Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 18:49, доклад
Практика выборности тех или иных должностных лиц имеет тысячелетнюю историю (в том числе и опыт античного Рима и Греции), однако в широких масштабах выборы начали использоваться только после буржуазных революций XVII-XVIII вв. В США первые федеральные выборы проводились в 1789 г., в том же году состоялись выборы в Генеральные штаты предреволюционной Франции, а в Великобритании мужское население в массовом порядке было допущено к выборам в 1867 г.
Избирательное право зарубежных стран
Выборы - это процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая посредством голосования управомоченных лиц.
Сущность выборов - это определение партий и должностных
лиц, которые в течение определенного
срока будут управлять государством, государственным
образованием или административно-
Характерные черты выборов:
Практика выборности тех или иных должностных лиц имеет тысячелетнюю историю (в том числе и опыт античного Рима и Греции), однако в широких масштабах выборы начали использоваться только после буржуазных революций XVII-XVIII вв. В США первые федеральные выборы проводились в 1789 г., в том же году состоялись выборы в Генеральные штаты предреволюционной Франции, а в Великобритании мужское население в массовом порядке было допущено к выборам в 1867 г.
Социальная роль выборов в современный период состоит в следующем:
во-первых, это институт прямой демократии, высшее непосредственное выражение народом своей власти;
во-вторых, в юридическом смысле выборы есть акт вручения народом своим представителям права на осуществление своей власти;
в-третьих, это демократический способ формирования представительных органов власти и местного самоуправления, а также некоторых других институтов;
в-четвертых, выборы представляют легитимный способ конституирования системы власти, а также ее реформирования;
в-пятых, выборы можно рассматривать как форму управления публичными делами, представляющими общественный интерес.
Всеобщая декларация прав человека и гражданина (1948 г.) устанавливает важнейшее право человека и гражданина выражать свою волю посредством выборов (ч. 3 ст. 21): "Воля народа должна быть основой власти правительства: эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах , которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования".
Ключевой категорией для выборов, референдума является понятие "избирательного права".
В юридической литературе избирательное право рассматривается в двух значениях - в объективном и субъективном.
В объективном смысле - система конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления.
Содержание избирательного права - это облаченное государством в форму правовых норм принципы, положения и гарантии, согласно которых проводятся выборы. Содержанием избирательного права являются также положения, регламентационные этапы, порядок, правила и процедуры осуществления избирательных действий и принятия компетентными органами решений: по регистрации или учету избирателей, составлению списков избирателей, образованию избирательных округов, избирательных участков, выдвижению и регистрации кандидатов, предвыборной агитации, проведению голосования и подведению его итогов и другим вопросам. Наконец, содержание избирательного права оставляют положения, предусматривающие ответственность лиц, нарушивших нормы избирательного права и восстановления субъективных избирательных прав тех или иных участников выборов (кандидатов, политических партий, избирателей).
В субъективном смысле избирательное право понимается как право, непосредственно принадлежащее конкретному гражданину и характеризующее его избирательную правосубъектность, т.е. право избирать и быть избранным, участвовать в референдуме.
Различают:
Активное избирательное право - как право гражданина обладать при достижении установленного законом возраста (18 лет) решающим голосом при формировании органов государственной власти (депутатов, главу государства и т.д.) и органов местного самоуправления. Это право реализуется путем участия гражданина в голосовании на выборах.
Пассивное избирательное право - право гражданина быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.
Принципы избирательного права:
Такие принципы, как обязательность, периодичность, открытость и гласность, свобода, альтернативность выборов, отражены во Всеобщей декларации нрав человека (1948 г.), в Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (1990 г.), в Декларации Межпарламентского союза о критериях свободных и справедливых выборов (1994 г.)
Статья 3 Протокола № 1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 20 марта 1952 г., закрепляя право на свободные выборы, обязывает государства-участники "проводить с разумной периодичностью свободные выборы путем тайного голосования в таких условиях, которые обеспечивали бы свободное волеизъявление народа при выборе органов законодательной власти".
Наиболее полно принципы проведения свободных и демократических выборов представлены в Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ. Этот документ содержит требования о том, чтобы официальные результаты выборов публиковались, а политическим партиям были обеспечены "гарантии, позволяющие им соревноваться друг с другом на основе равенства перед законом и органами власти". Чтобы "никакие административные действия не удерживали партии и кандидатов от свободного изложения своих взглядов", чтобы "не устанавливались административные барьеры для беспрепятственного доступа к средствам массовой информации на недискриминационной основе для всех политических группировок и отдельных лиц, желающих принять участие в избирательном процессе".
Кроме того, в рамках Совета Европы приняты важнейшие документы, имеющие непосредственное отношение к организации и проведению выборов в европейских странах. Среди них надо отметить принятую Парламентской ассамблеей Совета Европы резолюцию № 1264 "О кодексе надлежащей практики в избирательных вопросах" (2001 г.).
1) Всеобщность (избирательные права признаются за всеми взрослыми и психически здоровыми гражданами) Всеобщность избирательного права также означает, что его реализация не зависит от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Тем не менее всеобщее избирательное право ограничено рядом цензов (требований, к потенциальному избирателю).
Общие требования (регламентируют активное избирательное право - право избирать):
Дополнительные требования (относятся к пассивному избирательному праву - праву быть избранными):
2) Свободное участие в выборах (
3) Равное избирательное право - это установленные законом равные для каждого избирателя возможности влиять на результат выборов и одинаковые возможности быть избранным в соответствии с условиями закона ("один человек - один голос"). Нарушение этого принципа - плюральный вотум , когда большинство избирателей имеют один голос, а некоторые - несколько голосов. Равенство нарушается также вследствие куриальных выборов, когда население делится на группы с неравным представительством (Китай), избирательной географии (геометрии) , когда избирательные округа нарезаются с неравным количеством населения.
4) Прямые и непрямые выборы
Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно. Прямые выборы позволяют гражданам без каких-либо посредников вручать свой мандат тем лицам, которых они знают и которым они данный пост доверяют. Практически во всех странах в порядке прямых выборов избираются депутаты нижней палаты парламента и органы местного самоуправления. В ряде государств напрямую избираются депутаты верхних палат парламента (Италия, Польша, США), а также президенты (Австрия, Болгария, Мексика, Франция). Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 64) предписывает, что каждый избиратель голосует лично, а голосование за других избирателей не допускается. На это обстоятельство надо обратить особое внимание, поскольку российской практике выборов известны случаи отступления от данного правила. Так, 11 марта 2007 г. на выборах депутатов Московской областной Думы территориальная избирательная комиссия г. Королева сочла возможным разрешить проголосовать космонавту М. Тюрину, находящемуся на орбите. Технически это было организовано таким способом, что М. Тюрин сообщил о своем волеизъявлении по закрытому каналу связи в Центре управления полетами доверенному лицу, которое заполнило бюллетень и, соблюдая тайну голосования, доставило его в избирательную комиссию. Однако, несмотря на очевидные исключительность и уважительность такого голосования, все равно нельзя обойти вопрос о соблюдении в данном случае принципа личного участия граждан в выборах. Справедливости ради отметим, что зарубежному законодательству известно голосование за других лиц. В частности, в КНР разрешается голосование по доверенности с тем, однако, ограничением, чтобы число избирателей, доверивших одному и тому же гражданину реализацию своего права на голосование, не превышало трех человек.
При непрямых выборах избиратели как бы делегируют свой голос избранным ими представителям. Существуют две разновидности непрямых выборов: косвенные и многостепенные. При косвенных выборах члены представительного органа или единоличный выборный орган избираются выборщиками - лицами, специально избранными для осуществления выборов в соответствующий орган. Так, в США на выборах президента страны граждане избирают выборщиков, которые, в свою очередь, избирают президента США. Сразу после голосования по выдвигаемым кандидатурам в президенты статус выборщика утрачивается.
5) Тайное голосование (Исключение внешнего наблюдения и контроля за волеизъявлением избирателя. Нарушение тайны голосования, как правило, карается законом).