Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:41, контрольная работа
Идеи правового государства в 20 веке
Формально, термин "правовое государство" появился в начале XIX в. в трудах немецких юристов К.Т. Велькера, Р. Фон Моля, Р.Г. Шайста и др. Однако, зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма, широкого или ограниченного притязания господствующего класса принципам демократизма, установления и сохранения свободы, господства права и закона прослеживаются в рассуждениях передовых для своего времени людей, мыслителей-философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран Древнего мира.
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный инженерно - экономический университет»
Кафедра «Финансы и кредит»
Контрольная работа
По дисциплине «Политология» Тема № 35: «Идеи правового государства в 20 веке» «Понятие гражданского общества, его социальная основа» «Типология политического лидерства» «Сущность глобальных проблем современности, причины возникновения»
Студентки 1 курса Группы
2012 |
Формально, термин "правовое государство" появился в начале XIX в. в трудах немецких юристов К.Т. Велькера, Р. Фон Моля, Р.Г. Шайста и др. Однако, зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма, широкого или ограниченного притязания господствующего класса принципам демократизма, установления и сохранения свободы, господства права и закона прослеживаются в рассуждениях передовых для своего времени людей, мыслителей-философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран Древнего мира.
Философские основы теории правового
государства создавались и
Для того чтобы понять глубинную
суть правового государства, недостаточно
ограничиться набором хотя и важных,
но все же внешних характеристик
(связанность государства
Идея
правовой государственности испытала
на себе влияние различных социальных
сил: демократические движения придали
ей прогрессивный характер, углубили
общечеловеческие начала, связали с
реальными позитивными
В свое время фашистское государство в Германии было объявлено правовым. Под этим флагом насаждалось безоговорочное подчинение населения расистским законам власти, полное подавление личности в интересах нации, насильственное установление правопорядка на оккупированных территориях соответственно немецкому (арийскому) духу германского народа. Оправдывалось его якобы естественное право на расширение жизненного пространства, уничтожение народов, принадлежащих к низшей расе. Подобный пример в истории человечества не единственный. В этом смысле концепция правового государства испытала судьбу любой великой демократической идеи. Она не избежала попыток со стороны отдельных слоев, групп или партий использовать ее авторитет в своих интересах. Рано или поздно такая антисоциальная политика себя неизбежно разоблачает и завершается крахом, но при этом наносит подчас огромный ущерб обществу. Воплощение демократической идеи правового государства, соответствующей ее действительной прогрессивной сущности и подлинной гуманности - достаточно длительный поступательный процесс.
Ошибочно полагать, что правовое государство можно установить каким-либо декретом, и его формирование целиком зависит только от идеологического выбора. Образование правового государства представляет собой политико-правовое олицетворение глубочайших социально-экономических и нравственно-культурных сдвигов, затрагивающих все стороны жизни общества.
Значительное
освещение и развитие идея правового
государства нашла в
Прямое
закрепление идея правового государства
нашла, например, в Конституции Испании
1978 г., провозглашающей в п.1 ст.1 о
том, что Испания - это "социальное,
правовое и демократическое государство,
высшими ценностями которого являются
свобода, справедливость, равенство
и политический плюрализм". Она
закрепляется в Основном законе ФРГ
1949 г., в статьях 20 и 28, провозглашающих,
что "Федеративная Республика Германия
является демократическим и социальным
федеративным государством" и что
"конституционное устройство земель
должно соответствовать основным принципам
республиканского, демократического и
социально-правового
В высокоразвитых
странах Запада процесс формирования
правового государства занял
целые столетия. В Англии начало
этого процесса было положено принятием
Билля о правах (1689 г.); в США - Декларации
о независимости (1776 г.); во Франции -
Декларации прав человека и гражданина
(1789 г.). В большей или меньшей
степени успешно эти процессы
были завершены только к середине
XX века. Принято считать, что сейчас
около 20 государств можно назвать
правовыми с определенными
Характерной
чертой формирования правового государства
в этих странах, несмотря на региональные
особенности путей его
Идея незыблемости прав личности, гарантируемых властью, обрела характер высшей общенациональной ценности и получила международное признание во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в заключительном акте Хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., Итоговом документе Венской встречи 1989 г. Примат международного права в мировой политике - непременный элемент в межгосударственных отношениях. В противном случае мировое сообщество может занять жесткую позицию к отступившему от этого правила государству.
В России движение к созданию правового государства было заложено реформами 60-х годов XIX в. (отмена крепостного права). На путь реального его создания можно было встать после Февральской или Октябрьской революции, принятия Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа. Однако установление диктатуры пролетариата, гражданская война, период "военного коммунизма", а несколько позже - отказ от нэпа и утверждение авторитарного режима, основанного на попрании прав и свобод человека, массовые противоправные репрессии, принижение закона и правосудия на долгие годы прервали процесс формирования в стране правового государства, утвердили примат политики силы государства над правом. Сама идея правового государства была объявлена сугубо враждебной и реакционной, категорически отрицался демократически - антиузурпаторский принцип разделения властей и примат права над политикой партийно-государственного аппарата, системой административно-приказного управления. Правовой нигилизм стал элементом государственной идеологии.
Учение о правовом государстве в российской политической мысли имеет
свою специфику. Его разработка была прервана в послеоктябрьские годы, так
в советское время идея правового государства рассматривалась как
буржуазная уловка для прикрытия эксплуатации трудящихся. Лишь с началом
демократизации во второй половине 80-ых годов идея правового государства
была воспринята обществоведами и начала активно разрабатываться.
Этой теме посвящены работы И.Ю.Козлихина, А.И.Коваленко,
М.Н.Марченко, В.А.Мальцева, В.А.Мельника, В.С.Нерсесянца, О.А.Омельченко,
В.П.Пугачева, Э.Ю.Соловьева, Л.Б. Тиуновой, В.Н. Хропанюка и др. При
всех различиях их взглядов, их можно обобщить с тем, чтобы выделить
признаваемые всеми признаки правового государства и предпосылки его
формирования.
Наиболее краткими и содержательными представляются следующие два
определения правового государства: как организации политической власти,
создающей условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека
путем правового самоограничения государственной власти с целью
недопущения злоупотреблений и как вид демократического государства,
политический режим которого опирается на строгое соблюдение законности,
правовых норм, закрепляющих естественные, неотъемлемые, всеобщие права и
свободы человека и народов.
К основным признакам правового государства можно отнести:
1. верховенство закона во всех сферах жизни общества
(Конституция
как высший закон,
другие законодательные акты и действия , за чем следит Конституционный
суд; никакие подзаконные акты не должны отменять или видоизменять действие
принятых законов; строгое соблюдение законности всеми гражданами и
организациями без исключения);
2. разделение полномочий между законодательной, исполнительной и
судебной властью во избежании узурпации власти и злоупотребления ею
(принцип разделения властей, система «сдержек и противовесов»);
3.обоюдная и равная ответственность государства, его учреждений и
должностных лиц перед гражданами, а граждан и их организаций перед
государством;
4.независимость,
высокий авторитет и
5. Восприятие национальным законодательством универсальных идей,
ценностей, норм, относящихся к правам и свободам человека, зафиксированным
в принятых мировым
сообществом международно-
6. Наличие реальных гарантий соблюдения провозглашенных прав и
свобод;
7.действие принципа: «разрешено все, что не запрещено законом».
Так как правовое государство не может быть построено на пустом месте, и
в реальной жизни государства проходили длительный и сложный путь
демократических преобразований, создающих соответствующее правовое
пространство.
Формирование правового государства – это очень сложный, противоречивый и длительный процесс. Провозглашение и закрепление в Конституции Российской Федерации 1993 года принципов правового государства – это, конечно, важный и позитивный шаг. Однако в последние годы, вплоть до сегодняшнего дня в стране идет неуклонное понижение уровня жизни (за редким исключением). В массовом масштабе нарушается такое элементарное и первейшее право как право на оплату за свой труд, которая должна выплачиваться регулярно и не быть ниже прожиточного минимума,
повсеместно и на всех уровнях имеет место пренебрежение законом,
договорными обязательствами, даже решениями суда.
На фоне бездействия и бессилия властей, потери управляемости,
усугубления экономических неурядиц, финансовой нестабильности, разгула
преступности, острой политической борьбы за власть, падения общественной
нравственности, введенные демократические механизмы и институты не дают
положительного результата, действуют вплоть до «наоборот». Однако это не
значит, что идея правового государства плоха или что правовое государство
не для России. Просто путь к нему не будет прямым, а, видимо,
нужны зигзаги и отступления, чтобы утвердить сначала элементарный
правопорядок, а в экономике создать такие условия, когда стало бы выгодно
честно работать, производить товары и услуги, а не только участвовать
финансовых и торговых операциях.
Понятие «гражданское общество» возникло в эпоху завершения формирования капиталистических производственных отношений и закрепляющих их в политической и правовой сферах буржуазных революций (английской 1640 и французской 1789—1794 гг.). Эта эпоха, названная историками Новым временем, ознаменовалась созданием наиболее развитой и «чистой» формы частной собственности – капиталистической частной собственности, т.е. таких отношений собственности, которые, по Марксу, уже освободились от сращенности с политическими и социальными отношениями. Именно это обстоятельство обусловило повышенное внимание историков к сфере действительной, материальной жизни людей. Если прежде, изучая историю, видели в ней лишь великих людей и великие события, то французские и английские писатели, отмечает К. Маркс, «сделали первые попытки дать историографии материалистическую основу, впервые написав истории гражданского общества, торговли и промышленности».