Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 15:56, реферат
Избирательная система определяет порядок проведения выборов в государстве, а также включает в себя все общественные отношения, связанные с ними. Выборы – это форма непосредственной демократии. Любое демократическое государство немыслимо без проведения периодических свободных выборов, составляющих основу представительной демократии. Через выборы большинство граждан участвует в осуществлении государственной власти. Выборы являются важнейшей формой контроля граждан за деятельностью государственных и муниципальных органов. Избрание депутатов и должностных лиц порождает ответственность органов власти перед населением.
Введение
Понятие и принципы избирательной системы
Мажоритарная избирательная система
Пропорциональная избирательная система
Смешанная избирательная система
Заключение
Список использованной литературы
МИНОБРНАУКИ РОССИИ | |
Федеральное
государственное бюджетное
|
Факультет экономики и управления (ЭиУ)
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Политология»
на тему: Избирательные системы
Студентка
Шифр 091001
Специальность 080502 «Экономика и управление на предприятии
Группа
Руководитель работы,
к.ф.н., доцент
Москва 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
3 | |
1 |
Понятие и принципы избирательной системы |
4 |
2 |
Мажоритарная избирательная система |
9 |
3 |
Пропорциональная избирательная система |
16 |
4 |
Смешанная избирательная система |
23 |
Заключение |
25 | |
Список использованной литературы |
26 |
ВВЕДЕНИЕ
Избирательная система определяет порядок проведения выборов в государстве, а также включает в себя все общественные отношения, связанные с ними. Выборы – это форма непосредственной демократии. Любое демократическое государство немыслимо без проведения периодических свободных выборов, составляющих основу представительной демократии. Через выборы большинство граждан участвует в осуществлении государственной власти. Выборы являются важнейшей формой контроля граждан за деятельностью государственных и муниципальных органов. Избрание депутатов и должностных лиц порождает ответственность органов власти перед населением.
Выборы в органы политической власти являются важнейшей частью политического процесса при демократическом политическом режиме. Термином «выборы» обозначается процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая посредством голосования при условии, что на каждый мандат могут претендовать два или более кандидатов.
Создание базы для
становления оптимальной
Почти трехвековой путь становления и развития, применяемых сегодня в разных странах избирательных систем дает возможность выявить недостатки двух основных форм участия граждан в формировании органов государственной власти: мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, а также проанализировать и выявить природу возникновения тенденции объединения избирательных систем в современных демократических государствах.
1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Демократические выборы определяются целым рядом принципов, которые обеспечиваются избирательным правом.
Избирательное право – это право гражданина участвовать в выборах или в качестве избирающего – активное избирательное право, или избираемого – пассивное избирательное право.
Демократические принципы избирательного права включают:
Всеобщность выборов предполагает право всех дееспособных граждан, достигших установленного законом возраста, участвовать в выборах. Независимо от пола, расовой, национальной, классовой или профессиональной принадлежности, языка, образования, уровня дохода, конфессии или политических убеждений, все граждане имеют активное, в качестве избирателей, и пассивное, в качестве кандидатов, право на участие в выборах. Всеобщность ограничивается лишь крайне небольшим количеством избирательных цензов: возрастным, имущественным, моральным, цензом оседлости, цензом недееспособности. Цензы пассивного избирательного права обычно жестче права активного.
Возрастной ценз разрешает участие в выборах лишь с определенного возраста, как правило, при достижении совершеннолетия. Возраст кандидатов в органы власти должен быть выше. Имущественный ценз в ряде стран предполагает обладание имуществом или доходом определенной ценности. Моральный ценз ограничивает или лишает избирательных прав лиц, находящихся по приговору суда в местах лишения свободы. Широко распространен так же ценз оседлости, предусматривающий проживание на данной территории не менее определенного законом срока в качестве условия допуска к выборам. Ценз недееспособности ограничивает избирательные права психически нездоровых лиц, что должно быть подтверждено судебным решение.
Равенство выборов реализуется в том случае, если обеспечена единая норма представительства. Каждый избиратель имеет только один голос. При этом ни имущественное положение, ни должность, ни какие-либо другие статусные или личные характеристики не должны влиять на положения гражданина как избирателя. Законодательство практически всех стран обязывает соответствующие органы образовывать равные избирательные округа, чтобы каждый депутат избирался равным числом избирателей. Только тогда избирательное право действительно является равным. Но на практике этот принцип легко нарушить, например, с помощью так называемой «избирательной географии». Органы уполномоченные производить разделение территории на избирательные округа способны и нередко делают это таким образом, чтобы увеличить представительство той или иной политической силы или партии в выборных органах власти.
Прямое голосование или непосредственность выборов – один из основных принципов избирательного права. Сущность его заключается в том, что избиратель принимает решение непосредственно о конкретном кандидате на выборную должность, отдает свой голос реальному человеку. Между избирателями и кандидатами нет каких-либо инстанций опосредующих их волеизъявление. В том случае, если граждане выбирают лишь выборщиков или специальный орган, непосредственно избирающий кандидата, имеют место непрямые выборы. Такие выборы из-за деперсонализации снижают интерес граждан к участию в голосовании и способствуют явлению абсентеизму, т.е. безразличия к выборам.
Обеспечение тайны голосования – принцип, относящийся к процедуре голосования, признанный во всех демократических государствах. Решение конкретного избирателя не должно быть кому-либо известно. Принцип тайны выборов обеспечивает свободу выбора, предохраняет граждан от опасений возможных преследований, а также подкупа. Практически тайна выборов обеспечивается закрытой процедурой голосования, наличием специальных кабин для голосования, стандартной формой, однотипностью бюллетеней для голосования, включением в них имен всех кандидатов, опечатыванием избирательных урн, строгим наказанием за нарушение избирательной тайны и т.д.
Выборы имеют определенную периодичность, которая определяется сроком полномочий выборных органов. Это дает право избирателям регулярно обновлять состав выборных органов. Выборы бывают очередными, внеочередными и дополнительными.
Выборы в представительные органы (как высшие, так и местные), а так же выборы глав правительств, проводятся в заранее установленные законом сроки. Такие выборы называются очередными. А в случае досрочного роспуска парламента главой государства проводятся внеочередные выборы. В том случае, если человек, занимающий какой-либо выборный пост, отстранен от должности, болен и не может выполнять свои обязанности, проводятся дополнительные выборы - по замещению открывшейся вакансии в парламент. Их организуют и проводят только в том избирательном округе, от которого избирался бывший депутат.
Рассматривая выборы, как неотъемлемую часть политического процесса, следует выделить такие явления, как «избирательный процесс» и «избирательная кампания».
Избирательный процесс – это мероприятия государства по организации и проведению выборов или «избирательный закон в действии».
Избирательный процесс включает в себя:
Избирательная кампания или предвыборная кампания – это действия непосредственных участников выборов в установленный законом период.
В ходе избирательной кампании осуществляется:
Существуют, установленные
законом и проверенные
После проведения голосования и подсчета голосов, принявших в нем участие избирателей, наступает наиболее ответственный момент выборов – определение победителей. Порядок, способы определения результатов выборов зависят от применяемой в данный момент избирательной системы. Сущность любой избирательной системы – характер соотношения голосов избирателей, поданных за отдельного кандидата или партийный список, и полученных ими мандатов.
Нередко решение вопроса
о введении того или иного вида
избирательной системы
Наиболее распространенными из применяемых в мировой практике избирательных систем являются мажоритарная и пропорциональная избирательные системы.
2. МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Наиболее распространена на выборах система большинства, именуемая мажоритарной (от франц. majorite — большинство). При этой системе избранным считается тот, за кого было подано большинство голосов, а голоса, поданные за остальных кандидатов, пропадают. Эта система – единственно возможная при выборах одного должностного лица. Когда же она применяется для выборов коллегиального органа власти, например, палаты парламента, обычно создаются одномандатные избирательные округа, то есть в каждом из них должен быть избран один депутат.
Мажоритарные
избирательные системы
В странах, имеющих длительные демократические традиции, политическая жизнь давно монополизирована политическими партиями, представители которых в основном только и баллотируются на выборах и затем образуют в парламенте или ином представительном органе соответствующие партийные фракции, действующие организованно. В тех же странах, где партийная система еще находится в стадии становления, а возникающие политические партии большого авторитета в обществе не имеют, выборы по мажоритарной системе создают слабоорганизованную палату. Больше шансов для избрания имеют люди, умеющие хорошо говорить, зажигать массы привлекательными лозунгами, но далеко не всегда способные к тщательной, хотя и рутинной, законодательной работе, в которой демонстрация собственной личности совершенно не требуется.
Применяемая сегодня в таких странах как США, Канада, Австралия, Индия, мажоритарная система является исторически первой избирательной системой, в основу которой лег принцип большинства при определении результатов голосования. Однако выборы по подобной системе исключают влияние малочисленных партий в парламенте, поскольку способствуют образованию системы больших взаимозависимых, сравнительно стабильных партийных блоков. Происходит вытеснение многих политических сил за пределы активной парламентской деятельности. Политическим следствием применения такой системы является постоянное чередование у власти двух крупных утвердившихся в государстве политических партий, тогда ответственность за управление фактически несет правящая партия, а проигравшая партия переходит в оппозицию.
Еще одним существенным недостатком мажоритарной системы является то, что значительная часть избирателей страны может оказаться не представленной в органах власти, чем нарушаются как основные принципы избирательного права, так и демократии.