Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 23:41, курсовая работа
Краткое описание
Цель семестровой работы - раскрыть характерные черты унитарного государства, в частности Казахстана, и проанализировать значимость этой формы государственного устройства.
Содержание
Введение 3 1. Смысл и содержание унитаризма 4 2. Историческая и этнодемографическая необходимость унитаризма в РК 7 3. Территориальное и административное деление Казахстана 8 Заключение 11 Список использованной литературы 12
Кроме того, переход к новому
административно-территориальному делению
не означает лишь замену одних наименований
территориальных единиц на другие. Значение
этих реформ гораздо глубже и объективно
преследует такие цели, как:
-совершенствование государственного
управления территориями;
-создание эффективного
механизма взаимодействия центральных
и местных органов власти;
-обеспечение непрерывности
процесса реформирования общества
в целом, расширение географии
реформ, т.е. перенос их в регионы;
-выведение на региональную
сцену новых политических элит
и т.п.
3. Территориальное и административное
деление Казахстана, его экономическая
и социальная обусловленность
Казахстан - унитарное государство,
разделенное на регионы, которые являются
административно-территориальными единицами
страны. В состав Казахстана входят 14 областей,
86 городов, в том числе 2 города республиканского
значения (г. Астана, г. Алматы), 168 районов
(8 районов в городах), 174 посёлка. Кроме
того, имеется город республиканского
значения Байконур, который до 2050 г. арендуется
Российской Федерацией и на этот период
в отношениях с ней наделён статусом, соответствующим
городу федерального значения Российской
Федерации.
Аким, назначаемый Президентом,
возглавляет отдельный регион.
Административно-территориальное
устройство Республики, статус ее столицы
определяются законом. Столицей Казахстана
является город Астана. (статья 2 Конституции
Республики Казахстан).
В систему административно-территориального
устройства Республики Казахстан входят
административно-территориальные единицы:
аул (село),
поселок,
аульный (сельский) округ,
район в городе,
город,
район,
область.
(статья 1 Закона Республики
Казахстан "Об административно-территориальном
устройстве Республики Казахстан")
Для осуществления государственного
управления на началах оптимального сочетания
республиканских и местных интересов
территория Республики Казахстан подразделяется
на две основные категории:
Регион
Регион - это часть территории
республики, включающая несколько населенных
пунктов, образуемая и управляемая в интересах
республики. Регионами являются:
область;
район;
аульный (сельский) округ.
Населенный пункт
Населенный пункт - это часть
компактно заселенной территории республики,
сложившаяся в результате хозяйственной
и иной общественной деятельности граждан,
с численностью не менее 50 человек, учтенная
и зарегистрированная в установленном
законом порядке и управляемая местными
представительными и исполнительными
органами. Населенные пункты подразделяются
на:
городские населенные пункты:
города республиканского значения,
к которым могут быть отнесены населенные
пункты, имеющие особое государственное
значение или имеющие численность населения,
как правило, более одного миллиона человек;
города областного значения,
к которым могут быть отнесены населенные
пункты, являющиеся крупными экономическими
и культурными центрами, имеющие развитую
производственную и социальную инфраструктуру
и численность более 50 тысяч человек;
города районного значения,
к которым могут быть отнесены населенные
пункты, на территории которых имеются
промышленные предприятия, коммунальное
хозяйство, государственный жилищный
фонд, развитая сеть учебных и культурно-просветительных,
лечебных и торговых объектов, с численностью
населения не менее 10 тысяч человек, из
которых рабочие, служащие и члены их семей
составляют свыше двух третей общей численности
населения;
поселки, находящиеся на территории
административной подчиненности городов,
к которым могут быть отнесены населенные
пункты при промышленных предприятиях,
стройках, железнодорожных станциях и
других экономически важных объектах
с численностью не менее 3 тысяч человек,
из которых рабочие, служащие и члены их
семей составляют не менее двух третей;
к поселкам также приравниваются
населенные пункты, расположенные в местности,
имеющей лечебное значение, с населением
не менее 2 тысяч человек, из которых число
приезжающих ежегодно для лечения и отдыха
составляет не менее половины; к ним могут
быть отнесены также дачные поселки, являющиеся
местами летнего отдыха горожан, в которых
не менее 25 процентов взрослого населения
постоянно занимается сельским хозяйством.
сельские населенные пункты:
аул (село) — населенный пункт
с численностью не менее 50 человек, из
которых работники, занятые в сельском,
лесном и охотничьем хозяйстве, пчеловодстве,
рыболовстве и рыбоводстве, члены их семей
и специалисты здравоохранения, социального
обеспечения, образования, культуры и
спорта составляют не менее половины населения;
крестьянские и иные поселения
с численностью населения менее 50 человек
включаются в состав ближайшего населенного
пункта.
(статьи 2, 3 Закона "Об административно-территориальном
устройстве Республики Казахстан")
Современное административное
деление
Первый уровень
Республика Казахстан административно
разделена на 14 областей и 2 города республиканского
значения. Кроме того, имеется город республиканского
значения Байконур, который до 2050 г. арендуется
Российской Федерацией и на этот период
в отношениях с ней наделён статусом, соответствующим
городу федерального значения Российской
Федерации.
Астана – город республиканского
значения – столица Казахстана
Алматы – город республиканского
значения
Акмолинская область
Актюбинская область
Алматинская область
Атырауская область
Восточно-Казахстанская область
Жамбылская область
Западно-Казахстанская область
Карагандинская область
Костанайская область
Кызылординская область
Мангистауская область
Павлодарская область
Северо-Казахстанская область
Южно-Казахстанская область
Второй уровень
Во втором уровне административного
деления 160 сельских районов, 15 городских
районов и 38 городов.
Третий уровень
В третьем уровне 46 городов,
241 посёлок и 2453 сельских округа.
Заключение
Подводя итог своей работы,
можно заключить, что унитарное государство
– это единое государственное образование.
Государство при этом делится лишь на
административно-территориальные части.
Для такого государства характерно существование
общих для всей страны высших органов
государственной власти и управления,
единой судебной системы и конституции»
Унитаризм вызывался потребностями единого
рынка, удобствами осуществления государственной
администрации. Подавляющее большинство
современных унитарных государств – государства
мононациональные.
Однако, существуют и исключения
из этого правила. Это приводит к конфликтам
на межнациональной основе, которые могут
продолжаться на протяжении множества
веков. Так же в унитарном государстве
не должно быть поглощения государственной
властью местного самоуправления, командования
муниципалитетами и т.д.
Унитаризм исторически по сравнению
с феодальным дроблением на уделы, княжества,
иной партикуляризм – явление, безусловно,
прогрессивное, способствует становлению
единого рынка, развитию на определенных
этапах буржуазных экономических отношений.
С развитием капитализма, научно-технического
прогресса явлением глобальных экологических
проблем и другими факторами начинаются
интеграционные процессы, которые приводят
к созданию сложных государств и их образований:
федераций, конфедераций, содружеств и
т.д.
Список использованной литературы
Административно-территориальное
деление Республики Казахстан (16 декабря 1991 г. —
1997 г.): Краткий справочник. – Вып. 1 (Архив
Президента РК). – Алматы-Астана, 2000. –
С. 65.
Казахская ССР. Административно-территориальное
деление на 1 января 1989 г. 8-е изд. / Сост.
Ю.Я.Подосенов. – Алма-Ата: Казахстан, 1989.
. – С. 456.
Общая теория государства и
права. Академический курс // Под ред. М.Н.
Марченко. – Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова;
Юридический факультет. В 3-х т. - 2-е изд.;
перераб. и доп. - М.: Зерцало-М, 2002
Теория государства и права.
Хропанюк В.Н. 3-е изд., дополн. и испр. - М.:
Омега-Л, 2008. - с. 116
Двадцать лет независимости:
шаги в грядущее. - Мысль, 2010. - №10
Отчеты перед обществом. - Мысль,
2010. - №10
Стратегический план развития
Республики Казахстан до 2020 года. - Мысль,
2010. - №3
Построим будущее вместе! Послание
Президента РК Н. Назарбаева народу Казахстана.
- Мысль, 2011. - №3