Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 16:25, реферат
Конституция в так называемом материальном смысле - это писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые, прежде всего, провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, а также определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу.
Для того чтобы конституция действовала, она должна учитывать реальные условия страны, уровень правовой культуры населения и многие другие факторы общественной жизни. В этих условиях конституция, юридическая база развития законодательства, правоприменительной практики, правосознания. Она закрепляет существующий «каркас» общественного и государственного строя, устанавливает основы политического процесса в обществе. Но это не значит, что конституция лишь простой слепок существующей ситуации.
Введение……………………………………………………………………………………………3
1. Понятие и сущность конституции………………………………………………4
2. Содержание конституции в различных странах……………………….5
3. Классификация конституций зарубежных стран………………………7
Заключение……………………………………………………………………………………….10
«Виды конституций в
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1. Понятие
и сущность конституции………………………………………………4
2. Содержание
конституции в различных странах……………………….5
3. Классификация
конституций зарубежных стран………………………7
Заключение……………………………………………………
Введение.
Конституция в так называемом материальном
смысле - это писаный акт, совокупность
актов или конституционных обычаев, которые,
прежде всего, провозглашают и гарантируют
права и свободы человека и гражданина,
а также определяют основы общественного
строя, форму правления и территориального
устройства, основы организации центральных
и местных органов власти, их компетенцию
и взаимоотношения, государственную символику
и столицу.
Для того чтобы конституция действовала,
она должна учитывать реальные условия
страны, уровень правовой культуры населения
и многие другие факторы общественной
жизни. В этих условиях конституция, юридическая
база развития законодательства, правоприменительной
практики, правосознания. Она закрепляет
существующий «каркас» общественного
и государственного строя, устанавливает
основы политического процесса в обществе.
Но это не значит, что конституция лишь
простой слепок существующей ситуации.
Содержание конституции в различных
странах.
Юридическая конституция может представлять
собой один документ (это консолидированная,
или кодифицированная конституция). Таково
подавляющее большинство конституций
стран мира (Китая 1982 г., Папуа - Новой Гвинеи 1975 г., Бразилии 1988
г., Украины 1996 г. и др.). Однако иногда поправки
к конституции в ее текст не вносятся,
а прилагаются к ней в определенной нумерации
(например, в США). Законодательный акт,
составляющий консолидированную конституцию,
чаще всего так и называется: «конституция».
Но в некоторых случаях применяется другая
терминология: «политическая конституция»
(Колумбия), «союзный конституционный
закон» (в Австрии - один из актов), «основной закон» (Германия).
В ряде стран конституция представляет
собой совокупность законов, принятых
в разное время (неконсолидированная,
или некодифицированная конституция).
Название каждому из них обычно дается
в соответствии с предметом регулирования:
«Форма правления», «Акт о риксдаге», «Акт
о престолонаследии» - в Швеции, законы
о кнессете (парламенте), о земле, о судоустройстве
– в Израиле, сеймовый устав – в Финляндии
и т.д.
В редких случаях под конституцией понимается
совокупность законов, судебных прецедентов
и неписаных конституционных обычаев
(Великобритания, Новая Зеландия). Законы
считающиеся частью такой конституции
(а в Великобритании их более 300), принимаются
не в особом порядке (квалифицированным
большинством), а обычным способом.
В странах, где конституций нет (султанат
Оман и др.), их роль выполняет священная
книга мусульман – Коран. В некоторых
странах Коран является часть «конституционного
блока», будучи поставлен над конституцией
и остальными его частями (Иран, Саудовская
Аравия и др.).
Конституции обычно состоят из преамбулы
(введения), глав (разделов, частей) и статей.
Так, например, текст Итальянской конституции
состоит из раздела «Основные принципы»
и двух частей – «Права и обязанности
граждан» и «Государственный строй Республики».
Статьи в свою очередь могут делиться
на пункты, обозначенные цифрой или буквенной
нумерацией. В редких случаях (например, В Венгрии)
вместо статей имеются параграфы. Завершается
конституция переходными и заключительными
постановлениями, которые предусматривают
преемственность государственной власти,
порядок создания новых органов. Во многих
конституциях есть приложения, содержащие
схемы, образцы, различные перечни (например,
полномочия федерации и субъектов), текст
клятвы президента и др. Неотъемлемой
частью конституции являются в некоторых
странах (США и др.)поправки к ней, они не
вносятся в текст, а прилагаются к конституции.
Основной закон имеет социальное и юридическое
содержание. Социальное содержание конституции
– это конкретизация ее социальной сущности.
Правовое, юридическое содержание конституции
– это тот юридически значимый материал,
из которого она состоит. Это нормы, закрепляющие
основы общественного строя (формы собственности,
управление экономикой, партийную систему
и др.), государственного строя (форму правления,
форму устройства государства и др.), основные
права граждан (право собственности, право
на труд, на свободу слова, неприкосновенность
личности и др.).
3. Классификация
конституций зарубежных стран.
Как политический документ конституция
закрепляет соотношение социальных сил
в обществе, их борьбу и сотрудничество,
достигнутый компромисс, а иногда, напротив,
- господство определенных слоев населения
или военно–политических группировок
(последнее в первую очередь относятся
к временным конституциям, принимаемым
в результате военных переворотов), регулирует
политический процесс в обществе. Конституция
отражает степень восприятия общечеловеческих
ценностей в обществе данной страны, содержит,
хотя и в неодинаковой мере, программные
положения о путях развития общества.
С этой точки зрения можно различать в
зарубежных странах несколько видов конституций:
- конституции полуфеодально-теократического
характера, основные законы, отражающие
влияние феодалов (Бахрейн, Бруней, Кувейт
и др.);
- социалистические конституции, провозглашающие
защиту интересов трудящихся (Вьетнам,
Китай и др.);
- конституции капиталистического общества
(США и др.);
- постсоциалистические конституции (Болгария,
Венгрия, Украина и др.).
По своему характеру конституции могут
быть:
- демократические (отражают общечеловеческие
ценности);
- авторитарные (провозглашают господство
и юридические привилегии определенных
классов, социальных слоев, рас, этнических
групп в обществе, устанавливают фиксированную
партийную систему, принижают роль парламента,
ограничивают основные права граждан);
- тоталитарные (закрепляют господство
одной партии, вождизм, обязательную идеологию).
По структуре принято делить конституции на консолидированные и
не консолидированные.
В зависимости от формы различают два
вида конституций:
- писаные;
- неписаные.
Писаная конституция – это особый законодательный
акт или несколько нередко разновременных
актов (например, в Финляндии, Швеции),
которые официально провозглашены основными
законами данной страны.
Неписаная конституция – это совокупность
различных законов, судебных прецедентов
и обычаев (из-за последних такая конституция
и называется неписаной). Эти акты и нормы
в своей совокупности закрепляют в какой-то
мере основы существующего строя, но формально
не провозглашены в качестве основных
законов.
Указанное различие в значительной мере
условно, так как в настоящее время нет
таких конституций, которые были бы целиком
неписаными (даже Великобритания, которая
считается классической страной неписаной
конституции, имеет в составе основного
закона множество писаных актов). По существу,
это комбинированные конституции, содержащие
писаные и неписаные нормы. Поэтому указанное
выше различие писаной и неписаной конституции
часто заменяют различиями формальной
конституции (конституционный акт) и материальной
конституции (совокупность норм, регулирующих
вопросы конституционного значения).
По порядку издания конституции зарубежных
стран подразделяются на:
- октроированные (дарованные);
- принятые представительным органом (учредительным
собранием, парламентом);
- одобренные на референдуме.
По способу изменения различаются: «гибкие»
и «жесткие».
Гибкими называются те из них, которые
изменяются в том же порядке, что и другие
законы (например, конституция Великобритании).
Для внесения изменений в «жесткие» конституции
требуются особые условия. В настоящее
время наблюдается тенденция появления
все большего числа «смешанных» по порядку
изменения конституций: одни их статьи
не подлежат изменению вообще, другие
изменяются в усложненном порядке, третьи
– в упрощенном.
В зависимости от периода действия конституции
бывают постоянными и временными. Разумеется,
отнесение той или иной конституции к
первой группе отнюдь не означает ее вечного
действия: вечных конституций не было
и нет (более двух веков действует конституция
США, более века - Бельгии).
Постоянная конституция – это такая, в
которой не устанавливается заранее каких-либо
хронологических границ ее действия.
Временная конституция ограничивает срок
своего действия или устанавливает условия,
при наступлении которых она заменяется
постоянной конституцией. Временные конституции
принимаются без созыва учредительного
собрания и на референдум не выносятся.
Обычно они провозглашаются главой государства
(так часто было в Египте, такова временная
конституция Таиланда 1991 г.) или новым
руководством страны после очередного
переворота (Судан в 1985 г.).
С точки зрения целеполагания различают
конституции программного характера и
констатирующие. Программными обычно
являются все социалистические конституции,
определяющие цели строительства социализма
и коммунизма (например, в Китае). Констатирующие
конституции не содержат программных
положений о преобразовании общества
(например, конституция США).
Различают также конституции федеративных
государств, унитарных государств, субъектов
федерации. В редких случаях конституции
имеются в автономиях политического характера
(например, Автономная Республика Крым
на Украине).
Заключение.
Для того чтобы конституция действовала,
она должна учитывать реальные условия
страны, уровень правовой культуры населения
и многие другие факторы общественной
жизни.
В соответствии с концепциями конституционализма,
теориями разделения властей и естественных
прав человека цель принятия конституции
заключалась в том, чтобы установить пределы
осуществления государственной власти,
ограничить ее определенными рамками,
не допустить произвола при ее осуществлении
как в отношениях отдельных ветвей власти
друг с другом, так и по отношению к человеческой
личности.
В отличие от других нормативных актов
конституция является основным законом
государства и общества. Такое ее положение
связано, прежде всего, с тем, что конституционные
нормы регламентируют наиболее важные
общественные отношения, связанные с осуществлением
государственной власти. В них определяются:
правовое положение личности, форма правления
и государственного устройства, система
государственных органов и порядок их
формирования, их взаимоотношения между
собой.
Одним из наиболее демократичных способов
принятия конституции считается принятие
ее специально избранным для этой цели
учредительным собранием.
Таким образом, конституция - это основной
закон государства, определяющий пределы
осуществления государственной власти
и представляющий собой систему правовых
норм, регламентирующих государственный
строй страны, принципы правовой системы
государства и основы его взаимоотношений
с населением.