Исламизация Европы-угрозы минимые и реальные

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2015 в 14:50, научная работа

Краткое описание

В Западную Европу ислам пришел всего несколько десятилетий назад. До конца 1940-х гг. мусульман здесь практически не было или было совсем немного (больше всего во Франции – 120 тыс. в середине 1920-х гг.). Начало первой волны азиатских и африканских мигрантов в Западную Европу принято связывать с двумя факторами: политикой бывших метрополий, традиционно принимающих с начала 1950-х годов жителей своих бывших колоний (Великобритания, Франция, Испания, Португалия) и политикой стран-импортёров трудовой миграции (Германия, Швеция, Нидерланды, Дания).

Вложенные файлы: 1 файл

Перманова Б.Б-Исламизация Европы.docx

— 19.91 Кб (Скачать файл)

       Однако «в европейском общественном  сознании за джихадом закрепилось, в первую очередь, представление  как о «джихаде меча», тогда  как, согласно Корану и сунне, это понятие является многозначным». Подтверждением сказанному выступает, в частности, то, что в ортодоксальном  исламе институт «джихада» не  входит в число пяти «столпов»  веры («аш-шахада» - исповедание веры; «ас-салат» - молитва; «ас-саум» - пост; «аз-закят» - налог в пользу бедных; «ал-хаджж» - паломничество).

       В различных идейных течениях  ислама (традиционализм, модернизм, фундаментализм) понятие джихад также воспринимается  по-разному.

Современный турецкий традиционалист Харун Яхья под джихадом «в полном смысле слова» видит «любого рода идейную борьбу с антирелигиозными, атеистическими, богопротивными учениями» .

В свою очередь, фундаменталисты рассматривают джихад, прежде всего, как вооруженную борьбу.   Джихад является непременным атрибутом практически всех современных идеологических доктрин исламских радикалов (исламистов).

      Джихад – это одно из понятий, которым наиболее часто злоупотребляют  из-за непонимания его истинного  смысла. Слово «джихад» происходит  от арабских слов «джахд» или  «джухд», которые означают «старание, усердие, усилие». Слово же «муджахид» (или «моджахед» в русскоязычном  употреблении) означает человека, который  прилагает усилия и предельно  усердствует на пути Аллаха  до изнеможения.

 

Способы снижения  высокой  степени  политизации ислама и распространения джихадизма

 

     Основными способами   снижения  степени  политизации  ислама  и  предотвращения распространения  джихадизма и  радикализма  должны  быть следующие меры :

   1) сочетание  идей  «открытого  ислама»  с  воспитанием  и  опорой  на  категорию  семьи ;

   2) практика  детерминированного  консенсуса ;

   3) разграничение  понятий «психология  веры» и  «психология войны»;

   4)  поддержка трансформистского  курса  с тем, чтобы обеспечить механизмы  равного участия исламского мира  в международных делах, содействие  раскрытию потенциала исламского  мира и внесению им своего  вклада в дальнейшее развитие  человечества с тем, чтобы помочь  ему преодолеть внутренние деструктивные  явления;

   5) выявление  в общем потоке исламских политических  идей и теорий тех сил, которые  могут сбалансировать довольно  заметный рост авторитарных и  радикальных концепций и составить  «полюс умеренности»;

   6) урегулирование  региональных конфликтов типа  палестинского или кашмирского;

   7)  отказ от «двойных стандартов»  в политике по отношению к  исламскому миру и от создания  из мусульман «образа врага»;

   8)  отказ от «экспорта демократии»  в исламский мир извне;

       Говоря о практике детерминированного  консенсуса ,  подразумеваются  следующие :

   1) конфликты , возникающие  из-за политизации ислама и распространения исламизма , должны урегулироваться  не насильственными методами , а на основе переговорных процессов и признания принципа взаимной ответственности конфликтующих сторон ;

   2) эти переговоры  должны включать ряд «детерминант» , общих для всех религий. Такой «постоянной» я считаю категорию семьи. Семья – это база для воспитания ценностей и жизненных установок личности. Для мусульман данная категория имеет огромное значение. Чтобы молодой мусульманин не попал под влияние различных экстремистских организаций , необходимо обеспечить стабильный уровень жизни для его семьи  , обеспечить этого человека  высоким уровнем образования и просвещения, расширить круг занятости для него ;

   3) противоречия , связанные с политизацией ислама и превращением этой веры в политическое оружие , должны регулироваться  на основе международного права и  норм  исламского шариата.

 

Ислам и Европа.

 

     Европейские экономические системы  должны  создать больше рабочих  мест  и гарантировать , что мусульмане  смогут  честно   бороться  за  их  получение. Недавно проведённые  опросы показали  , что  наибольшее  беспокойство  у  мусульман  в  Великобритании , Франции , Германии  и  Испании  вызывает  именно  безработица. Жилищные  условия –  ещё  один  источник недовольства. Но попытка  исправления  ситуации  при  помощи  государственных  расходов станет  дополнительным  бременем для  и  без  того  перегруженного бюджета; если  же  это  будет  делаться  за счёт  «коренного  населения» , это  может  привести  к  росту  числа  голосов , отдаваемых  за  популистские  антииммигрантские партии.

     Проблема  Европы  с  её  мусульманами  иммигрантского  происхождения  никуда  бы  не  исчезла , как  мне кажется , даже  если  бы  существовало  независимое палестинское  государство., и если бы  США  , Великобритания  и ряд других  европейских  стран  не  вторглись  в Ирак . Палестинская  проблема  и вторжение  в  Ирак  только  укрепили  у европейских  мусульман  чувство  глобальной  жертвы .Это  особенно  видно  по  личным  историям  исполнителей  терактов  в  Мадриде (2004г.) и Лондоне(2005г.).Создание  работающего  палестинского  государства  и вывод  западных  войск из  Ирака  , по  крайней   мере , смогут  устранить   два  дополнительных   источника недовольства  . Нападение  на ещё одну  мусульманскую  страну  , вроде  Ирана , только  усилит его.

     В  отношениях   с  исламом    имеет  смысл  поддерживать  те  версии  ислама , которые  совместимы  с  основными  принципами  современной  либеральной и  демократической  Европы. И здесь можно  опереться  на  исламских реформаторов , вроде  Тарика Рамадана, утверждающего ,

что« правильно  понятый ислам не  противоречит  демократической Европе».

     Если  в  период существования  колониальной   системы   политизация  ислама   являлась  реакцией  исламского  населения  на  процесс  колонизации  , угнетение со стороны  империй  и являлась , таким  образом ,  методом  национально-освободительной  борьбы  и обретения  независимости,  то на современном этапе  развития  международных  отношений  политизация  мусульманской  религии  - это  своеобразный «ответ» мусульман  на  процессы  демократизации  и  глобализации , и что ещё  страшнее . сегодня  ислам  используется  как  эффективное  и  грозное  политическое оружие   в  руках  правительств  как  мусульманских  стран , так  и  стран Запада.

       В современных международных  отношениях  политизации ислама  проходит в двух формах :

   исламские  лозунги используются  для  достижения  политических  целей;

   использование  ряда  положений Корана  для  оправдания  насильственных  и  террористических   действий.

      Политический ислам — это разнообразные  движения, в той или иной форме  выражающие устремления различных  социальных групп в различных  странах исламского мира.

         Сегодня   в  большинстве мусульманских  стран  с   выходом  на политическую  арену социальных    групп, чья   жизнь   оказалась   дезориентирована,   нарушена     в   результате  модернизации,  быстрых    социальных     и    общественных    перемен,   связано      явление политизации   ислама.  Это — своего  рода   радикальный   ответ   мусульманского   мира на вызовы,  рождаемые  современным  развитием.     

        Способы  снижения  степени  политизации  ислама  и  предотвращения распространения  джихадизма и  радикализма :

  1) сочетание  идей  «открытого  ислама»  с  воспитанием  и  опорой  на  категорию  семьи ;

   2) практика  детерминированного  консенсуса ;

   3) разграничение  понятий «психология  веры» и  «психология войны»;

   4)  поддержка трансформистского  курса  с тем, чтобы обеспечить механизмы  равного участия исламского мира  в международных делах, содействие  раскрытию потенциала исламского  мира и внесению им своего  вклада в дальнейшее развитие  человечества с тем, чтобы помочь  ему преодолеть внутренние деструктивные  явления;

   5) выявление  в общем потоке исламских политических  идей и теорий тех сил, которые  могут сбалансировать довольно  заметный рост авторитарных и  радикальных концепций и составить  «полюс умеренности»;

   6) урегулирование  региональных конфликтов типа  палестинского или кашмирского;

   7)  отказ от «двойных стандартов»  в политике по отношению к  исламскому миру и от создания  из мусульман «образа врага»;

   8)  отказ от «экспорта демократии»  в исламский мир извне;

   9)  поддержка  процесса формирования  механизмов политической эволюции  исламских политических движений  трансформистской направленности, выражающих интересы и культурную  идентичность самых различных  слоев мусульманского социума, в  открытые гражданские институты, которые бы действовали в том  числе на мировой арене.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1) Священная книга мусульман – Коран ( в переводе на русский язык );

2) Сунна пророка Мухаммада ( в переводе на русский язык) ;

3) Бартольд В. В. Культура мусульманства .- М. , 2005 ;

4) Гареева Г. Исламский фундаментализм и опыт государственного строительства  в Пакистане. – М.,ИНИОН , 2001;

5)   Джемаль Г.Д. Исламский проект: борьба за историю // Исламская интеллектуальная инициатива в XX в. / Под ред. Джемаля Г.Д. - М, 2005. – 7 с.;

6) Ирмияева Т. Ю. История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты. – М. , 2007 ;

7) Малашенко А. В. Исламская альтернатива и исламистский проект. М., 2006;

8) Фуллер  Грэхем «Будущее политического ислама». - 2004 

9) Хасан М. Бальюзи «Мухаммад и развитие Ислама» . – Тегеран , 2002 ;

 


Информация о работе Исламизация Европы-угрозы минимые и реальные