Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 16:22, контрольная работа
1. Сущность, основные элементы и особенности формирования политической психологии
2. Иррациональный компонент политической психологии
3. Охарактеризуйте преобладающие черты политической психологии в современном российском обществе
....
1. Сущность, основные
элементы и особенности
Политическая психология – совокупность по преимуществу эмоционально-чувственных ощущений и представлений людей о политических явлениях, складывающихся в процессе их (людей) политического поведения и непосредственного взаимодействия с институтами. Внутренний механизм преобразования человеческих представлений, который органически вплетен в политический процесс.
Формы психологического влияния на политические процессы: стремление человека придавать своим ролевым и функционально безличным связям в политике сугубо персональный характер (например, выполняя функцию избирателя, человек может усмотреть в факте неизбрания президентом своего кандидата личную трагедию или заслугу); отождествление человеком своей личности с партией или профессией (партийные цели начинают доминировать над жизненными целями человека); проявление чрезмерной солидарности с политическими ассоциациями (в результате чего такой корпоративизм подменяет у человека семейные или иные базовые для жизни ценности); повышенное эмоциональное отношение к авторитету лидера.
Политическая психология включает в себя:
– социально-психологические
– индивидуально-психические
– функционально-физиологические элементы сознания, характеризующие психически врожденные черты и задатки человека, регулирующие адаптацию человеческого организма к внешней среде;
– психофизические свойства, регулирующие наследственность и темперамент, демографические и половозрастные черты, здоровье и др.
В политической психологии содержатся
как осознанно-рациональные, так
и бессознательно-
Феномен толпы. Важнейшая особенность
политической психологии является ее
способность формировать
Роль духовных факторов в политике отнюдь не ограничивается воздействием на людей идеологических доктрин и программ. Не менее, а нередко и более существенное значение для политики имеет другая форма политического сознания - политическая психология. Она представляет собой совокупность по преимуществу эмоционально-чувственных ощущений и представлений людей о политических явлениях, складывающихся в процессе их (людей) политического поведения и непосредственного взаимодействия с институтами.
О принципиальном значении
политических чувств и эмоций в политике
говорили многие учёные. Например, Аристотель,
понимая политику как форму общения
государства и гражданина, писал,
что правителям «… нужно знать
настроения лиц, поднимающих восстания,
… чем собственно начинаются политические
смуты и распри» Аристотель. Декарт
писал о шести чувствах, которые
движут человеком в мире и власти;
Макиавелли, утверждающий, что «править
- значит заставлять людей верить»,
специально указывал, что различия
в настроениях выступают
Политическая психология
обобщённо характеризует
С одной стороны, она выступает
тем духовным явлением, которое опосредует
все разновидности
С другой стороны, политическая
психология представляет собой генетически
первичную, эмоционально-оценочную
реакцию политического сознания
и тот специфический фактор, который
оказывает самостоятельное
Рассмотрение политической психологии как специфического фактора политического процесса позволяет раскрыть её особые отличительные свойства, продемонстрировать политические чувства и эмоции как наиболее подвижный и динамичный элемент политического сознания, который организует и определяет субъективные образы лидеров, государства, власти, складывающейся у человека. Именно чувства заставляют человека оценить политические явления в зависимости от того, какими они отражаются в его сознании, а не от их реального содержания. Например, недоверие к той или иной партии, к режиму в целом формируется у человека по преимуществу не в результате анализа их программы и действий, а за счёт отношения, скажем, к неэтническому поступку их лидера или просто на основе неведомым образом возникшей антипатии или симпатии. Таким образом, человек воспринимает политическую реальность чаще всего такой, какой она представляется его чувствам и эмоциям, которые, действуя по собственным законам, вполне могут и неадекватно отражать окружающий мир.
Отражая и интерпретируя политику в эмоционально-чувственной форме, политическая психология представляет собой «практический» тип политического сознания. Если, к примеру, идеология является продуктом специализированного сознания, плодом теоретической деятельности группы людей, то политическая психология формируется на основе практического взаимодействия людей друг с другом и с институтами власти. И в этом смысле она характеризует те ощущения и воззрения людей, которыми они пользуются в повседневной жизни. К их отличительным чертам относят прежде всего отображение людьми практических объектов сквозь призму своих непосредственных интересов и доступного им политического опыта. Повинуясь чувствам, люди подчиняют получаемую ими информацию собственным задачам, логике своих индивидуальных действий. Поэтому политическая психология тем больше влияет на ориентацию людей во власти, чем сильнее политика включается в круг их непосредственных интересов.
С чисто познавательной точки
зрения политическая психология является
органической формой мышления, которая
не в состоянии отразить скрытые
от непосредственного наблюдения черты
политических явлений. Используя выборочную,
избирательную информацию о политических
процессах, она отображает лишь те внешние
формы и фрагменты
Познавательная ограниченность политической психологии проявляется в приписывании непосредственно воспринимаемым ею явлениям разнообразных причин, устраняя таким образом имеющиеся у неё дефицит информации. В науке такое явление получило название «каузальной атрибуции» (Ф. Хайдер), отражающей свойство политической психологии умозрительно достраивать политическую реальность, домысливать, искусственно конструировать мир, придумывать ему звенья.
Политическая психология - внутренние противоречие явление. В отличие от идеологии, стремящейся подвести политические взгляды людей под некий общий знаменатель, политическая психология отражает политическую реальность во всём её многообразии, допуская одновременное существование самых разноречивых и даже противоположных эмоций. Поэтому в психологии всегда присутствует различные и подчас противоречивые чувства: долга и желания освободиться от обязательств, потребность к самоуважению и жажда подчинения более сильному, общительность и чувство одиночества, осуждение власти и желание быть к ней ближе и т.д.
В самом общем виде можно сказать, что политическая психология включает в себя:
социально-психологические чувс
индивидуально-психические элем
функционально-физиологические
психофизические свойства, регулирующие наследственность и темперамент, демографические и половозрастные черты, здоровье и прочие аналогичные характеристики.
2. Иррациональный
компонент политической
Наиболее существенная часть психоаналитической социологии Фрейда - учение о человеке, представляющее собой совокупность разнопорядковых концепций о природе и сущности человека, его психике, формировании, развитии и структуре личности, причинах и механизмах деятельности и поведения человека в различных социальных общностях.
По Фрейду, особо важную роль в формировании человека в его жизни играют два всеобщих космических инстинкта: Эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни, инстинкт самосохранения) и Танатос (инстинкт смерти, инстинкт агрессии).
Представляя человеческую жизнедеятельность как результат борьбы двух вечных сил Эроса и Танатоса, Фрейд считал, что эти инстинкты являются основными двигателями прогресса. Единство и борьба Эроса и Танатоса не только обуславливают конечность бытия индивида, но и весьма существенно определяют деятельность различных социальных групп, народов и государств.
Согласно концепции Фрейда, носителем полового инстинкта является всеобщая психическая энергия, имеющая сексуальную окраску (либидо), которая иногда трактовалась им как энергия сексуального влечения или половой голод.
Концепции либидо принадлежит весьма важная роль. Вместе с тем, Фрейд не сумел выработать однозначной трактовки либидо и в зависимости от тех или иных поворотов теоретических изысканий истолковывал либидо то в одном, то в другом смысле.
В одних случаях он говорил о либидо как о меняющейся количественно силе и заявлял, что это либидо мы отличаем от энергии, которую следует положить вообще в основу душевных процессов. В других утверждал, что либидо в глубочайшей основе своей и в конечном результате составляет только продукт дифференциации энергии, действующей вообще в психике.
Бессознательные (в первую очередь сексуальные) стремления личности образуют ее потенциал и основной источник активности, задают мотивацию ее действий. В силу невозможности удовлетворения инстинктивных потребностей в их естественно-природной форме из-за социальных нормативных ограничений человек вынужден постоянно искать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации. Модель личности, созданная Фрейдом, представляет собой трехуровневое образование: низший слой (Оно, или Ид), представленный бессознательными импульсами и “родовыми воспоминаниями” , средний слой (Я, или Эго) и верхний слой (Сверх-Я, или Супер-Эго) - нормы общества, воспринятые человеком. Наиболее жесткие, агрессивные и воинственные слои - Оно и Сверх-Я. Они с обеих сторон атакуют психику человека, порождая невротический тип поведения. Поскольку по мере развития общества верхний слой (Супер-Эго) неизбежно увеличивается, становится более массивным и тяжелым, то и вся человеческая история рассматривается Фрейдом как история нарастающего психоза.
Раскрывая сущность концепции Фрейда, следует отметить, что ученый считал, - наиболее важная роль в формировании и жизнедеятельности человека играет также комплекс Эдипа. Исследуя сновидения своих пациентов, Фрейд обратил внимание на то, что значительная часть их с возмущением и негодованием сообщали ему о сновидениях, основным мотивом которых была половая связь с матерью (инцест). Усмотрев в этом определенную тенденцию, Фрейд приходит к выводу, что первое социальное побуждение человека направлено на мать, в то время как первое насильственное желание и ненависть направлены на отца.
Таким образом, Эдипов комплекс является, по Фрейду, базисом человеческого бытия, в то время как три сферы личности находятся в постоянном взаимодействии и оказывают влияние на функциональную деятельность друг друга. Одно из важнейших отношений такого рода - взаимоотношение “Оно” и «Я».