Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 17:53, реферат
Цель данной работы – исследовать идеологическую политику в молодёжной среде в Республике Беларусь.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть молодежь в качестве объекта социальной защиты общества,
- показать, как происходит политическая социализация молодежи;
Введение
1. Молодёжь как объект социальной защиты общества,
политическая социализация молодежи
2. Организационно-правовые и концептуальные основы
государственной молодежной политики
3. Основные направления молодежной политики на
современном этапе
Заключение
Список использованной литературы
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«Витебский Государственный Медицинский Колледж»
МИНИСТЕРСТВА ЗРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Реферат
на тему: « Идеологическая политика в молодежной сфере»
Подготовила: учащаяся 101 ЛД группы
Бабюк Д.А.
Витебск 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Молодёжь как объект
политическая социализация молодежи
2. Организационно-правовые и
государственной молодежной политики
3. Основные направления молодежно
современном этапе
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
В любой стране молодёжь является будущим общества, его потенциалом и силой, способной оказывать существенное влияние на деятельность политических, экономических и социальных структур. Это обуславливает актуальность данной темы.
В то же время положение молодёжи является одной из острейших проблем любого государства, ибо она нуждается в соответствующих гарантиях со стороны общества и государства для приобретения знаний, трудовых и профессиональных навыков, возможностей вхождения в самостоятельную жизнь.
Цель данной работы – исследовать идеологическую политику в молодёжной среде в Республике Беларусь.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть молодежь в качестве объекта социальной защиты общества,
- показать, как происходит политическая социализация молодежи;
- исследовать организационно-
- изучить основные направления молодежной политики в Республике Беларусь на современном этапе.
В заключении будут сделаны выводы по теме.
1. Молодёжь как объект социальной защиты общества, политическая социализация молодежи.
Модернизационные процессы в Республике Беларусь внесли немало социальных проблем в молодёжную среду, потребовали существенных перемен в системе её социальной защиты.
Молодёжь – это особая социально-демографическая группа населения, характеризующаяся специфической ролью в экономической, социальной и политической жизни общества, переживающая период становления социальной зрелости, получения знаний, трудового и нравственного опыта, умения унаследовать лучшие традиции предыдущих поколений и пополнить их собственным творчеством. Молодёжь представляет собой наиболее грамотную часть общества; по своим психологическим и возрастным характеристикам она больше предрасположена решать задачи не только текущего дня, но и будущего. Это наиболее подвижная и динамичная социальная группа населения, способная активно реагировать на перемены в обществе, выступать индикатором его социальной напряжённости или социального комфорта [8, c. 97].
С другой стороны, молодёжь в силу специфики переходного периода развития общества и его экономических сложностей оказывается экономически незащищённой, ощущающей на себе самые различные виды неблагополучия, негативных перемен современного общества. К сожалению, в современных условиях среди социальных проблем молодёжи особо тревожными являются: падение престижа общего и профессионально-технического образования; увеличение числа молодых людей, начинающих трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющих желания продолжать его, приобретать профессию. Практически все слои молодёжи ощущают на себе падение материальной обеспеченности, снижение количества и качества потребляемых продуктов питания, часто ограничение в целом питания до пределов, угрожающих здоровью и работоспособности людей. Так, 32,1% студентов считают себя бедными, 4,6% - нищими, 49,5% - со средним достатком. Острой остаётся жилищная проблема: каждый пятый молодой человек живёт в общежитии и лишь 1/5 часть молодёжи имеет собственное жильё [2, c. 254-255].
Усугубляет молодёжные проблемы безработица в молодёжной среде. Удельный вес молодёжи в общем числе безработных продолжает расти: в 1992 году он был равен 25,8%, в 1998 – 48,8%, а на конец 2000 года он составил 53,9%, хотя общая численность безработных на учёте в государственной службе занятости Республики Беларусь сократилась с 182,5 тысяч человек в начале 1997 года до 95,8 тысяч человек в конце 2000 года, а уровень безработицы уменьшился с 3,3% до 1,7% к численности трудоспособного населения [4, c. 106-107]. Безработными оказываются сотни выпускников ПТУ, техникумов, вузов. Молодежь на рынке труда менее конкурентоспособна из-за недостатка у нее профессиональных знаний и навыков, необходимости предоставления ей ряда льгот, связанных с учебой, охраной труда, что требует от работодателей дополнительных затрат. К тому же среди молодежи развивается интерес и попытки зарабатывать «легкие» деньги путем незаконных махинаций, что увеличивает молодежную преступность.
Существенно снизились социально-политические, культурные, досуговые интересы молодёжи, уровень ее общей культуры. Часть молодежи самоизолируется, уходит «в себя», в социальный вакуум, а это ограничивает ее способность активно включаться в новые общественные отношения, искать различные формы самозащиты и т.д. А главное – социальная бездеятельность рождает социальную безответственность. В качестве негативного примера можно сослаться на такое явление, как внебрачная рождаемость среди несовершеннолетних, доля которых в общем объёме внебрачных рождений в стране весьма велика [3, c. 18].
Политическая социализация молодёжи. Политическая социализация – это процесс, с помощью которого политическая культура передаётся, приобретается и изменяется. Это также и совокупность процессов становления политического сознания и поведения личности, принятия и исполнения политических ролей, проявления политической активности. Иными словами, под социализацией понимается процесс обучения человека нормам, отношениям и поведению, предпочтительным для существующей политической системы [9, c. 110-111].
Политическая социализация – это вступление личности в политику: формирование политических представлений, ориентаций и установок, приобретение навыков политического участия, врастание в определённую политическую культуру.
2. Организационно-правовые
и концептуальные основы
Разноплановость и острота молодёжных проблем в условиях модернизации общества потребовала существенной корректировки государственной молодёжной политики, которая разрабатывается и осуществляется на основе Закона Республики Беларусь «Об общих началах государственной молодёжной политики в Республике Беларусь» и предусматривает деятельность государства по созданию социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий для социального становления и развития молодых граждан, наиболее полной реализации творческого потенциала молодёжи в интересах всего общества. Государственная молодёжная политика охватывает разнообразные проблемы жизнедеятельности молодёжи, а прежде всего – формирование высокой социально-нравственной зрелости, гражданственности; разработку механизма правовой защиты молодёжи (трудовые права, защита от безработицы, обеспечение условий профориентации и трудоустройства и др.); обеспечение социальной защиты молодёжи в области жилищно-бытового обеспечения; создание условий для образования молодых семей; развития всех видов творчества (технического, экономического, предпринимательства и т.д.).
На государственном уровне разработан правовой механизм социальной защищённости молодёжи, который предполагает разработку и осуществление трудовых прав молодёжи на государственных предприятиях, в кооперативных, арендных, акционерных организациях, совместных предприятиях, принятие мер по защите молодёжи от безработицы и потери заработков в связи с негативным воздействием рынка труда и создание эффективной системы гарантий по защите прав и свобод молодёжи в области труда.
Нормативно-правовой механизм социальной защищённости молодёжи представлен в республике соответствующими законами, указами Президента Республики Беларусь, постановлениями Правительства. В него входят:
- Закон «Об общих началах
государственной молодёжной пол
- Указ Президента Республики
Беларусь «О первоочерёдных
- Указ Президента Республики
Беларусь «О Государственной
поддержке Белорусского
- Указ Президента Республики
Беларусь «О концепции
- Указ Президента Республики
Беларусь «Об улучшении
- Указ Президента Республики
Беларусь «О гарантии предостав
- Постановления Совета
Основной программой, направленной на решение молодёжных проблем в республике, является республиканская комплексная программа «Молодёжь Беларуси», которая одобрена Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь № 234 от 4 апреля 1994 года. Программа является основным документом в реализации государственной молодёжной политики на всех уровнях, которая охватывает различные сферы жизни молодёжи, связывает их воедино, создаёт социальное пространство для проявления самодеятельности, самоуправления и самореализации [1, c. 723-724].
В 1997 году создана республиканская служба занятости молодёжи (РСЗМ), целью которой является подготовка учащейся и студенческой молодёжи к самостоятельному выходу на рынок труда и улучшение её материального положения; разрабатываются и реализуются республиканские программы по созданию рабочих мест для молодёжи, по переобучению безработных и предоставлению им вакантных мест [8, c. 100].
В республике зарегистрировано и действует более 70 молодёжных и детских общественных объединений, организаций, фондов по различным направлениям деятельности (спортивные, экологические, туристские, занятости молодёжи, студенческие и др.). Наиболее массовые из них:
- Белорусский республиканский
союз молодёжи (БРСМ), образовавшийся
в результате слияния в октябре
2002 года двух крупнейших по
численности молодёжных
- Белорусская республиканская пионерская организация;
- Белорусская ассоциация
- Союз скаутов;
- Ассоциация белорусских гайдов;
- Ленинский коммунистический
- Лига добровольного труда;
- Фонд социальной защиты детей и подростков «Мы – детям»;
- Ассоциация студентов вузов и др.
Многие из проводимых ими мероприятий направлены не только на организацию содержательного отдыха, но и сопровождаются конкретными полезными акциями.
3. Основные направления молодежной политики на современном этапе.
Главная цель молодёжной политики Республики Беларусь – это создание в условиях перехода к рынку социально-экономических, политико-правовых, духовно-культурных предпосылок, условий и гарантий для становления личности молодого человека; это социализация молодого поколения, реализация его творческого потенциала в интересах развития личности и общества в целом, возрождения и развития Беларуси.
Приоритетными в реализации программы “Молодёжь Беларуси” определены следующие направления молодёжной политики Республики Беларусь на современном этапе:
- жилищное строительство;
- занятость молодёжи;
- духовно-нравственное и
- создание условий для
- поддержка талантливой и одарённой молодёжи, молодёжных и детских общественных организаций;
- создание социально-
- молодёжное сотрудничество [1, c. 724].
Перспективная модель развития Беларуси гарантирует молодёжи безопасное будущее, в том числе благоприятную для здоровья людей окружающую среду.
Основными целями в этой области являются:
- создание условий для ведения диалога между молодёжью и Правительством по вопросам, касающимся качества окружающей среды и безопасного будущего;
Информация о работе Идеологическая политика в молодежной сфере