Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 21:26, доклад
Избирательная система — это порядок организации проведения выборов, закрепленный в юридических нормах, способы определения результатов голосования и порядок распределения депутатских мандатов. В мировой практике наиболее распространенными типами избирательных систем являются мажоритарная и пропорциональная (представительная). В современных условиях на их основе сформирована смешанная избирательная система. В основу мажоритарной (фр. majorite — большинство) избирательной системы положен принцип большинства. Согласно этому принципу избранным по избирательному округу считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов. Поскольку большинство бывает относительным, абсолютным и квалифицированным, различают три разновидности этой системы.
Избирательные системы. Практическая реализация избирательного права гражданина в значительной степени зависит от типа избирательной системы, действующей в конкретной стране.
Избирательная система — это порядок организации проведения выборов, закрепленный в юридических нормах, способы определения результатов голосования и порядок распределения депутатских мандатов.
В мировой практике наиболее
распространенными типами избирательных
систем являются мажоритарная (альтернативная) ипропорционал
В основу мажоритарной (фр. majorite — большинство) избирательной системы положен принцип большинства. Согласно этому принципу избранным по избирательному округу считается кандидат (список кандидатов), набравший установленное законом большинство голосов. Поскольку большинство бывает относительным, абсолютным и квалифицированным, различают три разновидности этой системы.
При мажоритарной избирательной системе относительного большинства победившим считается кандидат, получивший больше голосов, чем каждый из его соперников (Великобритания, Канада, Новая Зеландия). При такой системе, как правило, не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании. Выборы считаются действительными, если проголосовал хотя бы один избиратель. При выдвижении одного кандидата на место последний считается избранным без голосования.
При мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства избранным становится кандидат, набравший свыше 50 % голосов (Австралия). При такой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании. Поскольку на практике получение абсолютного большинства труднодостижимо, проводится второй тур голосования. К участию в нем допускаются чаще в два кандидата, набравшие наибольшее число голосов в первом туре (Российская Федерация). Для победы кандидату достаточно набрать относительное большинство голосов. Франции во втором туре могут участвовать все кандидаты первого тура, набравшие не менее 12,5 % голосов. Победителем также становится кандидат, набравший относительное большинство голосов избирателей.
В Республике Беларусь действует мажоритарная избирательная система абсолютного большинства. Однако абсолютное большинство неодинаково при избрании президента страны, депутатов нижней палаты Национального Я собрания и депутатов местных Советов. Президентские выборы считаются состоявшимися, если в них участвовало более 50 % граждан, включенных в список избирателей. Победителем считается кандидат, за которого проголосовало более половины избирателей, принявших. участие в голосовании. Если в первом туре ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, то в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Избранным считается кандидат в президенты, получивший при повторном голосовании больше половины голосов выборщиков, принявших участие в голосовании (ст. 82 Конституции Республики Беларусь). Выборы в Палату представителей и местные Советы признаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 25 % граждан, включенных в списки избирателей.
Избранным считается кандидат, набравший 25 % + 1 избирателей, принявших участие в голосовании, Если один кандидат не получает требуемого числа голосов назначается второй тур выборов. В нем принимают участие два кандидата, набравших наибольшее количество голосов в первом туре. Победителем во втором туре становится кандидат, завоевавший 25 % + 1 голос всех участвовавших в голосовании избирателей.
При мажоритарной избирательной системе квалифицированного большинство избранным считается кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов (2/3, 3/4 от общего числа поданных голосов), рое устанавливается законодательством страны. Эта система еще менее результативна, чем система абсолютного большинства. Поэтому она применяется редко, Например, в Чили палата депутатов избирается по двухмандатным числа избирательным округам. Партия, собравшая 2/3 от его числа действительных голосов, получает оба мандата округа.
Основными достоинствами мажоритарной избиратель системы являются следующие:
1) обеспечивает победившей
партии большинство в
2) предполагает формирование
крупных политических партий
или блоков, способствующих стабилизации
политической жизни
3) способствует формированию
прочных непосредственных
Вместе с тем для всех разновидностей мажоритарной мы характерны и существенные недостатки.
Во-первых, эта система
искажает реальную картину социально-политических
сил страны в пользу победившей партии.
Избиратели, проголосовавшие за потерпевшую
поражение партию, лишаются возможности
провести своих представителей в
выборные органы. Тем самым нарушается
принцип всеобщности
Во-вторых, данная система может способствовать ослаблению легитимности власти, вызывать недоверие к существующему строю, поскольку ограничивается доступ представителей проигравших небольших партий в депутатский корпус. При этом сформированное правительство может пользоваться поддержкой большинства населения страны.
В-третьих, непосредственная
зависимость депутатов
В-четвертых, частая не результативность
первого выборов при
На преодоление указанных
недостатков мажоритарной избирательной
системы претендует пропорциона
Проводимые по этой системе выборы являются с партийными. Это значит, что мандаты распределяю между партиями в соответствии с числом поданных за голосов. Избиратели голосуют не за конкретного кандидата та, а за список кандидатов той или иной партии, а значит и за ее программу. Существуют три основные разновидности списков для голосования: жесткие, полужесткие свободные (гибкие).
Система жестких списков требует от избирателя голосовать за партию в целом. Кандидаты получают мандаты в той последовательности, в которой они представлены в партийных списках (Греция, Израиль, Испания).
Система полужестких
списков, во-первых, предполагает голосование
за партийный список целиком, во-вторых
гарантирует кандидату, возглавляющему
партийный с сок, обязательное получение
мандата. Распределение остальных полученных
партией мандатов осуществляется в зависимости
от набранных кандидатом голосов, или
по преференций (от лат. praeferre — предпочитать,
давать преимущество).Преференцированн
Система свободных списков предполагает голосование за партийный список целиком и допускает распределение всех депутатских мест в соответствии с преференциями избирателей. Избранными оказываются кандидаты, избравшие наибольшее число преференций. Эта система действует в Бельгии.
После голосования приступают к распр
По сравнению с мажоритарной пропорциональная избирательная система имеет следующие достоинства:
1) она позволяет сформировать
органы власти, состав которых
более адекватно отражает
2) эта система, если
она не искажена какими-либо
дополнительными "правилами",
обеспечивает
Однако пропорциональная система имеет и существенное недостатки.
Во-первых, слабая связь между депутатами и избирателями, поскольку последние голосуют не за конкретных кандидатов, а за партии. Этот недостаток в определенной мере компенсируется преференцированным голосование Преодолению указанного недостатка способствует и панаширование (от фр. panachage — смешивание, смесь). Панаширование дает избирателю возможность голосовать за определенное число кандидатов из разных партийных списков в соответствии с его предпочтениями. Кроме того, избиратель имеет право предлагать новых кандидатов и вносить их имена в список.
Во-вторых, весьма сильная зависимость кандидатов от партийного аппарата, обязанностью которого является составление партийных списков. Отсюда появляется возможность оказывать давление на кандидатов, а впоследствии и на законодательную деятельность парламентариев.
В-третьих, возникают сложности
при формировании правительства. В
условиях многопартийности, отсутствия
доминирующей политической партии неизбежно
появление многопартийных коалиций,
состоящих из партий с разными
программными целями и задачами. Политика
правительства, сформированного на
базе межпартийной коалиции, отличается
меньшей последовательностью и
стабильностью, частыми кризисами.
Примером служит Италия, использующая
данную систему с 1945 г. За это время
здесь сменилось более
Для преодоления указанного недостатка в ряде стран применяют так называемые "заградительные барьеры", или "процентные оговорки", устанавливающие необходимый для получения мандатов минимум голосов. Так, в Германии, Российской Федерации этот "барьер" равен 5 % от общего числа поданных по всей стране голосов, в Болгарии, Швеции — 4 %, в Дании — 2 %. Партии, не преодолевшие данного порога, не получают ни одного депутатского мандата.
Указанные способы (панаширование, "заградительные барьеры" и др.), с одной стороны, способствуют преодолению недостатков пропорциональной системы, а с другой— значительно ограничивают принцип пропорциональности и тем самым искажают волю избирателей.
Для преодоления недостатков и использования достоинств мажоритарной и пропорциональной избирательных систем в послевоенный период началось формирование смешанной избирательной системы.
Суть данной системы заключается в том, что одна часть депутатских мандатов распределяется на основе принципов мажоритарной системы, а другая — в соответствии с принципами пропорциональной. Указанная система применяется в Болгарии, Германии, Грузии, Литве, Италии, Российской Федерации. Например, в России в Государственную Думу избирается 450 депутатов, из них 225 — по одномандатным округам (избирается по одному депутату от каждого округа по мажоритарной системе относительного большинства) и 225 — по федеральному избирательному округу на основе пропорциональной системы. При этом избиратель получает два голоса: одним он голосует за конкретного кандидата, баллотирующегося в данном избирательном округе, а другим — за политическую партию.
К достоинствам смешанной
избирательной системы
• способствует укрупнению политических партий или блоков при одновременном соблюдении принципа пропорциональности. Это обеспечивает формирование устойчивого правительства;
• предоставляет возможность сохранения связи между избирателями и выбранными ими депутатами, которая в определенной степени нарушается пропорциональной системой.
Термин “стабильность" (от лат. stabilis - устойчивый, постоянный) означает упрочение, приведение в постоянное устойчивое состояние или поддержание этого состояния, например, обеспечение постоянства каких-либо процессов Известно, что любую систему можно представить как структуру, т.е. ряд единиц или компонентов со стабильными свойствами (которые, конечно, могут быть и отношенческими) Однако система - это и события и процессы, в ходе которых “нечто происходит”, изменяя некоторые свойства и отношения между единицами. Как показал Т. Парсонс, система стабильна или находится в относительном равновесии, если отношения между ее структурой и процессами, протекающими внутри нее, и между ней и окружением таково, что свойства и отношения, названные нами структурой, оказываются неизменными (1) .
Вообще говоря, в динамических системах такое поддержание равновесия всегда зависит от постоянно меняющихся процессов, “нейтрализующих" как экзогенное (вызванные внешними причинами), так и эндогенные (вызываемые внутренними причинами) изменения, которые, если они зашли слишком далеко, могут привести к изменению структуры.