что стоит за этими выпадами и насколько они раскрывают, отражают профессионализм М. Тэтчер? Заглянем (насколько это возможно) в мир детства Тэтчер.
Будущий премьер-министр родилась 13 октября 1925 года в городе Грэнтхем, в семье бакалейщика Альфреда Робертса. По замечанию самой Тэтчер, им «приходилось экономить каждый день, чтобы наслаждаться редкой роскошью»18, причем «роскошь» не приветствовалась в домашнем укладе семьи в соответствии с догматическими религиозными убеждениями отца.
На становление политико-
Какие же идеи взрастил в дочери бакалейщик Альфред Робертс? В политических мемуарах «Годы на Даунинг-стрит» М. Тэтчер пишет о том, что оригинальная философия ее отца включала в себя нечто большее, чем просто гарантию превышения доходов над расходами в конце недели: «Мой отец был одновременно человеком и практики, и теории. Еще до прочтения великих экономистов я узнала из его счетов, что рынок похож на 96громадную чувствительную нервную систему... В сущности, уже в раннем возрасте я познакомилась с идеями и инструментами реорганизации экономики»19. В принципе, философию А. Робертса упрощенно можно выразить одной мыслью — тратить можно только то, что заработал. Урок был твердо усвоен будущим премьер-министром разваливающейся, униженной страны, а сама идея стала основой основ тэтчеровской платформы.
Немаловажное значение для понимания М. Тэтчер как политического деятеля имеет религиозный фактор. Ее личный секретарь Арчи Гамильтон в заметках «Жизнь с лидером» пишет: «Чтобы понять исключительные качества Маргарет Тэтчер как политика нужно подумать о ней как о протестантке и дочери бакалейщика». Ему вторит советник Железной леди Альфред Шерман: «…пуританка — дочь бакалейщика, которая привнесла веру и здравый смысл в запутанный мир общественных дел и экономических противоречий». Действительно, протестантизм, акцентирующий внимание на индивидуальном начале и практически слепой вере в частную собственность, был неотъемлемой частью философии среднего класса, к которому принадлежала М. Тэтчер. Таким образом, в основу ее профессионального поведения легли идеи утилитарного прагматизма.
Помимо экономических пристрастий, ставших основой тэтчеризма, Альфред Робертс воспитал в дочери силу духа, несгибаемую волю — качества, обеспечившие ей одновременно и политический триумф, и политический провал. По воспоминаниям М. Тэтчер, отец внушал ей каждый день, что «все будет замечательно, если она будет не как все». Он говорил, что непохожие руководят людьми, а тунеядцы — во всем им следуют, и убеждал дочь всегда идти впереди, быть ведущей. «Никогда ничего не делай только по той причине, что так делают твои друзья. Никогда не следуй за толпой только потому, что ты боишься выглядеть непохожей. Веди толпу за собой, но никогда не следуй за нею», — вот любимые мысли Робертса, которые он методично день за днем втолковывал в юную голову своей дочери. Так, бакалейщик Робертс выковывал характер Железной леди и закладывал фундамент ее системы взглядов и политической карьеры, воспитывая в ней один из индикаторов профессии — чувство творческой индивидуальности, креативности.
Новые тори 1960-е годы наметили контуры будущего кризиса некогда великой империи, а 70-е уже не оставили сомнений — страна нуждается в кардинальной перестройке на иных интеллектуальных основах. Но какими методами осуществлять преобразования и каким путем пойти — оставалось до конца неясным. И лейбористы, и консерваторы предлагали свои средства, однако все они оказывались бессильными перед лицом тяжелой болезни. Главная проблема заключалась не столько в экономическом регрессе или социальных неурядицах, сколько в том, что имперские амбиции, взлелеянные не одним поколением британского истеблишмента, больше не отвечали реальному положению дел. С Британией перестали считаться в мире. Соединенное Королевство больше не могло оказывать влияние на решение общемировых проблем.
Еще с конца 1960-х годов в стране стало набирать силу новое движение, возглавляемое Китом Джозефом. Движение позиционировало себя как «инкубатор идей», направленных на коренную смену тенденций развития. Впоследствии новое направление получило название «Центр перспективных исследований» (ЦПИ) и на полную мощность заработало в период пребывания М. Тэтчер на посту лидера оппозиции. Именно ЦПИ сформулировал теоретические принципы того, что позднее стали именовать «тэтчеризм», в основу которого было положено, прежде всего, интеллектуальное творческое начало, а уже потом — экономика и политика.
Экономико-политической платформой нового течения стал монетаризм с его презрением к государственному вмешательству, ставкой на рынок, самостоятельность, свободу. Это течение из абстрактного теоретического знания Тэтчер и ее команда преобразовали в реальную политику. Существенно, что некоторые исследователи тэтчеризма ссылаются на то, что Железная леди взяла на вооружение не всю идеологию монетаризма, а лишь наиболее «симпатичные» элементы, созвучные усвоенным ею в детстве, а также неприязнь к государственным рычагам управления экономикой. Под будущую политическую платформу было заложено специализированное знание, основанное на субкультуре. Происхождение, социальная среда способствовали принятию Тэтчер философии монетаризма, за которой она видела жизненную позицию английского обывателя — нужно работать, чтобы зарабатывать себе на жизнь. Дочь бакалейщика, она стремилась поднять до уровня государственной политики то, чему научилась у отца.
Еще до памятного февраля 1975 года Маргарет Тэтчер засветилась на политическом небосклоне не только британской, но и европейской политики. Именно тогда выковывался профессиональный стиль будущего премьерства Железной леди. Достаточно вспомнить ее непопулярные меры в области образования. Занимая пост младшего министра в правительстве Э. Хита, она отменила раздачу молока в школах, за что получила прозвище «похитительница молока», а британские газеты присвоили ей титул — «самая непопулярная женщина». Однако за странным, на первый взгляд, решением скрывалось стремление служить обществу, основанное на личных убеждениях и идеях, воспитанных в детстве — уменьшить вмешательство государства в социальную сферу и экономику.
Были и первые иностранные визиты, в ходе которых она смогла понравиться и произвести впечатление. Один европейский дипломат, общаясь с известным британским политиком, порекомендовал Тэтчер на пост лидера консервативной партии, чем вызвал улыбку коллеги: «Женщина?! Лидер консервативной партии?! Это невозможно!»
Тем не менее, когда Э. Хит проиграл
выборы 1974 года, стало ясно, что партии
нужен новый лидер. О перипетиях внутрипартийной
борьбы сказано не мало, но что поразительно
— у М. Тэтчер не было соперников. Она с
легкостью (в которую, как всегда, было
вложено много труда) победила и, раз
и навсегда, сломала чопорные английские
традиции. У Дж. Хау, члена кабинета министров
с 1979 по 1990 год, по этому поводу есть трогательное
воспоминание: «Новый лидер… вошла в помещение
Комитета. По обе стороны находились
члены Комитета, исключительно мужчины.
В этот миг она показалась очень красивой
и очень хрупкой в окружении возвышающихся
над ней полдюжины рыцарей — членов парламента.
Это было волнующее, почти феодальное
событие. И это собрание, в огромном
большинстве состоящее из мужчин, с
энтузиазмом посвящало себя служению
этой выдающейся женщине». Следует
добавить, не просто женщине, а женщине-политику-
С момента избрания М. Тэтчер на роль лидера тори началась новая эра в консервативной партии, Великобритании и, в целом, в Европе. В этот период она многому училась как во внутренних, так и внешних делах: пыталась очертить основные принципы поведения консерваторов внутри государства и за его пределами. Обучение, восприятие опыта «своей» и «чужой» группы — отличительная черта политика-профессионала. Забегая вперед, нужно отметить, что М. Тэтчер сохранила стремление и способность обучаться не только на протяжении профессиональной карьеры, но и в течение «жизни после отставки».
Помимо личного видения дел партийный лидер не может не следовать особым правилам, принципам и традициям, принятым в его партии и государственной системе. Вот здесь-то и проявился в полной мере «железный» стиль М. Тэтчер. Принцип «первый среди равных» был негласным и непоколебимым в отношениях между премьер-министром и его Кабинетом. Так было до Маргарет Тэтчер, и никто его не оспаривал. Однако никакое другое руководство не вызвало столько нареканий в авторитаризме, как правление Железной леди. В том, что М. Тэтчер сумела сломать еще одну негласную традицию, «повинно» два сюжета: 1) ее личные установки, 2) стиль общения с Кабинетом.
Поле потенциального конфликта четко обрисовывают следующие положения: необходимость следовать устоявшемуся этическому коду и стремление изменить его (как неработающий, по мнению Тэтчер). Премьер-министр считала, что сложившиеся нормы, правила ведения дел и общения больше не соответствовали реальности. По ее мнению, они были нерациональны, непрагматичны и даже вредны. Став во главе государства, Тэтчер попыталась сконструировать и навязать свой этический код, основанный на личном видении проблем и путей их преодоления.
Информация о работе Жизненный путь и политическая карьера М. Тэтчер