Идеология в политической жизни общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 21:30, реферат

Краткое описание

Наиболее общей категорией, характеризующей субъективную сторону политики, является политическое сознание. Представляя самосознание социальной (национальной, классовой, конфессиональной и др.) группы, политическое сознание отражает действительность с позиций коллективных интересов, сопоставляет групповые потребности с их влиянием на общество в целом. Поэтому оно не может не включать в себя общегрупповые, общедемократические и общечеловеческие идеи и представления.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………...3
Сущность идеологии………………………………………………………..4
Идеология и политика………………………………………………………7
Функции идеологии в политике……………………………………………9
Заключение ……………………………………………………………………….11
Список использованных источников……………………………………………12

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по идеологии.docx

— 41.57 Кб (Скачать файл)

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему:  Идеология в политической жизни общества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПИНСК 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………...3

  1. Сущность идеологии………………………………………………………..4
  2. Идеология и политика………………………………………………………7
  3. Функции идеологии в политике……………………………………………9

Заключение ……………………………………………………………………….11

 

Список использованных источников……………………………………………12

 
   
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Наиболее общей категорией, характеризующей  субъективную сторону политики, является политическое сознание. Представляя  самосознание социальной (национальной, классовой, конфессиональной и др.) группы, политическое сознание отражает действительность с позиций коллективных интересов, сопоставляет групповые  потребности с их влиянием на общество в целом. Поэтому оно не может  не включать в себя общегрупповые, общедемократические и общечеловеческие идеи и представления. Основной формой существования политического сознания является политическая идеология. Политический мир невозможно представить себе без идеологии. С самого своего возникновения политика и связанные с ней формы правления нуждались в обосновании, оправдании, легитимизации. Идеология, не важно как она называлась в разные исторические эпохи, как раз и была призвана выполнять эту задачу. Поэтому естественно, что немаловажное место как в политической науке, так и в политической философии занимает вопрос о соотношении политики и идеологии. Политическая идеология разрабатывается и обосновывается представителями политических элит для распространения среди населения. И чем больше людей становятся приверженцами той или иной идеологии, тем больше шансов у данной элиты завоевать политическую власть.

Политическая идеология  способна объединить больше группы людей  для достижения определенных целей. Она придает смысл и направление  общественному движению. При этом важно, чтобы основные положения  данной идеи так или иначе выражали интересы этих людей. Фашизм в Германии в 30-х гг. XX в. приобрел массовый характер, потому что в своих выступлениях Гитлер затрагивал самые насущные проблемы немецкого народа и обещал в ближайшее время их решить. Политическая идеология способна сплотить и разъединить людей, сделать их союзниками или врагами, воинами или пацифистами. Поэтому идеология является мощным оружием в политической борьбе.

Отсутствие в стране, в  обществе доминирующей, способной объединить и мобилизовать людей на достижение общественных целей идеологии делает общество и государство аморфным образованием, где каждый преследует свои личные или групповые цели и  интересы, отвергая социальную ответственность  за будущее страны.

 

 

 

 

  1. СУЩНОСТЬ ИДЕОЛОГИИ

Термин "идеология" появился почти двести лет тому назад. Впервые его ввел в научный оборот в начале XIX века французский философ Дестют де Траси в своем труде «Элементы идеологии». В XIX веке преобладало негативное отношение к идеологиям. Революционные потрясения девятнадцатого столетия хорошо показали, как теории мыслителей превращаются в ценности, а затем и в символы веры, и в политических битвах происходит заклание живых людей на алтарях идеологических абстракций. Трактовка идеологий в тот период связывалась с оторванной от действительности игрой мысли, спекулятивными умозрительными конструкциями.

К.Маркс и Ф.Энгельс  также использовали термин идеология для обозначения извращенного сознания, т.е. такого сознания, когда знание об обществе и социальных конфликтах преломляется сквозь призму каких-либо интересов. Основоположники марксизма подчеркивали, что для идеологий типично иллюзорное отображение бытия, создание иллюзий класса о самом себе. Более того, эти иллюзии превращаются в идеологических конструкциях в самодовлеющую силу, первичную по отношению к реальным интересам. В силу своей социальной ограниченности идеологии могут приводить к глубоким искажениям в понимании общественной жизни. Но идеологическое заблуждение претендует на теоретически правильное освоение социальности и защищает себя всеми средствами, вплоть до силовых средств. Особенно это присуще идеологиям тоталитарного типа, как показала практика идеологической борьбы двадцатого века.

Маркс и Энгельс не считали свое учение идеологией. Марксистское учение характеризовалось ими как наука, а не идеология. Свою задачу они видели в освобождении познания социального бытия от идеологических познавательных установок. В.И.Ленин видоизменил подход к марксизму в этом отношении. Он показал, что марксизм тоже является идеологией - идеологией пролетариата. Ленин ввел термин "научная идеология", т.е. марксизм. Тем самым был поставлен знак равенства между социальной наукой, марксизмом и пролетарской идеологией и была выдана индульгенция на политическую непогрешимость всем сторонникам марксизма. "Научная идеология" стала удобным инструментом защиты и оправдания любых политических решений.

Однако было бы серьезной  ошибкой считать идеологию просто ложным сознанием и иллюзией социальных слоев о самих себе, ибо слишком велика роль идеологий в политике. В идеологиях происходит тесное переплетение достоверного знания об обществе с социальными интересами. Современное общество отличается сложной дифференциацией и стратификацией. И пока люди делятся на социальные слои с различными, подчас несовпадающими интересами, возникают и устойчивые представления о жизни, ценностях, социальном идеале, путях его достижения. На этой основе и возникает как бы мыслительная "призма", через которую социальные слои смотрят на мир.

В идеологиях фиксируются  те общественно значимые ситуации, которые возникают в жизни и требуют сознательного выбора. В процессе выработки активного решения и его последовательного воплощения, оформляются и социальные идеалы как стратегические устремления того или иного слоя. Идеология - это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений. Идеология есть объединяющий систематизированный способ социально-группового мышления.

Но идеология - это не просто теоретически оформленное осознание  социальным слоем своего бытия и тенденций его развития. Система ценностей, которые закрепляются в идеологии, создает ориентиры для социального действия. Эти ориентиры мобилизуют людей, руководят их общественной активностью и определяют ее.

Отражая социальные конфликты  и доводя их до конца в идеальной, теоретической форме, любая идеология выходит на человека как на общественное существо, способствуя его социальной, политической, национальной самоидентификащии. Идеологические ценности придают смысл социальному действию и оправдывают его.

Основным содержанием политической идеологии является политическая власть, ее трактовка, отношение к различным политическим институтам, представления о наилучшем государственном устройстве, методах и средствах социальных преобразований. В политической идеологии фиксируется отношение к партиям, массовым движениям, устанавливаются ориентиры в сфере международных отношений, определяются принципы решения национального вопроса. Политическая идеология формирует общественные идеалы и обосновывает их как значимые для всего общества.

Политические идеологии  конкретизируются в политических доктринах, в программных документах партий, в заявлениях различных политических сил. В политических программах и заявлениях идеологии приобретают четкость, ярко выраженную направленность на конкретную ситуацию, в них уточняются меры, эффективные в достижении определенных целей, делается непосредственный выход на властные механизмы преобразований.

Особую роль идеологии приобретают в период революционных потрясений, когда в массовое политическое действие вовлекаются огромные слои населения. Движение Реформации в XVI веке, Английская (1642-1649 гг.) и Французская (17889-1794 гг.), буржуазные революции раскрыли роль идеологии как детерминанты политики. Именно современная политическая история показала, как идеологические представления мобилизуют, направляют и активизируют деятельность людей. Идеологические принципы придают значение как коллективной, так и индивидуальной деятельности. Они способствуют превращению социальных слоев, этнических общностей в самостоятельных субъектов исторического действия. Поэтому политические силы своей важнейшей задачей считают выработку идеологических концепций, способных стать ориентационно-мотивационной моделью социального поведения.

Многие исследователи  видят в идеологии не только социально  значимые, теоретически оформленные  взгляды, но и верования. Английский историк А.Тойнби полагал, что либерализм, социализм, национализм – это и особый вид верований, своеобразные светские религии. Понимание идеологии как религии связывают с особенностями массового сознания. По сравнению с идеологами-теоретиками, массы действительно не располагают необходимыми теоретическими знаниями и культурными навыками, и им трудно усваивать идеологию иначе, чем веру. Идеология выступает как специфическая разновидность убеждений, имеющих силу веры. Поэтому так сложно отказаться от старых идеологических принципов.

Положение, что идеология  – это "внутренняя религия" современного государства, не следует абсолютизировать. Важно понять, что в идеологиях цели движения обычно отождествляются  с торжеством некоей идеи. Идеи же, проникнув  в массы, переосмысливаются и  переистолковываются применительно к уровню обыденного сознания. Кроме того, сами идеи начинают жить как бы самостоятельной жизнью, становятся самоценными, превращаются в символы веры, конституирующие реальность. Разность между политическими идеологиями заключается лишь в том, что одни идеологии нацелены на решение эмпирических очевидных проблем, другие – на осуществление доктриально выверенных проектов переделки мира, насаждающих сверху новые рациональные формы жизни.

 

 

 

 

 

 

 

  1. ИДЕОЛОГИЯ И ПОЛИТИКА

Чтобы определить соотношение, которое существует между идеологией и политикой, необходимо хотя бы кратко выяснить суть политики как социального  явления.

В современной науке под  политикой принято понимать деятельность людей, связанную с реализацией ими своих индивидуальных, групповых и общих интересов, средством которой выступают институты государственной власти. Овладевая институтами власти или получая доступ к ним, люди стремятся использовать их для воздействия на социальную действительность с целью приспособления ее к своим интересам. В ходе такой деятельности люди вступают в отношения друг с другом, политические отношения, которые сопровождаются размежеванием и консолидацией людей в зависимости от их положения в обществе, а значит, и от их интересов. На основе общности интересов закономерно складываются группы людей, которые ставят перед собой определенные политические цели и действуют сообща по их достижению. Наряду с отдельными индивидами такие группы людей — социальные слои, классы, общности и их объединения — принято называть субъектами политических отношений или просто субъектами политики.

Политике предшествует мыслительная деятельность ее участников, в процессе которой субъекты политических отношений осознают свои интересы, определяют свое отношение к существующей действительности, формулируют и оправдывает свои цели и устремления и обосновывают пути и средства их достижения. В зависимости от характера своих представлений о желаемом общественном устройстве люди определяют свое политическое поведение. Это означает, что идеологии обуславливают политические действия людей или, иными словами, вызывают к жизни определенную политическую практику. В науке такое соотношение между идеологией и политикой принято выражать с помощью термина «детерминанта» (от лат.— определяю): идеология есть детерминанта политики. Идеология и политика, таким образом, неразрывно связаны друг с другом: если идеология есть форма выражения интересов определенных групп людей, то политика есть деятельность этих групп людей, направленная на реализацию своих интересов посредством использования государственной власти.

Политика в то же время  достаточно автономная сфера жизнедеятельности людей. Идеология в определенной степени схематизирует и упрощает существующую социальную действительность, она фиксирует лишь основные интересы и определяет общую направленность действий своих приверженцев. Но идеология не есть некая подробная инструкция, жестко предписывающая своим носителям образ действий в той или иной конкретной ситуации. Кроме того, ни одна идеология, сколь бы детальной она не была, не в состоянии учесть всего многообразия существующей действительности и все возможные ее изменения, подчас изменения кардинального характера, с которыми должны считаться субъекты политических отношений. Поэтому участники политики в зависимости от развития социально-политической ситуации то и дело вынуждены выдвигать новые цели и задачи, а также искать пути и способы их реализации. Но и в этих случаях для обоснования принятых политических решений они апеллируют к базовым ценностям социальных субъектов, придают отдельным положениям их воззрений смысл, диктуемый сложившимися обстоятельствами. Таким образом, субъекты политических отношений обладают свободой, но эта их свобода ограничивается рамками базовых идей, ценностей и программных положений их идеологии.

При определенном стечении исторических обстоятельств необходимое  взаимодействие идеологии и политики может выходить за допустимые пределы. Если это выражается в полном подчинении политики определенным идеологическим постулатам, то такой процесс принято назвать идеологизацией политики. Если идеология превращается в служанку правящей в стране группы людей, т.е. подчинена исключительно задачам оправдания и обоснования любых их действий, то такой процесс называется политизацией идеологии. Путь к предотвращению как идеологизации политики, так и политизации идеологии как своеобразных аномалий лежит через демократизацию общественной жизни, через осуществление политических отношений на основе принципа идейного плюрализма, что побуждает участников политики постоянно совершенствовать свои идеи и представления и приводить их в соответствие с тенденциями общественного развития.

Информация о работе Идеология в политической жизни общества