Консерватизм как система политических взглядов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 12:48, реферат

Краткое описание

Цель реферата: изучить консерватизм как систему политических взглядов, выделить основные принципы и идеи, а так же проанализировать критерии общественного развития со стороны консерватизма.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) обосновать закономерный характер появления консервативной идеологии как одной из разновидностей политической идеологии;
3) показать особенности идеологии и их влияние на политическую мысль, политику государства;
2) выявить политические идеи, концепции и ценности, ставшие основополагающими при формировании консерватизма;

Содержание

1.Введение.
2.Консерватизм как система политических взглядов.
3.Неоконсерватизм
4. Основные принципы.
5. Политические идеи.
6. Критерии общественного развития.
7. Заключение.
8. Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ по дисциплине политология.docx

— 41.59 Кб (Скачать файл)

Свобода для консерваторов не имеет  абсолютного характера, она относительна и допускается лишь в рамках необходимых  ограничений. Для них интересы государства, нации, общности неизмеримо выше, чем  интересы индивида или какой-либо социальной группы. Важнейшим фактором порядка  консерваторы считают также неравенство, так как никакое общество, по их представлениям, невозможно без иерархии. Равенство же, по их мысли, должно существовать только в области морали и добродетели, где все обязаны исполнять свой долг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Политические идеи.

 

 

На основе этих взглядов Берка и других мыслителей и политиков в XIX в. сложился устойчивый комплекс консервативных идей и ценностей, получивших название классического консерватизма.

Его основные идеи:

  • признание ограниченности возможностей человеческого разума в познании общества и несовершенства человеческой природы;
  • эффективная государственная власть (в связи со своим природным несовершенством человек не может жить без государства и других социальных институтов: государство призвано сдерживать присущие людям и отдельным группам эгоизм, поддерживать социальный мир и заботиться об общем благе. Без такой роли государства общество ждет либо гражданская война, либо неограниченное господство одной группы). Успешно выполнять свои функции может лишь сильное, авторитетное, но не диктаторское государство;
  • интересы государства, нации выше, чем интересы индивида или какой-либо социальной группы;
  • в экономической сфере – святость частной собственности, ориентация на развитие частного предпринимательства;
  • социальное равенство – противоестественно для общества, так как сама природа человека обусловливает неравенство – между мужчинами и женщинами, трудолюбивыми и ленивыми, умными и посредственными людьми др. Поэтому нормальное общество естественно воспроизводит неравенство, которое в свою очередь стимулирует соревновательность между людьми, что способствует здоровому развитию общества при условии авторитетного контроля государства. Равенство должно существовать лишь в области морали и добродетели, и все обязаны исполнять свой долг;
  • функционирование общества регулируют не только законы, но и обычаи и традиции. Концепция единства прошлого, настоящего и будущего, преемственности в обновлении социальных связей, передающихся от предков к потомкам.
  • отказ от революционных преобразований и ориентация на постепенные изменения в обществе, что обеспечивает стабильность.

Анализируя основные постулаты  классического консерватизма, необходимо обратить внимание на его главенствующую черту – традиционализм. Следует подчеркнуть, что консерваторы рассматривают традиции не как ориентацию на прошлое, а как условие преемственности и связи прошлого, настоящего и будущего и тем самым использования достижений предков для улучшения жизни нынешних и будущих поколений. Внимание к традициям помогает формировать историческое сознание, что дает возможность объяснить истоки и причины современных явлений, ставить реальные, свободные от утопизма цели. В тоже время бережное отношение к традициям вовсе не означает отрицания необходимых общественных перемен, но они целесообразны лишь тогда, когда существующие принципы доказали свою несостоятельность. Подчеркивается также, что при обновлении общества необходимо не скоропалительно отказываться от "устаревших" принципов, а серьезно думать над тем, что сохранить и передать в будущее. Важным понятием для консерваторов является "порядок", и лишь при наличии которого возможны "добрые дела". Особую роль в поддержании порядка отводится государству, которое отделяется от общества и становиться над ним.

В силу такого широкого толкования традиционализма социальная база консерватизма со временем значительно расширяется: его последователями становятся не только представители "обреченных" социальных групп, положению которых угрожают объективные тенденции общественно исторического развития, но и прагматически настроенные силы, стремящиеся к порядку, стабильности и отрицающие неопределенность, непредсказуемость скоропалительных изменений.

В поисках путей разрешения некоторых "больных" вопросов современности (экономические кризисы, политическая нестабильность, растущая зависимость  человека от технической сферы, разрушение традиционных межличностных коммуникаций, рост антисоциального поведения и пр.), консерваторы несколько обновили свой идеологический арсенал:

  • по прежнему настаивая на необходимости формирования сильной власти и сохранении в обществе позиций сильного государства, неоконсерваторы, усматривая главные причины многих негативных явлений в чрезмерном вмешательстве государства в дела гражданского общества, пошли на некоторое ограничение государственного интервенционизма;
  • сила государства в его профессионализме и моральности;
  • являясь ярыми противниками уравнительного распределения благ, требуют сокращения социальных программ, т.к. убеждены, что превращение государства в "дойную корову" развращает человека;
  • укрепление морали, семьи и религии. (Возвращение к испытанным традиционным ценностям поможет людям обрести духовное равновесие, освободиться от социального иждивенчества и активизировать собственные усилия на обеспечение своего благополучия);
  • активизация в сфере международной политики. Усиление власти своей страны, превращение ее в мировую державу считается высшей и абсолютной целью, которой должны быть подчинены интересы всех граждан;
  • идея прогресса не отрицается, но необходимо, чтобы развитие было органичным и будущее не уничтожало прошлое.

 

 

Критерии общественного  развития

 

Консерватизм есть система  политических взглядов, нацеленная на сознательное удержание идентичности, сохранение живой непрерывности эволюционного развития.

Долгие годы понятию консерватизма  придавалась заведомо негативная, чуть ли не ругательная окраска. Это слово  являлось синонимом таких определений, как: "реакционер", "ретроград", "мракобес" и т.п. Считалось, что "консервативного творчества", как такового быть не может, поскольку  основной идеей консерватизма является "приверженность к старому, отжившему  и вражда ко всему новому, передовому". Долгие годы в отечественной историографии  бытовал стереотип, согласно которому консерваторы изображались убежденными  противниками прогресса, стремившимися  повернуть "колесо истории" вспять. Подобная точка зрения грешит заведомой  односторонностью, поскольку русские  консерваторы были не только "охранителями" в прямом смысле этого слова, но так  же пытались найти компромисс с происходившими в стране переменами. Попытки современного рассмотрения генезиса русской консервативной мысли в рамках противопоставления "традиция - модернизация" или "прогресс - регресс" весьма условны, поскольку ни традиция, ни модернизация не являются неким абсолютом. И реформы и контрреформы проводятся реальными людьми, преследующими реальные интересы. К тому же реформы вовсе не должны однозначно нести благо для большинства народа, точно так же как контрреформы не должны обязательно иметь деструктивный характер. В конечном счете, власть должна работать во имя страны, и живущего в ней народа. Мы сами могли убедиться, что словом "реформы" можно при желании прикрывать любые разрушительные для государства действия.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что консерватизм имеет значительные отличия от других систем политических взглядов. Если либерализм и социализм с самого начала возникли в качестве классовых идейно-политических течений, соответственно буржуазии и рабочего класса, то в этом смысле значительно сложнее обстоит дело с консерватизмом. В целом как тип общественно-политической мысли и идейно-политического течения консерватизм отражает идеи, идеалы, установки, ориентации, ценностные нормы тех классов, фракций и социальных групп, положению которых угрожают объективные тенденции общественно-исторического и социально-экономического развития, тех привилегированных социальных группировок, которые испытывают всевозрастающие трудности и давление со стороны не только демократических сил, но и наиболее динамичных фракций имущих слоев населения. Но нередко консерватизм был своего рода защитной реакцией тех средних и мелких предпринимателей, фермеров, лавочников, ремесленников, просто жителей сельской местности, которые испытывают страх перед будущим, несущим с собой неопределенность и зачастую реальное ухудшение социального статуса.

Следует подчеркнуть, что консерватизм в некотором  смысле представляет собой нечто  большее, чем просто защиту интересов тех или иных слоев населения. Консервативная система политических взглядов включает в себя утвердившийся и общепринятый в обществе набор ценностей, детерминирующих поведение и образ мыслей значительных категорий людей, а также формы приспособления к традиционным социальным нормам и институтам. Важное место в ней занимают глубинные традиционалистские и ностальгические тенденции, характерные для психологии массовых слоев населения. Характерной чертой консерватизма, как системы взглядов является необходимость сохранения традиционных правил, норм, иерархии власти, социальных и политических структур и институтов. В духе гегелевской формулы "все действительное разумно, все разумное действительно" консерватор рассматривает существующий мир как наилучший из всех возможных миров.

 

 

Министерство науки и  образования федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение  высшего профессионального образования  «Рязанский Государственный Университет  имени С. А. Есенина» РГУ имени  С. А. Есенина. Факультет социологии и управления. Кафедра государственного и муниципального управления. Специальность 081100 – «Государственное и муниципальное управление».

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Политология»

на тему: «Консерватизм как система политических взглядов. Основные принципы, политические идеи и критерии общественного развития».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 1 курса группы ГМУ-12

Ушакова Любовь Юрьевна.

Старший преподаватель:

Абоймова Марина Васильевна.

Рязань 2012г.

Неоконсерватизм.

 

Современная, новейшая модификация  этого политического течения  называется неоконсерватизмом и  появилась в 1970-е гг. на Западе.  Приставку «нео» («новый») консерватизм получил в результате некоего обновления после довольно долгого перерыва, когда он потерял популярность. Обновленный консерватизм интегрировал в себе все, что противостояло левому, т. е. оказался смесью традиционного консерватизма (без крайностей антисемитизма, фашизма, традиционализма, клерикализма) и либерализма. По меткому выражению И. Кристола, неоконсерватор — это «либерал, схваченный за горло реальностью». Зачастую еще вчера они были либералами и даже социал-демократами, но глобальные проблемы современности,  углубление культурного и экономического кризиса, проблемы управляемости демократического государства заставили их мыслить по-новому.

В его политической философии доминируют две центральные идеи: подчинение индивида государству и обеспечение  политической и духовной общности нации. Разумеется, новые консерваторы в  экономике исходят из свободы  рыночных отношений, и в этом вопросе  они не имеют существенных расхождений  с либералами. Но они категорически  против того, чтобы глубинный смысл  и конечные цели общественного развития объяснялись в категориях индивидуализма, свободы личности, демократии и т.д. Согласно консервативному мышлению, этот смысл и цели определяются интересами общности (государства, нации), другими  политическими приоритетами. Отсюда и основной постулат неоконсерватизма - политические решения должны приниматься  в общих интересах нации, а  не каких-либо личных, частных, групповых.

 Значительное место в политической  философии неоконсерватизма занимает  международная проблематика. Увеличение  власти своей страны, превращение  ее в мировую державу считаются  высшей и абсолютной целью,  которой должны быть подчинены  частные и групповые интересы. Новые консерваторы отличаются  готовностью к применению более  действенных средств для утверждения авторитета своего государства. Подлинная политика предполагает постоянную готовность к "чрезвычайной ситуации".

Список использованной литературы:

 

  1. Аверьянов В.В. Либерально-консервативное понимание традиции в русской общественной мысли., Журнал "Национальные интересы"., № 1, 2009.
  2. Белов Г.А. Политология: Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994.
  3. Берк Э. Размышления о революции во Франции Соц. исследование. — 1991. - № 6, 7, 9; 1992. - № 2; 1993. - № 4;
  4. Гаджиев К.С. “Политическая наука”, М.,1995
  5. Гаджиев К.С. Современный консерватизм: опыт типологизации “Новая и новейшая история” - М.,1999.
  6. Гусев В.А. Русский консерватизм: основные направления и этапы развития. Тверь, 2001.
  7. Минаков А.Ю.Ранние русские консерваторы первой четверти XIX в.: учебное пособие. ЛОП ВГУ, 2005г
  8. Минаков А.Ю. Особенности и политическая роль русского консерватизма первой четверти XIX в. Вестник ВГУ, Серия: история, политология, социология. 2010. № 1. Январь-июнь. С. 72-76
  9. Мельник В.А. Политология.2008г.
  10. Осипов И.Д. По ту сторону либерализма и консерватизма: социальные искания В.С. Соловьева. / Журнал социологии и социальной антропологии. 2003. Том VI. №2
  11. Шишков А.С. Научные ведомости БелГУ. История. Политология. Экономика. Информатика. № 7 (62). 2009.
  12. Политология.Эндрю Хейвуд http://www.alleng.ru/d/polit/pol010.htm
  13. Яковенко И.И. Русский консерватизм - www.libertarium.ru/libertarium/yakovenko
  14. Современный российский консерватизм. Сборник статей. М., 2011. http://www.cscp.ru/files/rmoHZ2U1hEbQgIW.pdf

Информация о работе Консерватизм как система политических взглядов