Конституционный статус Правительства РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 10:16, контрольная работа

Краткое описание

Цель первой части данной работы выяснить конституционный статус Правительства РФ.
Право собственности — очень древнее право, возникшее ещё на заре цивилизации. Веками этот институт усовершенствовался, приспосабливался к условиям меняющегося мира. Постепенно возникли совершенно новые объекты и субъекты этого права (например, интеллектуальная собственность и юридическое лицо), появились новые отношения, связанные с этой собственностью (аренда и т.д.), характерной особенностью которых было расщепление прав владения и собственности между несколькими людьми. Поэтому возникла объективная необходимость в законодательном регулировании этих процессов

Вложенные файлы: 1 файл

Правовые основы1111.docx

— 48.60 Кб (Скачать файл)

Правомочие владения - это  юридически обеспеченная возможность  хозяйственного господства собственника над вещью. Речь при этом идет о  хозяйственном господстве над вещью, которое вовсе не требует, чтобы  собственник находился с ней  в непосредственном соприкосновении.

Правомочие пользования - это юридически обеспеченная возможность  извлечения из вещи полезных свойств в процессе ее личного или производственного потребления, так и в производственных целях. Правомочие пользования обычно опирается на правомочие владения. Но иногда можно пользоваться вещью, и не владея ею.

Правомочие распоряжения - это юридически обеспеченная возможность  определить судьбу вещи путем совершения юридических актов в отношении  этой вещи.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении  принадлежащего ему имущества любые  действия, не противоречащие закону и  иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п.2 ст.209 ГК).

Право собственности относится  к числу исключительных прав. Это  значит, что собственник наделен  правом исключать воздействие всех третьих лиц на закрепленную за ним в отношении принадлежащего ему имущества сферу хозяйственного господства, в том числе и с помощью мер самозащиты.

Сказанное, однако, не означает, что власть собственника в отношении  принадлежащей ему вещи безгранична. В соответствии с дозволительной направленностью гражданско-правового  регулирования, собственник действительно  может совершать в отношении  своего имущества любые действия, но только не противоречащие законам  и иным правовым актам.

 

    1. Формы и виды собственности

 

В зависимости от того, к  какой форме и к какому виду относится право собственности, принадлежащее тому или иному  конкретному лицу, определяется правовой режим имущества, составляющего  объект этого права, и спектр тех  возможностей, которыми в отношении  указанного имущества располагает  его собственник. Согласно п. 2 ст. 8 ныне действующей Конституции, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Аналогичное положение закреплено ив ст. 212 ГК, которая этим, однако, не ограничивается, подвергая названные формы собственности дальнейшему членению в зависимости от того, находится ли имущество в собственности граждан и юридических лиц. Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. Из содержания ст. 212—215 ГК может быть сделан вывод, что частная собственность по российскому законодательству подразделяется на собственность граждан и юридических лиц, а государственная собственность — на федеральную, принадлежащую Российской Федерации, и собственность, принадлежащую субъектам федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области и автономным округам.

Что же касается муниципальной собственности, то в качестве ее субъектов выступают городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования.

Обратим внимание на то, что  перечень форм собственности, данный как  в Конституции, так и в ГК, не является исчерпывающим, поскольку  сопровождается оговоркой, в силу которой в Российской Федерации признаются и иные формы собственности. Эта оговорка открывает путь к тому, чтобы классификация форм собственности в зависимости от стоящих перед законодателем целей и задач проводилась и в несколько иной плоскости.

«Трудно, однако, согласиться  с В. А. Тарховым, который наряду с  частной и государственной собственностью (муниципальную собственность он считает экономической частью государственной) выделяет такие виды собственности, как коллективная и личная. К коллективной он относит собственность всех товариществ (кроме простого) и обществ, а также общественных и религиозных организаций, к личной — собственность граждан, участвующих в общественном производстве. Конституция РФ и ГК РФ не выделяют ни коллективную, ни личную собственность. Коллективную собственность они относят к частной собственности юридических лиц, а личную собственность — к частной собственности граждан».

«С иных позиций к обоснованию  наличия коллективной собственности  подходит В. И. Иванов. Выделяя общину как субъект права, он приходит к  выводу, что она может стать  еще одним субъектом права  наряду с гражданами, государством, юридическими лицами и органами. Придавая общинам публично-правовую окраску, он признает общину субъектом коллективной собственности, которая не относится  ни к собственности юридического лица, ни к общей собственности. В  публично-правовой природе коллективной собственности общины В. И. Иванов усматривает  важнейший аргумент в пользу признания  общины новым субъектом права. Вопрос этот ввиду его новизны и сложности  требует специального обсуждения. Здесь  же ограничимся указанием на то, что попытка автора обнаружить в  праве собственности не только частно-, но и публично-правовые моменты, т. е. не замыкать это право целиком в границах частного права, заслуживает поддержки».

Характеризуя государственную  собственность, следует отметить, что  она согласно Конституции и ГК принадлежит не только государствам (Российской Федерации и входящим в ее состав республикам), но и иным субъектам федерации, которые не являются государствами (краям, областям, городам федерального значения, автономной области и автономным округам).

Итак, собственность в  Российской Федерации подразделяется на частную, государственную и муниципальную. В свою очередь, в составе частной собственности различается собственность граждан и юридических лиц, государственной — федеральная собственность и собственность субъектов федерации, муниципальной — собственность городских и сельских поселений и собственность других муниципальных образований.

Имущество, относящееся к  государственной или муниципальной  собственности, если оно не закреплено за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет имущество казны. В зависимости от того, кому принадлежит это имущество, оно составляет общегосударственную казну, казну субъекта федерации или муниципальную казну.

Частная собственность - это собственность граждан на земельные участки, жилье, дома, садовые домики, гаражи, предметы домашнего хозяйства и личного потребления, денежные средства, ценные бумаги, предприятия в сфере производства товаров, бытового обслуживания и торговли, транспортные средства и иные имущества. Частными объектами собственник может распоряжаться по своему усмотрению (продавать, завещать, сдавать в аренду и т.д.).

Частная собственность создается  и приумножается двумя путями:

- за счет личного (собственного) труда и труда в общественном  хозяйстве, в предпринимательской  деятельности, от денежных бумаг,  имущества по наследству;

- за счет использования  разрешенного наемного труда  и антизаконодательных деяний (коррупции,  взяточничества, вымогательства и  т. д.).

Частная собственность может  быть коллективно-долевой и индивидуально-долевой.

Государственная собственность  выступает в виде федеральной собственности и собственности субъектов (краев, областей, республик) Федерации. Ею распоряжаются комитеты по управлению государственным имуществом на соответствующих уровнях. Объектами федеральной собственности являются имущество органов власти и управления РФ (здания, сооружения, оборудования, культурные и исторические ценности страны, воздушный, речной, наземный транспорт, средства Госбюджета, пенсионные, страховые и другие фонды, связь, топливно-энергетические комплексы и т. д.), которые необходимы для осуществления задач на уровне страны.

В собственности субъектов  РФ находятся имущества органов  власти и управления краев, областей и республик (здания, сооружения, культурные и исторические ценности народов, населяющих эти территории, банки, предприятия, транспорт и т.д.).

Муниципальная собственность  - это собственность местных органов власти и управления, т. е. ею управляют местные органы самоуправления. К ней относятся городское,  районное, поселковое имущество и имущество сельских населенных пунктов. Ее объектами являются средства местного бюджета, жилищный фонд, объекты тепло-, водо-, газо-, электроснабжения, транспорт, коммунальное обслуживание, промышленные и строительные объекты, учреждения образования культуры и здравоохранения.

Совместная собственность - это собственность совместных предприятий, создающихся с участием российских юридических лиц и граждан, а также иностранных юридических лиц и граждан на территории РФ в форме АО, и других хозяйственных обществ и товариществ.

Коллективная (кооперативная) собственность - общая собственность, создаваемая путем объединения имуществ частной, государственной, муниципальной собственности и собственности общественных организаций (объединений). Имущество одновременно принадлежит нескольким лицам с определением доли каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность).

Собственность общественных организаций (объединений) -собственность профсоюзов, спортивных обществ, культурно-просветительных учреждений, молодежных организаций, различных партий и движений и т. д. К этой же категории собственности относится собственность религиозных организаций, объекты культа, производственного, социального и благотворительного назначения, денежные средства, благотворительные фонды и т. д. Эти организации могут заниматься и предпринимательской деятельностью.

Интеллектуальная собственность  - собственность творческих работников. Ее объектами являются произведения литературы, науки, искусства и другие виды творческой деятельности, а также научные открытия, изобретения, промышленные образцы, программы для ЭВМ, ноу-хау, торговые секреты, товарные знаки, фирменные наименования и знаки обслуживания.

 

Заключение

 

В настоящее время в Российской Федерации существует и функционирует довольно-таки сложная система исполнительной власти. Нельзя забывать о том, что, прежде всего она является подсистемой государственной власти, ее ветвью в структуре разделения власти как единого целого организационно-правового механизма государственной организации общества и ведения его дел. Эта подсистема имеет определенное структурное строение, включающее уровни (строение по иерархической вертикали); звенья (одноуровневые образования однородных органов); виды и формы органов исполнительной власти.

Правительство РФ, фактически являясь высшим органом исполнительной власти в государстве, призвано обеспечивать слаженное функционирование всех структурных единиц системы исполнительной власти.

Важнейшая роль Правительства Российской Федерации как высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации заключается в организации исполнения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, международных договоров РФ, осуществлении систематического контроля за из их исполнением федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принятии мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации. Иными словами Правительство Российской Федерации в частности и исполнительная власть в целом обеспечивают соблюдение режима законности в государстве.

На Правительство Российской Федерации возложено также тяжелое бремя решения насущных проблем государства: планирование бюджета, вопросы, связанные со сбором налогов, выплата заработной платы, пособий и пенсий и многие другие жизненно важные для страны вопросы. От того, насколько эффективны действия правительства по решению этих проблем, зависит благополучие населения.

Подводя итоги сказанного, можно  теперь по настоящему оценить роль и место Правительства РФ, как  высшего органа исполнительной власти в осуществлении государственной  власти в Российской Федерации.

 

Анализируя действующее  законодательство можно с уверенностью сказать, что права отдельных  субъектов, как граждан, юридических  лиц, так и государства, защищены на уровне закона, в котором нашли  свое отражение принципы демократического правового государства о праве  собственности и формах собственности.

Сейчас все мы, граждане России, стали потенциальными счастливыми  обладателями права собственности  на самые разнообразные материальные объекты: "в собственности граждан  и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением  отдельных видов имущества, которое  в соответствии с законом не может  принадлежать гражданам или юридическим  лицам"; "количество и стоимость  имущества, находящегося в собственности  граждан и юридических лиц, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены  законом..." (п.1, 2 ст.213 ГК РФ). Каждый из нас правоспособен иметь дом, земельный участок на праве собственности. Статья 209 ГК РФ определяет, что под правом собственности понимается возможность совершения любых действий собственником по своему усмотрению, но, несмотря на широту своих действий в отношении закрепленного за ним имущества, собственник ограничен в них указаниями закона, правами и интересами других лиц.

 

Список используемой литературы

 

Правовая литература

  1. Конституция РФ 1993 г.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая, от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ; часть вторая, от 26 января 1996 г. №14-ФЗ; часть третья от 26 ноября 2001 г. №46-ФЗ
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ
  4. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»

 

Основная литература

  1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп.  М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2004. 760 с.
  2. Гражданское право: Учебник / Под ред. Ю.К.Толстого и А.П. Сергеева. Ч. 1. СПб., 2004.
  3. Евстегнеев Е.Н. Правоведение: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2002.
  4. Правовые основы Российского государства: Учебное пособие для студ. вузов / Под ред. Н.А. Машкина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

Информация о работе Конституционный статус Правительства РФ