Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 12:39, контрольная работа
В разработке основных разделов марксизма - политической экономии капитализма, материалистического понимания истории и теории социализма - приоритет, безусловно, принадлежал Марксу, а Энгельс играл роль «второй скрипки». Энгельс, как и Маркс, является одним из основоположников материалистического понимания истории. Энгельс совместно с Марксом предпринял диалектико-материалистическую переработку буржуазной политической экономии. Создав вместе с Марксом диалектический материализм, материалистическое понимание истории и научный коммунизм, Энгельс в ряде своих произведений в строго систематизированной форме изложил марксизм как цельное мировоззрение, показал его составные части и теоретические источники.
Введение…………………………………………………………………………2
1.Политические взгляды Маркса и Энгельса………………………………...3
2.Происхождение государства (по работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства»)……………………………...9
3.Политико-правовые взгляды К. Маркса. Государство и право как часть идеологической надстройки общественно-экономической формации организации общества………………………………………………………..13
Заключение…………………………………………………………………….16
Список используемой литературы…………………………………………..18
3.Политико-правовые взгляды К. Маркса. Государство и право как часть идеологической надстройки общественно-экономической формации организации общества.
К. Маркс в своих произведениях
рассматривал государство и право
как надстроечные явления по отношению
к базису, т.е. экономическим отношениям
общества. Базис – это производственные
отношения, зависящие от производительных
сил. Маркс писал, что в ходе общественного
производства своей жизни люди вступают
в определенные, необходимые, от их
воли не зависящие отношения –
производственные отношения, которые
соответствуют определенной ступени
развития производительных сил. Совокупность
этих производственных отношений составляет
экономическую структуру
Маркс всегда придавал большое значение
раскрытию классовой сущности государства
и права. В процессе развития одна общественно-экономическая
формация сменяет другую в результате
борьбы классов и социальной революции.
Это происходит тогда, когда постоянно
развивающиеся производительные силы
вступают в противоречие с существующими
производственными отношениями. После
изменения способа производства происходит
переворот и в надстройке. Государство
возникает в результате раскола общества
на антагонистические классы. Классы –
это большие группы людей, с разными интересами,
различающиеся по их отношению к средствам
производства. Класс в полном смысле осознаёт
себя как особую социальную группу со
своими собственными интересами. Наиболее
важной формой выражения классового самосознания
является политическая партия.
Государство есть продукт и проявление
непримиримости классовых противоречий.
Государство возникает там, где классовые
противоречия не могут быть устранены
без вмешательства третьей силы. В свою
очередь классовая борьба неизбежно ведёт
к диктатуре одного класса. В результате
борьбы между буржуазией и пролетариатом,
рано или поздно, будет установлена диктатура
пролетариата. И эта диктатура сама по
себе станет переходом к уничтожению всяких
классов и к обществу без классов, а значит,
и без государства. Маркс считал, что государство
в конечном итоге должно исчезнуть. Этот
процесс он считал абсолютно неизбежным.
Но пока государство есть, класс, занимающий
господствующие позиции в экономике стремится
закрепить своё господство и в политике,
завоевать государственную власть. Таким
образом, государственная власть это организация,
особый аппарат насилия господствующего
класса. И этот класс навязывает через
идеологию свои собственные интересы,
которые она представляет как всеобщие.
Поэтому, право – это возведённая в закон
воля господствующего класса. В этом определении
подчеркивается классовая сущность права,
смысл которого: право выражает волю экономически
и политически господствующего класса.
Содержание воли господствующего класса,
выраженной в праве определяется в конечном
счете господствующим способом производства.
В этом смысле, как писали Карл Маркс и
Фридрих Энгельс, право не имеет собственной
истории, ибо его история неразрывно связана
с возникновением и развитием классового
общества. Вместе с тем право, как и другие
надстроечные категории участвует в историческом
процессе. Классово-волевой характер права
заключается в том, что оно не только активно
воздействует на общественные отношения,
но и содействует их закреплению, охране,
развитию в интересах господствующего
класса. В этом назначение права. Государство
гарантирует реализацию права, охраняет
его от нарушений: право есть ничто без
аппарата, способного принуждать к соблюдению
норм права. С помощью права правящий класс
или правящие классы определённым образом
регламентируют отношения и поведение
людей и их коллективов, закрепляют в качестве
обязательного, охраняемого законом тот
строй общественных отношений, который
отвечает интересам этих классов. Маркс
пишет, что представление о праве как отношениях
равенства при буржуазном строе – фикция.
Равенство формально. Реальной свободы
нет. Отсутствие частной собственности
у бедняков лишает их свободы и равенства.
Любопытные соображения о праве содержатся
в «Критике Готской программы». Так как
добиться сразу полного удовлетворения
материальных потребностей, а значит,
и полного материального равенства не
удастся, будет действовать правило: «от
каждого – по способностям, каждому по
труду». Внешне это напоминает товарообмен при
капитализме. Действует принцип эквивалента.
Маркс пишет, что право этого периода (переходного
периода диктатуры) остается втиснутым
в буржуазные рамки, характеризует его
как буржуазное. Тем не менее оно необходимо
как регулятор меры труда и потребления.
Лишь на высшей стадии коммунизма станет
возможным «совершенно преодолеть узкий
горизонт буржуазного права». Таким образом, будет действовать принцип
«от каждого – по способностям, каждому
– по потребностям». Следовательно, необходимость
в праве и государстве отпадет.
Многие из политических идей Маркса и Энгельса развиваются до сих пор различными социалистическими течениями, а его методами пользуется политическая наука. Наиболее важными для политологии являются:
а) понимание политических отношений как разновидности социальных отношений, трактовка власти как социального явления;
б) объяснение сущности политики, культуры, духовной жизни, исходя из их обусловленности социально-экономической средой; подход к политике, культуре, духовной жизни как относительно самостоятельным сферам жизни общества;
в) противоречивость политической власти,
государства в классовом
г) высокую оценку значения теоретических знаний, духовной зрелости общества. «Теория становится материальной силой, когда она овладевает массами».
Сегодня многое из того, что предложили
Маркс и Энгельс, переосмысливается
в плоскости реалий ХХ столетия.
Например, во всех развитых странах
ощущается и осознается недостаток
централизованного управления. Современная
наука в качестве одной из наиболее
актуальных выдвинула проблему рационального
сочетания самоорганизации
К. Маркс в своей политико-правовой концепции
рассматривал государство и право как
надстроечные явления по отношению к базису.
Государство и право как части надстройки
всегда выражают волю и интересы класса,
который экономически господствует при
данной системе производства. Одна общественно-экономическая
формация сменяется другой в результате
борьбы классов. Постоянно развивающиеся
производительные силы приходят в противоречие
с устаревшей системой производственных
отношений. После социальной революции
происходит переворот во всей громадной
надстройке. К. Маркс уделял большое внимание
раскрытию классовой сущности государства
и права. Так же как и Ф. Энгельс, К. Маркс
считал, что государство есть результат
раскола общества на антагонистические
классы. Само государство - орудие и собственность
господствующего класса. В результате пролетарской революции,
считал Маркс, класс трудящихся насильственно
ниспровергнет буржуазию: весь капитал,
средства производства окажутся в его
руках - тогда производительным силам
уже не будут препятствовать устаревшие
капиталистические производственные
отношения, выраженные в институтах государства
и права. Сами эти институты утратят свой
смысл и неизбежно отомрут.
Список используемой литературы
1.Ленин В.И. Государство и революция// В.И. Ленин. Полное собрание сочинений. - 5-е изд. - Т. 33
2. Мальцев В.А. Основы
3. Маркс К.К критике
4. Григорьев П.В. Теоретическая
политология . - Ярославль : Ярославский
государственный университет
5. Маркс К. Немецкая идеология//
6. Зотов В.Д., Зотова Л.В. История политических учений.- М.: Юристъ , 2005
7. Соловьёв А.И. Введение в политологию.- М.: Аспект Пресс, 1998
Маркс К. Манифест Коммунистической партии//Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - 2-е изд. - Т.7
8. Маркс К. К критике
9. Зотов В.Д., Зотова Л. В. История политических учений.- М.: Юристъ, 2005
10. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - 2-е изд. Т. 37
11. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. Т. 21
12. Ойзерман Т.И.Учение К.Маркса
и идея насильственной
13. Матузов Н.И. Малько А. В. Политология для юристов, курс лекций .-М.: Юристъ, 1999
14. Панарин А.С. Политология,
Информация о работе К.Маркс и Ф.Энгельс о политике и государстве