Конституционно-правовой статус Президента. Вступление президента в должность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 16:45, реферат

Краткое описание

Цель данной работы определить конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации, дать правовую характеристику его положению в современном государственном устройстве России. Объяснить необходимость его полномочий как высшего представителя народа в нашей стране. В результате этой работы необходимо сделать заключение о необходимости наличия президентской власти в нашем государстве, о целесообразности тех полномочий которые определены ему по Конституции.

Вложенные файлы: 1 файл

право.docx

— 45.46 Кб (Скачать файл)

Сфера деятельности Президента в области внешней политики очень  широкая и многоплановая. Президент  полномочен вести переговоры и подписывать  международные договоры на территории своей страны, так и во время  пребывания в иностранном государстве. При этом глава государства не нуждается в специальных полномочиях, т.к. Президент обладает ими по должности.

В данном случае необходимо знать, что международные договоры Российской Федерации подлежат ратификации  Федеральным собранием (т.е. обе палаты принимают федеральный закон). Ратификация  международного договора правомочным  органом государства подтверждается ратификационной грамотой. Ратификационные  грамоты нашего государства подписывает  Президент и министр иностранных  дел. Если в подписании договора участвуют  две стороны – его участники  обмениваются ратификационными грамотами. Как глава государства Президент  принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей. Верительная грамота – это  документ, который удостоверяет назначение определенного лица дипломатическим  представителем. Грамота выдается и  подписывается Главой посылающего  государства и адресуется Главе  Российского государства. Дипломатический  представитель считается приступившим к выполнению своей работы с момента  вручения верительной грамоты.

Отзывная грамота направляется Президенту Российской Федерации главой государства, дипломатический представитель  которого отзывается.

 

2.5 Президент –  Верховный Главнокомандующий.

Статус Президента включает полномочия Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации.

Президент определяет основные направления военной политики государства, осуществляет руководство Вооруженными Силами России, другими воинскими  формированиями и организациями. К  полномочиям Президента относятся  издание указов на военную службу, а также утверждение плана  гражданской обороны Российской Федерации, им также утверждаются планы  дислокации Вооруженных Сил и  других войск, размещение военных объектов. Президент ведет переговоры и  подписывает международные договоры Российской Федерации о совместной обороне и военном сотрудничестве по вопросам коллективной безопасности. Как Верховных Главнокомандующий  Вооруженными Силами Президент в  пределах своих полномочий издает приказы  и директивы, обязательные для исполнения Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями. Управление Вооруженными Силами России осуществляет Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил.

Президент Российской Федерации  вводит своим Указом военной положение  на всей территории страны или в  отдельных местностях и незамедлительно  сообщает об этом обеим палатам Федерального Собрания. Указ Президента о введении военного положения подлежит утверждению  Совета Федерации, который подтверждает юридическую силу Указа.

Военное положение вводится Президентом в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии и представляет собой особый правовой режим жизнедеятельности  государства. Во время военного положения  органы государственной власти и  местного самоуправления наделяются особыми  полномочиями.

Введение военного положения  связано с определенными ограничениями  прав граждан, государственная власть сосредотачивается в руках военных. В период действия на всей территории Российской Федерации военного положения  Государственная Дума не подлежит роспуску.

 

2.6 Полномочия  Президента по введению чрезвычайного  положения.

Целью введения чрезвычайного  положения является обеспечение  безопасности граждан и защита конституционного строя. Порядок введения чрезвычайного  положения определен Законом  Российской Федерации от 17 мая 1991г. “О чрезвычайном положении”. Чрезвычайное положение вводится Указом Президента России в случаях попытки насильственного  изменения конституционного строя, межнациональных конфликтов, массовых беспорядков, стихийных бедствий и  др. С прекращением чрезвычайного  положения утрачивают силу все акты, принятые в связи с введением  чрезвычайного положения.

Право Президента вводить  на территории Российской Федерации  или отдельных местностях чрезвычайное положение сопряжено с его  обязанностью немедленно сообщать об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента о чрезвычайном положении подлежит утверждению Совета Федерации.

 

2.7 Полномочия  Президента по вопросам гражданства.

Президент уполномочен решать вопросы гражданства Российской Федерации. Под гражданством понимают устойчивую политико-правовую связь  человека с государством, в силу которой на человека распространяется суверенитет этого государства, и он пользуется его защитой, и  может участвовать в управлении государственными делами. Эта связь  с государством создает взаимные права, обязанности и ответственность, а также основывается на признании  и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Согласно Закону “О гражданстве  Российской Федерации” Президент решает вопросы:

приема в гражданство  Российской Федерации иностранных  граждан, граждан бывшего СССР и  лиц без гражданства;

принимает решения по вопросам восстановления гражданства;

дает разрешение на выход  из гражданства;

разрешает гражданину Российской Федерации иметь двойное гражданство.

До решения указанных  вопросов Президентом они предварительно рассматриваются в Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации.

В компетенцию Президента входит также решение вопросов предоставления политического убежища, которое  является суверенным правом государства-субъекта международного права. В Российской Федерации только Президент имеет  право предоставления политического  убежища.

Президент осуществляет высшую форму государственного поощрения  – награждение государственными наградами России. Президент также  присваивает почетные звания Российской Федерации, утверждает статусы орденов и положения о медалях, издает указы об учреждении государственных наград и награждения ими.

Президент Российской Федерации  присваивает воинские звания маршалов, генералов и адмиралов. Для предварительного рассмотрения данных вопросов при Президенте создана комиссия по государственным  наградам.

Президенту предоставлено  право помилования. Помилование  – это акт верховной власти, который полностью или частично освобождает осужденного от наказания  или заменяет наказание на более мягкое. Актом помилования может быть снята судимость с лиц, уже отбывших наказание. Акты помилования носят всегда индивидуальный характер, т.е. они принимаются в отношении конкретного лица или нескольких определенных лиц.

 

2.8 Полномочия  Президента на издание правовых  актов.

Президент Российской Федерации  издает указы и распоряжения, которые  по своим правовым свойствам делятся  на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся указы и распоряжения – содержащие правовые нормы, будучи обнародованными они приобретают государственно-властный характер, т.е. становятся обязательными для исполнения всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами. Правовые нормы представляют собой общие правила поведения людей, т.е. относятся не только к тому или иному случаю, а предлагают возможность своего неоднократного применения.

К индивидуальным относятся указы и распоряжения Президента, которые касаются конкретных отношений или лиц. Например, указы Президент о присвоении различных почетных званий конкретным деятелям науки, искусства и так далее. Такого рода указы не содержат каких-либо общих правил, т.е. юридических норм. Указы и распоряжения Президент Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории России. Издаваемые Президентом правовые акты не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

Акты Президента, носящие  нормативный правовой характер вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования, если при  принятии акта не установлен иной срок.

 

2.9 Неприкосновенность  Президента.

Президент Российской Федерации  обладает неприкосновенностью.

неприкосновенность Президента связана с тем, чтобы создать  ему все гарантии в течении срока его полномочий, т.е. в период своих полномочий Президент не может быть задержан, арестован и подвергнут обыску и личному досмотру;

неприкосновенность также  распространяется на жилье и служебные  помещения, которые Президент занимает, на используемые личные и служебные  транспортные средства, вещи;

Президент не может подвергаться уголовной, административной и гражданской  ответственности за правонарушения. Таким образом Конституция предоставляет Президенту абсолютную неограниченную неприкосновенность.

 

2.10 Процедура отрешения  Президента от власти.

Президент Российской Федерации  вступает в должность с момента  принесения торжественной присяги  и, как правило, прекращает осуществление  своих полномочий с истечением срока, на который был избран.

Конституцией предусмотрена  возможность досрочного прекращения  исполнения полномочий Президента в  случаях:

отставки (по инициативе самого Президента);

стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия (по причине не зависящей ни от какой воли);

отрешения от должности (по инициативе Федерального Собрания).

При отставке Президента Российской Федерации или досрочном прекращении  его полномочий выборы нового Президента России должны состояться не позднее  трех месяцев с момента досрочного прекращения полномочий. Досрочные  выборы Президента должны проводиться  на основе федерального закона о выборах  Президента. В тех случаях, когда  Президент не в состоянии выполнять  свои обязанности, их временно исполняет  Председатель Правительства Российской Федерации. Сюда можно отнести длительную болезнь Президента (которая признана достаточным основанием для досрочного прекращения им своих полномочий), смерть Президента. Исполнение обязанностей Президента Председателем Правительства  ограничена сроком на три месяца – до избрания нового Президента. Объем прав и обязанностей Председателя Правительства меньше, чем у законно избранного Президента. Исполняющий обязанности Президента не имеет права распускать Думу, назначать референдум, вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции.

Действующая Конституция  России предусматривает возможность  отрешения Президента от должности  на основании выдвинутого в отношении  его обвинения в государственной  измене или совершении тяжкого преступления, составы этих преступлений определяются в Уголовном кодексе.

Конституция установила четкую процедуру рассмотрения вопроса  об отрешении Президента. В этой процедуре участвуют обе палаты Федерального Собрания, Верховный Суд, Конституционный Суд Российской Федерации.

Процедура отрешения Президента от должности проходит следующие  этапы:

Государственная Дума, числом голосов не менее чем одной  трети депутатов, выдвигает обвинение  против Президента, которое может  служить основанием для отрешения  его от должности. Постановление  Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента должно приниматься двумя третями голосов  от общего числа депутатов палата (т.е. квалифицированным большинством голосов);

Верховный Суд и Конституционный  Суд России дают заключение по решению  Государственной Думы. Верховный  Суд дает заключение о наличии  в действиях Президента признаков  преступления. Конституционный Суд  дает заключение о соблюдении или  несоблюдении порядка выдвижения обвинения (в случае принятия решения о несоблюдении порядка – рассмотрение обвинения  против Президента прекращается);

принятие Советом Федерации  решения об отрешении Президента от должности. Постановления об отрешении  Президента от должности принимается  Советом Федерации тайным голосованием квалифицированным большинством голосов (не менее двух третей) на основании  рассмотрения всех материалов: решения  Государственной Думы, заключений Верховного Суда и Конституционного Суда. Совет  Федерации вправе принять постановление  об отрешении Президента от должности  не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной  Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, все  обвинения против Президента считаются  отклоненными. Отрешение Президента от должности не состоится, если до истечения трехмесячного срока  Совет Федерации отклоняет обвинения  против Президента. После отрешения  от должности (импичмента) Президент  может нести ответственность, если он совершил преступление, по нормам уголовного законодательства как обычное лицо.

 

 

 

 

 

 

 

Порядок избрания и вступления в должность Президента РФ.

Конституция устанавливает, что Президент Российской Федерации  избирается на четыре года.

Предъявляемые к кандидату  в Президенты требования изложены в  ч. 2 и 3 ст. 81. Президентом может быть избран только гражданин Российской Федерации, достигший 35 лет (заметим, что для избрания в Государственную Думу достаточно достижения 21 года). Очевидно, что на этот пост должен быть избран человек, имеющий достаточный жизненный опыт, деятельность которого может быть оценена избирателями. Вместе с тем 35-летний возраст позволяет избрать на президентский пост, требующий энергичной деятельности, человека достаточно молодого. Такой же возраст установлен для избрания Президента в США. В ФРГ кандидат в Президенты должен быть не моложе 40 лет, а в Италии - 50 лет.

Конституцией установлено  также требование постоянного проживания кандидата в Президенты в Российской Федерации не менее 10 лет. Этот срок признается необходимым и вместе с тем достаточным для того, чтобы кандидат в Президенты не только в полной мере обладал знаниями и  практическим опытом, но и понимал  специфику условий жизни в  нашей стране.

Российская Конституция, в отличие, например, от Конституции  США, не выдвигает требования, чтобы  кандидат на пост Президента был гражданином  Российской Федерации по рождению. Это объясняется, как представляется, следующим образом: во-первых, все  граждане Российской Федерации независимо от обстоятельств приобретения гражданства обладают равными правами, и, во-вторых, во время существования Советского Союза миграция населения не оказывала никакого влияния на права гражданина и была массовым явлением.

Порядок избрания Президента Российской Федерации закреплен  в п. 1 и 4 ст. 81 Конституции. В п. 1 установлено, что Президент избирается на основе всеобщего равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании. Это означает, во-первых, что в избрании Президента могут участвовать все граждане Российской Федерации, за исключением, как это установлено в п. 3 ст. 32 Конституции, признанных судом недееспособными, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.

Таким образом, можно сказать, что Президент избирается таким  же избирательным корпусом, как Федеральное  Собрание. Это обстоятельство существенно  для определения самостоятельности  власти главы государства, поскольку  в тех странах, где Президент  избирается парламентом (ФРГ, Швейцария  и Италия, в последней в выборах  Президента участвуют и представители  областей), Президент всегда оказывается  в какой-то мере зависимым от избравшего его органа.

Как следует из изложенного  выше, Конституция четко устанавливает  некоторые принципы избрания Президента Российской Федерации. Все иные положения  в соответствии с п. 4 ст. 81 Конституции  должны определяться федеральным законом. Этот закон еще не принят.

В Конституции содержится положение о том, что одно и  то же лицо не может занимать должность  Президента Российской Федерации более  двух сроков подряд. Ограничение максимального  срока пребывания одного лица на посту  Президента нередко рассматривается  как гарантия против установления власти одного лица на продолжительный срок, т. е. личной диктатуры. Но есть целый ряд стран, в которых подобные ограничения не установлены. Так, не ограничена возможность переизбрания Президента во Франции и Италии.

Еще одним требованием  к должности Президента, не зафиксированным  в данной главе Конституции, но вытекающим из общих требований к системе  государственных органов, самой  логики президентства, является несовместимость  этой должности с иной государственной  либо коммерческой деятельностью. Это  ограничение касается и уже избранного Президента.

В Конституции определяется, что при вступлении в должность  Президент Российской Федерации  приносит народу присягу, т. е. официальное  и торжественное обещание исполнять  обязанности, связанные с осуществлением им своих конституционных полномочий.

Президент клянется уважать  Конституцию и охранять права  и свободы человека и гражданина, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства.

Высокое значение присяги  подчеркивается тем, что она, как  указано в самом тексте Конституции, приносится народу и принимается  Президентом в торжественной  обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной  Думы и судей Конституционного Суда.

Юридическое значение присяги  Президента состоит в том, что  с момента ее принесения вновь  избранный Президент приступает к исполнению своих полномочий. С  этого же момента заканчиваются  полномочия прежнего Президента.

Информация о работе Конституционно-правовой статус Президента. Вступление президента в должность