Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2012 в 16:56, реферат
Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений. Власть проникает во все сферы человеческих отношений – экономику, политику и духовную жизнь.
Введение………………………………………………………………………….3
I. Понятие и сущность власти……………………………………........................4
II. Основные черты политической власти …………………………….………..5
III.Классификация типов власти............................................................................9
Заключение……………………………………………………………………….12
Список литературы…………………………………………………………….13
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
I. Понятие и сущность
власти……………………………………..........
II. Основные черты политической власти …………………………….………..5
III.Классификация
типов власти........................
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений. Власть проникает во все сферы человеческих отношений – экономику, политику и духовную жизнь.
Разгадка феномена власти, приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования является едва ли не самой главной задачей политологии.
Парадокс политической власти, способной оборачиваться для человека одновременно и целесообразной силой, и злой волей, во все времена занимал умы философов и писателей. Аристотель и Шекспир, Гете, Ницше и Достоевский, Фуко и Кафка в философских категориях или художественных образах пытались приоткрыть завесу над этим, далеко еще не познанным, феноменом жизни общества и человека.
Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Власть необходима, прежде всего, для воспроизводства человеческого рода. Семейно-родовая форма власти наблюдалась у кочевых народов России. С развитием оседлости постепенно утверждалась племенная власть. Формирование власти территориальной обусловлено необходимостью организации общественного производства, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле, а также потребностью регулирования социальных отношений между людьми. С появлением классов и государства кровные, родовые связи были разрушены, моральный авторитет старейшины рода сменился авторитетом публичной власти, которая отделилась от общества и встала над ним.
Понятие
и сущность власти
Власть - центральная ось, вокруг которой вращается вся политика. Она вездесуща и пронизывает все структуры общества, выступая его цементирующим элементом, поддерживая внутреннюю организованность и иерархичность общественных отношений.
Есть четкое различие между обыденной и научной трактовкой термина «власть». Это связано не только с многозначностью самого слова «власть», но и с разными способами употребления.
В политологической теории не сложилось единого определения власти.
Власть:
влияние, оказываемое на других людей;
достижение определенных целей;
возможности использования определенных средств;
особый тип действий, основанный на возможности изменять поведение других людей;
особый
вид отношений между
Различные трактовки понятия «власть» тем не менее указывают, что власть – это основной и необходимый элемент жизнедеятельности любой социальной системы, это специфическое отношение по крайне мере между двумя субъектами (отдельными людьми, социальными группами, политическими институтами). Нет отношений – нет власти. Власть – это социальный феномен. Но его социальное содержание неоднозначно, так как властное начало может:
быть конструктивным и созидающим, т.е. быть реализовано путем гармонизации интересов и потребностей большинства населения;
иметь разрушительные последствия, так как может осуществляться вопреки интересам индивида и общества в целом и поддерживать целостность общества посредством прямого подавления интересов одной группы (управляемых) другой группой (управляющих).
Необходимо также учитывать социальную сущность власти, которая определяется тем, что она:
1) возникает в обществе, поскольку без власти1 наступает хаос, саморазрушение социальных связей;
2)
обеспечивает целостность и
3)
выступает в качестве
В структуру власти водит:
Источники власти: авторитет, сила, престиж, закон, богатство, харизма, тайна, интерес и другое;
Основания власти: экономические, социальные, юридические, административно-силовые, культурно-информационные;
Субъекты власти: государство и его институты, политические элиты и лидеры, политические партии;
Объекты власти: индивид, социальная группа, класс и многое другое;
Функции власти: господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация;
Ресурсы власти: принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции, страх, мифы и т.д.
Власть функционирует на общественном, публичном и личном уровнях социальной структуры общества, поэтому существуют различные виды власти: экономическая, семейная, партийная, судебная, законодательная и т.д.Наиболее важным видом власти является политическая власть.
Политика – причина и средство власти; власть – причина, условие и средство политики.
Основные черты политической власти это:
Верховенство и обязательность ее решений для всякой иной власти; обращение ко всем гражданам;
моноцентричность (наличие единого центра принятия решений);
наличие особого аппарата управления и принуждения;
использование легальной силы, опора на традиции и чувства;
публичность, т.е. всеобщность и безличность (обращается ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права).
Итак, специфика политической власти в том, что она всегда носит общественный характер и затрагивает интересы больших групп людей.
Для осуществления политической власти необходимо: доминирование властной воли, наличие особого аппарата управления, монополия на регламентацию жизни общества, право на принуждение в отношении общества и личности, легитимность2, суверенитет.
Использование власти для направления деятельности других субъектов называется влиянием. Существуют две формы влияния: когда власть осуществляется вопреки воле управляемых – принуждение; когда задача, цель властвования принимается, разделяется подвластными – убеждение.
По
классификации типов власти, введенной
известным политологом и
Традиционной, использовать в своем осуществлении механизмы, традиции и ритуалы, которые очень медленно изменяются в течении времени или вообще остаются постоянными;
Легальной, опираться на законы, правила, нормы; управление здесь обусловлено знанием и четким соблюдением норм, регламентирующих властную деятельность, их активным использованием для достижения поставленных целей;
Харизматической, реализовываться за счет наличия особой связи между руководителем и его последователями, когда первый чувствует себя призванным для осуществления определенной цели, а последние убеждены в наличии у него исключительных качеств, способности преодолеть любые трудности, предвидеть на много лет вперед.
В сфере политических отношений власть как феномен приобретает ряд специфических особенностей. Она осуществляет в условиях общественного разделения труда людьми, которым другие члены общества делегируют, передают свои властные полномочия. Политическая власть, как и экономическое богатство, характеризуется неравномерностью распределения в обществе, поэтому всегда существует опасность (переживаемая многими как соблазн) поляризации властных полномочий, их концентрации у многих людей при лишении способности участия в распределении и использовании власти другими. Особым аппаратом реализации политической власти служит государство, его органы, а также разнообразные инструменты влияния на него. Политическая власть характеризуется централизованным порядком принятия решений и их использованием специально уполномоченными на это людьми.
В сфере политической власти активно используются разнообразные санкции: это и законодательные установления, и моральные нормы, и специфические политические запреты и обязательства, вытекающие из особенностей программатики политических партий и движений, и целый спектр политических эмоций, способных как сдерживать, так и стимулировать политическое действие.
Политическая власть3 возникает, формируется в процессе реализации потребности управления, регулирования общественных отношений. Именно этим определяется характер ее основных функций в социальной системе. Поскольку сфера политических отношений формируется как взаимодействие общих и частных интересов социальных групп и отдельных людей, которое может развиваться в направлении, как социального конфликта, так и согласия, появляется необходимость в инструменте, который удерживал бы их носителей в рамках единой общности.
Как часто бывает в политике, при наличии в ее распоряжении вроде бы всех материальных, вещественных и прочих придатков (людей, техники, средств транспорта и связи, энергетических ресурсов и т.д.) власть оказывается неэффективной, слабой, то есть:
ее основными функциями не исполняются;
возлагаемые на нее ожидания не оправдываются;
общество, где действует такая власть, находится в неуправляемом состоянии.
Успех или крах политической власти предопределяется ее способностью представлять интересы и властные полномочия в принятии ее теми людьми, на которые она распространяется, в признании ими ее права управлять и в их согласии подчиняться. Процесс легитимации власти предполагает действие механизма ее встроенности в культуру, которая может как принимать, так и отторгать не устраивающую ее систему власти.
Когда речь идет о легитимности, имеется в виду прежде всего совместимость политических действий с господствующей в данном сообществе системой ценностей. Основой легитимности служит добровольное подчинение законам, рассмотрение власти как авторитетной для индивида инстанции. Люди, для которых она авторитетна, которой они добровольно передали часть своих властных полномочий, принимают все исходящие от нее законы, в том числе и те, с которыми они не согласны. Связывая легитимность прежде всего с идеей и механизмом представительства, К Дейч видит более строгий ее смысл в «представительной природе процесса принятия решений и в обозримости всех процедур». Легитимность может быть подконтрольная и выражающая интересы людей политическая власть.
К факторам, формирующим такого рода легитимность, М. Вебер относил:
экономическую эффективность, продуктивность и производительность поддерживаемой политическим порядком системы экономических отношений, ее способность удовлетворять насущные потребности людей;
легальность, законность, соответствие ее действий собственным нормам и установлениям;
традиции, тождество системы властей той культурной среде, в которой разворачивается ее действие;
харизму – веру в особые качества, призвание носителей власти;
идеологическое, этической, психологическое обоснование.
Легитимность власти нарушается, если она не способна подчиняться, следовать своим собственным установлениям, нормам. Поэтому важнейшим аспектом власти служит ее легальность, нормативность, выражающаяся в способности оперировать и руководствоваться законами.