Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 09:18, контрольная работа
Избирательная кампания в широком смысле слова — это совокупность устойчивых способов взаимодействия политических субъектов, обеспечивающих функционирование избирательной системы. Характерной особенностью процессов функционирования является их цикличность, и избирательная кампания тому подтверждение.
1. Избирательная кампания: сущность и основные этапы 3
2. Субъекты выборов и этапы избирательной кампании 11
3. Предположим, по итогам выборов депутатов Государственной
Думы РФ сложилась следующая ситуация. За партию А (список
кандидатов, выдвинутый партией) проголосовали 4% избирателей,
принявших участие в голосовании, за партию В – 5%, за партию С –
77%, за партию D – 1%, за партию N – 6%. Покажите, какие партии
из данного перечня будут допущены к распределению мандатов, и
объясните почему. 13
Литература 14
Содержание
1. Избирательная кампания: сущность и основные этапы 3
2. Субъекты выборов и этапы избирательной кампании 11
3. Предположим, по итогам выборов депутатов Государственной
Думы РФ сложилась следующая ситуация. За партию А (список
кандидатов, выдвинутый партией) проголосовали 4% избирателей,
принявших участие в голосовании, за партию В – 5%, за партию С –
77%, за партию D – 1%, за партию N – 6%. Покажите, какие партии
из данного перечня будут допущены к распределению мандатов, и
объясните почему. 13
Литература 14
Важной частью любой политической
системы в демократических
Избирательная кампания в широком смысле слова — это совокупность устойчивых способов взаимодействия политических субъектов, обеспечивающих функционирование избирательной системы. Характерной особенностью процессов функционирования является их цикличность, и избирательная кампания тому подтверждение.
Избирательная кампания представляет собой развернутый во времени процесс, состоящий из последовательных этапов. Избирательной кампании предшествуют назначение даты выборов, нарезка избирательных округов (при выборах по мажоритарной избирательной системе), создание избирательных комиссий, уточнение списков избирателей. Последующие стадии избирательного процесса - само голосование, подсчет голосов и определение результатов выборов. В совокупности все стадии избирательного процесса охватываются понятием избирательная система, и каждая из них достаточно жестко регламентирована законодательством о выборах.
Рассмотрим основные этапы
избирательной кампании:
• назначение выборов;
• регистрация избирателей;
• образование избирательных округов
и участков;
• выдвижение и регистрация кандидатов;
• предвыборная борьба;
• голосование;
• определение результатов выборов.
Назначение выборов
Процедура назначения выборов
может показаться простой формальностью.
Однако именно на этом этапе обеспечивается
реализация таких важных принципов выборов,
как их обязательность и периодичность.
Назначение выборов должно проводиться
в сроки, позволяющие кандидатам и политическим
партиям развернуть полноценную избирательную
кампанию.
Смысл процедуры назначения выборов —
установление дня голосования. Этот день
может быть строго фиксированным. Например,
голосование на федеральных парламентских
выборах в США проводится в первый вторник
после первого понедельника ноября каждого
четного года, а голосование на президентских
выборах — в этот же день каждого високосного
года. В этом случае издание специального
акта не требуется.
Однако в большинстве стран заранее определенной
даты выборов нет, поэтому необходимо
издание специального акта, устанавливающего
такую дату.
В России порядок назначения федеральных,
региональных и муниципальных выборов
следующий.
Выборы депутатов Государственной Думы
назначаются Президентом. Днем голосования
является первое воскресенье месяца, в
котором истекает срок избрания нижней
палаты прежнего созыва. Выборы Президента
РФ назначаются Советом Федерации, а днем
голосования является второе воскресенье
месяца, в котором четыре года назад проходили
предыдущие выборы.
Региональные выборы (выборы в органы
законодательной власти субъектов Федерации)
были унифицированы с принятием Закона
«Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации». В соответствии с Законом
региональные выборы назначаются законодательным
органом государственной власти субъекта
Федерации. Конкретная дата голосования
так же, как и на федеральных выборах, определяется
в зависимости от сроков полномочий региональных
органов власти.
Муниципальные выборы назначаются представительным
органом местного самоуправления. Общим
правилом для всех уровней и видов выборов
является их назначение только на выходной
день — воскресенье.
Регистрация избирателей.
Чтобы прийти в день голосования,
и проголосовать, недостаточно просто
обладать активным избирательным правом.
Необходимо, чтобы гражданин был внесен
в списки избирателей. Эта процедура может
носить обязательный или добровольный
характер. В первом случае соответствующие
службы вносят в списки всех имеющих право
голоса (например, в Германии, Италии, Швеции
и др.). Во втором случае включение в список
избирателей осуществляется по инициативе
самого гражданина (например, в США, Франции,
Мексике и др.), и избирательный корпус
оказывается более узким, чем предусмотрено
законом.
В России используется обязательная регистрация
избирателей, которая осуществляется
главой муниципального образования. Эти
сведения направляются в территориальные
(муниципальные) избирательные комиссии.
На их основе составляются списки избирателей,
отдельно по каждому участку.
Образование избирательных
округов и участков.
Регистрация избирателей позволяет
в итоге определить их общую численность
на той или иной территории. Последнее
имеет важное значение для образования
избирательных округов и участков.
Избирательный округ — это территориальная
единица, образуемая в соответствии с
определенной нормой представительства
для проведения выборов властных институтов.
Российская избирательная
система предполагает создание следующих
избирательных округов:
а) одномандатные
избирательные округа (от которых
от которого избирается один депутат)
— формируются при проведении выборов
в депутаты законодательных органов власти
субъектов Федерации и представительных
органов местного самоуправления.
Одномандатные округа формировались также
при проведении выборов в депутаты Государственной
Думы, начиная с первых — в 1993 г. По новому
закону на парламентских выборах 2007 т.
их создание уже не предусматривается;
б) многомандатные
избирательные округа (от которых
избираются несколькодепутатов) — могут
образовываться на уровне субъектов Федерации
или муниципальных образований (причем
избиратели голосуют не за список кандидатов,
а персонально за каждого кандидата). Число
мандатов в таких округах не должно быть
более пяти.
в) единый избирательный
округ (включает в себя всю территорию,
на которой проводятся выборы) — образуется
при проведении выборов:
• Президента РФ;
• депутатов Государственной Думы;
• депутатов законодательных органов
власти субъектов Федерации, мандаты которых
распределяются в соответствии с новым
требованием Закона «Об основных гарантиях
избирательных прав...» между списками
кандидатов, выдвинутых избирательными
объединениями;
• глав муниципальных образований;
• Депутатов представительных органов
местного самоуправления (если предусматривается
выдвижение списков кандидатов).
При образовании избирательных округов
должна соблюдаться единая норма представительства.
Это позволяет обеспечить один из важнейших
принципов избирательного права — принцип
равенства. Поэтому избирательные округа
должны включать примерно равное число
избирателей. На практике нарезка абсолютно
равных по числу избирателей округов технически
неосуществима. Кроме того, при образовании
избирательных округов учитывается административно-
Избирательные округа подразделяются
на избирательные участки, цель создания
которых — чисто техническая.
Выдвижение и регистрация
кандидатов
Реализация пассивного избирательного
права начинается с процедуры выдвижения
кандидатов. Важность этого этапа избирательной
кампании определяется тем, что в его рамках
формируется круг лиц, из числа которых
будут избраны президенты, депутаты, губернаторы,
советники органов местного самоуправления
и др. Все они обладают значительными исполнительными
и законодательными полномочиями на соответствующих
уровнях системы государственной и муниципальной
власти.
Существуют различные способы выдвижения
кандидатов:
• самовыдвижение, при котором обычно
требуется поддержка подписями некоторого
числа избирателей;
• выдвижение группой избирателей;
• выдвижение политическими партиями,
которое может предполагать выдвижение,
как отдельных кандидатов, так и их списков
(в зависимости от типа действующей избирательной
системы).
Специфической разновидностью последнего
способа являются первичные выборы —
праймериз: голосование избирателей,
поддерживающих ту или иную партию, за
ряд кандидатур. Праймериз помогают каждой
партии выявить наиболее популярных среди
избирателей кандидатов, которые и будут
выдвинуты на «настоящих» выборах.
Мировой электоральной практике известны
различные варианты сочетания указанных
способов выдвижения кандидатов. В России
граждане, обладающие пассивным избирательным
правом на соответствующих выборах, могут
быть выдвинуты кандидатами непосредственно
(путем самовыдвижения или выдвижения
избирательным объединением) либо в составе
списка кандидатов (путем выдвижения избирательным
объединением).
Преимущество политических партий перед
независимыми кандидатами в российском
избирательном процессе состоит и в их
праве выдвигать список кандидатов, а
значит, изначально претендовать на большее
число мандатов.
Одним из необходимых условий регистрации
кандидата может быть сбор подписей в
поддержку его выдвижения. Так, во Франции,
Индии, Японии заявление о выдвижении
кандидата должен подписать один избиратель;
в Великобритании, Ирландии, Австрии —
10; в Швейцарии — 15; в Нидерландах — 25.
В ряде стран (Франция, Великобритания,
Нидерланды, Япония и др.) порядок выдвижения
кандидатов предполагает внесение избирательного
залога.
Избирательный залог — это денежная сумма,
вносимая на этапе выдвижения кандидатов
как условие их регистрации, которая возвращается
в том случае, если кандидат наберет установленный
минимум голосов (в процентах).
Избирательный залог рассматривается
как дополнительный фильтр для отсеивания
кандидатов, которые в действительности
не имеют намерений бороться за избрание,
или тех, кто представляет небольшие партии.
Однако это условие может заметно ограничить
количество кандидатов, выдвигаемых от
небольших партий. В России до недавнего
времени также использовалось внесение
избирательного залога на любых выборах,
за исключением выборов Президента РФ.
Предвыборная борьба
На этом этапе избирательной кампании претенденты на выборные должности вступают в острую конкурентную борьбу. Собственно для претендентов на выборные должности начинается избирательная компания в узком смысле слова - деятельность, направленная на достижение определенного результата на выборах и осуществляемая в период со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов до дня представления итогового финансового отчета кандидатом, избирательным объединением, а также уполномоченными ими лицами. Кандидаты или политические партии используют все возможности политического маркетинга для достижения своих предвыборных целей. Ведутся переговоры политконсультантов с кандидатом, с заказчиком кампании о бюджете кампании, о гонорарах. Организуются социологические исследования, составляют паспорт округа, собирают сведения о наиболее вероятных претендентах на победу, подбирается команда, которая будет работать на выборах. Немало сил занимает решение бытовых вопросов и вопросов размещения, аренды помещения под штаб и районные офисы. Необходимо обеспечить организующийся штаб команды и офисы оргтехникой, компьютерами, мобильной связью. Начинается набор работников штаба: шоферов, разносчиков, агитаторов и т.д. Работники штаба организуют контакты с типографиями, средствами массовой информации. Осуществляется агитационная работа, выпуск и распространение агитационно-печатной продукции, размещение материалов в СМИ, проведение встреч с избирателями и т.д.
Вся избирательная кампания строго регулируется законом.
Голосование
Кампания выходит на финишную прямую.
Самое нервное время, кульминация избирательной
кампании. Гражданин Российской Федерации,
достигший возраста 18 лет, имеет право
избирать, быть избранным, участвовать
в референдуме независимо от пола, расы,
национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения,
места жительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным
объединениям, а также других обстоятельств.
Определение результатов выборов
Завершается избирательная кампания определением результатов выборов. Способ определения результатов выборов называется избирательной системой. Существует 3 основных типа избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная. В основе мажоритарной системы лежит принцип большинства. Пропорциональная система подразумевает распределение мандатов между партиями пропорционально числу поданных за них голосов. Смешанная система – это комбинирование мажоритарной и пропорциональной систем. При этом часть мандатов распределяется согласно принципов мажоритарного подхода, часть в соответствии с принципами пропорциональной системы.
Выборы президента Российской федерации проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию РФ на основе мажоритарной системы абсолютного большинства (т.е. больше половины голосов избирателей – минимум 50% плюс один голос).
Выборы в Государственную Думу РФ проводятся по пропорциональной системе.
Важной
частью любой политической системы
в демократических государствах
является регулярное проведение выборов
в представительные органы власти различного
уровня, а также высших органы, а
также высших должностных лиц
страны и руководителей местной
исполнительной власти. Одновременно
с укреплением и развитием
демократических традиций совершенствуются
формы и методы воздействия на
общественное мнение, на избирателей,
а также лоббистская и
2. Субъекты выборов и этапы избирательной кампании
Этапы избирательной кампании |
Субъекты выборов |
Действия |
|
Государство
Избирательные органы |
Принятие законов и поправок, определяющих «правила игры»
Назначения дня выборов в соответствии с законодательством |
|
Избирательные органы |
Составление списков избирателей Контроль за соблюдением прав избирателей |
|
Избирательные органы |
Образование избирательных округов и участков на основании данных о численности избирателей Составление списков избирательных округов и участков |
|
Кандидаты на выборные должности Политические партии
Избирательные органы |
Выдвижение кандидатов Сбор подписей в поддержку кандидатов
Регистрация выдвинутых кандидатов Доведение до избирателей сведений о кандидатах Выявление фактов недостоверности сведений, представленных кандидатами |
|
Кандидаты на выборные должности Политические партии
Избирательные органы |
Предвыборная агитация, встречи с избирателями и т.д.
Распределение финансовых средств, выделенных государством Контроль за соблюдением сроков предвыборной агитации |
|
Избирательные органы
Избиратели
Кандидаты на выборные должности Политические партии |
Утверждение текста избирательного бюллетеня Организация голосования (в т.ч. при необходимости на дому и т.д.) Контроль за соблюдением закона о выборах, недопущение нарушений
Непосредственный выбор кандидатов
Организация наблюдения за законностью хода голосования |
|
Избирательные органы |
Принятие решения о действительности бюллетеней Определение результатов выборов Опубликование результатов выборов |
3. Предположим, по итогам
выборов депутатов
Думы РФ сложилась следующая ситуация. За партию А (список
кандидатов, выдвинутый партией) проголосовали 4% избирателей,
принявших участие в голосовании, за партию В – 5%, за партию С –
77%, за партию D – 1%, за партию N – 6%. Покажите, какие партии
из данного перечня будут допущены к распределению мандатов, и
объясните почему.
Согласно Федеральному закону
от 18 мая 2005 г.
Если за один федеральный список кандидатов подано более 60 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, а остальные федеральные списки кандидатов получили менее 7 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, к распределению депутатских мандатов допускается указанный федеральный список кандидатов, а также федеральный список кандидатов, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, из числа федеральных списков кандидатов, получивших менее 7 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Таки образом, при заданных условиях к распределению мандатов будут допущены партия С (более 60% голосов) и партия N (наибольшее число голосов среди партий, не перешагнувших 7% барьер).