Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 11:51, реферат
Определение результатов выборов по данным голосования происходит на основе двух главных систем: пропорциональной и мажоритарной.
Определение результатов выборов
по данным голосования происходит на
основе двух главных систем: пропорциональн
Пропорциональная
система подразумевает голосование
по партийным спискам и распределение
мандатов (от лат. mandatum – поручение – документ,
удостоверяющий права или полномочия
какого-либо лица, например депутата) между
партиями строго пропорционально числу
поданных голосов. При этом определяется
так называемый “избирательный метр”
- наименьшее количество голосов, необходимое
для избрания единого депутата. Пропорциональная
система наиболее распространенная избирательная
система в современном мире. В странах
Латинской Америки, например, выборы проводятся
только по пропорциональной системе. Она
используется в Бельгии, Швеции и во многих
других странах. Пропорциональная система
имеет две разновидности:
а) пропорциональная избирательная система
на общегосударственном уровне (избиратели
голосуют за политические партии в масштабе
всей страны; избирательные округа не
выделяются);
б) пропорциональная избирательная система,
основывающаяся на многомандатных округах
(депутатские мандаты распределяются
на основе влияния партий в избирательных
округах).
Мажоритарная
система характеризуется тем, что
победившим считается кандидат (или список
кандидатов), набравший предусмотренное
законом большинство голосов. Большинство
бывает разным. Существуют избирательные
системы, требующие абсолютного большинства
(50% плюс 1 голос и более). Такая система
существует, например, в Австралии. Мажоритарная
система относительного большинства означает,
что побеждает на выборах тот, кто набирает
голосов больше, чем каждый из его соперников.
Ее называют “системой первого пришедшего
к финишу”. В настоящее время такая система
используется в США, Канаде, Великобритании,
Новой Зеландии. Иногда практикуются обе
разновидности мажоритарной системы.
Например, во Франции при выборах депутатов
парламента в первом туре голосования
применяется система абсолютного большинства,
а во втором - относительного. Вообще при
мажоритарной системе возможно голосование
в один, два и Даже три тура.
Пропорциональная и мажоритарная
системы имеют свои достоинства и недостатки.
К числу достоинств мажоритарной системы
относится то, что в нее заложены возможности
формирования эффективно работающего
и стабильного правительства. Она позволяет
крупным, хорошо организованным партиям
легко побеждать на выборах и создавать
однопартийные правительства.
Основные недостатки мажоритарной системы:
1) значительная часть избирателей страны
(иногда до 50%) остается не представленной
в органах власти;
2) партия, получившая на выборах меньше
голосов, чем ее соперники, может оказаться
представленной в парламенте большинством
депутатских мест;
3) две партии, набравшие равное или близкое
к равному количество голосов, проводят
в органы власти неодинаковое число кандидатов
(не исключена ситуация, при которой партия,
набравшая больше голосов, чем ее соперник,
не получает вообще ни одного мандата).
Таким образом, мажоритарная система способствует
формированию большинства в органах власти
и мирится с диспропорцией между набранными
голосами и полученными мандатами.
К достоинствам пропорциональной системы
относится то, что в сформировавшихся
при ее посредстве органах власти представлена
реальная картина политической жизни
общества, расстановка политических сил.
Она обеспечивает систему обратной связи
между государством и организациями гражданского
общества, в итоге способствует развитию
политического плюрализма и многопартийности.
Основные недостатки пропорциональной
системы:
1) возникают сложности в формировании
правительства (причины: отсутствие доминирующей
партии; создание многопартийных коалиций,
включающих партии с разными целями и
задачами, и, как следствие, нестабильность
правительств);
2) непосредственная связь между депутатами
и избирателями весьма слабая, так как
голосование осуществляется не за конкретных
кандидатов, а за партии;
3) независимость депутатов от своих партий
(такая несвобода парламентариев может
негативно сказаться в процессе обсуждения
и принятия важных документов).
Трудно однозначно ответить, какая система
адекватнее, а следовательно, и демократичнее
учитывает мнение избирателей, тот самый
vox populi (глас народа - лат.). На первый взгляд,
как будто пропорциональная. Она улавливает
весь спектр мнений. Зато мажоритарная
система оценивает это мнение глубже -
заставляет избирателей более основательно
подумать перед окончательным выбором.
И результаты подчас получаются неожиданными,
парадоксальными. Так, на президентских
выборах 1986 г. в Португалии социалист М.
Соареш набрал в первом туре лишь 25,4% голосов,
тогда как его противник консерватор Д.
Фрейташ ду Амарал почти в два раза больше
- 46,3%. Однако последний оказался неприемлем
для сторонников других кандидатов. И
вот во втором туре М. Соареш одерживает
сенсационную победу, получив 51,4% против
48,6% у его оппонента и становится президентом
Португалии.
Избирательные системы в своем
развитии прошли достаточно большой
путь. В ходе этого процесса (в
послевоенный период) началось формирование смешанной избирательной системы,
т.е. системы, которая должна вобрать в
себя положительные характеристики и
мажоритарной, и пропорциональной систем.
В рамках смешанной системы определенная
часть мандатов распределяется по мажоритарному
принципу. Другая часть распределяется
пропорционально. Опыт совершенствования
избирательных систем свидетельствует
о том, что данная система более демократична
и эффективна в достижении политической
стабильности.
Поиск более совершенных систем, которые
гарантировали бы возможно более справедливое
представительство в органах власти различных
политических сил, продолжается во многих
странах. Решение этой задачи, помимо прочего,
важно и потому, что политические движения
и партии, не имеющие парламентского представительства,
нередко ориентируются на внепарламентские
методы борьбы. В качестве удачных находок
можно привести пример ограниченно мажоритарной
системы с установлением квот для меньшинства.
В других случаях предусматривается учет
всех голосов, поданных за малые партии
либо в рамках крупных регионов, либо в
рамках страны. Мандаты при такой системе
распределяются пропорционально.
Ряд зарубежных политологов считает наилучшей
так называемую систему единого переходящего
голоса (ЕПГ), именуемую также квотно-преференциальной,
или системой Хэр-Кларка. В соответствии
с правилами этой системы избиратель получает
бюллетень с фамилиями кандидатов, которых
он должен пронумеровать в порядке своего
предпочтения (ординарный бюллетень).
Цель подобной системы, практикуемой в
Австралии, Ирландии, на Мальте - максимально
эффективное использование каждого голоса,
недопущение их “пустой траты”, что является
идеалом для избирательной системы. Однако
система ЕПГ чересчур громоздка, она эффективна
лишь в очень небольших избирательных
округах и потому не получила широкого
распространения в мире.
В нем по-прежнему господствует пропорциональная
и мажоритарная системы в их классическом
виде.
В Российской Федерации действует смешанная избирательная система.
В одномандатных округах выборы осуществляются
на основе мажоритарной системы
относительного большинства.
В федеральном округе отбор ведется по пропорциональному
принципу, но пропорциональность эта
касается только тех партий, блоков и т.п.,
которые перешагнули 5%-й барьер, т.е. получили
не менее 5% голосов из числа участвовавших
в выборах. Те, кто не добрал этой цифры,
теряет все свои голоса, а также право
на представительство в Думе.
Мажоритарная избирательная система
Мажоритарная избирательная
Различают 3 типа мажоритарной системы:
Мажоритарная система абсолютного большинства – способ определения результатов голосования, при котором для получения мандата требуется собрать абсолютное большинство голосов (50% + 1), т.е. число, превышающее хотя бы на один голос половину численности избирателей в данном округе (обычно от числа проголосовавших). Преимущество данной системы в простоте определения результатов, а также в том, что победитель действительно представляет абсолютное большинство избирателей. Недостаток – существует возможность отсутствия абсолютного большинства, а значит и победителя, что приводит к повторному голосованию, до тех пор, пока не соберется абсолютное большинство. С целью сокращения расходов в отдельных странах вводится механизм перебаллотировки, которая означает определение победителя в двухтуровом голосовании: в 1 туре для победы необходимо абсолютное большинство, во 2 туре требуется простое большинство, т.е. надо просто опередить конкурентов. Мажоритарная система относительного большинства – способ определения результатов голосования, при котором требуется собрать простое или относительное большинство голосов, т.е. больше чем у оппонентов. Преимущество данной системы в обязательном наличии результата. Недостаток – значительная степень неучтенных голосов. Данная система возникла в Великобритании и действует в 43 странах. Мажоритарная система квалифицированного большинства – это способ определения результатов голосования, при котором кандидату для победы необходимо собрать четко установленное количество голосов избирателей, всегда превышающее половину избирателей проживающих в округе (2/3, ¾ и т.д.). Из-за сложности проведения, данная система на сегодняшний день не применяется.
Преимущества
1. Относительная простота подсчета голосов;
2. Определенность результата, соревновательный характер выборов;
3. Тесная связь депутата с избирательным округом;
4. Политическая ответственность депутата перед избирателями;
5. Взаимосвязь общенациональных проблем с местными;
6. Создание стабильного однопартийного правительства и монолитного большинства в парламенте, способных работать сообща и проводить преемственную политику;
Недостатки
1. Слабая представленность;
2. Неучастие голосов проигравших в распределении парламентских мест;
3. Существует возможность злоупотреблений, манипулирование избирательными округами;
4. Победитель в реальности может не располагать большинством голосов в масштабах страны;
5. Исключение третьих партий из правительственных и парламентских коалиций, несмотря на регулярно получаемую высокую долю голосов.
Пропорциональная
Пропорциональная
Впервые пропорциональная система была применена в Бельгии в 1884 г. В настоящее время используется в 57 странах: Израиль, Австрия, Дания, Швеция, Нидерланды.
Отличительные черты пропорциональной системы:
Существует 2 основных типа пропорциональной системы:
Пропорциональная система партийных списков. Ее особенность заключается в наличии многомандатных округов (в роли округа может выступать вся территория государства) и формировании партийных списков как способа выдвижения кандидатов. В результате конкурентами на выборах являются не отдельные кандидаты, а политические партии. Избиратели же голосуют за партию, т.е. за ее партийный список и весь сразу, притом, что он создавался без их участия. Мандаты распределяются между партиями в соответствии с общим количеством голосов, полученных по всему избирательному округу. Технически механизм распределения мандатов следующий: сумма голосов отданных за все партии делиться на количество мест в парламенте. Полученный результат является «избирательным метром», т.е. числом голосов, необходимым для получения одного места в парламенте. Сколько раз этот метр уложится в число голосов полученных партией, столько мест она получит в парламенте. Чтобы не допустить в парламент экстремистские партии, а также избежать партийной раздробленности и неэффективной парламентской деятельности, устанавливается процентный порог. Преодолевшие его партии допускаются к распределению мест, остальные исключаются. В Украине барьер 4%, в России – 5%, в Турции – 10%. Пропорциональная система передачи голосов (Ирландия, Австралия). В отличии от системы партсписков, где голосование осуществляется за партии, данная система дает возможность избирателю выбирать еще и между кандидатами от партии, которую он поддерживает. Кандидаты, набравшие достаточное количество голосов, объявляются избранными; лишние голоса, отданные за них, передаются кандидатам, недобравшим голоса. Такая система справедлива по отношению к избирателям, учитывая мнение всех.
Преимущества
1. Учитывает голоса большинства избирателей, т.е. «справедливость»;
2. Способствует становлению многопартийной системы;
3. Стимулирует коалиционные действия и коалиционное парламентское большинство;
4. Защищает интересы политических меньшинств;
5. Более или менее четкие партийные идентификации избирателей.
Недостатки
1. Сложность определения результатов;
2. Передача партиям права назначать депутатов;
3. Не существует связи депутатов с избирательными округами;
4. Слабое влияние избирателей на правительственные решения;
5. Тенденция к установлению партийной олигархии;
6. Предоставление преимуществ мелким партиям, что может привести к разрушению крупных.
Смешанная избирательная система
Одним из вариантов избирательной системы является смешанная избирательная система, которая призвана нейтрализовать недостатки и усилить преимущества обеих систем. Данная система характеризуется объединением элементов пропорциональной и мажоритарной систем. Как правило, выделяют 2 вида смешанной системы: