Заменители лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 21:20, доклад

Краткое описание

При реализации конкретного интереса (проекта) часто оказывается, что его лидером в разные периоды времени должны становиться разные люди, чья компетенция наиболее соответствует данной фазе проекта. Это не означает, что лидеры, выполнившие свои функции на предшествующих фазах, должны покидать команду. Они могут продолжать в ней работать, но теперь уже в роли последователей. Таким образом, одно и то же лицо должно уметь быть и лидером, и последователем, а лидерство может передаваться, как эстафетная палочка. Такой подход получил название разделенного лидерства.

Вложенные файлы: 1 файл

ДЗ.docx

— 31.28 Кб (Скачать файл)

Заменители лидерства.

При реализации конкретного интереса (проекта) часто оказывается, что  его лидером в разные периоды  времени должны становиться разные люди, чья компетенция наиболее соответствует  данной фазе проекта. Это не означает, что лидеры, выполнившие свои функции  на предшествующих фазах, должны покидать команду. Они могут продолжать в  ней работать, но теперь уже в  роли последователей. Таким образом, одно и то же лицо должно уметь быть и лидером, и последователем, а  лидерство может передаваться, как  эстафетная палочка. Такой подход получил  название разделенного лидерства.

В некоторых ситуациях совсем не обязательно иметь активного  лидера, ориентированного на выполнение задания, чтобы сотрудники успешно  справились с этим заданием. Существуют заменители лидерства — характеристики индивидуума, задания или организации, позволяющие добиться высоких результатов в отсутствие лидерства (теория С. Керра и Дж. Джермиера).

 

Эффективные заменители лидерства  делятся на три категории:

1. Связанные с последователями:

  • способности, опыт, обучение, знание;
  • потребность в независимости;
  • профессиональная ориентация;
  • равнодушие к организационным вознаграждениям.

2. Связанные с заданием:

  • однозначная и рутинная работа;
  • методологически инвариантная работа;
  • работа обеспечивает собственную обратную связь относительно выполнения;
  • работа, удовлетворяющая по существу.

3. Связанные с организацией:

  • формализация (однозначные планы, цели, области работы или ответственность);
  • негибкость (жесткие, обязательные для: исполнения правила и процедуры);
  • высокоспециализированная поддержка (рекомендации и консультации);
  • сплоченная рабочая группа;
  • организационные вознаграждения находятся вне контроля лидера;
  • лидер и последователи разделены пространственно.

 

 

 

 

 

 

1)В гуманитарных науках широко используются понятия «человек», «индивидуальность», «индивид», «личность». Каждое из них несет специфическую нагрузку.  
В понятии «человек» отражаются черты, свойственные человеческому роду, человек предстает как существо биологическое и социальное. «Индивид» — это отдельный человек, единица человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества, разума, воли, потребностей, интересов, ценностей и т.д. Понятие «индивид» отражает характеристики, признаки человека как целого на уровне отдельного человека, это своего рода атом, первокирпичик человеческого рода, неделимый и конечный. В понятии «индивидуальность» фиксируется особенное, самобытное, отличающее одного индивида от другого. Это могут быть физиологические, психологические, культурные и другие особенности.  
В социологической трактовка личности отражается мера социального в человека, мера его включенности в социальные отношения. Личность – существо общественное. Это результат развития индивида, полное воплощение социальных качеств человека.  
Многие современные исследователи распространяют понятие личности на класс социальных объектов, более широких по объему, чем человеческий индивид (племя, группа, государство), определяют «социальную личность» как присущий некоему социальному объекту произвольного уровня общности целостный уникальный доктринально-конституционный комплекс (интегрированная жизненная суперпрограмма, иерархизированная система в разной мере осознаваемых идеалов, ценностей, теоретических воззрений, законов и прикладных образцов организации существования, воспроизводства и развития данного социального объекта).  
Сущность и конкретное социальное содержание той или иной личности становятся ясными тогда, когда обнаруживается ее социальное положение, то есть к каким социальным группам она принадлежит, каковы ее профессия и виды деятельности, ее мировоззрение, ценностные ориентации и т.д.  
Личность постоянно получает новую информацию, новые знания. Эти знания превращаются в убеждения. В конкретных ситуациях индивид, опираясь на знания и убеждения, вырабатывает взгляды и мнения. Знания и убеждения являются наиболее устойчивыми качествами личности, а взгляды и мнения — ее чертами. Качества и черты определяют характер поступков человека, его цели и идеалы. Социальная структура личности постоянно изменяется  
Важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида и регулирующие его поведение, — ценностные ориентации. Совокупность сложившихся ценностных ориентации обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения, выраженную в направленности потребностей и интересов.

2) Социальная типология личности. К числу важнейших характеристик при рассмотрении структуры личности относится ее социальная типология - выявление ее сущностных черт, обусловленных образом жизни. К ним относятся: 1)     свойства социально-исторических типов личности, обусловленные 
природой данной формации; 2)  черты личности, обусловленные социальной принадлежностью и 
образующие социально-классовую типологию; 3)  социально-типологические особенности национального характера как продукт историко-географического развития данного народа; 4)  профессиональная типология личности. В социальной типологии принято выделять два типа личности: 1. идеальный и 2. нормативный. К свойствам идеального типа личности относятся требования общественного идеала, зафиксированные в религиозных верованиях, идеологии. Формирование данного типа объективно необходимо для функционирования данного общества. Нормативный тип личности выделяется на уровне социально-исторического и культурологического анализа, являясь наиболее распространенным в обществе. Сюда входит, по М.Веберу, система ценностных ориентации, определяемая через понятия собственности, престижа, власти и реализуемая в двух обществах: традиционном, где главный принцип жизненного поведения реализуется в постулате «Делай так, как делали до тебя», и модернистском, где главный принцип - разумность и эффективность социального поведения.

3) В рамках социологического знания огромное значение имеет изучение положения личности в обществе, т. е. социального положения индивида, которое определяется понятием «социальный статус личности». Социальный статус (от лат. status — положение, состояние) личности — это положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением, В социологии выделяют следующие виды социальных статусов личности. Социальный статус

•               Статусы, определяемые положением индивида в группе:

—                социальный статус — положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы во взаимоотношениях с другими  группами;

—            личный статус — положение индивида в малой группе, зависящее от того, как его оценивают ее члены  в соответствии с его личными  качествами.

•               Статусы, определяемые временными рамками, влиянием на жизнь индивида в целом:

—               основной статус определяет главное  в жизни человека;

—                   неосновной статус влияет на детали поведения  человека.

•               Статусы, приобретаемые или не приобретаемые  в результате свободного выбора:

—                  предписанный статус — социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг личности;

—                смешанный статус обладает чертами  предписанного и достигаемого статусов;

—                достигаемый статус приобретается  в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем  человека.  
Любой человек занимает несколько позиций, так как участвует во множестве групп и организаций, и соответственно он характеризуется статусным набором1. Статусный набор — совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом. Существует определенная иерархия статусов: межгрупповая — имеет место между статусными группами; внут-ригрупповая — имеет место между статусами индивидов в рамках одной группы. Место в иерархии статусов называется статусным рангом. Выделяют следующие виды статусных рангов: высокий, средний, низкий. Противоречия в межгрупповой и внутригрупповой иерархиях проявляются в расхождении статусов, которое возникает при двух обстоятельствах:

—        когда  индивид имеет высокий статусный  ранг в одной группе и низкий —  в другой;

—        когда  права и обязанности одного статуса  несовместимы с правами и обязанностями  другого (например, статус депутата несовместим  со статусом министра).

1 Этот термин введен американским социологом Робертом Мертоном. 286 При характеристике любого социального статуса выделяют следующие компоненты. Компоненты социального статуса

Компонент

Его характеристика

Статусные права и обязанности

Определяют то, что носитель данного статуса может делать и что он должен делать

Статусный диапазон

Установленные рамки, в которых  осуществляются статусные права  и обязанности индивида

Статусные символы

Внешние знаки отличия, позволяющие  разграничивать носителей разных статусов (военнослужащие носят форму, у каждого  сословия и класса свой стиль одежды и своя атрибутика)

Статусный образ (имидж)

Совокупность представлений  о том, как должен выглядеть и  вести себя индивид в соответствии со своим статусом

Статусная идентификация

Определение степени соответствия индивида своему статусу


Индивид не только обладает определенным социальным статусом, его  постоянно оценивают другие люди, группы и общество, в котором он живет. Это находит свое выражение  в понятиях «престиж» и «авторитет». Престиж — оценка обществом значимости тех или иных позиций, занимаемых индивидами. Авторитет — степень признания обществом личных и деловых качеств индивидов. Престижность того или иного статуса формируется под влиянием двух факторов: реальная полезность тех социальных функций, которые выполняет человек и система ценностей, характерная для данного общества.

Некоторые черты, влияющие на социальное положение человека, имеют  объективный характер, т. е. не зависят  от его желаний (национальность, пол, происхождение и пр.). Но главное, что определяет социальный статус, социальное положение, авторитет и  престиж личности, — это образование, квалификация и другие личные и социально "значимые качества. Значение социальных статусов выражается в том, что они определяют содержание и характер социальных отношений; выступают в качестве структурных элементов социальной организации общества, обеспечивающих социальные связи между субъектами общественных отношений. Общество не только формирует социальные статусы, но и создает механизмы их воспроизводства, регулируя распределение индивидов по определенным социальным позициям. Соотношение различных статусов в социальной структуре — существенная характеристика общества, его социальной и политической организации.

4) Личность представляет собой  человека как субъекта адаптивно-адаптирующей внешней и внутренней, целенаправленной и сознательной активности, а точнее, деятельности. В философии личность рассматривают позиции её положения как субъекта общения, деятельности, творчества и познания. 
Личность как  деятельный объект рассматривается в философии как социальное явление, которые выражает способ деятельного, предметного и практического существования индивида в обществе через освоение и преобразование данной культуры. 
Большая часть ученых едина во мнении, что характеристикой личности является деятельность, а основной способ её изучения – деятельностный подход, который  сводится к следующему: 
1.  личность рассматривается не в отрыве от выполняемой ею деятельности, а в контексте этой  деятельности, т.е. как ее субъект и как объект. 
Значит, рассматривается личность как деятельный объект, который является порождением и продуктом деятельности. 
2. Деятельность обуславливает сущность и структуру личности,  характеризующуюся единством её психических и социальных качеств. 
По уровню организации деятельности выделяют 3 взаимосвязанных стороны личности: 
1. Субъективную или внутреннюю, которая изучается  психологией личности и философией. 
 2. Объективно детерминированную или внешнюю, опосредующую взаимосвязь окружающего Мира  и субъекта -  изучается науками о поведении, в т.ч. социологией. 
3.  Интерсубъективную или смешанную, которая согласует позиции индивидов, взаимные их ожидания или представления . 
5) Социализация - это процесс, который позволяет ребенку занять свое место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциального состояния к жизни в качестве полноценного члена общества. Приведем понимание социализации, введенное в науку французской социологической школой: «социализация» - это «очеловечивание» под влиянием воспитания, это «воздействие поколения взрослых на поколение молодых» (Э. Дюргейм). При этом для индивида воспитание выступает как давление, принуждение, навязывание чужих идей. По Ж. Пиаже, социализация - это процесс адаптации к социальной среде, состоящий в том, чтобы ребенок, достигнув определенного уровня развития, становился способным к сотрудничеству с другими людьми. В отечественной педагогике введено аналогичное понимание этого процесса. 
Социализация - это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому он принадлежит. Этот процесс происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, а также в ходе целенаправленного, педагогически организованного воспитания. Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. 
В науке существует два подхода к пониманию сущности социализации, различающихся представлениями о человеке и его роли в процессе собственного развития. Так, одни исследователи указывают, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладевали общественными ролями, могли участвовать в производительной деятельности, создавали прочную семью, были законопослушными гражданами и т.д. Это характеризует человека как объект социализации - webpolyglot.ru. Другой подход связан с тем, что человек становится полноценным членом общества, выступая не только объектом, но и субъектом социализации. Как субъект он усваивает социальные нормы и культурные ценности общества в единстве с реализацией своей активности, саморазвития, самореализации в обществе, то есть не только адаптируется к обществу, но и активно участвует в процессе социализации, влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства. 
Нам представляется, что существует и третий подход - телеологический - со стороны целей государства, общества, человека. В соответствии с ним социализация может проходить по нескольким направлениям: во-первых, это может быть развитие индивидуальности и воспитание личности в интересах индивида; во-вторых, в интересах общества и индивида; в-третьих, изменение их в интересах только общества (или государства), но не индивида; наконец, в-четвертых, их изменение в интересах определенных групп. Идеалам гуманистической педагогики соответствуют первые два направления. Первое направление предполагает достижение целей социализации путем развития природных задатков в различных сферах человека (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и др.), а второе предполагает изменение этих сфер в соответствии с идеалами общества. Отсюда следует, что первое направление решает задачи развития индивидуальности, второе - воспитания личности - webpolyglot.ru. Развитие предполагает совершенствование психических качеств, основных сфер человека - его индивидуальности. В последнее время отечественная педагогика делала большой перекос, сосредоточив все усилия на воспитании личности и не уделив должного внимания развитию индивидуальности, сузив при этом понимание социализации до воспитания. 
Таким образом, в процессе социализации человек выступает и как ее объект, и как субъект. При этом эффективность этого процесса определяется соотношением целей человека, общества и государства. 
6) Социально-психологические явления возникают при взаимодействии социальной среды, личности и группы. Уточним эти понятия.  
Социальная среда – это все, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития. Социальная среда зависит от типа общественных экономических формаций, от классовой и национальной принадлежности, от внутриклассовых различий определенных слоев, от бытовых и профессиональных отличий.  
Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия "личность", "индивид", "индивидуальность", "человек".  
Наиболее общим является понятие "человек" – биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Существуют достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что если дети с самого раннего возраста развиваются вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у них не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сложатся системы понятий. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Необходимые условия усвоения ребенком общественно-исторического опыта: 1) общение ребенка со взрослыми людьми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру; 2) чтобы овладеть теми предметами, которые являются продуктами исторического развития, необходимо осуществить по отношению к ним не любую, а такую адекватную деятельность, которая будет воспроизводить в себе существенные общественно выработанные способы деятельности человека и человечества. Усвоение общественно-исторического опыта выступает как процесс воспроизводства в свойствах ребенка исторически сложившихся свойств и способностей человеческого рода. Таким образом, развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Без общества, без усвоения общественно-исторического опыта человечества стать человеком, приобрести специфические человеческие качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью. Но, с другой стороны, не имея биологической полноценности (олигофрения), морфологических свойств, присущих человеку как биологическому виду, невозможно даже под влиянием общества, воспитания, образования достичь высших человеческих качеств.  
Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора.  
Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие "индивид" как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) и понятие "личность" как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и доведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).  
Психология учитывает, что личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.  
Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.  
Особенная и не похожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием "индивидуальность". Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем.  

 

 

 

 


Информация о работе Заменители лидерства