Идея правового государства в речах Столыпина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 21:55, реферат

Краткое описание

Становление идеи правового государства, а также практика обеспечения прав и свобод человека является одним из решающих этапов в развитии общечеловеческой цивилизации. И сегодня правовое государство – не только одна из наиболее значимых общечеловеческих ценностей, призванных утвердить гуманистическое начало, справедливость, но и одна из первостепенных задач, которую еще предстоит решить в ходе реформирования России и создания свободного гражданского общества, в Конституции РФ записано: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

Содержание

1. Введение
2. Основная часть:Отечество наше должно превратиться в государство правовое
2. 1. П. А. Столыпин власти и государстве
2. 2. П. А. Столыпин о разделении властей
2. 3. П. А. Столыпин о правах и свободах
3. Заключение
4. Литература и источники

Вложенные файлы: 1 файл

Идея правового государства в речах Столыпина.docx

— 47.93 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. П. А. Столыпин о правах и свободах

     К началу XX века российское общество в значительной степени оставалось традиционным, а государственность – архаичной. Россия нуждалась в системной модернизации, которая бы придала импульс дальнейшему развитию страны. Для этого следовало уравнять в правах подданных империи. В Российской империи даже после цикла Великих реформ правовой статус в значительной мере определялся сословной, национальной и конфессиональной принадлежностью. А без создания единого правового пространства проведение политических, социальных и экономических преобразований было невозможным.

Основную задачу Столыпин сформулировал уже в августе 1906 г. в правительственном сообщении: «создать вновь устойчивый порядок, зиждущийся на законности и разумно понятой истинной свободе»17. Законность и свобода – это и есть основы правового государства и гражданского общества

Столыпин отчетливо понимал, что «без граждан правовое государство  немыслимо». Правительство активно  работало над выравниванием прав русских подданных, создавая возможности  для нормальной общественной жизни. Ключевое значение в этом плане имел Указ 5 октября 1906 г. «Об отмене некоторых  ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных сословий», который самым непосредственным образом касался судеб многомиллионного сельского населения. «Уравнение прав крестьянства с остальными сословиями России, должно быть не словом, а должно стать фактом». 18

Логичным продолжением этой политики являлись и положение аграрной реформы 1907 года: Столыпин считал, что только тот человек, который имущественно независим и состоятелен, может претендовать на признание его свободным. Во всяких иных случаях понятие «свобода» - лишь популистский лозунг. «Пока  крестьянин беден,  пока  он  не  обладает  личною  земельною собственностью,  пока он находится  насильно в тисках  общины,  он останется рабом,  и  никакой  писаный  закон  не  даст ему блага  гражданской свободы. Для  того, чтобы  воспользоваться  этими благами, ведь нужна известная,  хотя  бы самая малая  доля  состоятельности.»19 Петр Аркадьевич  был далек от идеализма и демагогии: свобода в его понимании – не отвлеченный идеал: «… много у нас говорят о свободах, но глашатаи отвлеченных свобод не хотят для  крестьянина самой примитивной свободы, свободы  труда, свободы  почина.»20

Столыпину принадлежит важная роль в инициировании целого ряда законопроектов, снимавших вековые  противоречия между православными, старообрядцами и сектантами, это  имело огромное значение для вовлечения в единый модернизационный процесс  большого числа активных и инициативных граждан. Однако в этой связи нельзя не отметить, что о действительном уравнении речи не шло: правительство  по-прежнему открыто покровительствовало  православию, признавая господство Православной церкви и право ее на поддержку со стороны государства. Эта позиция объяснялась П.А.Столыпиным с точки зрения  «многовековой связи русского государства с христианской церковью, … данью особого уважения со  стороны государства»21  Хотя и в этом случае надо отдать должное – привилегии православия не должны были «нарушать  прав  других исповеданий и  вероучений».22

           Необходимым условием гарантии  прав человека для Столыпина  служило право сурового наказания  тех, кто на эти права посягает. Именно так, как посягательство  на базовые права, воспринимал  П.А.Столыпин крестьянские бунты,  стачки, террористические акты. И  здесь он оказывался перед  дилеммой: позволить массовые проявления  неповиновения закону или применить   силовые и изначально в целом  аморальные и очень непопулярные  методы для подавления беспорядков.  Было бы неверно полагать, что  П.А.Столыпин обманывался о последствиях. Давая многочисленные разъяснения  Государственной думе, он выявил  суть стоявшего перед ним выбора: «Когда дом горит,  господа, вы вламываетесь  в  чужие  квартиры, ломаете двери, ломаете окна.  Это,  господа,  состояние  необходимой обороны.»23

Однако государственным  интересам («Государство  может,  государство обязано, когда оно  находится  в опасности,  принимать  самые  строгие,  самые исключительные  законы,  чтобы оградить себя от распада. Это было, это есть, это будет  всегда и неизменно. Этот принцип в природе человека, он в природе  самого государства.» 24) Столыпин не мог не противопоставить личную позицию: «Мы  слышали тут  обвинения правительству, …  что у него  руки  в  крови,  мы  слышали,  что для  России  стыд и позор,  что  в  нашем государстве  были  осуществлены  такие  меры,  как  военно-полевые  суды. Если бы  я начал  ему  возражать, то … должен  был бы  стать защитником военно-полевых судов, как  судебного, как юридического института. Но  в этой  плоскости мышления,  я думаю,  что я ни с  г.  Маклаковым, ни  с другими  ораторами, отстаивающими тот же принцип… не разошелся  бы.»25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 Столыпин оставил потомкам  богатое наследие. Он предложил  российскому обществу структурированную  национальную идеологию, базовыми  компонентами которой являлись: законность и правовой порядок,  раскрепощение личности, единое  и неделимое государство, сильная  исполнительная власть, в полной мере ответственная перед законодательной властью и обществом, частная собственности и свободный труд, патриотизм и внешнеполитический авторитет великой державы.

 Он понимал, что  только жесткая, авторитарная  централизованная власть способна  удержать империю от экономической  и политической деградации, объединить  под своим началом народы, культуры, религии и обеспечить их бесконфликтное  и эффективное взаимодействие  друг с другом. Роль государства  виделась Петру Аркадьевичу и  в том, чтобы создать гражданам  благоприятные возможности для  самореализации, обеспечить сохранность  их базовых прав и свобод.

Столыпин сумел перешагнуть  рамки сложившихся условностей, пошел на неординарные для того времени  меры, каковыми для того времени  безусловно являлся тесный контакт  с парламентом и готовность раз  за разом отстаивать свою позицию, несмотря на жесткую критику и – часто  –  оскорбления. Вообще, опыт взаимодействия представительной и исполнительной властей в период премьерства П.А. Столыпина уникален в истории России. По сути дела, впервые был реализован правовой механизм широкой общественной экспертизы правительственных инициатив. Реформы стали не плодом традиционного бюрократического волюнтаризма, а стали результатом мучительного поиска компромиссов между властью и обществом.

Практически все главные  направления программы реформ Столыпина (местное самоуправление, социальная сфера, земельная реформа, промышленное производство, оптимизация взаимодействия ветвей власти и т.д.) важны и интересны  в контексте современного состояния  дел в государственной и социально-экономической  жизни страны. Смысл «столыпинской» идеи - путь к формированию правового государства и гражданского общества – актуален для современной России.             

 Проблема, которая стоит  перед современным обществом  и современными политическими  элитами, состоит в том, сумеют  ли они творчески распорядиться  богатым столыпинским наследием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература и  источники:

 

    1. Столыпин. Жизнь и смерть[1862-1911]:сборник.-2-е  изд., испр. И доп. –Саратов: Соотечественник, 1997
    2. Столыпин П.А. Программа реформ: Документы и материалы. В 2-х томах. - М., 2003;
    3. Тайна убийства Столыпина. - М. 2003;
    4. Столыпин П.А. Переписка. - М., 2004.
    5. П.А.Столыпин. Грани таланта политика. - М., 2006.
  1. http://www.stolypin.ru
    1. http://www.wisdoms.ru
    2. http://stepanov01.narod.ru/library/stolypin

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1   Разъяснение П.А.Столыпина, сделанное  после думских прений 6 марта 1907 года// Столыпин. Жизнь и смерть[1862-1911], Саратов: Соотечественник,  с. 214-216

2   Разъяснение П.А.Столыпина, сделанное  после думских прений 6 марта 1907 года// Столыпин. Жизнь и смерть[1862-1911], Саратов: Соотечественник,  с. 214-216

3 Речь о Финляндии. Вечернее заседание Государственной думы, 5 мая 1908 г. // Ук. источник,  с.215

4 Первая речь Столыпина в Третьей государственной думе16 ноября 1907 года//Ук. источник,  с.209

5  Ответ на выступление депутата Государственной думы В. Маклакова. 16 ноября 1907 года// Ук. источник,  с.209

6  Речь П.А.Столыпина в Государственной думе 16 ноября 1907 года в ответ на выступление члена Государственной думы В.Маклакова// Ук. источник,с.242

7  Речь П.А.Столыпина в  Государственной  думе 16 ноября 1907 года в ответ на выступление члена Государственной думы В.Маклакова// Ук. источник,с.242

8               Речь П.А.Столыпина, произнесенная  в  Государственной  думе 6 марта 1907 года // http://stepanov01.narod.ru/library/stolypin

9 Разъяснение П.А.Столыпина, сделанное  после думских  прений 6 марта 1907 года// Ук. источник с.215-216

10  Там же, с.215

11 Там же, с.216

12   Речь об устройстве быта крестьян и о праве собственности, произнесенная в Государственной думе 10 мая 1907 года// http://www.stolypin.ru

13    Речь П.А.Столыпина, произнесенная  в  Государственной  думе 16 ноября 1907 года в ответ на выступление члена Государственной думы В.Маклакова// Ук. источник,с.242

14    Ответ П.А.Столыпина, как министра  внутренних дел, на запрос Государственной думы о Щербаке, данный 8 июня 1906 года, Ук. источник,. с.193-194

15  Там же, с.193

16  Там же, ст.194

17        Цит по: http://stepanov01.narod.ru/library/stolypin

18         Цит. по http://www.stolypin.ru

19 Речь П.А.Столыпина, произнесенная  в  Государственной  думе 16 ноября 1907 года в ответ на выступление члена Государственной думы В.Маклакова// Ук. источник, с.239

20 Речь о праве крестьян выходить из общины, произнесенная в Государственном совете        15 марта 1910 года.// Ук. источник, с.305 

21  Разъяснение П.А.Столыпина, сделанное после думских прений 6 марта 1907 года , Ук. источник,с.215-216

22  Там же, с 216

23  Речь о временных законах, изданных в период между первой и второй думами, произнесенная в Государственной думе 13 марта 1907 года, Ук. источник,с.218

24  Там же, с.219

25 Там же, с.219

 


Информация о работе Идея правового государства в речах Столыпина