Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 20:38, реферат
Цель данного реферата выяснить что такое анархизм, как он возник ( т.е. его исторические корни), чего добиваются его последователи и какими методами они хотят прийти к желаемому результату. Прежде всего хотелось бы узнать что означает само слово анархизм, для этого обратимся к Советской энциклопедии: Анархизм - (от греческого Anarhia - безвластие) общественное политическое движение которое выступает за немедленное уничтожение всякой государственной власти (в результате "самовольного" стихийного бунта масс) и создание федерации мелких автономных ассоциаций производителей, отвергает политическую борьбу рабочего класса и диктатуру пролетариата. Известна и формулировка этого слова одного из представителей анархизма П. Кропоткина: Анархия — это учение, которое стремится к полному освобождению человека от ига Капитала и Государства. Определив, что такое анархизм поговорим о его истоках.
ВВЕДЕНИЕ 3
ИСТОРИЯ АНАРХИЗМА 4
РОЖДЕНИЕ РОССИЙСКОГО АНАРХИЗМА 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 17
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Сибирская академия государственной службы (СибАГС)
Юридический факультет
Кафедра политических наук
РЕФЕРАТ
На тему:
«Классический анархизм»
Выполнил:
Студент I курса гр. № 08134,
Комаров А.П.
Проверил:
Белов А.А.,
Старший преподаватель
Новосибирск
2009
Цель данного реферата выяснить что такое анархизм, как он возник ( т.е. его исторические корни), чего добиваются его последователи и какими методами они хотят прийти к желаемому результату. Прежде всего хотелось бы узнать что означает само слово анархизм, для этого обратимся к Советской энциклопедии: Анархизм - (от греческого Anarhia - безвластие) общественное политическое движение которое выступает за немедленное уничтожение всякой государственной власти (в результате "самовольного" стихийного бунта масс) и создание федерации мелких автономных ассоциаций производителей, отвергает политическую борьбу рабочего класса и диктатуру пролетариата. Известна и формулировка этого слова одного из представителей анархизма П. Кропоткина: Анархия — это учение, которое стремится к полному освобождению человека от ига Капитала и Государства. Определив, что такое анархизм поговорим о его истоках.
Элементы анархического
Однако анархизм в собственном смысле этого слова, несомненно, порожден реалиями нового времени. Лишь с конца XVIII столетия, когда Европа вступила в эпоху великих революций, способствовавших утверждению человеческой индивидуальности и крушению основ традиционного общества, постепенно оформляется анархизм – сначала как философское учение, а затем как революционное движение.
Анархизм стал реакцией на достижения и неудачи Великой Французской революции: манящий идеал свободы, равенства и братства обернулся новым отчуждением; парламентская демократия не принесла желанного освобождения личности1.
Анархизм окончательно сформировался в 1830–1840-е гг. – в борьбе и полемике с либерализмом и государственным социализмом. Если первый подчеркивал значение политической свободы гражданина (признавая необходимость сохранения, хотя и предельно минимизированного, государства), то второй выступал за социальное равенство, считая инструментом его осуществления тотальную государственную регламентацию. Девизом же анархизма, противостоявшего обоим течениям, можно считать знаменитые слова Михаила Бакунина: «Свобода без социализма есть привилегия и несправедливость... Социализм без свободы есть рабство и скотство».
АНАРХИЗМ (от греч. anarchia — безначалие, безвластие) - мелкобуржуазное
общественно-политические и социально-экономические
учения, враждебно относящиеся ко всякой
власти и государству, противопоставляющие
интересы мелкой частной собственности
и мелкое крестьянство прогрессу общество,
основанному на крупном производстве.
Философской основой анархизма являются
индивидуализм, субъективизм, волюнтаризм.
Возникновение Анархизма связано с именами
Штирнера (Шмидта), Прудона, Бакунина и
Кропоткина. Анархисты требуют немедленного
уничтожения государства, не признают
возможности его использования для подготовки
к революции. Анархистское учение отрицает
необходимость государственной власти
и политической организации общества,
а также общественные движения, провозглашающие
своей целью освобождение человека от
всех видов политического, экономического
и духовного принуждения. Анархизм во
всех вариантах обязательно включает:
1) полное отрицание существующего общественного
строя, основанного на политической власти;
2) представление об идеальном общественном
устройстве, исключающем принуждение;
3) определенный (преимущественно революционный)
способ перехода от первого состояния
ко второму.
Идейная традиция отрицания политической
власти восходит к античности. Элементы
анархизма обнаруживаются уже у стоиков
и киников, а позднее в учениях средневековой
секты катаров и некоторых течений анабаптистов
в период Реформации. Однако для всех этих
учений отрицание политической власти
— лишь один из аспектов достижения человечеством
духовного совершенства и часть пути к
личному спасению.
Впервые основные положения анархизма
были выдвинуты вскоре после Английской
революции 17 в. Дж.Уинстэнли. В памфлете
«Истина, торжествующая над злословием»
(1649; русский перевод 1950) он писал, что власть
развращает людей, собственность и свобода
несовместимы, и только в обществе без
собственности и политической власти
человек может быть вполне счастлив, действуя
по велениям совести, а не внешнего закона.
Уинстэнли был одновременно и родоначальником
движения анархизма. Утверждая, что только
в результате собственной деятельности
людей может быть положен конец несправедливому
миропорядку, он в 1649 возглавил группу
своих последователей, получивших прозвище
«диггеров» («копателей»); они создали
коммунистическую общину на захваченных
ими пустошах в южной Англии. Движение
вскоре потерпело неудачу в результате
противодействия соседних землевладельцев,
однако идеи Уинстэнли были усвоены некоторыми
течениями английского протестантизма
и позднее нашли свое наиболее яркое выражение
в книге У. Годвина «Исследование о политической
справедливости» (1793; рус. пер. 1958), заложившей
основы современной традиции анархизма.
Годвин не только выдвинул классический
аргумент анархизма, состоящий в том, что
власть противоречит человеческой природе,
а общественное зло существует, поскольку
люди лишены возможности свободно действовать
в соответствии с разумом, но он также
представил модель децентрализованного
общества, основной ячейкой которого являются
небольшие автономные общины (приходы).
Эти общины обходятся без демократических
политических процедур, поскольку даже
правление большинства считается формой
тирании, а делегирование полномочий при
представительном правлении приводит
к отчуждению индивида. Годвин также отрицал
собственность как источник власти. Согласно
ему, промышленное развитие и технический
прогресс приведут к сокращению продолжительности
рабочего времени до получаса в день, что
облегчит переход к обществу без власти.
Годвин оказал значительное влияние на
таких поэтов и мыслителей, как П. Б. Шелли,
У.Вордсворт и Роберт Оуэн. Значительное
влияние на формирование доктрины анархизма
оказали идеи немецкого философа М. Штирнера.
Основываясь на субъективной трактовке
учения Гегеля, в своей книге «Единственный
и его достояние» (1845; русский перевод
1906) он разработал индивидуалистический
вариант анархизма. Штирнер считал все
социальные институты (государство, право,
собственность и т. п.) результатом отчуждения
индивидуального сознания и утверждал,
что в реальности не существует никаких
необходимых связей индивидов в обществе,
а потому индивидуум не должен признавать
никакие социальные установления обязательными
для себя. Идеальное же состояние человека
— это состояние свободы, не ограниченной
никакими социальными рамками.
Анархизм в 19 веке был распространен во Франции, в Италии, в Испании. При работе Первого Интернационала анархисты разошлись с коммунистами, которые отрицали взгляды Прудона. После теории анархистов были подвергнуты серьезной критике со стороны Маркса и Энгельса, поскольку по их мнению отказ анархистов от завоевания политической власти пролетариатом служит подчинению рабочего класса буржуазии. После 1917 года анархизм сначала стал «третьей силой» гражданской войны, а потом его назвали контрреволюционным течением.
Анархизм пользовался значительным влиянием в Испании в 30-х гг. двадцатого века. После Второй Мировой войны идеи коммунистического анархизма Кропоткина получили распространение в Восточной Азии, Латинской Америке. Анархистские настроения присущи молодежным движениям капиталистических стран.
Рождение российского
По мнению
Бакунина, долгом каждого честного
революционера должна была
Развивая теоретические построение Бакунина, члены кружка А.В. Долгушина вскоре предложили идею “хождение в народ” с целью подготовки крестьянских восстаний для осуществления социальной революции. Через “хождение в народ” прошли многие видные люди эпохи, искавшие действительные способы борьбы с самодержавием.
Дальнейшее
развитие анархические
“Здесь мы должны распространять наши воззрения, здесь должны мы подыскать товарищей. Прежде всего восстание должно произойти в самом крестьянстве и городских рабочих только тогда может оно рассчитывать на успех”.
Насколько
сильна была вера в
В начале
ХХ в. в России, в условиях
общего революционного подъема
и невиданной по накалу
Первые шаги к усилению роли анархизма в общественно-политической жизни страны были сделаны за границей. В 1900 г. в Женеве возникает организация российских анархистов-эмигрантов “Группа русских анархистов за границей“, издавшее воззвание с призывом к свержению самодержавия и социальной революции. Ее лидерами были Мендель Дайнов, Георгий и Лидия Гогелия. Супруги Гогелия в 1903 г. в Женеве создали группу анархистов-коммунистов “Хлеб и Воля”, принесшую известность Российскому анархизму. “Хлебовольцам” при поддержке Кропоткина, М. И. Гольдсмит и В. Н. Черкезова удалось в том же году организовать первого российского анархического печатного органа за границей - газеты “Хлеб и Воля”.
В самой
России первые анархистские
География российского анархизма четко обрисовалась в 1905-1907 годах. “Столицами” движения считались Белосток, Екатиринослав и Одесса.
Социальную основу анархического движения составляли преимущественно кустари, ремесленники, торговцы, крестьяне, деклассированные элементы, часть интеллигенции, а также немногочисленные группы рабочих недовольные существующими порядками, но слабо представляющие пути и средства борьбы с ними. Если попытаться составить обобщенный портрет анархиста периода первой российской революции, то он бы выглядел так: это был бы молодой человек (или девушка) 18-24-летнего возраста, имевший начальное образование и представлявший, как правило демократические слои общества. Среди анархистов практически не было лиц зрелого возраста. Самым пожилым в движение были - его основатель Кропоткин (1842) и его ближайшая последовательница М. И. Гольдсмит (1858). Основная масса крупных организаторов движения - М. Э. Данилов, Н. И. Музиль, Я. И. Кирилловский, А. А. Боровой, В. И. Федоровловский (Д. Новомирский), - родились в середине - конце 70-х гг. XIX в., т.е. к моменту революции им было около 25 - 32 лет. В основном руководители и теоретики анарходвижения имели высшее или среднее специальное образование, большие навыки агитационной работы.
Июльский политический кризис 1917 г. закончился поражением сил революции и частичным разгромом анархических организаций. В этот период на передней край борьбы вновь выходит Кропоткин. Его фигура привлекла внимание не только революционеров, но и сторонников правительства, пытавшихся использовать в своих целях авторитет великого ученого и мыслителя. А. Ф. Керенский делал невероятные усилия, чтобы уговорить Кропоткина войти во Временное правительство, предлагая ему на выбор любой пост министра. Кропоткин отказался ответив: "Я считаю ремесло чистильщика сапог более честным и полезным”. Очевидно, результатом длительных размышлений стало его участие в работе Государственного совещания в Москве,15 августа 1917г.
Консервативные круги вряд ли ожидали услышать от теоретика анархизма проповедь идеи классового примирения всех сил “и правых и левых”, действующих в революции. Возможно, это был хитрый ход политика считавшего, что достичь царства анархии можно будет только в условиях мира и демократии. Но за такое положение дел анархистам еще предстояло бороться. Накануне Октября 1917 г. они были все еще в значительной степени разрозненны. Колебание различных частей анархического движения не спасли его от подчинения решительной и властной тактике большевиков. В дни Октября большевики использовали анархистов в качестве боевой, разрушительной силы против буржуазии, оказывая им всемерную помощь оружием, продовольствием и пр. Анархисты, окунувшись в родную стихию борьбы и разрушения, участвовали в октябрьских событиях 1917 г. в Петрограде, Москве, Иркутске и других городах.
Но для большевиков утвердивших
17 декабря в газете