Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 21:44, реферат
Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.
Введение.
1. Понятие избирательных систем и принципы их функционирования.
2. Основные виды избирательных систем.
3. Избирательная система современной России.
Список литературы.
Достоинства пропорциональной
системы выборов реализуются
при устоявшейся
Поскольку при пропорциональной системе осуществляется голосование не за конкретных кандидатов, а за партии, весьма слаба непосредственная связь между депутатами и избирателями. Зависимость депутатов от партий может негативно отразиться на деятельности представительных органов.
Кроме того, при пропорциональной
системе может значительно
В некоторых государствах пропорциональные системы предусматривают распределение мандатов только между теми партиями, которые получают более трех-пяти процентов избирателей. Такой барьер установлен законодательством Германии, Испании и Швеции. В России установлен пятипроцентный барьер для политических партий по выборам в Государственную Думу.
Пропорциональная
В послевоенный период началось
становление смешанной
Суть смешанной системы заключается в том, что часть депутатского корпуса избирается по мажоритарной системе, а часть - по пропорциональной. Один голос избиратель отдает за конкретного кандидата, баллотирующегося в данном избирательном округе, другой - за политическую партию.
По способу организации
и проведения к выборам близка
такая форма волеизъявления граждан,
как референдум. В политической практике
- это прямое, непосредственное обращение
к избирателям для
На общенациональный референдум
глава государства или
Референдум может проводиться и в отдельных регионах по проблемам местного значения - таким, как введение дополнительного налога, поступающего в городской бюджет, проект застройки нового квартала, строительство автомагистрали и т. п. Особенно широкое распространение местные референдумы получили в США и Швейцарии.
Принятым на референдуме
считается то решение, за которое
проголосовало большинство
Практика выявила слабые
стороны референдума как
Для последних десятилетий характерно усиление роли рациональных, прагматических мотивов в подходе к политическим проблемам. Люди весьма критически оценивают программы и партийные лозунги, деятельность политических лидеров. Резкое неприятие вызывают моральная нечистоплотность политиков, нарушения законности, злоупотребления партийного и государственного аппарата.
Рациональной оценке подвергаются
и устоявшиеся формы
Демократические, свободные
и периодические выборы в органы
государственной власти, органы местного
самоуправления, а также референдум
являются высшим непосредственным выражением
принадлежащей народу власти. Государством
гарантируются свободное
В 1993 году вопросы избирательного права регулировались посредством указов Президента России. Смешанная избирательная система выборов депутатов Государственной Думы появилась именно в этот период.
Принятие Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года положило начало обновлению всей российской правовой системы. Переход к новым демократическим институтам народовластия потребовал разработки нормативно-правовой базы проведения референдума и свободных выборов - высших непосредственных форм осуществления народом своей власти. В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации "Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности".
Статья 32 Конституции России
предоставляет гражданам
В соответствии с действующим
законодательством выборы являются
обязательными, периодическими и проводятся
в сроки, установленные Конституцией
Российской Федерации, федеральными законами,
конституциями (уставами), законами субъектов
Российской Федерации, уставами муниципальных
образований. Гражданин Российской
Федерации участвует в выборах
на основе всеобщего равного и
прямого избирательного права при
тайном голосовании. Участие гражданина
Российской Федерации в выборах
и референдуме является свободным
и добровольным. Никто не вправе
оказывать воздействие на гражданина
Российской Федерации с целью
принудить его к участию или
неучастию в выборах и
В результате обобщения и анализа опыта избирательных кампаний была разработала комплексная программа совершенствования и развития законодательства о выборах, которая была полностью реализована путем разработки и принятия соответствующих федеральных законов.
Федеральный закон от 11 июля 2001 года "О политических партиях" заложил основы современной партийной системы Российской Федерации, установил требования к политическим партиям и обеспечил им статус основных участников избирательного процесса.
Федеральный закон от 12 июня
2002 года "Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации" принципиально
усовершенствовал правовую базу выборов
и референдумов. Ряд статей этого
закона касается повышения роли партий
в избирательном процессе. Вводится
пропорциональная система выборов
депутатов законодательных
В соответствии с новым
Федеральным законом об основных
гарантиях были разработаны и
приняты качественно новые
Важным шагом, логически
завершающим программу
Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации существует прошедшая этапы становления и совершенствования, нацеленная на дальнейшее развитие демократических институтов нормативно-правовая база проведения выборов и референдумов, соответствующая международным избирательным стандартам.
Заключение
Избирательное право образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации, один из наиболее значимых его институтов и регулирует такие общественные отношения, которые складываются, например, при выборах Президента Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления. Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.
Многообразие избирательных
Установление той или иной избирательной
системы есть результат субъективного
выбора, который нередко определяется
соотношением политических сил в
законодательном органе. Те или иные
способы определения итогов выборов
часто оказываются более