Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 17:11, контрольная работа
1. Прокомментируйте, что означают положения ст. 13 Конституции Российской Федерации о том, что «в Российской Федерации признается идеологическое многообразие» и что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».
Статья 13 Конституции Российской Федерации1 устанавливает меру и принципы политической и идеологической свободы в Российской Федерации. Следует сразу же отметить, что эта мера предоставляет необычайно широкий простор для деятельности личности, партий и общественных объединений.
1. Прокомментируйте,
что означают положения ст. 13 Конституции
Российской Федерации о том,
что «в Российской Федерации
признается идеологическое
Статья 13 Конституции Российской Федерации1 устанавливает меру и принципы политической и идеологической свободы в Российской Федерации. Следует сразу же отметить, что эта мера предоставляет необычайно широкий простор для деятельности личности, партий и общественных объединений.
Идеология – это система политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную действительность, общество и отношения людей между собой. Характерная особенность идеологии состоит в том, что она непосредственно связана с практической деятельностью людей и направлена на утверждение, изменение либо преобразование существующих в обществе порядков и отношений.2
Идеологическое многообразие понимается как право отдельной личности, социальных групп, политических партий и общественных объединений:
1) беспрепятственно
разрабатывать теории, взгляды, идеи
относительно экономического, политического,
правового и иного устройства
Российской Федерации,
2) пропагандировать свои взгляды, идеи с помощью средств массовой информации: прессы, радио, телевидения, а также путем издания монографических и научно – популярных работ, трудов, статей и т.п.;
3) вести активную
деятельность по внедрению
4) публично защищать
свои идеологические воззрения,
5) требовать
по суду или через иные органы
государства устранения
Конституционный принцип, согласно которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, закрепляет равноправие идеологий в обществе. Ни одна из них не имеет приоритета, который закреплялся бы официально государством законодательным или иным способом. Граждане России вправе придерживаться той или иной идеологии, принимать активные меры по ее реализации в жизнь. Но такой выбор делается ими осознанно, добровольно и самостоятельно. В то же время государство не может навязывать гражданам какую-либо идеологию в качестве общеобязательной, которую они должны под страхом уголовного и иного наказания разделять, изучать и пропагандировать.
Отсутствие
государственной или
Зависимость государственной власти от идеологических установок лиц, проводящих эту власть, а также последствия, к которым может привести и приводят ситуации, когда разные органы государственной власти или лица придерживаются различных идеологических воззрений, наиболее ярко показывают взаимоотношения бывшего Верховного Совета Российской Федерации и Президента Российской Федерации в 1993 г.
Именно возможность с помощью государственного аппарата проводить идеологические воззрения в жизнь и заставляет социальные группы и партии весьма активно бороться за внедрение своих сторонников в те или иные государственные структуры, что еще раз убедительно продемонстрировали выборы в Федеральное Собрание.
Действенной гарантией принципа идеологического многообразия служит закрепленный в ч. 3 статьи 13 Конституции принцип политического многообразия, многопартийности.
Партии, выражая политическую волю своих членов, своими основными задачами видят участие в формировании органов государственной власти и управления, а также в осуществлении власти через своих представителей, избранных в законодательные и иные представительные органы власти. Партии принимают программные документы, публикуемые для всеобщего сведения, ежегодно оглашают свои бюджеты, не могут получать финансовую и иную материальную помощь от иностранных граждан, государств и организаций.
Партии имеют право выдвигать кандидатов в депутаты и на иные выборные должности, в том числе единым списком, вести предвыборную агитацию, формировать фракции из своих сторонников в представительных органах.3
Равенство общественных
объединений перед законом
Равенство общественных
объединений перед законом
Во-первых, это возможность свободного распространения информации о своих целях и деятельности, участие в формировании органов государственной власти и управления и в выработке их решений, представление и защита законных интересов своих членов и осуществление иных полномочий в соответствии со своими уставами и законодательством России.
Во-вторых, это права всех общественных объединений учреждать средства массовой информации, осуществлять издательскую деятельность, создавать в целях выполнения уставных задач предприятия и хозрасчетные организации, иметь в собственности здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, имущество культурно – просветительского и оздоровительного назначения. Денежные средства равным образом могут формироваться из вступительных и членских взносов (если это предусмотрено уставом общественного объединения), добровольных взносов, пожертвований, поступлений от лекций, выставок, лотерей, спортивных и иных мероприятий, доходов от производственной, хозяйственной, издательской и иной деятельности, не запрещенной законом.
В ч. 5 ст. 13 Конституции РФ предусматривается перечень оснований, при наличии которых запрещаются создание и деятельность общественных объединений. Если при регистрации устава проверяются цели общественного объединения, то после регистрации – его действия. И то и другое возложено на учреждения Министерства юстиции Российской Федерации, которые вправе требовать от руководящего органа общественного объединения представления принятых решений, направлять своих представителей для участия в проводимых общественным объединением мероприятиях, получать объяснения от членов общественного объединения и других граждан по вопросам, связанным с соблюдением законодательства и устава общественного объединения.
2. Раскройте
сущность понятия «
Интерес – это та побудительная сила, которая определяет характер и направление жизни людей со всеми ее положительными и отрицательными качествами. В условиях становления классового общества наряду с естественными интересами (потребление пищи, любовь к ближнему и др.) появляются социальные интересы.
Под социальными интересами понимаются реальные причины действий, свершений, формирующиеся у социальных групп в связи с их различиями по положению и роли в общественной жизни. Формой реализации социальных интересов являются политические отношения. Политический подход к решению любого вопроса состоит в том, чтобы обеспечить анализ событий с точки зрения интересов общества, социальных групп, индивидов.4
Таким образом, политика – это выражение потребностей, интересов и определение средств их удовлетворения.
Анализ интересов имеет важное значение для того, чтобы ответить на принципиальные для понимания политики вопросы: почему люди включаются в политическую борьбу? Каковы мотивы и стимулы их деятельности в этой области? Чем обусловлена поддержка людьми одних лидеров и их идей и критика других? Перечень этих вопросов можно продолжать до бесконечности, ибо нет такого политического вопроса, который не был бы связан с интересами.
Интересы часто называют движущей силой, «мотором» деятельности людей. В полной мере это относится и к интересам политическим. Посмотрим, как они возникают, как образуется их движущая сила. Основой интереса является положение социального субъекта (класса, нации, группы) в системе общественных отношений. Оно воспринимается людьми через жизненно важные факторы: характер и условия труда, размер и способ получения вознаграждения, социальную защищенность, условия и образ жизни и т.д. Каждая социальная группа имеет свое положение в системе общественных отношений, которое и обусловливает возникновение ее интересов.
Социальные субъекты находятся в постоянном взаимодействии, их жизненное положение испытывает мощное влияние со стороны общества, которое двойственно по характеру. Либо положение людей ухудшается, дестабилизируется, либо, напротив, оно открывает перед ними новые возможности улучшить свою жизнь, повысить престиж и т.п. Из этого взаимодействия и рождается интерес. Его можно определить как стремление субъекта изменить, улучшить и сохранить, укрепить свои жизненные условия и положение с помощью социальных средств. Конкретно интерес проявляется как стремление людей к определенным ценностям, институтам, процессам, связям, нормам, к специфическому отношению к действительности.
Здесь возникает вопрос: с помощью каких способов и средств можно удовлетворить стремления и интересы? Если при помощи политических средств – давлением на правительство, изменением государственной политики, участием в парламенте, поддержкой партий, лидеров и т.д., то речь идет о политическом интересе. Политические интересы, таким образом, – это специфическое проявление многообразных по своему содержанию неполитических интересов. Например, рост слоя предпринимателей может происходить исключительно на экономической основе. Однако рано или поздно этот рост начнет упираться в ограничительные законы либо в отсутствие необходимых правовых гарантий предпринимательства. Бизнес заинтересован в определенной финансовой, кредитной, налоговой и т.д. политике государства. Он делает свой выбор в политике, начинает поддерживать те партии, тех депутатов, лидеров, то правительство, которые способны материализовать его стремление в политике и законодательстве.
Итак, основой политических интересов является зависимость положения субъекта от сферы политики. Сам политический интерес – это стремление изменить положение с помощью политических средств.
Содержание же конкретных политических интересов многообразно, ибо оно зависит от самого субъекта, от конкретно-исторических условий, от взаимосвязи с другими субъектами и т.п.
Политические интересы
в силу своего многообразия представляют
собой сложное системное
а) по степени общности – личные, групповые, классовые, общественные;
б) по сфере функционирования – внутриполитические, внешнеполитические;
в) по характеру субъекта – национальные, государственные;
г) по возможности осуществления – реальные, мнимые;
д) по отношению к тенденциям общественного развития – прогрессивные, консервативные, реакционные.5
Политические интересы в отличие от других интересов (личных, общественных, классовых, профессиональных и т.д.) имеют ряд характерных особенностей, определяющих их качественную характеристику.
Во-первых, потенциал политического интереса зреет в материальных отношениях, экономическом базисе общества, но при этом играет активную роль по отношению к базису. Это связано с тем, что экономический фактор содержит несколько тенденций развития. Реализация той или иной тенденции есть вопрос политического выбора, в котором решающую роль играют политические интересы тех или иных классов, групп слоев. Отсюда следует, что политический интерес выражает сознательно избранную направленность политического действия к одной из вероятных возможных тенденций в сфере политического участия.
Во-вторых, политический интерес – это проявление властного (чего нет у других интересов) отношения, причем не всякого, а такого, при котором интересы социальной целостности опосредованы диалектикой интересов общественных классов, зачастую противоположно направленных.
Если бы классов не было, то не складывались и условия, формирующие политический интерес: властное отношение выражалось бы непосредственно социальным, общественным интересом.
В-третьих, политический интерес обладает относительной самостоятельностью.
В-четвертых, противоречивая
природа политического интереса
порождает разнообразные
Все многообразие типов и модификаций политических интересов имеет общий источник – соотношение интересов классов, групп, слоев с интересами общества в целом. Отход от него вызывает формирование иллюзорных форм, теряющих свойства политических интересов (например, бюрократический интерес).