Коммунитаризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 12:17, доклад

Краткое описание

Коммунитаризм (от community - сообщество) - 1) идеология, ориентированная на доминирование в обществе коллективистских ценностей и выдвигающая в качестве системообразующего понятия «сообщество»; 2) социально-политическое движение, отстаивающее интересы сообществ в их отношениях с государством и бизнесом. Можно выделить три отдельных, иногда конфликтующих направления коммунитарной мысли. Одни коммунитаристы считают, что сообщество заменяет потребность в принципах справедливости. Другие рассматривают справедливость и сообщество как нечто совершенно совместимое, но думают, что должное понимание ценности сообщества требует изменений концепции справедливости.

Вложенные файлы: 1 файл

Коммунитаризм.docx

— 32.41 Кб (Скачать файл)

Критика экономической ситуации на Западе и современной экономической  науки тесно увязана в доктринах  коммунитариев и их единомышленников с экологической проблематикой. "Экономическая наука, - констатирует А.Гор, - не видит, а тем более не может оценить всего того, из чего состоит наш мир... В ее расчетах не учитывается ценность того, что трудно купить иди продать: чистой воды и свежего воздуха, красоты гор и лесов с разнообразнейшей флорой и фауной".

В этой связи критика экономической науки сосредоточена на следующих основных параметрах.

1. ВНП как основной показатель уровня экономического развития на самом деле искажает подлинную картину состояния экономики, т.к. при определении его величины, во-первых, не учитывается истощение потребляемых природных ресурсов, а, во-вторых, поскольку экономическую статистику интересует лишь количественный прирост ВНП, любое использование природных ресурсов работает на его увеличение.

2. При определении основного  показателя экономического прогресса  - роста производительности труда - учитываются лишь положительные последствия обеспечивающих этот рост новых технологий.

3. Затраты на борьбу с загрязнением окружающей среды включаются в бюджет в качестве компонента, работающего на рост ВНП. Например, затраты на борьбу с разливами нефти или другими экологическими бедствиями, причиняемыми хозяйственной деятельностью, увеличивают размер ВНП.

4. Современная экономика не учитывает расходы и ущерб, связанные с потреблением - загрязнение среды различного рода потребительскими отходами и другими результатами потребления (озоновые дыры и т.п.).

5. Информационное загрязнение среды, заключающееся в своего рода "гонке информации", т.е. прогрессирующее ее накопление. Несмотря на то, что человечество в состоянии переработать лишь ничтожный процент уже накопленной информации, ее эскалация продолжается. Помимо загрязнения окружающей среды новейшими информационными технологиями,избыток информации отрицательно сказывается на психике и деятельности людей, лишая их непосредственного опыта общения с окружающим миром и друг с другом.

По мнению коммунитариев, в основе экологических проблем лежит порочный принцип сиюминутной выгоды, определяющий приоритеты экономической системы капитализма. Это особенно отрицательно сказывается на результатах экономической политики Запада по отношению к развивающимся странам.

В целом идеологи коммунитаризма разделяют достаточно известный набор гуманистических  ценностей: демократия участия, ограничение количественных показателей экономического роста, международная экологическая и политическая безопасность и т.д. Однако они расставляют свои особые акценты. Вводя понятие социальной экологии(подразумевая под этим формирование оптимальной для индивида социальной среды), они доказывают, что путь к решению основных, стоящих перед обществом проблем пролегает через развитие интеграционных и коммунитарных процессов на основе коллективистского этоса[2].

В основе коммунитаристской  концепции социальной экологии лежит  признание глубокой взаимосвязи  человеческих существ и их общностей, равно и того факта, что производимые людьми действия имеют колоссальные разветвленные последствия. Концепция социальной экологии применяется коммунитариями не только к микрообществам, но к целым странам и даже в глобальном масштабе.

С позиций социальной экологии определяются и принципы международных отношений. Взаимозависимость современного мира, считают коммунитарии, увеличивает непродуктивность и возможную катастрофичность силовых решений. Соглашаясь с распространенным утверждением о растущей значимости культурно-цивилизационных различий, онивозражают против выводов таких авторов, как С.Хантингтон, который предлагает воздвигнуть защитный барьер между Западом и Востоком (куда он включает не только мусульманский, но и православный мир) для спасения западной христианской цивилизации. Коммунитарии выражают сомнение в том, что цивилизационные различия неизбежно ведут к катастрофическим конфликтам. Напротив, они не исключают возможного взаимообогащения различных культур.

Определяя средства утверждения  нормативного коммунитарного порядка, его идеологи основываются на том, что  человеку, в общем, присуща уверенность  в нравственном характере его  позиции.

Инструментарием достижения своих целей коммунитарии считают воспитание, образование, просветительскую работу и в первую очередь общественный диалог как средство консенсуса. Мысль о продуктивности такого диалога иллюстрируется на примере двух общенациональных кампаний в США: одной неудачной - антиалкогольной кампании 1920-х гг., при проведении которой пошли по пути запретов и наказаний, и другой, весьма успешной - антитабачной кампании 1980-х гг., реализованной исключительно на основе общенационального диалога.

Программа коммунитаризма, безусловно, носит утопические черты. Ее авторы признают, что их идеи могут показаться утопичными. Вместе с тем коммунитаризм улавливает и артикулирует общественные императивы. Не случайно книги его идеологов становятся бестселлерами, а их взгляды разделяет значительная часть истеблишмента. Они стали частью политической философии Б.Клинтона, А.Гора и их единомышленников и были использованы в предвыборных платформах демократов в 1992 и 1996 гг.

Выше мы отмечали, что  коммунитарии дистанцируются от традиционных идеологических размежеваний, претендуя  на свой оригинальный путь и независимость  от всяких идеологических клише. Однако по ряду признаков, как-то коллективистские ориентации, перфекционистский взгляд на человеческую природу, критика либеральных принципов рыночного детерминизма, принцип межцивилизационного и культурного межрасового диалога и ряду других, коммунитаризм, думается, можно квалифицировать как одну из современных модификаций левой идеи и на этом основании вписать в меняющееся пространство левой политической культуры.

Коммунитаристское движение возникло как ответ на общественную потребность в новой социальности и на неудовлетворенность неолиберальной “культурой разъединения”.Другим ответом на эту неудовлетворенность стало нарастание консервативно-фундаменталистских настроений. А.Этциони прогнозирует возможность трех результатов наметившегося на Западе тяготения к интеграции и порядку: возврат назад, к обществу 1950-х гг.; фундаменталистский вариант и, наконец, коммунитарный нормативный порядок. Вопрос о том, какой из этих вариантов возобладает и будет в дальнейшем определять климат западного общества, остается открытым.

Амитай Этциони стал создателем коммунитаристского движения в начале 1990-х и основал Коммунитарную Сеть – некоммерческую организацию для распространения идей движения, для поддержки моральных, социальных и политических оснований общества. В его работах подчеркивается значимость для всех обществ тщательного выстраивания баланса между правами и обязанностями, самостоятельностью и порядком. Его работы посвящены социальным проблемам современной демократии, в них он отстаивает коммунитарность как своего рода компенсацию чрезмерному индивидуализму. Этциони выступает как критик эрозии приватности за счет возможностей надзора, представляемых современными технологиями, а также угроз идентичности личности. Согласно Этциони, индивидуальные права и устремления должны быть защищены, но они должны быть внутренне согласованы с интересами сообщества (отсюда и название движения – «коммунитаризм»).

Коммунитаристская Ассоциация издаёт свой журнал, именуемый «The Responsive Community». Журнал публикует популяризованные версии академических дискуссий о коммунитаризме, так же как и статьи в поддержку более конкретных мер государственной политики. Ассоциация также имеет свой вебсайт (http://communitariannetwork.org/), ассоциированный с Институтом коммунитаристских исследований государственной политики в университете Джорджа Вашингтона (Вашингтон, штат Колумбия). Вебсайт содержит обширные библиографии, работы студентов, материалы для преподавателей, программы курсов и ссылки на сайты коммунитаристских организаций в других странах.

 


Информация о работе Коммунитаризм