Избирательная кампания: сущность и основные этапы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 15:16, контрольная работа

Краткое описание

Предвы́борная кампа́ния (также избирательная кампания) — совокупность агитационных мероприятий, осуществляемая кандидатами на выборные должности и их партиями в избирательной борьбе, после официального утверждения в качестве таковых, с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах.

Содержание

Введение 2
1. Избирательная кампания: сущность и основные этапы 3
2. Субъекты выборов и этапы избирательной кампании 9
3.тест 14
Заключение 15
Список литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

контрол политолог.docx

— 356.88 Кб (Скачать файл)

Содержание:                                                                                                                                 стр.

Введение                                                                                                                                        2

1. Избирательная кампания: сущность и основные этапы                                               3

2. Субъекты выборов и  этапы избирательной кампании                                                 9  

3.тест                                                                                                                                              14

Заключение                                                                                                                                   15

Список литературы                                                                                                                      16  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Предвы́борная кампа́ния (также избирательная кампания) — совокупность агитационных мероприятий, осуществляемая кандидатами на выборные должности и их партиями в избирательной борьбе, после официального утверждения в качестве таковых, с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах[4]

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ (фр. саmpagne - поход) - система агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах. В И.к. также участвуют различного рода группы поддержки, общественные организации, средства массовой информации и т.д. Основными формами (способами) агитации в ходе И.к. являются проведение предвыборных собраний и митингов, печатание статей и памфлетов, расклейка предвыборных афиш и плакатов, выступления по радио и телевидению. Современные избирательные законы весьма подробно регламентируют проведение И.к. (сроки, порядок проведения и формы агитации, источники финансирования и т.д.).

Избирательная кампания —  сложное и многогранное понятие, которое можно рассматривать  с разных сторон.

К примеру, для политолога избирательная (предвыборная) кампания является стадией избирательного процесса, которая включает выдвижение и официальную  регистрацию кандидатов, их предвыборную борьбу, призванную познакомить избирателей  с их программами и платформами, с личностью кандидатов и на этой основе сделать свой выбор.

Для самого кандидата и  его команды избирательная кампания скорее является определенными целенаправленными  последовательными усилиями, которые  осуществляются (на протяжении определенного  законодательством отрезка времени) с целью мобилизовать поддержку  кандидата избирателями и обеспечить его победу в день выборов.

Для обычных же граждан-избирателей  избирательная кампания — время, когда вместо йогуртов и табачных изделий вовсю рекламируются  очень разные люди, которых объединяет одна цель – прийти ко власти...

 

 

 

 

 

 

 

1.

Оценивая роль института  всеобщих выборов, необходимо различать  влияние на состав конкретного избранного правительства и контроль над  правительством как государственно-политическим институтом. Например, правила избрания членов парламента делают индивидуальных депутатов уязвимыми со стороны  электората, в то же время сам  парламент как государственный  институт изолирован от влияния изменений  в поведении избирателей. Относительная  легкость, с которой может быть заменено конкретное действующее правительство, снижает остроту возможных требований об изменении самого режима и его  институтов. Этим обусловливается то, что институт всеобщих выборов является одним из важных элементов современной  политической системы. Именно роль института  выборов как инструмента легитимизации и стабилизации существующей системы и обусловила то, что в настоящее время в подавляющем большинстве стран действует всеобщее избирательное право. Но для его утверждения понадобилась длительная борьба демократических сил на протяжении более чем двух веков. В Нидерландах, например, в 1800 г. электорат включал всего 12% взрослого населения, к 1890 г. эта цифра поднялась до 27%, в 1900 г.— до 63%. Здесь всеобщее право голоса было введено для мужчин в 1917 г., а для женщин — в 1919 г. В США вплоть до окончания Гражданской войны цветные американцы (за исключением незначительных групп в новоанглийских штатах) не участвовали в избирательном процессе. В 1870 г., т.е. через семь лет после обнародования президентской прокламации об освобождении рабов (1863), была принята XV поправка к конституции, предоставляющая право голоса чернокожим. Однако после отзыва федеральных войск с Юга в 1877 г. негры практически были лишены возможности участвовать в голосовании. Лишь начиная с 20-х годов они стали добиваться некоторых успехов в расширении своего участия в выборах. Важное значение имели законы 50— 70-х годов, снявшие ограничения на участие чернокожих американцев в избирательном процессе.

В 1971 г. конгресс США одобрил  XXVI поправку к конституции о снижении возрастного ценза на участие в голосовании с 21 года до 18 лет. Подобные законы в конце 60-х—70-е годы были приняты и в большинстве других индустриально развитых стран. Женщины получили право голоса в США в 1918 г. (но впервые приняли участие в голосовании на выборах 1920 г.), в Нидерландах в 1919 г., во Франции — в 1944 г., в Италии — в 1945 г., в Греции — в 1956 г., в Швейцарии — лишь в 1971 г. Центральная проблема, которой занимаются партии,— это избирательный процесс. Лишь выиграв на выборах и завоевав выборные должности, партия и ее руководство в состоянии утвердить собственные позиции и добиться власти для достижения своих целей.

Успех на выборах является непременным условием выживания  партии и мерой ее эффективности  и жизнеспособности. Поэтому естественно, что конкурентную политическую партию отличает от всех других форм политической организации то, что в центре ее внимания стоит вопрос о выборах. Она не всегда может принимать  решения тактического характера, а  в самой тактике нередко возможны ошибки. Но в долговременной перспективе, если она стремится остаться дееспособным конкурентом, завоевание выборных постов должно быть ключевым фактором в партийных  решениях. В глазах избирателей мерилом положительной или отрицательной оценки деятельности партий опять же является успех последних на выборах. В современных условиях для большинства населения основной, а зачастую и единственной формой участия в политике является избирательный процесс. Всеобщие выборы позволяют выявить расстановку политических сил в стране в целом, в отдельной области, штате, земле, на муниципальном уровне, избирательном округе, определить степень доверия избирателей к той или иной партии, конкретным ее лидерам, кандидатам, программным установкам и т.д. Они позволяют избирателям делать продуманный, осознанный выбор в пользу той партии и программы, которые, на их взгляд, в наибольшей степени соответствуют их позициям и интересам.

В свою очередь партия, претендующая на успех во время предвыборной кампании, должна убедить как можно более  широкий круг избирателей в том, что именно она лучше всех других партий способна решить стоящие перед  обществом проблемы, защитить интересы большинства населения.

Успех на выборах обеспечивает приток финансовых средств в партийную кассу и фонд избирательной кампании. Это является необходимым условием эффективного функционирования и выживания партий. Перечень разного рода должностей, постов, замещаемых с помощью выборов, довольно велик.

Выборы как механизм замещения  широкого круга должностей охватывают все уровни государственности от центрального до местного, от президента или главы правительства страны до руководителей местного управления. В США, например, раз в 4 года проводятся общенациональные выборы, на которых  избираются президент и вице-президент  страны, члены палаты представителей и сената конгресса США, и выборы на штатном уровне, на котором избираются губернаторы, члены законодательных  собраний, генеральные прокуроры  и другие должности местных властей. Некоторые должности на всех уровнях, кроме президентского, заменяются на так называемых промежуточных выборах, которые проводятся через каждые 2 года.

В большинстве стран процесс  и порядок проведения избирательных  кампаний регламентируется установленными законодательными нормами. Например, отличающееся большой строгостью избирательное  право Японии запрещает делать подарки  избирателям, привлекать их обещанием  продвижения по службе, обходить дома избирателей с целью предвыборной агитации. В ФРГ запрещено публиковать  результаты опросов общественного  мнения за две недели до выборов, а  в Англии — в день выборов. Достаточно регламентировано использование средств  массовой информации, особенно телевидения  и радио. Так, законодательно устанавливаются общий период времени, отводимого на СМИ для ведения избирательных кампаний, принципы его распределения между партиями и кандидатами, составляется расписание, в соответствии с которым общее время разбивается по дням избирательной кампании.

В основе регламентации избирательных  кампаний лежат три важнейших  принципа. Первый — это прежде всего обеспечение равенства возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов. Суть состоит в том, что всем предоставляется равный максимальный лимит расходов на проведение выборов.

 

 

С одной стороны, ограничиваются суммы пожертвований частных  лиц и организаций в фонды  избирательных кампаний, с другой стороны, во многих странах государство  берет на себя финансирование предвыборной кампании. В то же время всем партиям  и кандидатам предоставляется равное время на радио и телевидении. Второй принцип — это так называемый принцип лояльности, в соответствии с которым кандидаты обязаны  вести себя лояльно по отношению  к своим противникам, не допускать  какие бы то ни было фальсификации, оскорбления противника. Третий принцип  — нейтралитет государственного аппарата, его невмешательство в  ход предвыборной борьбы.

Важное место в избирательной  системе занимает институт регистрации, который регулируется соответствующими законами. Как правило, в списки избирателей  заносятся все граждане, имеющие  право голоса. В большинстве индустриально  развитых стран списки избирателей  составляются местными органами власти. Они автоматически обновляют  регистрацию избирателей и, когда  эти последние меняют место жительства, регистрация также автоматически  следует за ними. По-иному обстоит  дело в США. Там регистрация для  участия в выборах является сугубо личным делом самого голосующего. Она  осуществляется специальными уполномоченными  для этой цели чиновниками городских  округов и графств, а также  местными избирательными комиссиями и  бюро.

Одна из главных целей  института личной регистрации избирателей  состоит в том, чтобы дать руководителям  избирательных участков возможность  установить личность голосующего и  определить, является ли он жителем  данного избирательного округа и  обладает ли правом голосовать на предстоящих  выборах. В известной мере этим объясняется  введение ценза оседлости в качестве одного из условий допуска граждан  к избирательным урнам. От лиц, желающих участвовать в голосовании, требуется  предоставить удостоверение личности, подтверждающее место жительства и  гражданство.

Система личной регистрации  предусматривает периодическое  обновление избирательных списков. Причем сами кандидаты должны также  периодически возобновлять свою регистрацию. Чтобы добиться права внесения в  избирательные бюллетени, кандидаты  должны соответствовать требованиям, предъявляемым законом к претендентам на ту или иную должность. Такие требования могут включить минимальный возрастной ценз, ценз оседлости, профессиональную пригодность для искомой должности  и т.д. Например, согласно Конституции  США президентом страны может  стать американский гражданин по рождению в возрасте не менее 35 лет  и проживающий в пределах США  не менее 14 лет. Претенденты в члены  палаты представителей должны быть жителями штата, но необязательно конгрессист-ского дистрикта, от которого они избираются. В ряде штатов кандидатами на такие должности, как судьи, генеральные прокуроры, прокуроры могут быть только практикующие юристы с определенным стажем по данной профессии. Подобные требования могут предъявляться к претендентам и на другие выборные должности. Для участия в выборах установлен возрастной ценз. До конца 60-х годов нынешнего века во многих странах избирательное право предоставлялось с 21—23 лет. Но в ходе широких молодежных и студенческих движений конца 60 — начала 70-х годов этот ценз во многих странах был снижен до 18 лет: в США — в 1971 г., ФРГ и Франции — в 1974 г., Италии — в 1975 г. Для кандидатов, претендующих на выборные должности, в зависимости от властного уровня установлен более высокий возрастной ценз, скажем, 23—25 лет в нижнюю и 30—40 лет — в верхнюю палаты парламента.

Для проведения выборов в  зависимости от их характера (всеобщие, региональные, местные) вся территория страны области, провинции, района разбивается  на избирательные округа, от которых  избирается соответствующее число  депутатов. Размер округа зависит от уровня выборов. Если для проведения местных выборов создаются небольшие  округа на базе городского района, поселка, деревни, то для проведения выборов  областного регионального или федерального уровня несколько таких округов  объединяются в один. Как правило, избирательные округа создаются  так, чтобы каждый депутат (в зависимости  от властного уровня) избирался от равного числа жителей или  избирателей.

Под избирательной кампанией  в формальном значении понимается установленный  законом период, в течение которого политические партии и организации, а также государственные органы, ответственные за проведение выборов, осуществляют организационную, пропагандистскую и идеолого-информапионную подготовку в соответствии с установленными правилами. Сюда же относится комплекс организационных, пропагандистских и иных мероприятий, проводимых отдельными партиями и кандидатами. В таких случаях говорят об «избирательной кампании» той или иной партии, того или иного кандидата.

Организация и проведение избирательных кампаний в различных  странах осуществляются по-разному. В зависимости от сложившихся  в стране традиций глава государства  или правительства, или же парламент  назначают официальную дату выборов. С этого дня начинается избирательная  кампания, в ходе которой каждая партия выдвигает своих кандидатов или список кандидатов, которые должны пройти соответствующую регистрацию. Для проведения избирательной кампании создается специальный штаб, в  который входят профессионалы: распорядитель, финансовый агент, пресс-секретарь, политический организатор, составитель ежедневных планов, технический секретарь, специальный  помощник. Помимо них нанимаются консультанты со стороны: специалисты по опросам  общественного мнения, генеральный  консультант, консультант по средствам  массовой информации, специалисты по сбору средств по почте. После  официального выдвижения кандидатов их имена вносятся в специальные  избирательные бюллетени.

В этом плане большое значение для развития избирательной системы  имело введение в конце XIX в. так называемого «австралийского» бюллетеня, призванного обеспечить секретность голосования и уменьшить возможность для фальсификации результатов выборов. Примечательно, что до этого ставшего теперь общепринятым новшества каждая партия отпечатывала свои собственные бюллетени, вносила в него лишь собственных кандидатов на каждую должность и привлекала партийных функционеров к распространению своих бюллетеней в избирательных участках. Это, во-первых, затрудняло секретность голосования, поскольку бюллетени партий различались по цвету и партийные функционеры могли легко определить, кто как голосует, а значит, облегчало запугивание, подкуп избирателей.

Информация о работе Избирательная кампания: сущность и основные этапы