Идеи правового государства в 20 веке, понятие гражданского общества, его социальная основа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:41, контрольная работа

Краткое описание

Идеи правового государства в 20 веке
Формально, термин "правовое государство" появился в начале XIX в. в трудах немецких юристов К.Т. Велькера, Р. Фон Моля, Р.Г. Шайста и др. Однако, зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма, широкого или ограниченного притязания господствующего класса принципам демократизма, установления и сохранения свободы, господства права и закона прослеживаются в рассуждениях передовых для своего времени людей, мыслителей-философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран Древнего мира.

Вложенные файлы: 1 файл

Политология - копия.docx

— 81.69 Кб (Скачать файл)

 

 

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный инженерно - экономический университет»

 

 

 

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

 

 

 

По дисциплине «Политология»

Тема № 35:

«Идеи правового государства  в 20 веке»

«Понятие гражданского общества, его социальная основа»

«Типология политического  лидерства»

«Сущность глобальных проблем  современности, причины возникновения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки 1 курса

Группы 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Идеи правового государства в 20 веке

 

Формально, термин "правовое государство" появился в начале XIX в. в трудах немецких юристов К.Т. Велькера, Р. Фон Моля, Р.Г. Шайста и др. Однако, зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма, широкого или ограниченного притязания господствующего класса принципам демократизма, установления и сохранения свободы, господства права и закона прослеживаются в рассуждениях передовых для своего времени людей, мыслителей-философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран Древнего мира.

 

Философские основы теории правового  государства создавались и развивались  великим немецким философом Иммануилом Кантом, многократно указывавшим на необходимость для государства опираться на право, строго согласовывать свои действия с правом, постоянно ориентироваться на право. Государство, по Канту, выступает в качестве объединения множества людей, подчиненных правовым законам. Если же государство уклоняется от данного принципа, от соблюдения прав и свобод и не обеспечивает охрану законов, то оно рискует потерять уважение и доверие своих граждан, побуждает их к занятию по отношению к себе позиции отчужденности.

 

Для того чтобы понять глубинную  суть правового государства, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик (связанность государства правом, разделение властей, наличие конституции), определенной системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства  не в законопослушании, равно как  и не в обилии законодательных  актов. Суть государства правового - именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что  хорошие законы ведут к процветанию  государства, а свободная собственность  есть основное условие блеска его.

Идея  правовой государственности испытала на себе влияние различных социальных сил: демократические движения придали  ей прогрессивный характер, углубили общечеловеческие начала, связали с  реальными позитивными процессами современной цивилизации и культуры; реакционно-консервативные силы попытались и пытаются под личиной идеи господства права скрыть антинародные режимы.

В свое время фашистское государство в  Германии было объявлено правовым. Под этим флагом насаждалось безоговорочное подчинение населения расистским законам власти, полное подавление личности в интересах нации, насильственное установление правопорядка на оккупированных территориях соответственно немецкому (арийскому) духу германского народа. Оправдывалось его якобы естественное право на расширение жизненного пространства, уничтожение народов, принадлежащих к низшей расе. Подобный пример в истории человечества не единственный. В этом смысле концепция правового государства испытала судьбу любой великой демократической идеи. Она не избежала попыток со стороны отдельных слоев, групп или партий использовать ее авторитет в своих интересах. Рано или поздно такая антисоциальная политика себя неизбежно разоблачает и завершается крахом, но при этом наносит подчас огромный ущерб обществу. Воплощение демократической идеи правового государства, соответствующей ее действительной прогрессивной сущности и подлинной гуманности - достаточно длительный поступательный процесс.

Ошибочно  полагать, что правовое государство  можно установить каким-либо декретом, и его формирование целиком зависит  только от идеологического выбора. Образование правового государства представляет собой политико-правовое олицетворение глубочайших социально-экономических и нравственно-культурных сдвигов, затрагивающих все стороны жизни общества.

Значительное  освещение и развитие идея правового  государства нашла в произведениях  современных западных юристов, политологов  и социологов. В прямой, а чаще в косвенной форме она закрепляется в текущем законодательстве и  даже в конституциях ряда государств.

Прямое  закрепление идея правового государства  нашла, например, в Конституции Испании 1978 г., провозглашающей в п.1 ст.1 о  том, что Испания - это "социальное, правовое и демократическое государство, высшими ценностями которого являются свобода, справедливость, равенство  и политический плюрализм". Она  закрепляется в Основном законе ФРГ 1949 г., в статьях 20 и 28, провозглашающих, что "Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным федеративным государством" и что "конституционное устройство земель должно соответствовать основным принципам  республиканского, демократического и  социально-правового государства  в духе настоящего Основного закона". В ст. 1 Конституции России (1993 г.) также отражено, что Россия является "демократическим правовым государством с республиканской формой правления". Косвенное закрепление идея правового  государства получила в конституциях Австрии, Греции, Италии, Франции, Швеции, Швейцарии и ряда других высокоразвитых государств.

В высокоразвитых странах Запада процесс формирования правового государства занял  целые столетия. В Англии начало этого процесса было положено принятием  Билля о правах (1689 г.); в США - Декларации о независимости (1776 г.); во Франции - Декларации прав человека и гражданина (1789 г.). В большей или меньшей  степени успешно эти процессы были завершены только к середине XX века. Принято считать, что сейчас около 20 государств можно назвать  правовыми с определенными оговорками.

Характерной чертой формирования правового государства  в этих странах, несмотря на региональные особенности путей его достижения, явилось следующее. Все они оказывались  связанными с подъемом материального  и духовного уровня жизни населения, развитием общей, политической и  правовой культуры, борьбой трудящихся масс за демократию и незыблемость прав человека.

Идея  незыблемости прав личности, гарантируемых  властью, обрела характер высшей общенациональной ценности и получила международное  признание во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в заключительном акте Хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., Итоговом документе Венской встречи 1989 г. Примат международного права в  мировой политике - непременный элемент  в межгосударственных отношениях. В  противном случае мировое сообщество может занять жесткую позицию  к отступившему от этого правила  государству.

В России движение к созданию правового государства  было заложено реформами 60-х годов XIX в. (отмена крепостного права). На путь реального его создания можно  было встать после Февральской или  Октябрьской революции, принятия Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа. Однако установление диктатуры  пролетариата, гражданская война, период "военного коммунизма", а несколько  позже - отказ от нэпа и утверждение  авторитарного режима, основанного  на попрании прав и свобод человека, массовые противоправные репрессии, принижение закона и правосудия на долгие годы прервали процесс формирования в стране правового государства, утвердили примат политики силы государства над правом. Сама идея правового государства была объявлена сугубо враждебной и реакционной, категорически отрицался демократически - антиузурпаторский принцип разделения властей и примат права над политикой партийно-государственного аппарата, системой административно-приказного управления. Правовой нигилизм стал элементом государственной идеологии.

Учение о  правовом государстве в российской политической  мысли  имеет

свою специфику. Его разработка была прервана в послеоктябрьские годы,  так

в советское время идея  правового государства рассматривалась как

буржуазная  уловка для прикрытия эксплуатации трудящихся.  Лишь  с  началом

демократизации  во второй половине 80-ых годов идея  правового  государства

была воспринята обществоведами и начала активно  разрабатываться.

Этой   теме   посвящены   работы     И.Ю.Козлихина,    А.И.Коваленко,

М.Н.Марченко, В.А.Мальцева, В.А.Мельника, В.С.Нерсесянца,  О.А.Омельченко,

В.П.Пугачева, Э.Ю.Соловьева,  Л.Б. Тиуновой,  В.Н. Хропанюка  и др.   При

всех  различиях их взглядов,  их  можно  обобщить  с  тем,  чтобы  выделить

признаваемые  всеми   признаки  правового  государства  и  предпосылки  его

формирования.

 

Наиболее краткими и содержательными представляются следующие  два

определения правового государства: как  организации  политической  власти,

создающей условия  для наиболее полного обеспечения  прав и свобод  человека

путем  правового   самоограничения    государственной   власти   с   целью

недопущения  злоупотреблений   и  как  вид  демократического  государства,

политический  режим которого опирается на строгое   соблюдение  законности,

правовых норм, закрепляющих естественные, неотъемлемые, всеобщие  права  и

свободы человека и народов.

 

К основным признакам  правового  государства  можно отнести:

      1. верховенство закона во всех сферах жизни общества

(Конституция  как высший закон, соответствовать   которому  должны  все

другие законодательные  акты и действия ,  за  чем следит  Конституционный

суд; никакие  подзаконные акты не должны отменять или видоизменять действие

принятых  законов;  строгое  соблюдение  законности  всеми  гражданами   и

организациями без исключения);

      2. разделение  полномочий  между законодательной,  исполнительной  и

судебной властью  во  избежании  узурпации власти  и злоупотребления ею

(принцип разделения  властей, система «сдержек и  противовесов»);

      3.обоюдная  и равная ответственность   государства,  его  учреждений  и

должностных лиц перед  гражданами,   а  граждан  и  их  организаций  перед

государством;

      4.независимость,  высокий авторитет и  социальный  престиж суда;

      5.  Восприятие  национальным  законодательством   универсальных  идей,

ценностей, норм, относящихся к правам и свободам человека, зафиксированным

в принятых мировым  сообществом международно-правовых актах;

      6.  Наличие   реальных  гарантий  соблюдения  провозглашенных  прав  и

свобод;

      7.действие  принципа: «разрешено все, что  не запрещено законом».

 

Так как правовое государство не может быть построено  на пустом месте, и

в  реальной  жизни  государства  проходили  длительный   и   сложный   путь

демократических   преобразований,   создающих   соответствующее    правовое

пространство.

    

 Формирование правового государства – это очень сложный, противоречивый и  длительный  процесс.  Провозглашение  и закрепление  в Конституции Российской Федерации 1993 года  принципов  правового государства – это, конечно, важный и  позитивный  шаг.  Однако  в  последние годы, вплоть до сегодняшнего дня в стране идет неуклонное  понижение  уровня жизни  (за  редким  исключением).  В  массовом масштабе  нарушается   такое элементарное и первейшее право как право на оплату  за  свой  труд,  которая должна  выплачиваться  регулярно  и  не  быть  ниже  прожиточного  минимума,

повсеместно  и  на  всех  уровнях   имеет   место   пренебрежение   законом,

договорными обязательствами, даже решениями суда.

    

 На  фоне  бездействия  и  бессилия  властей,   потери   управляемости,

усугубления  экономических  неурядиц,  финансовой  нестабильности,   разгула

преступности, острой политической борьбы  за  власть,  падения  общественной

нравственности, введенные  демократические  механизмы  и  институты  не  дают

положительного  результата, действуют вплоть до  «наоборот».  Однако  это  не

значит, что  идея правового государства плоха  или  что  правовое  государство

не для России. Просто путь к нему  не  будет прямым,  а,  видимо,

нужны  зигзаги  и  отступления,  чтобы   утвердить   сначала    элементарный

правопорядок, а в экономике создать такие  условия, когда  стало  бы  выгодно

честно работать, производить  товары  и  услуги,  а  не  только  участвовать

финансовых  и торговых операциях.

 

  1. Понятие гражданского общества, его социальная основа

Понятие «гражданское общество» возникло в эпоху завершения формирования капиталистических производственных отношений и закрепляющих их в политической и правовой сферах буржуазных революций (английской 1640 и французской 1789—1794 гг.). Эта эпоха, названная историками Новым временем, ознаменовалась созданием наиболее развитой и «чистой» формы частной собственности – капиталистической частной собственности, т.е. таких отношений собственности, которые, по Марксу, уже освободились от сращенности с политическими и социальными отношениями. Именно это обстоятельство обусловило повышенное внимание историков к сфере действительной, материальной жизни людей. Если прежде, изучая историю, видели в ней лишь великих людей и великие события, то французские и английские писатели, отмечает К. Маркс, «сделали первые попытки дать историографии материалистическую основу, впервые написав истории гражданского общества, торговли и промышленности».

Информация о работе Идеи правового государства в 20 веке, понятие гражданского общества, его социальная основа