Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 20:13, доклад
Для того чтобы лучше уяснить предназначение и роль прокуратуры, ее место в системе государственных органов, понять функции, которые она выполняет, сначала важно изучить историю возникновения прокуратуры как государственного органа, ее организации и деятельности, создания органов прокуратуры в дореволюционной России, а затем в СССР и в Российской Федерации. Основателем прокуратуры как органа надзора за соблюдением законности в России является Петр I, который проводил активное реформирование всей структуры государственного управления, целенаправленную деятельность по созданию единого централизованного государства.
В соответствии со ст.43 Конституции
СССР 1924 г. при Центральном Исполнительном
Комитете СССР учреждался Верховный
Суд СССР. В составе Верховного
Суда СССР, согласно ст.46 Конституции,
учреждался пост Прокурора Верховного
Суда СССР. Прокурор Верховного Суда СССР
и его заместитель в
В условиях культа личности
Сталина имело место падение
авторитета прокуратуры. В эти годы
вопреки конституционным
Ослаблению законности, нарушениям субъективных прав граждан служило утверждение И. В. Сталина, что главная задача законности в период развернутого строительства социализма, в условиях завершенной ликвидации эксплуататорских классов состоит в охране социалистической собственности от хищений, разворовывания, а не в чем-либо ином.
Это узкое ограничение
законности в дальнейшем на практике
повело к умалению задачи охраны прав
граждан. В деятельности прокуратуры
был допущен резкий крен в сторону
уголовного преследования и обвинения.
Все другие направления деятельности
прокуратуры оказались
Одновременно следует признать, что организационное развитие прокуратуры в то время не избежало бюрократических извращений, присущих другим союзным учреждениям. Централизация органов прокуратуры, необходимая для осуществления надзора за исполнением законов, приобрела со временем чрезмерный характер. Это отрицательно отражалось на деятельности Прокуратуры Союза ССР, республиканских прокуратур и подчиненных им прокуроров.
Процесс централизации прокуратуры и превращения ее в единую систему был полностью завершен лишь в 1936 году.
Конституция СССР 1936 г. впервые
закрепила основы прокурорского
надзора на высшем уровне законодательства
(Конституция СССР 1923 г. только упоминала
о Прокуратуре Верховного Суда СССР
в главе «О Верховном Суде СССР»
- ст.46, а также ст.63). Пять статей Конституции
(113-117) закрепили задачу высшего надзора
за точным исполнением законов (впервые
появился термин «высший» применительно
к прокурорскому надзору), систему
прокуратуры, порядок назначения прокуроров
и принцип независимости
В годы Великой Отечественной войны деятельность прокуратуры была подчинена общей задаче - победе над немецким фашизмом.
Высококвалифицированные прокуроры
и следователи принимали
В послевоенное время усилия
органов прокуратуры были направлены
на укрепление законности в сфере
экономики. Потребовалось перестроить
работу органов прокуратуры, чтобы
обеспечить соблюдение законности в
промышленности, в сельском хозяйстве,
на транспорте. На первый план выдвигались
задачи по обеспечению сохранности
народного добра, соблюдению режима
экономии средств и ресурсов. Стало
значительно больше уделяться внимания
надзору за соблюдением и восстановлением
прав граждан. Так, уже 17 июля 1946 года в
приказе Генерального прокурора
СССР от 17 июня 1946 года № 128 «Об усилении
общего надзора за точным исполнением
законов» были сформулированы задачи
прокуроров в сфере общего надзора,
определены полномочия прокуроров по
устранению нарушений закона, обозначены
основные средства прокурорского реагирования
на установленные нарушения
В целях повышения престижа
и авторитета органов прокуратуры
в решении задач
Положение о прокурорском
надзоре в СССР, утвержденное Указом
Президиума Верховного Совета 24 мая 1956
года, несколько расширило и
Надо отметить, что компетенция органов прокуратуры по борьбе с нарушениями законности, в том числе прав граждан, отличалась довольно большой широтой. Прокурорский надзор в тех или иных его формах был направлен против любых нарушений законности, от кого бы они ни исходили (ст.4). Надзор не был ограничен рамками отдельных отраслей государственного строительства и осуществлялся повсеместно на всей территории страны.
Усилению централизации и единства прокурорского надзора способствовала Конституция СССР, принятая 7 октября 1977 года, в которой значительное место было уделено расширению и обеспечению прав граждан, введена специальная глава «Государство и личность», сделана попытка не только провозгласить, но и гарантировать провозглашаемые права.
Характеризуя законодательство
о прокурорском надзоре, принятое в
последующие годы, нельзя не обратить
внимания на то, что с течением времени
в существенной степени расширяются
предмет и пределы
В нем впервые было указано,
что одной из важнейших задач
органов прокуратуры является охрана
от всяких посягательств «социально-
Правозащитная роль прокуратуры получила значительное расширение в восьмидесятые годы с началом провозглашенных реформ. 16 июня 1987 года Президиум Верховного Совета СССР внес изменения и дополнения в Закон «О прокуратуре СССР», подтвердив правозащитную функцию прокуратуры. В частности, в ст. 1 Закона были внесены дополнения о том, что, осуществляя надзор за исполнением законов, прокуратура должна добиваться, чтобы все перечисленные в статье государственные органы, общественные организации, должностные лица действовали на основе законности, «обеспечивали в соответствии с предоставленными им правами и возложенными на них обязанностями охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан. Требования прокуроров об устранении нарушений законов, предъявленные в установленном порядке, обязательны для исполнения» Бессарабов В.Г.Советская прокуратура (1922-1991 гг.)//Журнал российского права. 2002. № 12. С. 38..
Повышению роли и значения
прокурорского надзора за точным
и единообразным исполнением
законов в государстве в
Как видим, в сфере внимания
законодателя неизменно находились
проблемы прокурорского надзора, его
пределы, полномочия прокуроров, правовые
средства прокурорского реагирования,
а также обязанности субъектов
надзора. Однако реальности государственной
и общественной жизни в рассматриваемый
период были таковы, что большая
или меньшая степень
В должной мере права человека не могли защитить и судебные органы. В течение нескольких десятилетий в судебной системе нарастали негативные тенденции. Судьи утрачивали независимость, усиливалось давление на них, участилось прямое вмешательство в правосудие. В целом судам отводилась второстепенная роль в системе правоохранительных органов.
3. Развитие прокуратуры в постсоветский период
Характеризуя законодательство о развитии прокурорского надзора, принятое в конце 80-х -- начале 90-х гг., нельзя не обратить внимание на то, что в это время существенно расширяется предмет и пределы прокурорского надзора. В связи с этим следует сослаться на Закон СССР, принятый Съездом народных депутатов СССР 26 декабря 1990 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления», которым в предмет прокурорского надзора были включены законность деятельности местных Советов народных депутатов, политических партий и массовых движений.
Были внесены также
изменения в ст. 166 Конституции, регулирующую
порядок назначения и подотчетность
прокуроров республик. Было установлено,
что прокуроры республик
Были внесены коррективы и в ст. 168 Конституции СССР относительно того, что организация и порядок деятельности органов прокуратуры определялись законодательством Союза ССР и союзных республик.
История прокуратуры была бы неполной, если бы в ней не нашла отражения роль Закона «О прокуратуре СССР», принятого 30 ноября 1979 г. Верховным Советом СССР с целью усиления прокурорского надзора.
В Законе «О прокуратуре СССР» получил закрепление принцип демократизации и гласности в деятельности органов прокуратуры, что было особенно важно в деле установления нарушений закона и устранения причин и условий, способствовавших этим нарушениям. Были расширены пределы прокурорского надзора за исполнением законов, что способствовало усилению охраны прав и законных интересов граждан.
Для прокуроров и следователей было важно, что законодатель не только предусмотрел конкретные формы реагирования на установленные нарушения закона (протест, представление, постановление), но и определил их структуру, содержание и реквизиты. Это обеспечивало единство в реагировании прокуроров на установленные нарушения закона.
Закон закрепил императивный
характер полномочий прокурора по устранению
установленных нарушений
Весьма существенные дополнения
в Закон «О прокуратуре СССР»
были внесены Указом Президиума Верховного
Совета СССР от 16 июня 1987 г. «О внесении
изменений и дополнений в Закон
СССР «О прокуратуре СССР». Указом были
введены в обиход прокурорского
надзора такие средства прокурорского
реагирования на установленные нарушения
закона, как предписание и
В связи с новыми задачами,
возникшими перед органами прокуратуры
в 1988-1990 гг. (развитие кооперативного движения,
создание акционерных обществ, внедрение
иностранного капитала в промышленность
и в сельское хозяйство СССР, конверсия
военной промышленности и т.д.), был
существенно трансформирован
Информация о работе История создания и развития Российской прокуратуры