Конституционное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 19:03, курсовая работа

Краткое описание

Проблема конституционно-правовых отношений вызывает наибольший интерес и споры в науке конституционного права. В юридической науке, под правоотношениями понимаются также общественные отношения, которые урегулированы нормами права.

Содержание

Введение ......................................................................................................3

Глава 1. Понятие и особенности конституционно-правовых отношений....................................................................................................4

Глава 2. Виды конституционно-правовых отношений, их структура.....................................................................................................7

Глава 3.Субъекты.....................................................................................10

Заключение................................................................................................16

Библиография............................................................................................18

Вложенные файлы: 1 файл

курсовпая кп2.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

Глава 3. Субъекты

 

Субъекты (т.е. участники) конституционно-правовых отношений весьма разнообразны. Собственно они составляют специфику этих отношений, ибо остальные элементы во многом схожи с аналогичными элементами правоотношений, порождаемых другими отраслями права.2

Субъектами  конституционно-правовых отношений  могут быть все, на кого правовые нормы  данной отрасли возлагают определенные обязанности и кому предоставляют права.

Наличие широкого круга субъектов является особенностью конституционного права. Среди них  выделяются такие специфические  субъекты как:

- народ;

- государство;

- субъекты Федерации;

- депутаты;

- коренные малочисленные  народы;

- население;

- муниципальное  образование;

- органы государственной  власти;

- органы местного  самоуправления;

- избирательные  комиссии;

- собрания избирателей  и др.

Народ России (российский народ) как общность граждан Российской Федерации выступает субъектом конституционно-правовых отношений при проведении всероссийского референдума, выборов депутатов в Государственную Думу, выборов Президента РФ, а также реализации иных форм прямой демократии, реализуемых на общероссийском уровне.

Особым субъектом  конституционно-правовых отношений является государство – Российская Федерация. Ее конституционно-правовой статус определяется прежде всего Конституцией РФ, в которой закрепляются основные свойства государственного суверенитета Российской Федерации, ее внутригосударственный и международно-правовой статус.

К участникам конституционно-правовых отношений относятся также субъекты Российской Федерации:

- республики;

- края;

- города федерального  значения;

- автономная  область;

- атомные округа;

Основы конституционно-правового статуса составных частей Федерации определяются Конституцией РФ и конституциями (уставами) субъектов РФ.

Сторонами конституционно-правовых отношений являются также:

- муниципальные  образования;

- органы государственной  власти;

- органы местного самоуправления;

- население  местного самоуправления;

- этнические  группы;

- политические  партии и другие общественные  объединения граждан;

- собрания граждан;

- собрания избирателей;

- граждане Российской  Федерации;

- иностранные  граждане;

- лица без  гражданства и др.

Определяющий  критерий для идентификации субъекта конституционно-правовых отношений  заключается в установлении того факта, регулируется ли его статус нормами  конституционного права или нет.

В некоторых  странах государствоведы относят к субъектам конституционного права и такую общность, как нация. В этническом смысле нация, рассматриваемая, например, во Франции, как субъект конституционного права, есть, по сути, народ (общность граждан) в рамках конкретного государства. В этническом смысле нация – скорее субъект международного права.

Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что  большинство из них не содержит поименной  индивидуализации субъектов права, эта индивидуализация связи между  субъектами права выражается в определенной всеобщности прав и обязанностей, то есть субъектами данных отношений провозглашаются все субъекты конституционного права или вся определенная их группа.

Содержание  конституционных правоотношений является социальное поведение субъектов  в конституционном праве, круг которых специфичен и широк. Субъектами российского конституционного права являются возможные участники общественных отношений, наделенные правоспособностью и компетенцией, в силу чего они приобретают основание реализовать конституционно-правовых отношениях свои возможности.

Поскольку круг участников конституционно-правовых отношений  широк, то возникает необходимость  объединения их в следующие группы:

1. Многонациональный народ Российской Федерации, нации, этнические общности (народности).

Исключительность статуса народа как субъекта конституционно-правовых отношений обусловлена, прежде всего, тем, что он является носителем суверенитета и единственным источником власти в России (ст.3 Конституции РФ). Права образовывать представительные органы государственной власти, участвовать в выборах Президента РФ, выражать свою волю путем референдума относятся к исключительному ведению народа. Нации, этнические общности могут вступать между собой в конституционно-правовые отношения, как между собой, так и с органам государственной власти по поводу национальной государственности, по иным вопросам, затрагивающим их.

2. Государство – Российская Федерация; субъекты в составе Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономные округа).

В общественных отношениях, регулируемых нормами конституционного права, государству принадлежит  особая роль. Оно выступает в качестве регулятора общественных отношений, прежде всего как носитель правотворческой  власти. Указанные субъекты могут  участвовать в конституционно-правовых отношениях непосредственно или через государственные органы, выступающие от их имени. Примером таких отношений является Федеративный договор от 31 марта 1992 года «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов».

Конституционные правоотношения также возможны между  республиками, между автономиями, республиками и автономной областью и автономными  округами и т.д.

3. Административно-территориальные единицы (районы, города, районы в городах, поселки).

Административно-территориальная  единицы, это не только географическое, но и политическое образование, основу которого составляет население. Именно население, формируя органы местного самоуправления, придает административно-территориальной единице черты политического образования, выступающего в качестве субъекта права. Своеобразным субъектом права выступают избирательные округа. Через них реализуются право избирателей представительствовать в органах государственной власти.

4. Органы  государственной власти и местного  самоуправления.

В Российской Федерации  ими являются:

- Федеральное  Собрание;

- Правительство;

- Конституционный  Суд;

- Высший Арбитражный  Суд;

- Городская  Дума;

- Местная администрация  и др.

Конституционные нормы разграничивают сферы полномочий и компетенцию между различными органами власти. Обладая правом на осуществление государственной  власти и местного самоуправления, они наделены определенной компетенцией в соответствии с возложенными на них задачами (издание законов, контроль за деятельностью других органов, исполнения законов и т.д.). Перечисленные субъекты выступают в данных отношениях как носители властных полномочий либо как подчиненные субъекты, а иногда как равноправные участники договорных отношений.

5. Должностные  лица.

Субъектами  конституционного права являются:

- Президент  РФ;

- Председатели  палат парламента - Федерального  Собрания;

- Председатель  Правительства РФ;

- Председатель  конституционного Суда РФ;

- Генеральный  Прокурор и др.

Президент Российской Федерации является главой государства. Обладая широкими представительскими, правотворческими, управленческими  полномочиями, он вступает в отношения  с парламентом, правительством, республиками и другими субъектами конституционного права. Те отношения, которые основываются на конституционных нормах, приобретают форму конституционно-правовых. В некоторых из подобных и иные конституционно- правовые отношения вступают вышеперечисленные должностные лица.

6. К субъектам конституционных правоотношений со специальной правоспособностью относятся:

- избиратели;

- депутаты (различных  представительных органов).

Избиратели  участвуют в данных правоотношениях  посредством выборов представителей народа в различные законодательные (представительные) органы власти (Государственную Думу, Совет Федерации, Законодательное Собрание, Городскую Думу и т.д.). Депутаты вправе принимать участие в работе тех органов государственной власти, в состав которых они избраны, в решении вопросов, рассматриваемых этими органами, в утверждении актов, издаваемых ими и т.д.

7. Политические  партии, иные общественные объединения.

Политические  партии и иные общественные объединения  играют все более активную роль в  жизни Российской Федерации. Они  участвуют в избирательных компаниях выдвигая кандидатов в депутаты, организуют предвыборные мероприятия. Важно их участие в проведении референдумов, в местном самоуправлении, в охране и защите конституционных прав и свобод граждан.

8. Граждане  Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства.

Все физические лица участвуют в конституционно-правовых отношениях, осуществляя свои конституционные  права, свободы и обязанности. Широкой  правоспособностью обладают граждане Российской Федерации. При этом следует отметить, что граждане являются субъектами данных отношений независимо от пола, расы, национальности, языка и других признаков. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть, кроме того, субъектами конкретных конституционно-правовых отношений в связи с приобретением российского гражданства, получением политического убежища.

Такова система  субъектов конституционного права  России, которые, участвуют в конституционно-правовых отношениях.

 

Заключение

 

Назначение  конституционно-правовых норм состоит в регулировании общественных отношений, составляющих предмет рассматриваемой отрасли. В результате воздействия правовых норм на общественные отношения возникают конституционно-правовые отношения.

Специфика конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений состоит в следующем:

  • Они отличаются своим содержанием; возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права.
  • Им свойственен особый субъектный состав. Среди субъектов государственно-правовых отношений имеются такие субъекты, которые не могут быть участниками других видов правоотношений.

Конституционно-правовые отношения характеризуются большим, чем в других сферах, разнообразием видов правоотношений, многослойным характером юридических связей между субъектами, устанавливаемых зачастую через многозвенную цепь взаимосвязанных между собой правоотношений.

Таким образом, конституционно-правовое отношение - это  общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

Возникновению конкретного конституционно-правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт. Именно с него начинается реализация правовой нормы. Благодаря юридическому факту конкретный субъект становится участником данного правоотношения, обладателем соответствующих прав или обязанностей.

Круг субъектов  конституционно-правовых отношений  очень широк. Среди них такие  специфические субъекты, как народ, государство, депутаты, органы государственной  власти, избирательные комиссии, собрания избирателей и др.

 

Библиография

 

1. Конституция  РФ. Принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г.

2. Авакьян С.А.  Конституционное право России. М.: Юристъ, 2006. 778с.

3. Баглай М.В.  Конституционное право Российской  Федерации: Учебник для юрид. вузов  и фак / Габричидзе Б.Н. М.: ИНФРА-М, 2007. - 509 с

4. Головастикова А.Н. Конституционное право России. М.: Эксмо, 2006. 863 с.

5. Габричидзе  Б.Н. Конституционное право. М.: Проспект, 2007. - 472 с.

6. Колесников  Е.В. Конституционное право Российской  Федерации/Е.В. Колесников. - М.: Высшее  образование, 2008. 455 с.

7. Конституционное право: Учебник / отв. ред. А. Н. Кокотов и М. И. Кукушкин. – М.: Юрист, 2003. С. 29.

8. Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. М.: Закон и право, 2007. - 159 с.

9. Мархгейм М.В. Конституционное право Российской Федерации. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. 549 с.

10. Стрекозов В.Г. Государственное (конституционное) право Российской Федерации. М.: Былина, 2007. - 301 с.

11. Смоленский М. В. Конституционное право России: Учебник – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. С. 12.

12. Чиркин В.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2008. - 629с .

1 Баглай М. В. Конституционное право РФ: Учебник для вузов. - 4-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2004. С.11.

2 Баглай М.В. Конституционное право РФ: Учебник для вузов – 4-е изд., изм. и доп.. – М.: Норма, 2004. С.12.

 


Информация о работе Конституционное право