К.Маркс и Ф.Энгельс о политике и государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 12:39, контрольная работа

Краткое описание

В разработке основных разделов марксизма - политической экономии капитализма, материалистического понимания истории и теории социализма - приоритет, безусловно, принадлежал Марксу, а Энгельс играл роль «второй скрипки». Энгельс, как и Маркс, является одним из основоположников материалистического понимания истории. Энгельс совместно с Марксом предпринял диалектико-материалистическую переработку буржуазной политической экономии. Создав вместе с Марксом диалектический материализм, материалистическое понимание истории и научный коммунизм, Энгельс в ряде своих произведений в строго систематизированной форме изложил марксизм как цельное мировоззрение, показал его составные части и теоретические источники.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
1.Политические взгляды Маркса и Энгельса………………………………...3
2.Происхождение государства (по работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства»)……………………………...9
3.Политико-правовые взгляды К. Маркса. Государство и право как часть идеологической надстройки общественно-экономической формации организации общества………………………………………………………..13
Заключение…………………………………………………………………….16
Список используемой литературы…………………………………………..18

Вложенные файлы: 1 файл

Политология - копия.docx

— 45.29 Кб (Скачать файл)

3.Политико-правовые взгляды К. Маркса. Государство и право как часть идеологической надстройки общественно-экономической формации организации общества.

К. Маркс в своих произведениях  рассматривал государство и право  как надстроечные явления по отношению  к базису, т.е. экономическим отношениям общества. Базис – это производственные отношения, зависящие от производительных сил. Маркс писал, что в ходе общественного  производства своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения –  производственные отношения, которые  соответствуют определенной ступени  развития производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается  политическая и юридическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни  общества. Государство и право как части надстройки всегда выражают волю и интересы класса, который экономически господствует при данном способе производства, т.е. господствующего класса. При этом все способы производства являются прогрессивными. Маркс считал, что государство и право в качестве надстроечных институтов играют активную, относительно самостоятельную роль. Маркс отмечал, что если взять определенную ступень развития производства, то мы получим определенное гражданское общество. А если взять определенное гражданское общество, мы получим определенный политический строй, который является лишь официальным выражением гражданского общества. Таким образом, не только государство определяет гражданское общество, но и гражданское общество определяет государство. Классовая сущность государства и права.

Маркс всегда придавал большое значение раскрытию классовой сущности государства  и права. В процессе развития одна общественно-экономическая формация сменяет другую в результате борьбы классов и социальной революции. Это происходит тогда, когда постоянно развивающиеся производительные силы вступают в противоречие с существующими производственными отношениями. После изменения способа производства происходит переворот и в надстройке. Государство возникает в результате раскола общества на антагонистические классы. Классы – это большие группы людей, с разными интересами, различающиеся по их отношению к средствам производства. Класс в полном смысле осознаёт себя как особую социальную группу со своими собственными интересами. Наиболее важной формой выражения классового самосознания является политическая партия.  
Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, где классовые противоречия не могут быть устранены без вмешательства третьей силы. В свою очередь классовая борьба неизбежно ведёт к диктатуре одного класса. В результате борьбы между буржуазией и пролетариатом, рано или поздно, будет установлена диктатура пролетариата. И эта диктатура сама по себе станет переходом к уничтожению всяких классов и к обществу без классов, а значит, и без государства. Маркс считал, что государство в конечном итоге должно исчезнуть. Этот процесс он считал абсолютно неизбежным.  
Но пока государство есть, класс, занимающий господствующие позиции в экономике стремится закрепить своё господство и в политике, завоевать государственную власть. Таким образом, государственная власть это организация, особый аппарат насилия господствующего класса. И этот класс навязывает через идеологию свои собственные интересы, которые она представляет как всеобщие. Поэтому, право – это возведённая в закон воля господствующего класса. В этом определении подчеркивается классовая сущность права, смысл которого: право выражает волю экономически и политически господствующего класса. Содержание воли господствующего класса, выраженной в праве определяется в конечном счете господствующим способом производства. В этом смысле, как писали Карл Маркс и Фридрих Энгельс, право не имеет собственной истории, ибо его история неразрывно связана с возникновением и развитием классового общества. Вместе с тем право, как и другие надстроечные категории участвует в историческом процессе. Классово-волевой характер права заключается в том, что оно не только активно воздействует на общественные отношения, но и содействует их закреплению, охране, развитию в интересах господствующего класса. В этом назначение права. Государство гарантирует реализацию права, охраняет его от нарушений: право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права. С помощью права правящий класс или правящие классы определённым образом регламентируют отношения и поведение людей и их коллективов, закрепляют в качестве обязательного, охраняемого законом тот строй общественных отношений, который отвечает интересам этих классов. Маркс пишет, что представление о праве как отношениях равенства при буржуазном строе – фикция. Равенство формально. Реальной свободы нет. Отсутствие частной собственности у бедняков лишает их свободы и равенства. Любопытные соображения о праве содержатся в «Критике Готской программы». Так как добиться сразу полного удовлетворения материальных потребностей, а значит, и полного материального равенства не удастся, будет действовать правило: «от каждого – по способностям, каждому по труду». Внешне это напоминает товарообмен при капитализме. Действует принцип эквивалента. Маркс пишет, что право этого периода (переходного периода диктатуры) остается втиснутым в буржуазные рамки, характеризует его как буржуазное. Тем не менее оно необходимо как регулятор меры труда и потребления. Лишь на высшей стадии коммунизма станет возможным «совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права». Таким образом, будет действовать принцип «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям». Следовательно, необходимость в праве и государстве отпадет. 
 
 
 
 
 
 
                                                Заключение

Многие из политических идей Маркса и Энгельса развиваются до сих  пор различными социалистическими  течениями, а его методами пользуется политическая наука. Наиболее важными  для политологии являются:

а) понимание политических отношений  как разновидности социальных отношений, трактовка власти как социального  явления;

б) объяснение сущности политики, культуры, духовной жизни, исходя из их обусловленности социально-экономической средой; подход к политике, культуре, духовной жизни как относительно самостоятельным сферам жизни общества;

в) противоречивость политической власти, государства в классовом обществе: с одной стороны, рассмотрение государства  как организации, выражающей определенные интересы всех членов общества (развитие средств коммуникаций, связи, энерго-теплоснабжение, обеспечение правопорядка и т.д.), с другой - государство господствующих классов, орудие сильных, составляющих меньшинство;

г) высокую оценку значения теоретических  знаний, духовной зрелости общества. «Теория  становится материальной силой, когда она овладевает массами».

Сегодня многое из того, что предложили Маркс и Энгельс, переосмысливается  в плоскости реалий ХХ столетия. Например, во всех развитых странах  ощущается и осознается недостаток централизованного управления. Современная  наука в качестве одной из наиболее актуальных выдвинула проблему рационального  сочетания самоорганизации рыночной системы и централизованного  управления со стороны государства. Дальнейшее развитие общества невозможно без этого сочетания, а поэтому  идеи классиков марксизма о государственном  регулировании не лишены смысла. Кроме  этого идея социализма сама по себе ни в коей мере не отвергнута ни наукой, ни практикой жизни Есть еще один важный момент, на который хотелось бы обратить внимание. Маркс обосновал положение, что политические отношения «коренятся в материальных жизненных отношениях». «Ни одна общественная формация, - писал Маркс, - не погибнет раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточного простора, и новые, более высокие производственные отношения никогда не появятся раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах старого общества». Это важное методологическое положение и в современных условиях в качестве основополагающего, признает подавляющее число социологов и политологов в мире, коммунисты и социал-демократы. Создание К. Марксом и Ф. Энгельсом диалектико-материалистической теории государства и права – выдающееся событие во всей многовековой истории политической и правовой мысли. В книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельс доказывал, что государство возникло в результате раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами, и само оно является инструментом господствующего класса и остается машиной подавления эксплуатируемых классов. Ф. Энгельс считал, что государство существует не вечно. Оно исчезнет тогда, когда исчезнут классовые различия между людьми. Уничтожить классы можно только путем пролетарской революции, которая превратит пролетариат в господствующий класс, установит пролетарскую демократию, централизует весь капитал, все орудия производства в руках государства, подчинит производство плану. 
К. Маркс в своей политико-правовой концепции рассматривал государство и право как надстроечные явления по отношению к базису. Государство и право как части надстройки всегда выражают волю и интересы класса, который экономически господствует при данной системе производства. Одна общественно-экономическая формация сменяется другой в результате борьбы классов. Постоянно развивающиеся производительные силы приходят в противоречие с устаревшей системой производственных отношений. После социальной революции происходит переворот во всей громадной надстройке. К. Маркс уделял большое внимание раскрытию классовой сущности государства и права. Так же как и Ф. Энгельс, К. Маркс считал, что государство есть результат раскола общества на антагонистические классы. Само государство - орудие и собственность господствующего класса.  В результате пролетарской революции, считал Маркс, класс трудящихся насильственно ниспровергнет буржуазию: весь капитал, средства производства окажутся в его руках - тогда производительным силам уже не будут препятствовать устаревшие капиталистические производственные отношения, выраженные в институтах государства и права. Сами эти институты утратят свой смысл и неизбежно отомрут. 
                            Список используемой литературы

1.Ленин В.И. Государство и  революция// В.И. Ленин. Полное  собрание сочинений. - 5-е изд. - Т. 33

2. Мальцев В.А. Основы политологии,  учебник для вузов.- М.: ИТРК РСПП ,1998

3. Маркс К.К критике политической  экономии//Маркс К., Энгельс Ф.  Сочинения. - 2-е изд. - Т.13

4. Григорьев П.В. Теоретическая  политология . - Ярославль : Ярославский  государственный университет имени  П.Г. Демидова, 2002

5. Маркс К. Немецкая идеология//Маркс  К., Энгельс Ф. Сочинения. - 2-е изд. - Т.10

6. Зотов В.Д., Зотова Л.В. История  политических учений.- М.: Юристъ , 2005

7. Соловьёв А.И. Введение в  политологию.- М.: Аспект Пресс, 1998

Маркс К. Манифест Коммунистической партии//Маркс  К., Энгельс Ф. Сочинения. - 2-е изд. - Т.7

8. Маркс К. К критике гегелевской  философии права//Маркс К., Энгельс  Ф. Сочинения. - 2-е изд. - Т.9

9. Зотов В.Д., Зотова Л. В. История  политических учений.- М.: Юристъ, 2005

10. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - 2-е изд. Т. 37

11. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е  изд. Т. 21

12. Ойзерман Т.И.Учение К.Маркса  и идея насильственной революции  // К. Маркс и современная философия.- М.: 1999

13. Матузов Н.И. Малько А. В.  Политология для юристов, курс  лекций .-М.: Юристъ, 1999

14. Панарин А.С. Политология, учебник  .- М.: ПБОЮЛ С. М. Грачёв, 2000

 


Информация о работе К.Маркс и Ф.Энгельс о политике и государстве