Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 20:42, доклад
В России политическая мысль имеет длительную историю. Первый русский политический трактат «Слово о Законе и Благодати» был написан первым киевским митрополитом русского происхождения Иларионом еще в XI веке. В нем Иларион утверждает, что закон должен служить истине и благодати. Сущность государства для него – в божественной воле, а князь – ставленник Бога, власть которого должна основываться на законе. Высшая цель государства – благо всех подданных. Главная задача государства – обеспечение мира, предотвращение войн и наилучшая организация управления. В «Повести временных лет» (начало XII в.) и в «Слове о полку Игореве» (конец ХII в.) – содержится призыв к преодолению междоусобной борьбы, достижению единства русской земли.
История политической мысли в России
В России политическая мысль имеет длительную историю. Первый русский политический трактат «Слово о Законе и Благодати» был написан первым киевским митрополитом русского происхождения Иларионом еще в XI веке. В нем Иларион утверждает, что закон должен служить истине и благодати. Сущность государства для него – в божественной воле, а князь – ставленник Бога, власть которого должна основываться на законе. Высшая цель государства – благо всех подданных. Главная задача государства – обеспечение мира, предотвращение войн и наилучшая организация управления. В «Повести временных лет» (начало XII в.) и в «Слове о полку Игореве» (конец ХII в.) – содержится призыв к преодолению междоусобной борьбы, достижению единства русской земли.
В период образования и утверждения централизованного Российского государства с центром в Москве (ХIV – ХVI вв.) политическая мысль России сосредоточилась на таких проблемах, как происхождение и роль Российского государства и взаимодействие духовной и светской власти. Особо яркое проявление это нашло в концепции «Москва – Третий Рим», изложенной в посланиях монаха Филофея (конец ХV – начало XVI в.). Согласно этой теории Москва после Рима и Византии становится мировым центром православия (истинной веры), которое Русское государство призвано защитить. Во власти царя, наместника Бога, Филофей совмещает духовную и светскую власть. Он ограничивает духовную власть и возвышает светскую, рассматривая церковь как одно из ведомств государства.
Общей идеей средневековой политической мысли, была идея об особой роли России как единственной в мире страны, сохранившей правую веру. Представление это было очень величественно, но и весьма ответственно. Ведь если истина сосредоточена у нас, а весь окружающий мир духовно «изрушился», то, строя свое государство, мы, русские, должны идти каким-то совершенно своеобразным путем, а на чужой опыт опираться лишь в очень ограниченной степени - как на опыт отрицательный. Не трудно понять, что такой подход был чреват опасностью самоизоляции, косности и застоя. Однако реальная жизнь, насущные потребности государства рано или поздно ломают любые препятствия на своем пути, а сковывающие развитие идеологические схемы постепенно уходят в прошлое. В России это особенно было заметно в XVIII в.
В XVII – XVIII вв. политическая мысль России была занята обоснованием необходимости абсолютной монархии. Мыслители – Феофан Прокопович (1681-1736), Василий Татищев (1686-1750) и др. – говорили о необходимости просвещенной монархии. В это же время с позиций радикальной критики крепостничества и самодержавия впервые в России выступил Александр Радищев (1749–1802). Он не верил в возможность просвещенного абсолютизма и был сторонником республиканской формы правления. Его радикально-демократические взгляды оказали сильное влияние на политическую мысль ХIX в.
Для политической мысли России XIX в. был характерен напряженный поиск путей разрешения острых социально-экономических и социально-политических проблем, преодоления отставания России от европейских стран. Уже в начале века в России усилились антифеодальные, антикрепостнические настроения. Это нашло свое отражение в усилении позиций политического либерализма, приверженцем которого был Михаил Сперанский (1772-1839). Он был противником крепостного права, придерживаясь идеи естественных прав человека, выдвинул предложение о создании Государственной Думы как законодательного органа в рамках конституционной монархии, где император обладал бы высшей исполнительной властью, а Сенат – высшей судебной. М.М. Сперанский был сторонником реформ сверху. Политические идеи декабристов Павла Пестеля (1793-1826) и Николая Муравьева (1795-1843) нашли свое отражение в проектах коренного преобразования общественно-политической жизни России. Общим для них было решительное отрицание феодализма, сословности, крепостничества и царского самодержавия, отстаивание гражданского равноправия. Ставку декабристы сделали не на верхушечные реформы, а на восстание. Они отстаивали идею народного суверенитета, считая народ источником верховной власти.
Существенный вклад в историю российской политической мысли внесла происходившая в 30-40-е гг. XIX в. полемика между западниками и славянофилами. Если первые призывали в преобразовании страны широко использовать опыт Западной Европы, то вторые говорили о том, что Россия не вполне европейская страна и у нее должен быть свой путь развития. Для славянофилов было характерно критичное отношение к Западу, в том числе и к западному парламентаризму. Они были сторонниками сохранения самодержавия в сочетании с расширением свободы и самоуправления народа. Они верили в возможность единения народа и монарха, олицетворяющего народную волю.
Отступление Никола́й Гаври́лович Черныше́вский (1828-1889)
Основным выводом, который сделал Н.Чернышевский, как и другие революционные демократы, был вывод о необходимости народной революции и перехода к социализму. Он, как и Герцен, мечтал, чтобы Россия миновала стадию капитализма, однако в отличие от Герцена, не считал общину уже готовой ячейкой социализма, считал, что общинное земледелие должно быть дополнено коллективным ведением хозяйства и что социализм возникнет из развития кооперации в промышленности и земледелии. Формой такой кооперации он считал промышленно-земледельческие товарищества.
В своих воззрениях на государство и право Н.Г.Чернышевский выдвинул ряд важных положений. Он справедливо полагал, что государство складывается одновременно с появлением частной собственности, хотя и не видел, что оно возникает в связи с разделением общества на классы. Он высказал мысль о возможности отмирания государства, хотя и не связывал эту возможность с отмиранием классов, а лишь с полным удовлетворением потребностей людей. Он дал резкую критику буржуазной демократии, заявляя, что в Англии «...великолепный спектакль парламентского правления почти постоянно оказывается чистою комедиею». Он обосновал необходимость установления в ходе революции демократической республики с развитым местным самоуправлением, указывал при этом, что для проведения политических и экономических преобразований необходим длительный переходный период.
В национальном вопросе Н.Г.Чернышевский безоговорочно отстаивал принцип верховной власти народов располагать своей судьбой. Каждый народ имеет право отделиться от государства, к которому он не хочет принадлежать. Наиболее приемлемой формой государственного устройства многонационального государства он считал федерацию. «Кто принимает федеративную мысль, тот находит разрешение всех запутанностей». Вхождение в федерацию должно быть добровольным, а сама федерация может быть основана только на равноправии наций.
Творчество Н.Чернышевского было вершиной революционного демократизма в России. В 70-х годах революционный демократизм выступил в форме революционного народничества.
Конец отступления
Политическая идеология русских революционных демократов Виссариона Белинского (1811- 1848), Александра Герцена (1812-1870), Николая Чернышевского (1828-1889), Николая Добролюбова (1836-1861) в революционном отрицании самодержавного крепостнического строя шла дальше проектов декабристов, так как содержала в себе отрицание эксплуатации в целом, капиталистических порядков, выражала социалистические идеалы. Радикализм революционных демократов был продолжен в теориях революционных народников Петра Лаврова (1823 – 1900), Павла Ткачева (1844-1885), теоретика анархизма Михаила Бакунина (1814-1876).
Консервативно-охранительное направление русской политической мысли в XIX в. представляли Константин Леонтьев (1831-1891), Николай Данилевский (1822-1885), Федор Достоевский (1821-1881), Константин Победоносцев (1827-1907). Общим для них являлось отрицательное отношение к Западу, к идеям революционного преобразования страны, своеобразная романтизация прошлого и настоящего России.
Отступление Новгородцев Павел Иванович (1866-1924)
Вокруг Новгородцева как учёного и его идей сложилась школа философии права и социальных философов: его учениками были И.А.Ильин, Б.П.Вышеславцев, идеи разрабатывались С.Л.Франком и др. Главный труд Новгродцева - первый том задуманной им трилогии «Об общественном идеале» - посвящен анализу идей К.Маркса и его последователей, где Новгородцев доказывал наличие в марксизме двух абсолютно несовместимых комплексов идей - основанного на научном анализе эволюционного учения об обществе и псевдорелигиозности революционного учения.
После Февральской революции 1917 года, которую Новгородцев встретил с тревогой, на 8-м съезде партии (май) вновь избран членом ЦК. Поддержал П.Н.Милюкова в том, что единств, «путь отрезвления - физическая сила», выражал надежду, что к осознанию этого придут и министры-социалисты: «они быстро учатся», начинают «понимать элементарные истины». Предлагал припугнуть социалистов уходом кадетов из правительства. В июле настаивал на твёрдости и неуступчивости по отношению к социалистам, пользуясь готовностью А.Ф.Керенского принять любые условия Партии Народной Свободы. На 9-м съезде партии (июль) заявил, что кадеты никогда не вступят в кабинет, проводящий соц. курс: по его словам, будущее России зависит от того, удастся ли «сдержать» социалистов и создать правительство, основанное на подлинно национальной программе.
Конец отступления
Либеральные идеи во второй половине XIX – начале ХХ вв. в России развивали Максим Ковалевский (1851-1916), Борис Чичерин (1828-1904), Лев Петражицкий (1867-1931), Павел Новгородцев (1886-1824) и др. Они были сторонниками следования России по пути, проложенному передовыми странами Запада.
Социалистическая политическая доктрина была в России представлена во многих вариантах. Продолжателем народнической теории общинного социализма явилась эсеровская идеология социалистов-революционеров. Марксистский социализм был представлен в России как умеренным реформистским крылом (меньшевики), ярким представителем которого был Георгий Плеханов (1856-1918), так и революционным леворадикальным направлением (большевики), во главе которого стоял Владимир Ленин (1870-1924). В. Ленин оставил много оригинальных идей политологического характера. Им создана концепция партии нового типа, учение о революционной ситуации («когда низы не хотят жить по-старому, а верхи не могут управлять по-старому») и др. В работе «Государство и революция» он писал о происхождении, сущности и типах государства, охарактеризовал условия его отмирания.
Таким образом, в России был представлен весь возможный спектр политических теорий. Однако в силу остроты социально-экономических проблем в России, доведенных до крайней степени затянувшейся первой мировой войной, и неспособности правящей политической элиты овладеть ситуацией на практике была реализована леворадикальная марксистская социалистическая политическая доктрина. Основной идеей этой доктрины являлся тезис о необходимости установления диктатуры пролетариата, на основе которой должно быть построено социалистическое общество, где ликвидируются частная собственность и рыночные отношения.
После Октябрьской революции 1917 г. вплоть до середины 80-х гг. прошлого века политическая мысль России развивалась в изоляции от мировой политической науки. Политологии как самостоятельной науки в России, являвшейся ядром Советского Союза, не существовало: политология рассматривалась как буржуазная лженаука. Политические проблемы обсуждались в рамках исторического материализма, научного коммунизма, истории КПСС, теории государства и права. Политическая мысль развивалась в жестких рамках марксизма-ленинизма. Политологические идеи иного характера развивались русскими эмигрантами. Среди них можно назвать появившуюся в 20-30-е годы концепцию евразийства. Евразийцы считали, что Россия – страна особой культуры, отличной от европейской, поэтому она не должна в организации политической жизни слепо заимствовать политические идеи, институты Запада, а искать свой особый путь. Эта концепция и в наши дни активно обсуждается научной общественностью. В ходе реформирования общества, начавшегося в конце прошлого века, российская политическая мысль, преодолев изоляцию от мировой политической мысли и рамки марксистской доктрины, стала развиваться на основе идеологического и теоретического плюрализма. Исследователи политической жизни успешно овладевают передовыми достижениями мировой политической теории. В ряде университетов страны готовят специалистов в области политических наук. Было начато присвоение ученых степеней кандидата и доктора политических наук. В настоящее время российская политическая наука охватывает широкий спектр исследований – от философии политики до конкретных прикладных политологических разработок.
Бердяев Николай Александрович (1874-1948)
Выдающийся русский мыслитель, публицист, философ, историк, критик коммунизма. Испытал влияние таких разных мыслителей, как И.Кант, К.Маркс, Ф.Ницше, В.Соловьев, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский. Пережил достаточно глубокое увлечение марксизмом и неокантианством. В 1898 году за пропаганду социалистических идей был арестован, исключен из университета и отправлен в ссылку в Вологодскую губернию. В тот период приобрел известность, как «критический марксист». Однако затем переходит к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма. Первая его теоретическая статья уже содержала критику ортодоксального марксизма, т.к. он стремился исходить из объективных знаний об обществе, придерживаясь общечеловеческих ценностей, не сковывая себя классовой идеологией. Постепенно отошел от социал-демократии, участвовал в сборнике «Вехи» (1909). В этом издании вместе с другими авторами Бердяев высказывал беспокойство по поводу катастрофических последствий тотальной идейной борьбы в России. В публикациях 1910-х гг. заявил о себе как глубокий религиозный философ. Бердяев в ряде работ пытается «очистить» «вечную правду» христианства от искажений, привнесенных церковью. Не бытие в основе его миропонимания, а свобода. Основные сочинения Бердяева: «Философия свободы», «Смысл истории», «Истоки и смысл русского коммунизма» и др.
В годы Первой мировой войны появилась серия статей о русском национальном характере, которые он затем собрал в сборнике «Судьба России». Рассуждая об особенностях русского народа, Бердяев выделяет в качестве главной из них антиномичность, т.е. сочетание противоположностей в характере. Так, русский народ, указывает Бердяев, является одновременно и самым анархичным, безгосударственным, и, в то же время, наиболее бюрократизированным и склонным к обожествлению власти. Русские, по его мнению, являясь самым терпимым и нешовинистическим народом, сочетают эти качества с самыми дикими проявлениями национальной ограниченности. Наконец, свойственное русским вольнолюбие, стремление к свободе духа, неприятие мещанской ограниченности, вполне уживаются с тем, что Россия – «страна неслыханного сервилизма».
Бердяев приветствовал Февральскую революцию как народную и резко выступил против Октябрьского переворота, осуждая большевиков за революционный экстремизм и развязанную ими стихию насилия. Величайший гуманист, Бердяев вообще призывал перейти к неполитическим формам совершенствования человеческого общежития через повышение нравственности. Какое-то время он относительно мирно уживался с Советской властью, однако в силу своих взглядов и убеждений рано или поздно должен был стать лицом, неугодным режиму. В 1922 году был арестован, выслан из страны на «философском пароходе», в конце лета 1922 года. За границей написал множество книг, снискал мировую славу. Среди эмигрантов слыл «левым». В 1937 году на немецком и английском языках вышла его книга «Истоки и смысл русского коммунизма».