Конституционно-правовой статус Президента РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 17:20, контрольная работа

Краткое описание

Институт президента (от лат. praesidens – «сидящий впереди») учрежден более чем в 150 государствах. В России этот пост впервые был учрежден в 1991 г.: приняты соответствующие законы и внесены изменения в Конституцию 1978 г. Однако с принятием Конституции РФ 1993 г. статус Президента РФ во многом принципиально изменился.
Действующая Конституция РФ, определяя Президента в качестве главы государства (ч. 1 ст. 80), не содержит однозначного ответа на вопрос, к какой из традиционных ветвей государственной власти относится Президент РФ.

Содержание

1. Конституционно-правовой статус Президента РФ 2
2. Порядок избрания Президента РФ и прекращения его полномочий 3
3. Компетенция Президента РФ 8
Список литературы 12

Вложенные файлы: 1 файл

Конституционно.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

    Для реализации указанных функций Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы наделяют Президента РФ достаточно широкими полномочиями, которые могут быть объединены в несколько групп:

1. Полномочия, связанные с формированием других государственных органов и назначением должностных лиц:

- назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; назначение по представлению Председателя Правительства РФ членов Правительства;

- принятие решения об отставке Правительства РФ;

- назначение судей федеральных судов (за исключением судей высших судебных инстанций – Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ);

- представление в Государственную Думу кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ;

- представление в Совет Федерации кандидатур для назначения на должности судей высших судебных инстанций и Генерального прокурора РФ;

- внесение предложений (соответственно в Государственную Думу и в Совет Федерации) об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ и Генерального прокурора РФ;

- представление в Государственную Думу кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты РФ;

- назначение пяти членов Центральной избирательной комиссии РФ;

2. Полномочия по взаимодействию  с Федеральным Собранием, участию  в законодательном (нормотворческом) процессе, обеспечению согласованного  функционирования органов государственной власти:

- назначение выборов депутатов Государственной Думы;

- право роспуска Государственной Думы в предусмотренных Конституцией РФ случаях;

- назначение федерального (а в определенных ситуациях и регионального) референдума;

- обладание правом законодательной инициативы;

- промульгация (подписание и обнародование) федеральных конституционных законов, федеральных законов и законов о поправках к Конституции РФ;

- обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства (в современной российской практике имели место также специальные бюджетные послания Президента РФ к Федеральному Собранию);

- право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;

- использование согласительных процедур для преодоления разногласий между федеральными и региональными органами государственной власти, а также между региональными органами государственной власти (включая обращение в суд для разрешения спора);

- отмена актов Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ и приостановление действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина (до решения вопроса соответствующим судом).

3. Полномочия в области внешней политики:

- осуществление руководства внешней политикой Российской Федерации;

- издание актов о признании иностранных государств, установлении дипломатических отношений;

- ведение переговоров и подписание международных договоров РФ;

- подписание ратификационных грамот;

- принятие верительных и отзывных грамот дипломатических представителей, которые аккредитуются при главе государства;

- назначение и отзыв дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях (после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания).

4. Полномочия в области обороны и безопасности:

- утверждение военной доктрины;

- назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил РФ;

формирование Совета Безопасности РФ и руководство его деятельностью;

- выполнение полномочий Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ (постоянно: и в мирное, и в военное время);

- введение на всей территории РФ или в отдельных местностях специальных правовых режимов военного положения (в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении») или чрезвычайного положения (в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 № 3-ФЗ «О чрезвычайном положении». Указы Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения подлежат утверждению Советом Федерации;

- направление предложения Совету Федерации об использовании Вооруженных Сил РФ за пределами территории России.

5. Полномочия в сфере правового регулирования статуса личности:

- решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища;

- учреждение государственных наград, награждение государственными наградами, дача согласия на получение государственных наград иностранных государств государственными служащими РФ, присвоение почетных званий, высших воинских и высших специальных званий;

- осуществление помилования (с 2002 г. порядок осуществления помилования изменен в соответствии с Указом Президента РФ от 28.12.01 № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации»).

    Реализацию своих полномочий Президент РФ осуществляет посредством издания актов в двух формах: указ и распоряжение. Если указы Президента, как правило, являются нормативными правовыми актами (хотя они могут носить и индивидуальный характер, например, указы о предоставлении гражданства, о награждении государственными наградами, о назначении на должности и т. п.), то распоряжения – это акты организационного, индивидуального характера. Акты Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам, они обладают большей юридической силой по отношению к актам Правительства РФ, ведомственным актам, актам региональных органов государственной власти (изданных по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов).

    Определяя место правовых актов Президента РФ в системе источников национального права, следует подчеркнуть, что они (акты Президента) не должны противоречить принятым, имеющимся федеральным конституционным законам и федеральным законам; осуществляя регламентарную власть, Президент РФ может издавать свои акты и в отсутствие закона(который пока не принят, или не должен быть принят в принципе, исходя из концепции разделения власти).

    Поскольку Президент РФ – не только должностное лицо, но и орган государственной власти, для реализации своих полномочий он имеет достаточно обширный аппарат, включающий как предусмотренные Конституцией РФ государственные органы и должностных лиц – Совет Безопасности РФ, Администрацию Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ (в палатах Федерального Собрания, в высших судебных инстанциях, в федеральных округах, на международной арене и т. д.), так и не предусмотренные Конституцией РФ, которые, тем не менее, не являются неконституционными, поскольку сформированы Президентом РФ в рамках своих конституционных полномочий, – Государственный Совет, Совет по борьбе с коррупцией, Совет по содействию развития институтов гражданского общества и правам человека; многочисленные комиссии (по вопросам гражданства, по государственным наградам, по федеративным отношениям и местному самоуправлению и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Каковкина Е.Н. Конституционное (государственное) право России

2. Некрасов С.И. Конституционное  право Российской Федерации

3.  Кушнир И.В. Конституционное право Российской Федерации

4. Щербакова О.В. Конституционное (государственное) право России

 

 

 

 


 



Информация о работе Конституционно-правовой статус Президента РФ